Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

√леб ѕанфилов

   /   

Gleb Panfilov

   /
             
‘отографи€ √леб ѕанфилов (photo Gleb Panfilov)
   

ƒень рождени€: 21.05.1934 года
ћесто рождени€: ћагнитогорск, , „ел€бинска€ область ,———–
ƒата смерти: 26.08.2023 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 89 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


ќѕј—Ќјя “≈ћј

–ежиссер

≈сли первые фильмы ѕанфилова рассказывали о рождении таланта, о том, как в маленьком человеке пробуждаетс€ художник, то в Ђ“емеї сюжет развиваетс€ как бы от обратного: здесь талант покидает художника и драматизм ситуации состоит в том, художник это понимает.

18.07.2004

 омсомольский функционер √леб ѕанфилов приехал из —вердловска в ћоскву, поступил во ¬√» , затем училс€ на ¬ысших режиссерских курсах у √ригори€  озинцева, поставил такие оригинальные картины, как Ђ¬ огне брода нетї и ЂЌачалої. ѕлоть от плоти коммунистической системы, ѕанфилов, однако, выражал взгл€ды той части молодой интеллигенции, котора€ считала, что систему можно и нужно улучшить, сделать более гуманной, придать ей Ђчеловеческое лицої. » в лучших своих работах он сумел стать если не судьей, то, во вс€ком случае, талантливым критиком этой бесчеловечной системы.

√леб ѕанфилов фотографи€
√леб ѕанфилов фотографи€

—амо собой разумеетс€, что путь ѕанфилова в кино не был легким: уже дебют режиссера привлек внимание критики и любителей кино небанальным подходом к теме искусства и революции. ‘ильм ЂЌачалої столкнулс€ с серьезными претензи€ми ленинградского партийного руководства. –ежиссеру пришлось мен€ть финал картины Ч сделать его более оптимистическим. » конечно, мечта всей жизни ѕанфилова и „уриковой Ч поставить Ђ∆анну дТјркї Ч встретила решительное непри€тие кинематографического начальства.

ќднако главна€ батали€ разыгралась вокруг его картины Ђѕрошу словаї (1976) Ч истории обыкновенной женщины, ставшей председателем горсовета. Ёто был своего рода парафраз классики советского кино Ч фильма Ђ„лен правительстваї, воплощавшего идею Ћенина о том, что кажда€ кухарка может управл€ть государством. јбсурдность этой идеи дл€ многих стала вполне очевидна лишь в 60-е годы.

≈лизавета ”варова Ч известна€ спортсменка, чемпион по стрельбе, получает за свои спортивные достижени€ теплое местечко Ч председател€ профкома фабрики, а затем становитс€ и председателем горсовета в небольшом промышленном городе. јвтор показывает тип малообразованного, несведущего в делах фанатика. ”варова, конечно, хочет сделать что-то хорошее, полезное дл€ города и его жителей, но она не обладает ни профессиональными знани€ми, ни жизненным опытом, необходимым дл€ такой ответственной работы. ”варова показана как некий реликт сталинской эпохи: она готова посв€тить работе не только всю себ€, но и интересы своей семьи.

‘ильм начинаетс€ с эпизода, когда ”варова, сразу после трагической гибели сына, выходит на работу Ч факт, который вызвал негодование у зарубежных зрителей.  артина, правда, была продана только в соцстраны. — другой стороны, ≈лизавета рыдает при известии о гибели —альвадора јльенде, тогда как ее муж, как и большинство советских людей, воспринимали этот факт абсолютно равнодушно. Ђј € подумал, что-то с мамой случилосьї, Ч восклицает он в ответ на бурную реакцию жены. ƒл€ ”варовой же лучший способ успокоитьс€ Ч это пойти пострел€ть в тире или почитать сочинени€ Ћенина!

—ам ѕанфилов рассказывал, что именно истори€ женщины, вышедшей на работу после смерти сына (факт, имевший место в действительности) и натолкнул его на мысль о создании такого фильма. ≈му показалось интересным внимательно рассмотреть тип идейного фанатика на фоне всеобщего цинизма, и он исследовал этот конфликт с большой глубиной и художественной силой. ѕричем отношение авторов к героине неоднозначно. ƒа, она фанатична, она Ч продукт системы коммунистического воспитани€, но ее фанатизм авторы объ€сн€ют трудным послевоенным детством, посто€нным вдалбливанием пропагандистских догм, необразованностью, узостью взгл€дов. ”варова плачет, когда ее назначают на высокую должность, но она хочет работать, и действительно вкалывает Ђне за страх, а за совестьї. ”варова идеалистически верит, что все можно сделать, можно преодолеть любые трудности, надо только решить. ћножеством точных наблюдений над жизнью отличаетс€ этот фильм, включа€ и целый р€д не вошедших в окончательный вариант (по соображени€м метража или каким-то другим). “акова, например, новелла о сапогах.

”варова покупает в ћоскве у спекул€нтки за 150 рублей французские сапоги. ƒл€ ответственного работника Ч де€ние €вно предосудительное. Ќо, оказываетс€, купила она их с единственной целью: наладить производство таких сапог у себ€ в городе. Ќа фабрике сапоги раздирают на части (а ”варова все же наде€лась поносить!) и, конечно, оказываетс€, что такие сапоги Ђу насї делать невозможно!

”варова Ч реликт 20-х-30-х годов: дух аскетизма €рко про€вл€етс€ в сцене у постели старого большевика. “аких уже осталось немного: в наш прагматичный век искренность Ч повод дл€ насмешки. » автор ставит трудный, практически неразрешимый вопрос: что лучше Ч фанатики или циники. ѕри этом ”варова трагически одинока в ее борьбе: у нее нет поддержки мужа, детей. ≈е убежденность дл€ них непон€тна и глубоко чужда.

Ћучшие дн€

ќна смотрела на всех с высоты
ѕосетило:8704
“рейнтье  еевер
ƒмитрий јстрахан. Ѕиографи€
ѕосетило:913
ƒмитрий јстрахан
‘лера —улейманова. Ѕиографи€
ѕосетило:161
‘лера —улейманова

Ќичего удивительного, что и героин€, и фильм в целом вызвали серьезные возражени€ ленинградского партийного босса –оманова. ќн увидел в картине (и не без основани€) издевательство над революционными традици€ми, подрыв морального авторитета партийного и государственного руководства. ѕри поддержке √оскино (председатель √оскино ‘.≈рмаш, как и ѕанфилов, был свердловчанин), фильм все же пробил дорогу на экран (и даже был показан по телевидению!), а позднее Ђна верхахї, закрыв глаза на двусмысленность картины, сделали вид, что она развивает революционные традиции советского кино!

Ќо –оманов не забыл своего поражени€, и поэтому ѕанфилову пришлось переехать в ћоскву. «нающие люди передавали Ђисторическуюї фразу, €кобы сказанную –омановым вслед отъезжающему режиссеру: Ђ—оветска€ власть у нас не только в Ћенинграде. ќн в этом убедитс€ї. –оманов как в воду смотрел. —ледующа€ работа ѕанфилова Ђ“емаї имела еще более трудную судьбу.

Ћетом 1979 года, накануне очередного московского кинофестивал€, разнесс€ слух, что ѕанфилов закончил острую картину, и, возможно, она будет выставлена на конкурс от —оветского —оюза. ѕерва€ часть слуха оказалась верной Ч Ђ“емаї была завершена, состо€лось несколько закрытых просмотров дл€ друзей режиссера, приглашенных строго по спискам, составленным самим ѕанфиловым. “ем не менее, письма, критикующие фильм как контрреволюционный, немедленно поступили в ÷  партии. » после серии традиционных показов Ђна дачахї членам ѕолитбюро, картина не только не была показана на фестивале, но отправилась пр€мо Ђна полкуї.

ћежду тем, первоначально это был чуть ли не госзаказ. –уководство √оскино долго искало режиссера, готового сн€ть фильм, разоблачающий диссидентов и эмигрантов: предлагали буквально Ђманну небеснуюї, только согласитесь. Ќо никто не соглашалс€. √овор€т, получив такое предложение, хитрый Ќикита ћихалков воскликнул: Ђ„то вы, € боюсь, они ведь и убить могут!ї ќтверг предложение и Ќиколай √убенко. Ќаконец, уломали ѕанфилова, но он согласилс€ лишь при условии, что сценаристом будет јлександр „ервинский.

≈сли первые фильмы ѕанфилова рассказывали о рождении таланта, о том, как в маленьком человеке пробуждаетс€ художник, то в Ђ“емеї сюжет развиваетс€ как бы от обратного: здесь талант покидает художника и драматизм ситуации состоит в том, художник это понимает. ЂЌаш фильм, Ч рассказывал режиссер в единственном, кажетс€, репортаже со съемок, Ч о критическом отношении к самому себе. ќно необходимо любому человеку, а тем более художнику. Ќаш герой предпринимает отча€нную попытку угнатьс€ за жизньюЕї1

Е»звестный советский драматург  им ≈сенин переживает творческий и духовный кризис. ¬месте с другом, тоже попул€рным драматургом, ѕащиным, специалистом по милицейским истори€м,  им едет в —уздаль, чтобы напитатьс€ соками земли русской, набратьс€ новых тем и написать что-нибудь на модный нынче сюжет из истории –уси. —опровождает  има его молоденька€ любовница. ѕри€тель ≈сенина, в отличие от нашего геро€, чужд сомнений. «аконченный циник, он знает цену своей продукции, но нисколько от этого не страдает. Ђј кто будет гениальные пьесы лудить?ї Ч вопрошает ѕащин.  огда гаишник на дороге останавливает их машину, он грубо шантажирует инспектора: Ђя буду жаловатьс€. я с твоим министром пьюї.

¬ ≈сенине есть кое-какие черты —ерге€ ћихалкова или јнатоли€ —афронова, разница только в том, что  им глубоко переживает свое внезапное прозрение: Ђ«ачем € еду?  акой смысл мен€ть место пребывани€, если € сам не изменюсь уже никогда? √осподи, как € устал! ј ведь мне нет и 55. ∆ених по нынешним временам. »звестный драматург, обласкан зрител€ми и начальством. —ижу в президиумах. ј счасть€ нет. ∆изнь прошла зр€ї. » еще: Ђя сам знаю, что давным-давно кончилс€ и никогда больше не напишу ничего достойногої2.

јвтор сценари€ јлександр „ервинский и режиссер не сообщают нам, как и почему произошло прозрение ≈сенина. ћы просто становимс€ свидетел€ми полного жизненного краха геро€. ∆ена существует только дл€ видимости, любви к ней давно уже нет; надоела и глупа€ любовница. —ын, которого по блату устроили во ¬√» , бросает институт ради музыкального ансамбл€. Ќо самое страшное Ч ощущение, что ≈сенин продал свой талант, предал подлинное искусство. ј это не проходит бесследно. Ђ«ачем € живу? «ачем € пишу пьесы? » главное, в толк не возьму Ч зачем их став€т театры?ї.

ѕоначалу ѕанфилов хотел пригласить на роль ≈сенина »ннокенти€ —моктуновского.  азалось, что это именно его роль Ч вечно рефлексирующий актер смог бы легко перевоплотитьс€ в образ такого драматурга. Ќо это было бы слишком поверхностным решением. –ежиссер выбрал в пользу другого актера Ч ћихаила ”ль€нова. ”ль€нов привычен в амплуа твердокаменных ленинцев, играл он и самого вожд€ революции, разного рода председателей колхозов, генералов (∆уков) и прочее. Ёффект такого выбора был чрезвычайно силен: уж раз даже такие закаленные большевики заколебались, познали сомнение в правильности пути, зарефлексировали, то, что же нам с вами говорить!

»так,  им ≈сенин приезжает в —уздаль и останавливаетс€ в доме старой учительницы. ќн попадает в атмосферу высокой культуры, глубоких духовных ценностей, традиций русской старины. »х берегут здешние интеллигенты, преданные народу, а не режиму, кристально чистые и благородные бессребреники. ¬ —уздали  им встречает искусствоведа —ашу (»нна „урикова). ƒраматург ищет встреч с ней, он т€нетс€ к истинной русской культуре, от которой давно отвык. Ќо —аша откровенно говорит ему, что его творчество бездарно и что человек, изменивший литературе, продавший свое перо, никогда не сможет создать что-то сто€щее.   тому же все помыслы —аши сосредоточены на судьбе любимого человека, которого в фильме называют просто Ѕородатым (—танислав Ћюбшин). Ѕородатый Ч историк, научный работник; он разыскал неизвестные письма –адищева, написал об этом научное исследование, но отказалс€ от соавторства с начальником.  онечно, публикаци€ работы оказалась невозможной. ¬с€ эта истори€ настолько травмировала Ѕородатого, что он прин€л решение эмигрировать. ѕосле подачи за€влени€, его, как и полагалось в те годы, уволили с работы. “еперь он копает могилы на местном кладбище, ожида€ разрешени€ на выезд.

 им ≈сенин случайно присутствует при драматическом разговоре —аши и Ѕородатого:

Ђ—аша:  уда ты едешь? „то у теб€ общего с јмерикой? “ы там пропадешь. “ы даже €зыка не знаешь толком!

Ѕородатый: «ато ты два знаешь, а что толку?

—аша: ƒа ты же в јмерике со всеми переругаешьс€!

Ѕородатый: ћежду прочим, € еду в »зраиль!

—аша: Ќеправда, ты туда не поедешь!

Ѕородатый: ѕоеду!

—аша: Ќет, зачем ты врешь!

Ѕородатый: «аткнись!

—аша: Ќе уезжай, прошу теб€Е

Ѕородатый: ≈сли бы ты любила мен€, ты бы поехала со мной.

—аша: я не могу, € не хочу, јндрей, миленький!

Ѕородатый: Ќу, вот ты и сделала свой выбор.

—аша: ќстаньс€, € не смогу там, € пропаду. » ты пропадешь.

Ѕородатый: Ќичего, € смогу, там € всЄ смогу! я здесь не смогу. «десь всЄ ложь!

—аша: “ак ты что, ты туда за правдой едешь? ƒа?

Ѕородатый: ћне хоть врать там не придетс€.

—аша: √осподи, какой же ты дурак!

Ѕородатый: Ёто ты дура!

—аша: Ќет. “ам не будешь врать? “ам не будешь жить, јндрей!

Ѕородатый: я выживуЕ € выживуЕ

—аша: Ќет, ты там пропадешь, от тоски умрешь!

Ѕородатый: ѕусть € умру от тоски там, чем от ненависти здесь!

—аша: ќпомнись, јндрей! „то ты говоришь?

Ѕородатый: я здесь всЄ ненавижу. » теб€ тоже. “ы предала мен€!ї3.

“ак заканчиваетс€ этот драматический диалог. Ћюбопытно, что главный герой, который по всем канонам советской драматургии должен был бы сурово осудить поступок Ђизменника родиныї, дать ему надлежащий отпор, не находит убедительных слов. ќн м€млит что-то вроде: Ђѕравильно —аша ему сказала, он там пропадет, сдохнет от тоски в этой јмерикеї » все! ј ведь сцена была задумана начальством как решительное разоблачение евреев-эмигрантов и вс€кого рода диссидентов. ќднако авторы создали правдивое произведение, далекое от банального осуждени€. Ёто реальные судьбы и ситуации, реальные трагедии людей, не выдерживавших гнета и лжи коммунистического режима и вынужденных, броса€ свои дома, семьи, работу, уезжать в никуда.

Е¬ состо€нии т€желой депрессии  им ≈сенин садитс€ в машину и мчитс€ в ћоскву, но на середине дороги поворачивает назад. Ќа полной скорости, уже на окраине —уздал€, его машина врезаетс€ в столб. ѕоследние кадры фильма: ≈сенин выползает из машины, с трудом добираетс€ до телефонной будки и набирает номер —аши: Ђ¬ы слышите мен€?ї и падаетЕ

—тоит ли говорить, что столь необычный по теме фильм не мог быть выпущен на экраны в 1979 году и пролежал на полке вплоть до Ђреабилитацииї 1986 года (даже в Ђ инословареї, изданном в 1986 году, нет упоминани€ об этой работе режиссера).

Ќа очередном кинофестивале в ћоскве летом 1981 года Ђ“емаї была показана на закрытом просмотре дл€ гостей фестивал€. ќднако, по отзывам иностранных зрителей, трудно было пон€ть, в чем же собственно конфликт фильма, оставались не€сными причины драмы Ѕородатого и т. д.  ороче говор€, картина не вызвала интереса гостей. » это пон€тно. Ёто результат доработок и переделок фильма. ¬о-первых, изменили финал: тогдашние престарелые советские вожди, как известно, больше всего бо€лись смерти; изображение болезней и смерти на экране было категорически запрещено. ѕоэтому ѕанфилов сн€л несколько разных вариантов финала с намеком на выздоровление геро€ (подъезжает Ђскора€ї). Ќо главна€ работа (уже без участи€ режиссера) шла над крамольной сценой диалога —аши и Ѕородатого.

«десь был придуман поистине гениальный и новаторский трюк. ћне рассказывал работник мебельного цеха Ђћосфильмаї, что к нему обратилс€ сотрудник съемочной группы Ђ“емыї с просьбойЕ дать табуретку. Ђ акую еще табуретку? Ч удивилс€ мой знакомый. Ч ¬аша группа уже расформированаї. Ђѕравильно, расформирована. Ќо мы сейчас проводим переозвучивание нескольких сцен. ѕадающа€ табуретка должна заглушить фразу ЂЋучше € умру от тоски там, чем от ненависти здесьї. ЂЌо позволь, Ч все еще не сдавалс€ мебельщик, Ч ведь фраза длинна€, а табуретка упадет быстрої. ЂЌичего, Ч был ответ, Ч она у нас будет перекатыватьс€ї.

Ќе знаю, с помощью ли пресловутой табуретки или какими-то другими способами произведено заглушение текста, но результат, как говоритс€, налицо: зрители, не знавшие, в чем дело, так ничего и не пон€ли!

ѕредеседатель √оскино ≈рмаш обещал протолкнуть фильм на экран Ђпосле всех съездовї Ч партийного, кинематографистов, писателей и художников. Ќо прошли все съезды, а фильм Ђ“емаї оставалс€ недоступным дл€ зрителей вплоть до 1986 года. ѕоистине, опасна€ тема!


1Ђ—оветский экранї, є 14, 1979.

2 ÷итирую по монтажному листу первого варианта фильма.

3 “ам же.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

–естлер, балагур и любитель пускать газы
ѕосетило:43754
 јндре √игант
ќснователь группы Boney M.
ѕосетило:11261
‘рэнк ‘ариан
јномалии роста: „еловек, бывший карликом и великаном
ѕосетило:10283
јдам –айнер

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru