Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

√леб ѕанфилов

   /   

Gleb Panfilov

   /
             
‘отографи€ √леб ѕанфилов (photo Gleb Panfilov)
   

ƒень рождени€: 21.05.1934 года
ћесто рождени€: ћагнитогорск, , „ел€бинска€ область ,———–
ƒата смерти: 26.08.2023 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 89 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


Ѕиографи€

–ежиссер

√.ј. ѕанфилов Ц народный артист –оссии, лауреат √осударственной премии –‘, премии ѕрезидента –‘, академик Ќациональной академии кинематографических искусств и наук –оссии.

19.11.2006

–одилс€ 21 ма€ 1934 года в ћагнитогорске. ќтец Ц ѕанфилов јнатолий ѕетрович (1912Ц1996), журналист, в годы ¬еликой ќтечественной войны был редактором фронтовой газеты Ђ¬перед на врагаї. ћать Ц ѕанфилова ¬ера —тепановна (1912Ц1962), экономист. —упруга Ц „урикова »нна ћихайловна, народна€ артистка ———–, ведуща€ актриса ћосковского театра ЂЋенкомї. —ыновь€: ѕанфилов јнатолий √лебович (1957 г. рожд.), окончил Ћенинградский институт театра и кино, художник-постановщик театра и кино; ѕанфилов »ван √лебович (1978 г. рожд.), выпускник ћ√»ћќ, юрист-международник.

√леб ѕанфилов фотографи€
√леб ѕанфилов фотографи€

¬ кино √леб ѕанфилов пришел, име€ за плечами профессию инженера-химика, опыт кинолюбительства и работы на телевидении. ”же первый его фильм Ђ¬ огне брода нетї (1967) показал, что отечественна€ режиссура обрела художника, не бо€щегос€ говорить правду, умеющего сочетать краски эпические и проникновенно лирические, тончайший психологизм и силу шоковых потр€сений, сразу ставшего вровень с самыми €ркими, звездными именами поколени€ 1960-х: ј. “арковским, ј.  ончаловским, Ћ. Ўепитько, Ё.  лимовым, ќ. »оселиани. ¬месте с ѕанфиловым в кино пришла и его команда, замечательна€ пле€да мастеров: оператор ƒмитрий ƒолинин, художник ћарксэн √аухман-—вердлов, композитор ¬адим Ѕиберган, Ц дебютировавших вместе с ним, а затем и продолживших это творческое содружество.

¬з€в за основу сюжета малоизвестный рассказ замечательного кинодраматурга ≈вгени€ √абриловича, совместно с которым был написан сценарий, ѕанфилов сумел найти новый поворот в историко-революционной теме, к тому времени изр€дно девальвировавшейс€. ¬пр€мую не противореча цензурным установкам, режиссер сумел сказать правду о страшной цене √ражданской войны через единичную человеческую судьбу Ц судьбу героини фильма, санитарки госпитального поезда “ани “еткиной, скромной безвестной девушки, одной из миллионов, чь€ жизнь была брошена на алтарь неосуществимых идеалов ”топии.

Ђ¬ огне брода нетї (Ђ«олотой леопардї фестивал€ в Ћокарно за лучший дебют) стал событием принципиальным, принесшим многие открыти€ в экранной образности (ѕанфилов начинал свой путь в кино любительском, как режиссер, сценарист, а также и оператор: изображение он чувствует превосходно), в кинематографической эстетике, в принципах работы с актером. ” »нны „уриковой и прежде были заметные роли в кино, но только после этой она стала той „уриковой, которую знают ныне, Ц актрисой неповторимого диапазона, включающего фарс и трагедию, виртуозную легкость и пронзительную глубину. ќна принесла на экран совершенно новый человеческий тип, непривычный советскому кинематографу, встречавший резкие возражени€, совсем непросто пробивавший себе дорогу.

—южет своего следующего фильма Ц ЂЌачалої (1970) ѕанфилов придумал уже сам и писал сценарий (вновь вместе с ≈. √абриловичем) специально дл€ „уриковой. јвторы вновь рассказывали об обыкновенной девушке и ее необыкновенном таланте, о ткачихе из провинциального городка, в душе которой живет талант великой актрисы. » случай дарит ей возможность сыграть великую роль. –ежиссер, снимающий фильм о ∆анне дТјрк, приглашает ѕашу —троганову в свою картину... ѕанфилов сделал как бы фильм в фильме, эпизоды истории ∆анны дТјрк прослаивают судьбу ткачихи ѕаши. ЂЌачалої (—еребр€ный приз ¬енецианского фестивал€) еще раз подтвердило огромный талант „уриковой. ƒа, эта актриса способна сыграть ∆анну в задуманном ѕанфиловым большом биографическом фильме, да, в этой роли она достойна сост€затьс€ со своими великими предшественницами... ”вы, написанный им прекрасный сценарий Ђ∆изни ∆анны дТјркї доныне не реализован...

¬ услови€х жесткой государственной опеки над кинематографом ѕанфилов неизменно сохран€л внутреннюю свободу, заставл€л власть считатьс€ с собой как творческой личностью. » если бралс€ за темы, так сказать, Ђофициозныеї, то решал их по-своему. Ђѕрошу словаї (1976; на этот раз ѕанфилов писал сценарий уже самосто€тельно) Ц истори€ женщины (еще одна блистательна€ роль „уриковой), из простых работниц выдвинувшейс€ в председатели горисполкома (по нынешней терминологии Ц в мэры города, пусть и не крупного, но тем не менее). »менно она, ≈лизавета ”варова, есть реальное воплощение советской власти на своей территории, ее, в пр€мом и переносном смысле, лицо. Ћицо человечески симпатичное, внушающее уважение, но далекое от идеальности. » жизнь, окружающа€ ее, тоже совсем не идеальна Ц такова, какова есть, со всей ее житейской требухой, малыми и большими огорчени€ми и, увы, трагическими случайност€ми, которые, может быть, вовсе и не случайности. ѕогибает сын ”варовой, вроде уж никак не по ее вине. ј может быть, и по ее, в том числе?..

‘ильм был удостоен награды ћеждународного кинофестивал€ в  арловых ¬арах.  ритика отметила смелые поиски нового кино€зыка, новые монтажные принципы, апеллирующие к зрительскому сотворчеству.

¬ следующей картине Ц Ђ“емаї (1979; сценарий написан совместно с јлександром „ервинским) ѕанфилов показал трагедию человека, размен€вшего свой талант ради суетного успеха, благоволени€ власть имущих. ћодный драматург  им ≈сенин, оказавшись в провинциальном городке, встретившись с девушкой-экскурсоводом —ашей, человеком чистой души, способной на истинную любовь, внезапно понимает, в какой тупик он сам завел себ€, как пал нравственно... Ђ“емаї пролежала на полке семь лет, вышла на экран лишь в 1986-м, а год спуст€ на ћеждународном кинофестивале в Ѕерлине получила Ђ«олотого медвед€ї, призы ‘»ѕ–≈——», —»ƒјЋ , ≈вангелической церкви, ≈вропейской ассоциации кинотеатров.

Ћучшие дн€

Ѕобби ћур. Ѕиографи€
ѕосетило:13661
Ѕобби ћур
ѕокор€юща€ пол€рные льды
ѕосетило:5008
јнна ўетинина
ћишель Ћегран. Ѕиографи€
ѕосетило:4422
ћишель Ћегран

” ѕанфилова не было фильмов проходных или неудачных, каждый был событием.  огда Ђ“емаї еще лежала на полке, начальство разрешило ѕанфилову сн€ть фильм по пьесе ј. ¬ампилова Ђѕрошлым летом в „улимскеї. Ёто был знак если не €вного благоволени€, то уж несомненного уважени€: драматурги€ ¬ампилова, €ркого, талантливого, рано ушедшего из жизни сибирского автора, и в театре с трудом пробивала себе дорогу, а уж в кино тем более ее обходили. ѕанфилов сн€л по этой пьесе Ђ¬алентинуї (1981) Ц фильм человечный и горький, отча€нно возвращающий нас к вопросу: зачем люди причин€ют друг другу столько боли? —охран€€ три театральных единства Ц места, времени и действи€, Ц ѕанфилов, как это ни странно, открыл в своей экранизации новые горизонты кино€зыка (во многом это было продолжение поисков, начатых в Ђѕрошу словаї). Ќоваторский по сути, отрицающий шаблоны и каноны, стиль режиссера (не парадокс ли?) в то же врем€ воспринимаетс€ как киноклассика. ¬прочем, странного тут мало: натуре ѕанфилова изначально присуща глубока€ основательность, отрицание у него даетс€ не ради эффектной позы, дешевого авангардизма, нигде нет поверхностной игры с формой Ц форма всегда ради сути.

—ледующа€ работа ѕанфилова Ц Ђ¬ассаї (1983, «олотой приз ћеждународного кинофестивал€ в ћоскве) Ц вновь экранизаци€ пьесы, на этот раз ћ. √орького. –ежиссер здесь выбирает совершенно иные принципы экранизации: заметно осовременивает пьесу, выбрасывает многие ее куски, пишет новые, вводит целые сюжетные линии, отсутствовавшие у √орького. ѕоразительно, что не только газетна€ критика, но и маститые литературоведы восприн€ли фильм как буквальное, скрупулезное следование автору Ц так точно ѕанфилов попал в интонацию √орького, а скорее Ц заставил свою интонацию воспринимать как горьковскую. » вновь поразительным открытием была „урикова в заглавной роли, прочитанной вопреки театральной традиции, мудро и человечно, с глубоким пониманием и величи€ этого характера, и его трагизма, и женской слабости, и неженской твердости героини...

ѕосле Ђ¬ассыї обращение к другой горьковской вещи Ц роману Ђћатьї было как бы уже естественным, но все равно неожиданным. —лишком уж затаскана по хрестомати€м эта вещь, слишком надоела и она сама, и ее автор, волею извивов своей биографии оказавшийс€ отцом приснопам€тного Ђсоциалистического реализмаї. Ќо таково уж свойство панфиловского характера: он привык смотреть в суть, не слишком счита€сь с ве€ни€ми любых, даже самых замечательных мод. ƒа, снимать √орького не модно, но, нравитс€ это кому-то или нет, √орький был и остаетс€ великим писателем. ƒа, Ђћатьї Ц не самое совершенное его произведение. Ќо все равно это √орький. ѕанфилов обращаетс€ к мотивам и других его произведений, выстраива€ почти евангельскую притчу о ’ристе и »уде Ц о человеке, пошедшем за свои идеалы на каторгу, и человеке, предавшем их, испугавшись каторги. ј тот, кто пошел на каторгу, так и не пон€л, что пошел он по крови матери своей... —овсем не хрестоматиен этот фильм, глубок и трагичен. –€дом с по-прежнему блистательной и по-прежнему неожиданной „уриковой цела€ пле€да молодых актеров. ƒмитрий ѕевцов, исполнитель роли якова-»уды, получил во ‘ранции Ђ‘еликсаї за лучшую актерскую работу. ѕанфилов получил тогда же, в 1990-м, в  анне приз за художественный вклад в кинематограф.

—обыти€ми становились и театральные постановки ѕанфилова: Ђ√амлетї Ўекспира (1986, театр ЂЋенкомї Ц увы, сделать фильм по Ђ√амлетуї ѕанфилову не дали), решенный новаторски смело, неожиданно, завоевавший широкое признание, особенно среди молодежной аудитории; ЂSorryї јлександра √алина (1992, антреприза ƒавида —мел€нского), пьеса, коснувша€с€ болезненной проблемы еврейской эмиграции.  стати, в кинематографе первым коснулс€ этой проблемы ѕанфилов Ц это была одна из причин того, что Ђ“емаї легла на полку.

¬о всех своих фильмах ѕанфилов выступает как автор или соавтор сценариев. —ценарий его работы Ц Ђ–омановы Ц ¬енценосна€ —емь€ї (2000) Ц написан совместно с „уриковой и их сыном »ваном ѕанфиловым. –аботе над этим фильмом отдано более 10 лет: первый вариант сценари€ был закончен еще во времена коммунистические, когда сама тема фильма была табуирована. ќбраща€сь к больному, кровоточащему месту в национальной истории, ѕанфилов менее всего т€готеет к публицистическому пафосу. ќн как бы просто, почти хронологически бесстрастно рассказывает историю последнего этапа жизни —емьи –омановых Ц от ‘евральской революции до екатеринбургского расстрела. ќн никого не обличает, не обвин€ет, как бы и вовсе отстран€€сь от каких-либо политических оценок, но отдава€ при этом великую дань уважени€ человеческим качествам последнего российского цар€, достоинству его последнего пути. ѕо сути, еще до того, как –усска€ ѕравославна€ ÷ерковь увенчала венцом новомученика Ќикола€ II и его —емью, ѕанфилов это сделал своим фильмом.

¬ мае 2001 на фестивале Ђ¬иват, кино –оссии!ї в —анкт-ѕетербурге фильм Ђ–омановы Ц ¬енценосна€ —емь€ї завоевал главный приз; в окт€бре того же года –оссийский национальный комитет по выдвижению на ќскаровскую премию отдал свое предпочтение фильму ѕанфилова.

¬ феврале 2006 года на телеканале Ђ–осси€ї состо€лась премьера новой работы режиссера Ц картины, планы создани€ которой, √леб јлександрович вынашивал на прот€жении почти 30 лет Ц фильма Ђ¬ круге первомї по произведени€м ј.—. —олженицына.

√.ј. ѕанфилов Ц народный артист –оссии, лауреат √осударственной премии –‘, премии ѕрезидента –‘, академик Ќациональной академии кинематографических искусств и наук –оссии.

∆ивет и работает в ћоскве.

не мнение, а восхищение...
Alex 01.01.2007 04:31:01
я горжусь своей страной, и буду гордитьс€ ею, пока такие люди есть...




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јномалии роста: „еловек, бывший карликом и великаном
ѕосетило:10685
јдам –айнер
—инди  роуфорд. Ѕиографи€
ѕосетило:10158
—инди  роуфорд
ќснователь группы Boney M.
ѕосетило:12343
‘рэнк ‘ариан

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru