Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ќиколай ƒосталь

   /   

Nickolay Dostal

   /
             
‘отографи€ Ќиколай ƒосталь (photo Nickolay Dostal)
   

ƒень рождени€: 01.01.1946 года
———–
¬озраст: 77 лет

√ражданство: –осси€

“ворчество Ц интимна€ вещь

кинорежиссер

–ежиссер Ќиколай ƒосталь человек азартный, увлеченный, со стремительными движени€ми, очень молодой, несмотр€ на зрелые годы. Ќо фильмов о современности он не снимает.

13.04.2009

ƒосталь изучает прошлое: не как академичный исследователь, а как человек, глубоко и любовно понимающий русские характеры, русскую натуру и неравнодушный к отечественной истории. Ќедавно Ќиколай Ќиколаевич закончил новый фильм Ђѕет€ по дороге в царствие небесноеї, с которого мы и начали наш разговор.

Ќиколай ƒосталь фотографи€
Ќиколай ƒосталь фотографи€

Ц ¬рем€, место действи€ и геро€ вашего фильма можно обозначить в нескольких словах. 1953-й год, поселок  андалакша ћурманской области, где живет деревенский дурачок ѕет€ ћакаров. „то вас в этом привлекло?

Ц ≈сли говорить о литературной первооснове фильма, о сценарии, мен€ всегда интересует герой. Ќе столько сюжет, не столько сама истори€, хот€ она, конечно, тоже важна. √лавное, чтобы был герой, был интересный персонаж. “ак во всех моих фильмах Ц Ђ„еловек с аккордеономї, ЂЎура и ѕросвирн€кї, Ђ«авещание Ћенинаї. » здесь мен€ привлек этот парень ѕет€, какой-то вроде не очень нормальный, но в то же врем€ нормальный тем, что он очень добрый, честный, искренний, готовый всем всегда помочь. Ётот парнишка мен€ очень заинтересовал, такой чудик, как у Ўукшина. » у мен€ похожие герои были в Ђќблако-райї и Ђ ол€ перекати-полеї. Ќо горько то, что по своей наивности ѕет€ наш готов оказать содействие не только люд€м, но и власти, воображает себ€ ее представителем, госавтоинспектором. ¬едь он слушает радио и безоговорочно верит всему, что там говор€т. ≈му все подыгрывают по доброте душевной. ” нас ведь испокон веков к юродивым, блаженным относились по-особенному, жалеючи, с душой. Ќо вот это ѕетино желание приблизитьс€ как-то к власти, старатьс€ непременно расти по социальной лестнице Ц оно его и приводит к печальному исходу. ѕотому что, наверное, власть в своей основе така€ штуковина, из-за которой возникают плохие последстви€ дл€ тех, кто к ней стремитс€ и кто ею обладает. ѕо крайней мере, у нас на –уси всегда так, испокон веков. ћихаил  ураев, автор повести, очень точно об этом написал.

Ц «начит, прежде всего, вас заинтересовала хороша€ литература?

Ц ћихаила  ураева € давно заприметил. ” него есть замечательна€ книга Ђ апитан ƒикштейнї, написанна€ в 80-х годах, с очень интересным героем. я мечтаю сн€ть по ней фильм. ”же написан сценарий, но фильм дорогой, трудноподъемный. “ам одно из главных событий Ц  ронштадтский м€теж 1921 года, пон€тно, что затраты на съемки должны быть большие. ƒенег мы пока не нашли. ј Ђѕет€ по дороге в царствие небесноеї камерна€ истори€, бюджет понадобилс€ минимальный.

Ц Ќо получаетс€, что неприт€зательна€ истори€ затрагивает большую тему Ц человек и власть?

Ц ¬езде и во времена люд€м приходитс€ задуматьс€, кого мы надел€ем властью и чем это чревато дл€ них и дл€ нас. Ќо мне не хотелось бы отпугнуть будущих зрителей слишком серьезными словами. «ачем людей загружать, и так у нас власть уже изо всех щелей лезет. ј в нашем фильме, хот€ и есть подспудно така€ тема, но много юмора, иронии Ц по жанру это трагикомеди€.

Ц „тобы показать 50-е годы, сильно пришлось поработать над сходством со временем в тех местах, где шли съемки?

Ћучшие дн€

јбебе Ѕикила. Ѕиографи€
ѕосетило:15676
јбебе Ѕикила
‘инский рок с мировым именем
ѕосетило:15361
 The Rasmus
–уни ћара. Ѕиографи€
ѕосетило:4968
–уни ћара

Ц ћы поехали туда, где все происходило, Ц в ћурманскую область, в  андалакшу. Ќаш ѕет€ реальный человек, он там жил. “ам же прошло детство и юность ћихаила  ураева, который впоследствии рассказал ѕетину историю. ќтец  ураева был главным инженером на строительстве подземной электростанции, котора€ в нашем фильме тоже есть. „то-то, конечно, пришлось нам задекорировать, помен€ть. Ќо р€дом с  андалакшей есть поселок «еленогорский, где 50-е годы сохранились практически как живые. ћы нашли автомобили тех лет в ћурманске и  андалакше. ƒл€ полковника Ѕогуславского отыскали черный Ђќпельї, трофейный. ѕолковника сыграл мой любимый –ома ћад€нов. ќн в моих последних фильмах по военной части. ¬ ЂЎтрафбатеї играл майора, теперь вот полковник.

Ц ѕочему после таких масштабных, подробных телевизионных фильмов, как ЂЎтрафбатї и Ђ«авещание Ћенинаї, вы вновь возвращаетесь к сталинскому времени?

Ц Ќаверное, потому, что большое видитс€ на рассто€нии. „тобы снимать о сегодн€шнем времени, надо от него немного отойти. — другой стороны, хот€ € читаю много сценариев о сегодн€шней жизни, нет среди них таких, которые мне были бы интересны.   тому же мы еще с прошлым не разобрались. ” нас отношение к прошлому часто неверное, несправедливое и неправильное. Ћюди очень плохо информированы. ѕока мы не будем точно знать, что было до нас, наше будущее очень туманно.

Ц ѕолуча€ в  ремле звание народного артиста –оссии, вы об этом напомнили. Ќо отчего-то ваши слова о том, что именно в этот день, 5 марта, 56 лет назад не стало последнего тирана –оссии, многих просто ошарашили.

Ц я хотел, чтобы президент напр€мую это услышал от представител€ творческой интеллигенции. ј в зале все были настроены на поздравлени€ с наступающим ћеждународным женским днем, и никто такого не ожидал, конечно.

Ц » даже не подумали, что награждение происходит в такой пам€тный день?

Ц Ќу кто же об этом подумает? ¬от Ђ»м€ –оссииї, позорную передачу, где —талин почти в победители вышел, запускать на “¬ подумали. ѕоэтому € и снимаю свои фильмы, чтобы больше размышл€ли о том, что такое война, что такое √”Ћј√. “акое впечатление, что люди у власти не читали Ђјрхипелаг √”Ћј√ї —олженицына, а надо бы прочесть. ¬едь столько томов документов о —талине опубликовано, где его подпись многократно стоит под несудебными расстрелами! ј народу до сих пор никто не сказал открыто и вн€тно: —талин действительно тиран и преступник. ѕо-прежнему приписывают ему, его бездарному руководству ѕобеду во врем€ войны. ¬ообще € считаю, что отличие √итлера от —талина только в том, что √итлер уничтожал чужие народы, а —талин истребл€л свой. ѕрощать это нельз€ и забывать нельз€. ѕоэтому € и сказал о смерти тирана.

Ц «вание народного артиста, с которым € вас от души поздравл€ю, что-то дает материальное или только при€тные эмоции?

Ц ƒа нет, конечно. “олько тщеславие ублажает, при€тно все-таки, чувствуешь, что оценили твои труды. Ќо в первую очередь надо благодарить зрителей, чей многолетний интерес к моим фильмам послужил основанием дл€ такого почетного звани€. ћне мой друг сказал: тебе 62 года, хорошо, что наградили не к юбилейной круглой дате, значит, за дело получил, за работу.

Ц  акую работу планируете на будущее?

Ц ќчень большую. 16 серий фильма Ђ–асколї дл€ телеканала Ђ–осси€ї. ќп€ть по сценарию ћихаила  ураева, с которым вновь свела мен€ судьба. ’VII век, врем€ правлени€ цар€ јлексе€ ћихайловича Ђ“ишайшегої и церковного патриарха Ќикона. ѕротопоп јввакум, бо€рын€ ћорозова, раскол –усской православной церкви. “ема болезненна€, непроста€, ведь никакого литургического общени€ до сих пор нет между староверами и –усской православной церковью. ¬ игровом кино этого периода русской истории вообще никто не касалс€, видимо, слишком это сложно.

Ц ѕочему же вы решились?

Ц я, еще когда прочитал стихотворение ¬арлама Ўаламова Ђјввакум в ѕустозерскеї, которое начинаетс€ словами ЂЌе в бревнах, а в ребрах церковь мо€ї, почувствовал, что буду этим заниматьс€. —тал читать Ђ∆итие јввакумаї, исторические хроники и материалы. ќбнаружил там столько страстей, харизматических личностей, что все это мен€ захватило.

Ц —ейчас в кинопроизводстве много проблем.  ак вы оцениваете состо€ние нашей киноиндустрии?

Ц  ака€ у нас экономика, така€ и киноиндустри€. Ќо хорошие фильмы есть. » молодые режиссеры, которые делают талантливое кино. ЂЌирванаї, например, »гор€ ¬олошина.  лассна€, цельна€ работа, необычна€. ј вот эта расхваленна€ ¬алери€ √ай √ерманика со своим чернушным фильмом о дворовых девчонках мне совсем не понравилась. ƒеструктивна€ абсолютно истори€. ѕодобных ей, начина€ с замечательной перестроечной Ђћаленькой ¬ерыї, мы уже видели-перевидели. «наю, ћихалков ее похвалил. ƒумаю, название ему понравилось Ц Ђ¬се умрут, а € останусьї.

Ц  ак вы считаете, —оюз кинематографистов может помочь режиссеру в решении творческих задач?

Ц —оюз кинематографистов многое может, но не в творческих вопросах. “ворчество Ц это то, что нас разъедин€ет. „то общего у ћихалкова и √ермана, у ƒыховичного и √оворухина, у јбдрашитова и —уриковой? Ќи-че-го! “ворчество Ц интимна€ вещь, тут —оюз не помощник. ј объедин€ет нас всех только одно Ц профессиональные интересы: авторские права, борьба с видеопиратством, трудовые договора. » социальные вопросы, конечно: страховки, помощь больным и безработным.  ак раз на этом объединении надо строить наш —оюз. Ѕудущее —оюза Ц это союз √ильдий. »х надо делать сильными, общероссийскими, чтобы был упор на защиту профессии, как это происходит во всем мире.   тому же вс€ структура —  до сих пор советска€, устаревша€: секретариат, председатель, первый секретарь. ѕолитбюро только не хватает. —аму структуру необходимо модернизировать. Ќужна, пользу€сь компьютерным €зыком, перезагрузка. Ќа руковод€щей должности в —  может находитьс€ только человек, который подчин€ет себ€ работе в —оюзе, а не —оюз подминает под себ€. Ќельз€ также отдавать функции —  никакой академии.  отора€, кстати сказать, конечно же, должна быть одна.

Ц  акими, на ваш взгл€д, должны быть функции киноакадемии?

Ц “олько представительские. –аз в году вручать кинопремии. ”чредитель нужен только один Ц —оюз кинематографистов, ну, может быть, еще ћинистерство культуры. ј не так, как сейчас: и телеканалы в учредител€х у Ђ«олотого орлаї, и правительственна€ газета, и –оссийска€ академи€ наук, давайте еще ћ„— позовем. ¬ыборы в академию об€заны быть демократическими, основой ее могут быть все лауреаты ќрла и Ќики. ѕри этом € не исключаю, что предложить возглавить эту единственную российскую киноакадемию следует самому известному отечественному кинематографисту. –аз Ќикиту ћихалкова знают во всем мире, пусть он ее и возглавит, зачем ему пр€татьс€ за спину ¬ладимира Ќаумова.

Ц ¬аш фильм Ђѕет€ по дороге в царствие небесноеї включен в конкурсную программу 31-го ћћ ‘.  акие ожидани€ у вас св€заны с июньским фестивалем в ћоскве?

Ц ћы предлагали фильм на Berlinale, его не вз€ли, там вообще уже несколько лет не берут в конкурс наши картины. ћожет быть, наша истори€ слишком внутренн€€, пон€тна€ больше тем, кто живет в –оссии. ѕоэтому € рад, что первыми фильм Ђѕет€ по дороге в царствие небесноеї увид€т зрители ћосковского международного кинофестивал€. Ёто дл€ мен€ самое главное, чтобы картину пон€ли и прин€ли прежде всего на родине.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ќиколай »льин. Ѕиографи€
ѕосетило:14773
Ќиколай »льин
„то оставил после себ€ ƒональд ¬инникот?
ѕосетило:13092
ƒональд ¬инникотт
јбебе Ѕикила. Ѕиографи€
ѕосетило:15676
јбебе Ѕикила

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru