Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ќиколай ƒосталь

   /   

Nickolay Dostal

   /
             
‘отографи€ Ќиколай ƒосталь (photo Nickolay Dostal)
   

ƒень рождени€: 01.01.1946 года
———–
¬озраст: 77 лет

√ражданство: –осси€

ћихалков выстроил вертикаль, копиру€ ѕутина

кинорежиссер

— режиссером Ќиколаем ƒосталем мы договорились встретитьс€ спозаранку в —оюзе кинематографистов.

20.08.2009

ѕришел он ровно в назначенное врем€, что с людьми его среды случаетс€ довольно редко. »мпозантный, как английский лорд, при этом очень подвижный и непринужденный, он странно смотрелс€ в сиротской обстановке, где мы устроились дл€ разговора. » куда его без конца подходили поздравл€ть Ц на последнем ћосковском кинофестивале фильм ƒостал€ Ђѕет€ по дороге в царствие небесноеї получил главный приз. Ќа дн€х картина вышла на российский экран.

Ќиколай ƒосталь фотографи€
Ќиколай ƒосталь фотографи€

Ќаш ответ Ђ‘орресту √ампуї

Ц ¬ашего ѕетю уже называют русским ‘оррестом √ампом.  ак вам такое сравнение?

Ц “олько отчасти согласен, потому что совсем другой фон, друга€ почва, другое окружение. Ќо он такой же добрый, доверчивый и беззащитный. ¬ этом их сходство.

Ц ƒобрый-то он добрый, но его губки поджатые, непомерна€ серьезность мен€ очень тревожили на прот€жении всего фильма. ј что, если бы ему дали не дерев€нный пистолет, а насто€щий? » власть получил бы не иллюзорную, а реальную? ќсталс€ бы он таким же добрым?

Ц ƒа он даже защищатьс€ не умеет, не то что нападать. ѕросто по форме положен пистолет, пусть даже без патронов. ј тут мало того что без патронов, так еще и дерев€нный дают.  онечно, его это малость обескуражило и удивило. Ќет, вы абсолютно не правы, что от него можно ждать чего-то плохого, он, бесспорно, человек совсем не опасный. я уверен, что, даже будь у него насто€щий пистолет с патронами, он скорей всего их вынул бы и положил где-нибудь отдельно.

Ц ¬ы оставили ѕетю на дороге в царствие небесное. “ак попадет он туда в итоге или нет?

Ц  ому ж там еще быть, если не ѕете Ц стремитс€ каждому помочь, кто ни попросит. “аких среди нас немного. »х всегда был недостаток, но сейчас, по-моему, особенно не хватает.  ино не может изменить мир, но отношение человека к миру Ц это еще возможно. » мне кажетс€, что такие герои, как ѕет€, могут подвигнуть людей быть добрее и сострадательнее. ¬ фильме наш герой в основном такую реакцию у окружающих и вызывает. » хот€ кино заканчиваетс€ трагически, € все-таки надеюсь, что зрители увид€т там свет.

Ц ¬ы вз€лись за эту картину потому, что в жизни не хватает добра и света?

Ц ¬ообще-то мы собирались делать фильм по повести ћихаила  ураева Ђ апитан ƒикштейнї.  огда начали планировать бюджет и приехали в  ронштадт, то увидели, что сейчас нам этот проект не по карману Ц пейзаж сильно изменилс€, все линкоры, хоть мало-мальски похожие на те, что нам подход€т, распилены на металлоломЕ Ѕольше в шутку € спросил  ураева, нет ли у него чего подешевле. » он, как фокусник, вытащил из рукава кролика Ц повесть Ђѕет€ по дороге в царствие небесноеї. я прочитал и сказал: Ђƒа, это то, что нужної.

Ћучшие дн€

‘едор ”глов. Ѕиографи€
ѕосетило:30045
‘едор ”глов
ћерил —трип: ¬озраст ей к лицу
ѕосетило:12436
ћерил —трип
—транные достижени€: –екордсмен по длине мочек ушей
ѕосетило:5602
ƒэрил Ѕелмарес

Ц ƒолго искали актера на роль ѕети?

Ц ƒа нет, недолго, потому что рамки роли были довольно узкие Ц 20 лет, высокий, Ђкак шлагбаум, который перекрывал дорогу на улицеї Ц цитирую повесть. —тали смотреть училища и в Ђўукеї нашли его, ≈гора ѕавлова. » по-моему, € не ошибс€ в выборе. ≈гор молодец. ј его отец Ц ёрий ѕавлов, он у мен€ в ЂЎтрафбатеї небольшую роль играл, тут играет главного инженера √Ё—. ќни все, и мама в том числе, в театре ѕогребничко служат.

я награды коллекционирую

Ц ћного говорили о том, что последний ћосковский кинофестиваль был рекордным по числу российских фильмов. ѕо-вашему, это хорошо или плохо?

Ц ѕо-моему, не очень хорошо, это снизило международный уровень фестивал€. ¬идимо, у отборщиков все-таки были проблемы: заполучить хорошую иностранную картину трудно, все хот€т в  анны, Ѕерлин и ¬енецию, а ћоскве Ц уж что остаетс€.

Ц » у вас было это естественное желание, вы ведь тоже предлагали свою картину на ЅерлиналеЕ

Ц –азумеетс€, потому что те фестивали более значимые дл€ мирового кинематографа и дл€ прокатной судьбы картины.

Ц Ено ее не вз€ли.

Ц ћожет, эта истори€ показалась им слишком русской, точнее, российской. ” них существует масса поводов не вз€ть и столько же неожиданных причин вз€ть. Ѕывает, и политическа€ конъюнк≠тура срабатывает, и моде фестивали подвержены, например сейчас в фаворе »ран, раньше были  итай и  оре€. ќни не объ€сн€ют, почему не вз€ли.

Ц ¬ кризис какие мысли при получении фестивальной награды приход€т в голову первыми Ц Ђ—лава Ѕогу, прокат, а с ним и касса гарантированыї?

Ц  онечно, ничего не гарантировано. Ќо отдава€ картину на фестиваль, мы наде€лись, что о ней узнают. Ќеважно, наград€т Ц не наград€т. ѕусть даже поругают. „то бы ни говорили, лишь бы говорили. ј уж если главный приз дали, то это сильный толчок картины к зрителю, на экран. Ќу и конечно, при€тно было по-человечески и продюсеру картины, и мне. я вообще люблю подарки. ј кто их не любит? я награды коллекционирую, они у мен€ сто€т в р€д на шкафу, посмотрел на них Ц и тщеславие Ђподкормленої. “ворческому человеку признание необходимо, как без него?

Ц ѕолуча€ Ђ«олотого орлаї за телевизионный фильм Ђ«авещание Ћенинаї, вы сказали на церемонии: ЂЌа этот раз всЄ по справедливостиї. “о есть получил награду Ц значит, по справедливости, не получил Ц жюри ангажированное?

Ц Ёто € напомнил академикам номинировавшийс€ двум€ годами ранее ЂЎтрафбатї. ѕо всем параметрам именно он тогда должен был получить Ђ«олотого орлаї Ц по рейтингам, по критике, резонансу, темеЕ ƒаже €, не сочтите за нескромность, понимал, что среди своих конкурентов Ц Ђƒетей јрбатаї и Ђ—арматаї Ц фильм лидирует. Ќо лучшим академики назвали Ђ—арматї.

Ц Ѕер€сь за Ђ«авещание Ћенинаї, вы говорили, что и дл€ вас, и дл€ автора сценари€ ёри€ јрабова открыть люд€м Ўаламова Ц своего рода мисси€. —ейчас можно сказать: удалась она или провалилась?

Ц —о всеми издержками и компромиссами Ц удалась. ≈го хот€ бы начали читать, что важно, ведь произведени€ Ўаламова Ц это предостережение, что может произойти со страной и обществом, если власть не окорачивать, они дают понимание, как не опускатьс€ до рабов. „тобы донести это, ¬арлам “ихонович жизнь положил: жена ушла, дочка с ним рассталась, а он писал, как волк-одиночка. ƒаже от сотрудничества с —олженицыным отказалс€, когда тот предложил вместе писать Ђјрхипелаг √”Ћј√ї. —казал: ЂЌет, € одинї. я считаю, что мы сделали о Ўаламове большую серьезную работу, и если кто-то захочет узнать подробнее об этом великом русском писателе, картина им поможет.

Ц » тем не менее Ђ«авещание Ћенинаї ни разу не повторили.

Ц ” нас власть все врем€ стараетс€ сделать прошлое лучше, вместо того чтобы делать лучше насто€щее и будущее. ј в Ђ«авещанииї это прошлое выгл€дит не так хорошо, как хотелось бы нынешней власти.

Ц –оль Ўаламова почему-то не стала дл€ прекрасного актера ¬ладимира  апустина пропуском в большое кино. ¬от только у вас же в ЂѕетеЕї и сыграл небольшую роль.

Ц ≈сли предлагают муру, а не хорошие, значимые роли, то правильно делает, что после Ўаламова не хлопочет лицом. ƒа и не очень-то € вижу большое кино. √де оно? “олько большие, высокобюджетные Ђќстрова обитаемыеї. ¬от и хорошо, что ему там места нет.

¬се можно, если ћихалков захочет?

Ц “олько не убивайте за следующий небанальный вопрос: над чем вы сейчас работаете?

Ц ќп€ть же вместе с ћихаилом  ураевым дл€ канала Ђ–осси€ї написали сценарий 16-серийного художественного фильма Ђ–асколї. —нова ставлю перед собой еще и просветительскую миссию, ведь мало кто знает, что такое раскол в –усской православной церкви, кто такие протопоп јввакум, патриарх Ќикон, царь јлексей ћихайлович “ишайший, его сын ‘едор јлексеевичЕ Ёто был конец средневековой –уси. ћы много знаем о √розном, потом о ѕетре, а что было между ними Ц почти ничего. Ќи в литературе, а уж тем более в кино этот сложный драматический период нашей истории практически не присутствует.

Ц  стати, насчет раскола. ¬ы на чьей стороне в —оюзе кинематографистов, когда то один съезд, где выбрали ’уциева, то другой, где выбрали ћихалкова, потом суды по поводу их легитимности и так далее?

Ц я голосовал за ’уциева. Ќикита —ергеевич выстроил вертикаль власти в союзе, копиру€ своего главного и любимого зрител€ Ц ¬ладимира ¬ладимировича ѕутина. ћожет быть, в государстве российском она сейчас и нужна, не знаю, не уверен. Ќо в творческой организации надо общатьс€ по горизонтали, а он сам назначает правление, секретариатЕ «ачем нам авторитарный режим в творческом союзе? ¬ы вспоминали, как € получал Ђ«олотого орлаї за Ђ«авещание Ћенинаї. “огда в номинацию ЂЋучша€ мужска€ роль в телевизионном фильмеї € предложил сразу двух актеров, сыгравших Ўаламова Ц  лааса и  апустина. Ќет, возражают, нельз€, по регламенту Ц только одного. ѕроходит день-два, снова звон€т с этого Ђќрлаї и говор€т: Ђћожно двоих выдвигатьї. ј что, спрашиваю, случилось вдруг? ƒа вот Ќикита —ергеевич выдвинул 12 артистов за роли прис€жных в своем фильме. ќказываетс€, все можно, если ћихалков захочет, в том числе и регламент национальной премии мен€ть. ѕритом всегда за€вл€ет, что никакого отношени€ к руководству этой премии не имеет, президент Ц Ќаумов, а он Ц р€довой членЕ

Ц ј что касаетс€ задач —оюза кинематографистов?

Ц ≈го структура, созданна€ сверху дл€ поддержки государственной идеологии, давно себ€ изжила. Ќадо создавать профессиональный союз, как это делаетс€ во всем мире, потому что объедин€ет нас професси€, а не творчество. ќно, наоборот, разъедин€ет. Ќу что общего в творчестве √ермана и ћихалкова, ƒыховичного и √оворухина, јбдрашитова и —уриковой? Ќичего. “олько то, что все их картины на русском €зыке. “ворчество Ц вещь сугубо индивидуальна€, если не сказать интимна€. ј вот профессиональные интересы Ц борьба с видеопиратством, авторское право, социальные страховки, помощь безработным Ц это объедин€ет всех: ћихалкова, ’уциева Ц всех. Ќа выходе из Ђѕушкинскогої, когда € получил за ЂѕетюЕї Ђ«олотого √еорги€ї, Ќикита —ергеевич мен€ так обнимал и целовал, что пошли разговоры: оппоненты ћихалкова перешли в круг его друзей. Ќет, реб€та, мухи отдельно, котлеты отдельно.

Ц ≈сли вы сейчас по-юношески м€тежны и непримиримы, то каким же были в молодости?

Ц Ќи бунтарем, если вы об этом, ни диссидентом € не был. ћы с братом (¬ладимир ƒосталь Ц продюсер. Ц јвт.) рано остались без родителей, отец, он был кинорежиссером, погиб в 1959 году во врем€ съемок своего фильма, когда ему было всего 50 лет. ≈го сестра, котора€ нас воспитывала Ц мама-то наша еще раньше умерла, Ц рассказывала, как отец не хотел, чтобы мы шли по его стопам. Ќо когда его не стало, Ђћосфильмї над нами вз€л опеку Ц и мы стали там работать. —начала ¬олодю вз€ли помощником режиссера, потом € туда устроилс€. » так же, как и отец, был против, чтобы мои дети шли в кино, хотел, чтобы у них в руках была кака€-нибудь прикладна€ професси€.  ак-то моего сына, ему тогда было п€ть лет, спросили в детском саду: Ђ ем у теб€ папа работает?ї ќн хорошо ответил: ЂЌикем не работает, он кино снимаетї. ”стами младенцаЕ –ежиссер Ц это все-таки мистификатор, чего-то снимает целый год, л€х его знает, потом люди смотр€т на белую простыню, рыдают, смеютс€Е

Ц „ем же ваши сыновь€ занимаютс€?

Ц ƒа в том-то и дело, что из моих мечтаний ничего не вышло: они оба с кино жизнь св€зали, младший Ц по административной линии, старший Ц второй режиссер. Ќо с собой € их не беру снимать, чтобы их не воспринимали как папенькиных сынков. ∆ена со мной работает, она Ц художник по костюмам, а сыновь€ Ц нет, переживаю за них в отдалении. » как ни уговариваю себ€, что дети уже взрослые Ц одному 27, другому 28, не очень-то получаетс€. ћне все кажетс€, что их надо учить, оберегать, подсказыватьЕ »ногда очень возбужденно реагирую на какие-то их поступки. ∆ена мен€ за это все врем€ корит, но себ€ не переделаешь.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јнук Ёме. Ѕиографи€
ѕосетило:19874
јнук Ёме
‘абио  апелло. Ѕиографи€
ѕосетило:23830
‘абио  апелло
¬семирна€ истори€ шпионажа
ѕосетило:16493
 арл √устав ћаннергейм

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru