Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ёдуард Ќазаров

   /   

Eduard Nazarov

   /
             
‘отографи€ Ёдуард Ќазаров (photo Eduard Nazarov)
   

ƒень рождени€: 23.11.1941 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
¬озраст: 79 лет

√ражданство: –осси€

Ђѕ–»Ќ÷≈——јЕї ЅџЋј ѕ–≈ –ј—Ќјя, ѕќ√ќƒј ЅџЋј ”∆ј—Ќјя

художник-постановщик мультфильма ¬инни-ѕух

¬ галерее на —ол€нке завершилась выставка Ђ¬инни-ѕух и все-все-всеї из цикла Ђ—определьные территорииЕї. ’удожник ¬ладимир «уйков и художник и режиссер Ёдуард Ќазаров сотрудничали со множеством журналов, делали иллюстрации к книжкам, занимались станковой графикой, но главным делом их жизни осталась анимаци€.  ак станов€тс€ аниматорами мирового уровн€? — этого вопроса мы начали разговор с Ёдуардом Ќј«ј–ќ¬џћ.

18.11.2005

¬ галерее на —ол€нке завершилась выставка Ђ¬инни-ѕух и все-все-всеї из цикла Ђ—определьные территорииЕї. ’удожник ¬ладимир «уйков и художник и режиссер Ёдуард Ќазаров сотрудничали со множеством журналов, делали иллюстрации к книжкам, занимались станковой графикой, но главным делом их жизни осталась анимаци€.  ак станов€тс€ аниматорами мирового уровн€? — этого вопроса мы начали разговор с Ёдуардом Ќј«ј–ќ¬џћ.

Ёдуард Ќазаров фотографи€
Ёдуард Ќазаров фотографи€

Ц ѕоступал в архитектурный. —пециальность сдал, даже эллипс нарисовал от руки совершенно точно, литературу, а как увидел задачу по физике, встал и ушел. “ут и объ€вление в Ђ¬ечеркеї попалось о наборе на курсы мультипликаторов. Ќа экзамены опоздал. Ќо мои рисунки посмотрели и позвали на курсы прорисовщиков.

„ерез год в армию загремел Ч на три с половиной года в √руппу советских войск в √ермании. “огда же на заочные ин€зовские курсы поступил. ќсобист мен€ под лампу сажал: Ђѕочему учите английский так близко от границы с «ападной √ерманией?ї. ќбыски, черный список. — тех пор не веду дневника. –еабилитировали перед самой демобилизацией.

¬ернувшись на Ђ—оюзмультфильмї, работал по разным группам. —туди€ оставалась прибежищем дл€ свободомысл€щих: ћихаила ¬ольпина, Ќикола€ Ёрдмана, Ќатана Ћернера, јркади€ —несарева. –€дом Ч выдающиес€ мастера мультипликации: Ћев јтаманов, »ванов-¬ано, ѕетр –епкин, Ћеонид јмальрик, Ѕорис ƒежкин, јлександра —нежко-Ѕлоцка€, ¬ладимир ѕолковников.

ћы с Ќорштейном как завороженные смотрели на них в заоблачную си€ющую высь.

ѕопал в группу Ђѕочтыї классика ћихаила ÷ехановского. ќн пригласил мен€ и на следующий фильм Ч ЂЋиса и боберї.

ј в 65-м попал к ’итруку на Ђ аникулы Ѕонифаци€ї. “ам подружилс€ с удивительным художником —ережей јлимовым, был у него ассистентом. “ак к ’итруку и Ђприлипї.

ј скоро к ним пришел вольный художник ¬ладимир «уйков. ѕо образованию учитель рисовани€. Ќеобычного свежего взгл€да на кадр художник, рисовальщик гениальный. » возник знаменитый тандем: «уйков Ч Ќазаров.

Ћучшие дн€

–удольфо ¬алентино. Ѕиографи€
ѕосетило:7161
–удольфо ¬алентино
¬ладимир ћа€ковский: –еволюци€, любовь, смерть
ѕосетило:6851
¬ладимир ћа€ковский
–елиги€ и рок
ѕосетило:6548
ѕетр ћамонов

Ч ¬ Ђ«игзаге удачиї делали анимационные вставки. ћногое из того, что понаделали, улетело в корзину. √ердт за кадром читал: Ђ ак известно, все мудрые решени€ в истории человечества принимались общим голосованиемї. Ќа экране возникала волчь€ ста€. ќдин: Ђ”-у-у!ї. ќстальные подхватывали. ƒальше переходили к нашей истории, к Ђбиографииї храма ’риста —пасител€. ’рам сначала сооружалс€, потом взрывалс€, в образовавшейс€ дыре восходил Ђхрамї советскому строю, на крыше которого по проекту должен был сто€ть Ћенин. ƒом —оветов вплывал в кадр с облаком на вершине. «атем проваливалс€ в дыру, немедленно заполн€ющуюс€ водойЕ — бортиков новоиспеченного бассейна в воду уже прыгали и плавали людиЕ √ердт говорил, что если будет еще какое-то решение, то и его примут единогласно. » люди, подн€в руки, тонули.

ƒуэт «уйков Ч Ќазаров рисовал фильмы ’итрука: Ђ‘ильм, фильм, фильмї, все картины про ¬инни ѕуха, Ђќстровї, Ђƒарю тебе звездуї, Ђ»кар и мудрецыї. ѕотом замет€т, что каждый фильм ’итрука совершенно не похож на предыдущий. ¬ этом прежде всего Ђвиноватыї художники, сочин€вшие Ђнеобщие выражень€ї дл€ картин. ¬ ленте Ђ‘ильм, фильм, фильмї, как в зеркале, кинематографисты узнавали собственную биографию. Ќо мало кто знает, что аниматоров бдительна€ редактура мытарила не меньше игровиков.

Ч »скали только антисоветчину. ѕомнишь, в фильме режиссер со сценаристом идут по √оскино. «а каждой дверью им выдают указани€ с печат€ми: Ђ—ократить!ї, Ђƒобавить!ї. ѕотом по€вл€лась бледна€ ћуза, вс€ в печат€х. ≈е-то и выбросили из фильма.

Ќа студии Ђƒиснейї нашего ¬инни ѕуха прин€ли и полюбили. Ќаш ¬инни Ч оба€тельнее американского, тоньше, остроумнее. ћилн бы его признал.

Ч  нижку про ¬инни ѕуха принес «уйков. Ќа озвучивание пригласили ≈вгени€ Ћеонова. ѕервоначально его голос не подошел. —тали искать других актеровЕ ƒеньги кончились. “огда попробовали просто ускорить звук. ѕленка помчалась, и возник голос. ћы ошалели. “очно хриплый ребенок. ј »€ —аввина пришла и сразу сказала: Ђя знаю, как ѕ€тачка сделать. Ёто должна быть Ѕелла јхмадулинаї.  огда она нежно прот€нула: Ђ“ы похож на медвед€, который летит на воздушном шареї Ч возникло беззащитное поэтическое существо. ’итрук с актерами гениально работал. ѕредлагал Ћеонову не тужитьс€, а войти в Ђсосто€ниеї: Ђѕопробуйте на месте толстого ¬инни ѕуха в нору залезть узкую и поговорить там внутри. “есно же, вы еще и объелисьї.

ѕотом снимали второго ¬инни ѕуха, третьего. Ќарод спрашивал: Ђѕочему продолжени€ не было?ї. ƒа потому, что им надоело: четыре года изо дн€ в день они просыпались и засыпали с ѕухом.  омпоновки по ночам снились. “олько через дес€ть лет Ќазаров собралс€ нарисовать его в книге. ¬инни ѕух Ч персонаж трудный, хот€ только ленивый его не рисовал. Ќо так, как Ќазаров, никто.

ј потом был режиссерский дебют в Ђ¬еселой каруселиї. Ѕезобидный сюжет на превосходные стихи Ёммы ћашковской про одинокого Ѕегемотика, который искал друзей. ƒл€ экономии времени и материалов все делал на белом фоне. ѕриклеивал нарисованные и вырезанные кустики, кочки, цветочки.  огда шла панорама, кустики переставл€лиЕ ќн полагает, что экономи€ подогревает фантазию. Ќо даже безобиднейший ЂЅегемотикї возмутил √оскино. √лавное обвинение: фильм направлен против коллективизма. Ќазаров даже развеселилс€: “арковский лежит на полке, чем же ЂЅегемотикї хуже?

Ч „ерез несколько дней вызывают в √оскино. ƒве начальственные тетеньки мен€ допрашивают: Ђќтчего такие странные придыхани€ у  ваши за кадром?ї; Ђ» что значит: семь раз в неделю?ї. Ёто они насмотрелись порнушки, которую тогда только в √оскино и можно было увидеть, и в ЂЅегемотикеї черт знает что высмотрели. Ќесколько строчек заставили переделать,  вашу Ч заменить.

ƒл€ сюжета Ђѕринцесса и Ћюдоедї √енрих —апгир по своему стихотворению написал сценарий. ћузыкальный фильм, п€тиминутна€ рок-опера про ѕринцессу прекрасную и ужасную. ћини-рок-опера. “еатр, занавес, деревь€ поворачиваютс€, как кулисы.  то же тогда мог написать музыку, спеть и сыграть? “олько √радский. Ќо √радского не любили в верхах, а тут еще он вроде в јмерику собралс€. ¬от и ЂѕринцессуЕї лет восемь по телевизору не показывали.

Ч ѕомню, увидел в телепрограмме Ђ арусельї є 9. я, начинающий режиссер, обрадовалс€, собрал друзей: вино, закуска. ∆дем. ѕроходит первый сюжет, второй, и вотЕ Ѕац: Ђ–ыжий, рыжий, конопатыйї из предыдущей Ђ аруселиї. ѕотом в течение многих лет Ђ–ыжийЕї был сразу в двух Ђ арусел€хї: на своем месте и вместо Ђѕринцессы...ї.

Ќазарова при мне спрашивали: Ђ»з какой он части ”краины?ї. ≈го Ђпов€залиї с ”краиной намертво после фильма Ђ∆ил-был ѕесї. Ќародного кино, которое стар и млад наизусть знает. ¬от только что легендарному ¬олку в “омске пам€тник соорудили. Ђўас споюї называетс€. ¬ыражением Ђлицаї ¬олк неуловимо похож на самого Ќазарова. » ѕесЕ тоже похож. » усы белые. ј глаза Ч грустные.

Ч ћой друг Ч еще с армии Ч позвал мен€ в ÷юрюпинск. ѕосмотрел € на людей, которые гул€ют по улице и поют, на застоль€, на днепровские пейзажиЕ “огда же наткнулс€ на сказку в полстраницы Ђ—еркої. ‘раза Ђўас споюї застр€ла в голове. » чтобы от нее отделатьс€, написал сценарийЕ

¬ изобразительной основе Ч живопись, похожа€ на народную. ¬едь примитивизм технологически близок рисованной мультипликации. ѕорой картины писали на стекле. ј что такое целлулоид? ѕрактически стекло. — одной стороны нарисовано, с другой закрашено. √од собирал материал, ездил в ”краину. ¬ »нституте этнографии јкадемии наук ”краины подарили громадную магнитную катушку с песн€ми, собранными по деревн€м. ј малыш, которого ¬олк уволок, Ч это ж Ќикита —ергеевич ’рущевЕ только в детстве.

‘ильм предполагалс€ минут на 15. ¬ызывает мен€ наш тогдашний директор: Ђ¬се хорошо, только будет 10 минутї. “от же чиновник, который ёру Ќорштейна учил: ЂЌу что за название Ђ—казка сказокї? я придумал лучше: Ђѕесн€, которую пела мне мамаї. ёра схватилс€ за голову. ј мне и сейчас в моем ЂѕсеЕї тесновато.

ј потом приполз ћуравей. ≈ще один, восхитивший и профессионалов, и зрителей фильм режиссера Ђѕутешествие муравь€ї. ‘ормально Ч по сказке Ѕианки. Ќа самом деле Ч насто€щее авторское кино. ѕредтеча модного Ђћикрокосмосаї. “ам французы с камерой наблюдали за бесконечным трагичным и комичным космосом мира насекомых, а Ќазаров все это развернул на экране двадцать с лишним лет назад.

Ч Ѕыли в деревне в —моленской области. Ћежу под деревом, гл€жу в траву, а тамЕ  то-то кого-то ест, кто-то убегает, р€дом кто-то работает, кто-то кого-то любит. —тыдно перед Ѕианки за то, что вз€л его текст, а потом его выкинул. ѕерерыл огромное количество специальной литературы. ѕро каждого насекомого книги написаны.  аков  лоп-вонючка (фу!)?  ак живетс€ “ле, на которую нападает безжалостна€ Ѕожь€  оровка? ћуравьи охран€ют тлей от божьих коровок. —обирают в стада, пасут, до€т их. Ќа ночь загон€ют под листочек, пр€чут. ∆изнь преподносит открыти€, которых не придумаешь. “ам есть эпизод под названием ћирова€ война. „ерные муравьи нападают на –ыжих. Ќо если бы € нарисовал так, как происходит в природе, зритель не поверил бы. „тобы быстрее проникнуть в логово –ыжих, „ерные сад€тс€ друг на друга, как всадники, и врываютс€ во вражеский муравейник, хватают €йца –ыжих, несут к себе домойЕ ¬ыращивают рабов.

¬ своих фильмах он и жнец, и на дуде игрец. » сценарии пишет, и режиссирует, и рисует, и озвучивает, и одушевл€ет. ќзвучивать фильмы Ќазаров начал еще в пору работы у ’итрука, продолжает Ђзвучатьї в работах своих студентов до сих пор. ¬ итоге ролей набралось немерено Ч профессиональный актер обзавидуетс€. ¬ анимации у звука роль особенна€. “ут приходитс€ Ђзвучатьї не только за мышей, кроликов и тараканов, но и за шум ветра, цокот копыт, скрип снега. ћноголюдные ЂЎпионские страстиї и Ђќграбление поЕї озвучил Ќазаров. » капитана Ђ„ерной каракатицыї во Ђ¬рунгелеї Ч тоже он. ј помните в Ђ¬озвращении блудного попуга€ї: Ђ“аити, “аити, не нужно нам ваших “аити. Ќас и здесь неплохо корм€тї? ¬ Ђћуравьеї он сыграл всех насекомых.

ѕро его фильмы Ќорштейн скажет: Ђќни Ч смесь горьких трав и чистейшего воздуха, смесь страшного и смешногої.

¬ Ђѕравдеї напечатали стихотворение ”спенского Ђ—идоров ¬оваї. Ќазаров вз€лс€ за него потому, что армию знал не понаслышке, и сн€л едкую комедию Ђѕро —идорова ¬овуї.

Ч —оветска€ власть еще была в силе.  ритиковать армию было непросто. Ќо в фильме все правда, даже сапоги, которые глад€т утюгом, готов€сь к дембелю. ѕро сценарий в √оскино сказали: ЂЌам ваше кино нравитс€, но давайте маршала, который рыбу ловит, уберемї. я им громко: Ђƒмитри€ ‘едоровича ”стинова € не собираюсь рисовать, а других маршалов у нас столькоЕ   тому же у мен€ дело происходит в воскресенье. 25 июн€. ћаршал имеет право отдохнуть? ¬от он под охраной солдат рыбку и ловитї. Ќа календаре маршала были выведены фамилии кинематографических чиновников: Ђѕозвонить генералу ≈рмашу (министр кинематографии), стрелка вниз: генералу «отову (директор —«ћ)ї.   счастью, началась перестройка. „иновники были растер€ны.

¬ общем, практически ни одна из его картин не имела легкой судьбы. » все же совершенно необъ€снимо, почему, сн€в в 87-м году пропитанного  устодиевым Ђћартынкої по Ўергину, Ќазаров перестал делать свое кино.

Ч  ака€ причинаЕ –азвалилась страна. –азвалилс€ Ђ—оюзмультфильмї. –аботать стало негде и не с кем. я еще собиралс€ сниматьЕ ÷елый год писал сценарий по ЂЅратцу  роликуї ƒжоэла ’арриса. ћучилс€. ¬з€л первоисточник (так когда-то с ’итруком мы читали Ђ¬инни ѕухаї на английском в поисках нюансов). Ќе продерешьс€ Ч диалоги на афро-американском сленге. Ќе менее сложной была задача с авторскими правами. ¬едь Ђбесправногої Ђ¬инни ѕухаї нигде в мире нельз€ было показывать. Ќо никто ничего так и не сделалЕ

ѕотом Ќазаров сменил ’итрука на посту вице-президента ј—»‘ј (ћеждународна€ анимационна€ ассоциаци€), создал јссоциацию аниматоров –оссии и стал ее президентом. Ќеужели не жалеет, что потратил на все это столько времени?

¬ообще не уверен, что всю жизнь нужно заниматьс€ одним делом. —только интересногоЕ язык. Ќаука. ¬едь и в моей работе более всего мен€ привлекали, так сказать, научные поиски. » в каждом фильме необходимо совершать открыти€. –абота всегда была т€жкой. ѕосле каждого фильма был выжат, болен, измочален, говорил себе: Ђ¬се. ’ватит с мен€ киної. ѕотом как-то приходил в себ€Е “ак бы, наверное, и продолжалось. Ќо пришел гегемон Ч компьютер. –укотворное кино, которым € занималс€, практически осталось в прошломЕ

¬идимо, в какой-то момент Ќазаров перераспределил творческую энергию, направив ее на Ђподзар€дкуї своих учеников. ѕреподавал на ¬ысших курсах, помогал молодым в студии ЂЎј–ї, сейчас ту же работу продолжает в Ђѕилотеї.

“еперь ученики Ч сами прославленные мастера. Ќо в работах “умели, ѕетрова, јлдашина, ƒемина, ’аритиди, ћаксимова, јйнутдинова и многих других порой угадываешь характерный назаровский юмор, страсть к подробност€м и непременно густое сочетание комического с трагическим на одном квадратном сантиметре экрана.

у мен€ к вам ворос)))))
√ризельда ќганнис€н 27.05.2009 06:33:11
¬ы арм€нин?




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:15095
√еоргий ярцев
 оролева спринта
ѕосетило:17897
Ћюдмила  ондратьева
“амара “ышкевич. Ѕиографи€
ѕосетило:10027
“амара “ышкевич

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru