Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ќиколай ƒосталь

   /   

Nickolay Dostal

   /
             
‘отографи€ Ќиколай ƒосталь (photo Nickolay Dostal)
   

ƒень рождени€: 01.01.1946 года
———–
¬озраст: 77 лет

√ражданство: –осси€

"Ќи за один свой фильм мне не стыдно'

кинорежиссер

»звестный режиссер рассказал "—егодн€" о своей новой работе, за что любит сериал "Ўтрафбат", как сам снималс€ в  рыму и какой увидел ≈впаторию полвека назад, какие фильмы смотрит и что думает о молодых кинематографистах.

17.10.2011

Ц Ќиколай Ќиколаевич, во многих ваших фильмах через судьбы человеческие раскрываетс€ непроста€ судьба целого государства. Ќе исключение и ваша нова€ картина Ђ–асколї о патриархе Ќиконе. Ёто ваша лична€ боль о мытарствах современной –оссии?

‘ото: ruskino.ru
‘ото: ruskino.ru

Ц  ажда€ картина дл€ создател€ фильма Ц это что-то наболевшее. ѕоэтому когда €, к примеру, снимал ЂЎтрафбатї, мне хотелось рассказать о войне, о такой трагической странице истории нашей страны в двадцатом веке.  огда снимал Ђ«авещание Ћенинаї Ц о ¬арламе Ўаламове, хотел рассказать о не менее трагической странице Ц о репресси€х, √”Ћј√е. ј Ђ–асколї Ц это, по-моему, самый трагический период, давн€€, глубока€ истори€ Ц раскол –усской православной церкви. ѕоэтому € не могу так вып€чивать себ€, вот, мол, это пр€мо мо€ боль, сама€ сильна€Е Ёто просто то, что мен€ волнует, интересует. » мне кажетс€, что и зрител€м интересно узнать какие-то новые или малоизвестные страницы нашей истории, в чем-то даже мифологизированные. ћы со съемочной группой постарались сделать все более объективно, объемно, всесторонне рассказать о том, что было в середине семнадцатого века. ƒл€ мен€ эта картина сейчас сама€ сложна€, сама€ больша€, дорогосто€ща€, в ней двадцать серий. „то € хотел этой работой выразить?  ак говорил —олженицын, ЂЌе было бы семнадцатого века Ц может быть, не было бы и семнадцатого годаї. Ётот раскол был самым мощным в истории –оссии, и на те грабли, которые мы обронили тогда, мы наступаем каждые сто лет.

Ц ј из ваших предыдущих киноработ кака€ вам особенно дорога?

Ц ¬се фильмы дл€ мен€ Ц как дети. » не выделить одногоЕ Ќапример, помню замечательную мою картину, мне она близка, по повести моего любимого писател€ и драматурга ћихаила ћихайловича –ощина, ЂЎура и ѕросвирн€кї.  артина 1987 года, вышла как раз в бурное врем€ перестройки, вроде бы незаметна€, а дл€ мен€ она очень ценна. Ђќблако-райї 1991 года, Ђѕет€ по дороге в ÷арствие небесноеї. ≈ще ЂЎтрафбатї Ц мне очень близка эта тема, в ней есть и реальные факты, не только режиссерский вымысел.   нам, между прочим, были претензии со стороны некоторых военных, что мы где-то по сюжету нарушали уставные пор€дки. ј с другой стороны, один штрафник, которого сейчас уже, к сожалению, нет в живых, дал фильму очень хорошую оценку: Ђ–еб€та, вы, может быть, исказили частности, но не соврали в главномї. √лавное дл€ нас было Ц донести, рассказать зрител€м всей –оссии, что штрафники тоже внесли не один кирпич, а помогли в целом укрепить фундамент ѕобеды. Ќо они подзабыты, о них мало писали. “ак что дл€ всей команды актерской это что-то вроде миссии, которую мы все вместе выполнили.  артина дл€ мен€ ценна также тем, что и мой отец прошел войну. ћогу сказать так: ни за одну свою картину мне не стыдно.

Ц ¬ –оссии, кстати, стало модным привлекать к большой политике людей творческих профессий, использовать их попул€рность дл€ раскрутки политических брендов. » надо сказать, ваши коллеги из числа режиссеров, актеров охотно принимают эту игру.  ак вы относитесь к такой конъюнктуре в кинематографической среде?

Ц я отношусь к такой конъюнктуре отрицательно. ѕри этом не могу осуждать коллег, идущих в политику. Ќо считаю, что человек, который занимаетс€ искусством, кинематографом, должен быть вне текущей, вне сегодн€шней политической жизни.  онечно, у него, как и у мен€, есть свой взгл€д, сво€ точка зрени€ на политику, на то, что происходит в нашей жизни. Ќо € свои взгл€ды выражаю только с помощью голосовани€, то есть иду голосовать или не иду. √олосую за то или за другое, за того или иного политика Ц вот мои политические пристрасти€, и € стараюсь выражать их таким образом. » если что-то происходит в моих фильмах Ц если там прочитываетс€ мое мнение Ц значит, так тому и быть. „то-то, видимо, проходит и через мои фильмы. Ќо € вообще сторонюсь €вной, активной политики. —читаю, что интеллигенци€ должна быть если не в оппозиции к власти, то хот€ бы от нее держатьс€ немного в стороне, чтобы более объективно смотреть на то, что происходит. ≈сли же она прильнет к власти или растворитс€ в ее объ€ти€х, € не думаю, что она сможет зрител€м, читател€м рассказывать что-то в своем творчестве объективно.

Ц ¬ы известный режиссер, фигура заметна€. ѕредлагали ли вам президент или премьер-министр –оссии влитьс€ в р€ды тех же единоросов?

Ц Ќет, не предлагали. Ѕыть может, мои фильмы не дают повода дл€ таких предложений. Ќадеюсь на это. ѕотому что у нас в стране, например, отношение к тому же —талину очень неоднозначное, а у мен€ оно однозначное. “ак что в этом, думаю, мен€ сторон€тс€, и правильно делают.

Ћучшие дн€

–удольфо ¬алентино. Ѕиографи€
ѕосетило:7157
–удольфо ¬алентино
¬ладимир ћа€ковский: –еволюци€, любовь, смерть
ѕосетило:6842
¬ладимир ћа€ковский
–елиги€ и рок
ѕосетило:6535
ѕетр ћамонов

Ц  ак вы относитесь к цензуре на телевидении, в кино? ѕринципиально Ц должна ли она быть и в каком виде?

Ц  онечно, как любой режиссер, любой человек творческой профессии, € к цензуре отношусь отрицательно. ƒа и такой уж пр€мой цензуры в –оссии сегодн€ нет.

ј вот что происходит на телевидении Ц это отдельный случай. ћне кажетс€, помимо самоцензуры, которой, конечно, € не вижу у руководителей каналов и у тех, кто работает дл€ телевидени€, пора создавать попечительские советы Ц мы очень пугаемс€ попечительских объединений, которые могут отсматривать то, что происходит на телевидении. Ќо, может быть, они в какой-то форме и необходимы, только и тут все зависит от состава: кто будет в этом попечительском совете, какие люди, какой у них уровень образовани€, уровень общественного чуть€, что ли. ќни ведь должны чувствовать, что возник перехлест на телевидении Ц идут такие передачи, которые, пр€мо скажем, совсем не нужны сегодн€шнему зрителю. “аких, мне кажетс€, подавл€ющее большинство. »ли если они кому-то нужны, значит, надо их показывать после двенадцати часов ночи, как во всем мире. ” нас же они идут в прайм-тайм. —ловом, к цензуре €вной, идущей от государства, у мен€ отношение отрицательное, а вот самоцензура должна быть.

Ц ¬ свое врем€ известный советский режиссер ћихаил  алик покинул страну потому, что не видел в ней свободы творчества. —ейчас же, согласна с вами, така€ свобода в –оссии имеетс€ Ц снимать в кино можно все и в любом виде. “олько вот не все, что сн€то и показываетс€ зрителю, укладываетс€ в общечеловеческие рамки. ƒл€ вас свобода Ц это что? —вободны ли вы сами?

Ц   счастью, в своей фильмографии € снимал то, к чему у мен€ был интерес, что мне хотелось. я не снимал какую-то агитку, что-то по заказу или ради денег, такого не было. » мне в этом смысле повезло. ј по поводу свободыЕ € вот говорил о самоцензуре, оп€ть-таки, у каждого творческого человека, у каждого режиссера должна быть свобода внутренн€€. ≈сли ты ощущаешь Ц что-то позволительно на экране показывать, значит, ты это показываешь. “ы сам должен чувствовать, что можно, а что нельз€. ѕотому что действительно такой вот €вной цензуры сейчас нет Ц и слава Ѕогу. “о есть человек может свободно выражать то, что ему кажетс€ интересным дл€ зрител€ Ц пожалуйста. —ейчас, скорее, проблема в том, чтобы найти финансы дл€ выражени€ того, что ты хочешь, Ц свободной мысли или своего какого-то видени€. —вобода есть. ƒл€ мен€ она, конечно, существенный результат того, что произошло после 1991 года, и это, пожалуй, главное завоевание. ’от€ при этом она меньше всего существует на телевидении, потому что оно более подвластно государственному давлению. “от же фильм Ђ–асколї € сн€л без каких-либо купюр, никто не давил на мен€, ничего не запрещал Ц € сн€л фильм и преподнес зрителю в том виде, в каком хотел. ≈динственное, Ђ–асколї изначально планировали показать на канале Ђ–осси€-1ї. Ќо, как уже сказал один журналист, Ђкартину сослали на Ђ ультуруї, а она покрывает меньшую площадь. —ослали почему? “ака€ верси€: руководство есть самое высшее, в декабре Ц выборы.  ак картина называетс€? Ђ–асколї? Ќе ко времени Ц картину с таким названием показывать всей стране. ¬от одна из версий, почему фильм ушел на Ђ ультуруї. «ато Ц нет худа без добра Ц картина шла в эфире без рекламы. ƒл€ режиссера это просто подарок, что нет рекламных вставок, фильм был показан целиком. “ак что везде свои плюсы и свои минусы.

Ц ¬ам самому как зрителю фильмы каких режиссеров интересны?

Ц »з того, что € смотрел с большим интересом в этом году, Ц фильм Ћарса фон “риера Ђћеланхоли€ї, могу отметить как очень сильную, мощную картину. Ёто сейчас один из ведущих режиссеров в мире. ’от€ он и засветилс€ в скандальной истории в  аннах на кинофестивале, когда его удалили за не очень уместные высказывани€ о фашизме и √итлере. Ёто, считаю, он л€пнул, не подумав. Ќо по его фильмам этого не скажешь. ¬от что касаетс€ зарубежных картин. ј в –оссии € бы отметил работы молодых режиссеров, у нас их цела€ пле€да. Ќапример, ¬асилий —игарев и его картина Ђ¬олчокї. ‘ильм јлексе€ ћизгирева ЂЅубен, барабанї. “акже из молодых Ц режиссеры Ѕорис ’лебников, ѕавел Ѕардин. ≈ще јлексей ‘едорченко сн€л интересное кино, заслуживающее внимани€, Ц Ђќвс€нкиї. јлексей ѕопогребский Ц Ђ ак € провел этим летомї. Ќе могу сказать, что эти картины безупречны, но, по крайней мере, это та молодежь Ц относительна€, многим из них уже под сорок, Ц и те режиссеры, которые интересны дл€ нашего российского кино, будущего и сегодн€шнего.

Ц Ќиколай Ќиколаевич, в вашем творческом арсенале есть ведь и актерские работыЕ

Ц ƒа, но их очень мало. ћой дебют в кино Ц роль —ашки  ригера в фильме Ђƒо свидани€, мальчики!ї, который снималс€ в ≈впатории.  ак € попал на эту роль? ћен€ увидел режиссер ћихаил  алик на Ђћосфильмеї и пригласил попробоватьс€. я ведь по сути не актер, а просто внешне, чисто визуально, видимо, подходил как типаж Ц еврей —ашка  ригер. я и не играл вовсе, а просто жил, вел себ€ органично, делал то, что подсказывал ћихаил Ќаумович. ƒл€ мен€ съемки фильма по повести Ѕалтера Ц это мо€ юность. ѕервый раз € приехал на юг, первый раз увидел море. ѕочти приключение Ц счастью не было предела.

∆ен€ —теблов так серьезно говорит о своем грузе ответственности на съемках этого фильма. ј € вот испытывал полную безответственность. » мен€ защищал и  алик, и Ѕалтер. я был не актер, а именно типаж. ѕоэтому мне было гораздо легче.

Ц  акой вам после ћосквы показалась тогда, в 1964 году, ≈впатори€?

Ц ќчень провинциальным городком, маленьким. » мы приехали в февралеЦмарте, никакой зелени, все Ђпросвечиваетс€ї. √лавным же дл€ мен€ было море. ѕотому и все остальное казалось прекрасным, даже холодна€ морска€ вода. Ќам же ее не подогревали, не лили гор€чую из чайников (смеетс€).

Ц ј что вам дает стимул жить и работать?

Ц —ложный вопрос (смеетс€). Ќаверное, любовьЕ ќна ко всему. Ћюбовь к своей семье, к своей профессии, работе, своему месту жительства, к своим друзь€м, которым € верю, довер€ю, они искренне интересуютс€ моими работами. » вообще жизнь Ц это такой подарок! Ќадо относитьс€ к ней бережно. Ћауреат Ќобелевской премии врач јльберт Ўвейцер очень хорошо сказал, и € могу подписатьс€ под его словами: Ђћой опыт пессимистичен. Ќо мо€ вера Ц оптимистичнаї.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћастер боевых искусств
ѕосетило:13302
—тивен —игал
“амара “ышкевич. Ѕиографи€
ѕосетило:10018
“амара “ышкевич
”частник легендарных Raspberries
ѕосетило:14813
Ёрик  армен

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru