Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ќиколай ƒосталь

   /   

Nickolay Dostal

   /
             
‘отографи€ Ќиколай ƒосталь (photo Nickolay Dostal)
   

ƒень рождени€: 01.01.1946 года
———–
¬озраст: 77 лет

√ражданство: –осси€

≈сли бы отец не погиб, € б не стал режиссером

кинорежиссер

ƒумаю, что к нашим традиционно называемым бедам Ц воровству, пь€нству, дуракам и дорогам Ц нужно добавить еще одну Ц порченую власть. ” нас к власти почему-то приход€т люди, которые сразу же начинают думать только о том, как бы закрепитьс€ и чего-то набрать. јвторитаризм, корысть, коррупци€, тщеславие Ц вот черты российской власти. »мперска€ жажда единовласти€. ¬се дл€ того, чтобы увековечить и обеспечить себ€, свою семью, причем часто за счет подавлени€ других. ћен€ютс€ только средства. —лава богу, сейчас, чтобы удержать или укрепить власть, не расстреливают.

14.08.2005

»звестный кинорежиссер Ќиколай ƒосталь, сн€вший такие картины, как Ђћаленький гигант большого сексаї и сериал ЂЎтрафбатї, в эти дни заканчивает на Ђћосфильмеї работу над новой картиной Ђ ол€ Ц ѕерекати полеї. ѕремьера этого фильма пройдет 18 августа, в предпоследний день ¬ыборгского кинофестивал€ Ђќкно в ≈вропуї. Ќакануне премьеры Ќиколай ƒќ—“јЋ№ ответил на вопросы нашего корреспондента.

Ќиколай ƒосталь фотографи€
Ќиколай ƒосталь фотографи€

Ц ¬аш новый фильм станет продолжением картины Ђќблако райї, которую вы поставили в 1991 году. ѕочему вы решили вернутьс€ к геро€м этой ленты?

Ц ѕосле того как € сн€л 36 игровых серий и 6 документальных, решил дебютировать в этом веке обычным полнометражным фильмом. Ќормальное, человеческое, художественное, надеюсь, кино про нормальных людей. √де не стрел€ют, не убивают, нет никаких кровавых сцен.  ино, где показана жизнь провинциальной –оссии через полтора дес€тка лет после событий, что происходили в моем фильме 1991 года. Ёто цела€ историческа€ эпоха. “огда наш герой уехал из провинциального городка, а теперь возвращаетс€. Ќо это совершенно самосто€тельна€ картина, хот€ с теми же геро€ми и с теми же актерами. —ценарий был уже давно написан √еоргием Ќиколаевым, с которым мы много работали вместе, но € долго искал деньги.

Ц  ак и прежде, вас интересует судьба Ђмаленького человекаї?

Ц ƒа, действительно, мне интересны не столько сюжетные повороты, сколько характеры обыкновенных людей. »х жизнь, их чувства, их эмоции, их мысли. “ак получаетс€, что они мне как-то ближе. ’от€ сейчас € думаю сн€ть фильм о сверхчеловеке...

Ц ќ ком?

Ц Ёто ¬арлам Ўаламов. я его считаю сверхчеловеком, хот€ он прожил жизнь обычного человека. „тобы вынести все, что вынес он, и так написать об этом, нужно было иметь сверхчеловеческие способности. Ёто будет 12-серийный телефильм, условное название Ђ«авещание Ћенинаї. —вой первый срок Ўаламов получил за распространение этой Ђфальшивкиї, как при —талине называли это письмо Ћенина к съезду. ћы должны его сн€ть в 2006 году, а в 2007 году будет 100-летие со дн€ рождени€ ¬арлама “ихоновича. ѕопробуем открыть дл€ –оссии ее величайшего писател€ ’’ века. ƒл€ мен€ это Ц ƒостоевский прошлого столети€. ѕоэт, художник, стоик. Ќе случайно € пригласил в качестве сценариста ёри€ јрабова, с которым раньше даже не был знаком. ќн не сразу согласилс€. Ќо, подумав, сказал, что сделать эту работу Ц наша мисси€. ћисси€ Ц рассказать об этом человеке, потому что в –оссии его мало знают.

Ц —олженицын известен гораздо больше...

Ћучшие дн€

”ниверсальный игрок
ѕосетило:9076
Ќовак ƒжокович
–ихард ¬агнер: »зменивший принципы оперы
ѕосетило:7695
–ихард ¬агнер
‘ранцузский шансонье
ѕосетило:7514
Ўарль јзнавур

Ц я не умал€ю значени€ —олженицына, но он отсидел 4 года в шарашке под ћосквой, а Ўаламов Ц 20 лет на  олыме. –азница космическа€. » Ўаламов не претендовал на роль пророка в своем отечестве, каким хочет быть јлександр »саевич.

Ц —читаете, нашей отчизне-матери не нужны пророки?

Ц ƒумаю, нет. Ќо —олженицыну € все равно готов поклонитьс€ до земли за один Ђјрхипелаг √”Ћј√ї. ƒаже если бы он ничего больше не написал, все равно осталс€ бы в литературе и в истории как автор Ѕиблии о советских лагер€х. ≈сли говорить о лагерной теме, то ей в фильме будет уделено большое место. ¬едь у нас в кино ее по-насто€щему никто не трогал. ’от€ лагерные фильмы были.

Ц ѕосле показа вашего ЂЎтрафбатаї прошло врем€, фильм имел большой резонанс, и вы услышали много мнений о нем. „то в этих суждени€х было дл€ вас наиболее интересно, неожиданно или непри€тно?

Ц   сожалению или к счастью, ничего особо неожиданного не было. »сторики пен€ли на фактические неточности, но € о них знал еще тогда, когда читал сценарий Ёдуарда ¬олодарского. я ведь человек дотошный и когда беру в руки сценарий, да еще на такую историческую тему, то начинаю наводить справки. Ќапример, € знал, что штрафники-р€довые и штрафники-офицеры воевали в разных част€х, что штрафбатами обычно командовали кадровые, а не разжалованные офицеры...

Ц „то Ђгенералов Ќ ¬ƒ не былої, а были комиссары, а уж про св€щенников...

Ц ƒа, там есть огрехи, о которых € предупреждал и продюсера, и сценариста. Ќо если бы все это исправить, то не было бы художественного произведени€ под названием ЂЎтрафбатї.  роме того, в –оссии всегда бывают исключени€ из правил, а уж в услови€х войны тем более. “ак что можно считать, что мы отчасти построили фильм на этих исключени€х. ѕретензии € принимаю, но мы пошли на них умышленно. Ѕыли неточны в частност€х, не соврав в главном. ѕоэтому у нас не было официальных консультантов Ц мы не хотели никого подставл€ть. ƒругое дело, что € категорически не согласен с тем, что говор€т такие люди, как генерал ¬аренников. ќни привыкли, что кто-то об€зательно стоит с указкой у карты, кто-то Ц у телефона на св€зи с главнокомандующим, и хот€т, чтобы была отражена руковод€ща€ роль генералитета, генштаба, коммунистической партии и лично товарища —талина. ј у нас кино не про это, а про штрафников. ћы не говорим, что они выиграли войну, мы говорим, что и они тоже вложили свой кирпичик, и не один, в огромный фундамент ѕобеды. ћы не умал€ем роли генералов, просто мы делали кино про тех, кто был в окопах, умирал, воевал и погибал. ѕро них даже нельз€ сказать Ђони сражались за –одинуї Ц они погибали за –одину.

Ц  то-то удачно выразилс€: Ђприговорены к подвигуї.

Ц јбсолютно правильное словосочетание.  ак ¬иктор јстафьев говорил, мы войну выиграли м€сом.

Ц ѕри советской власти такой фильм зарубили бы на уровне за€вки, а если бы случайно дали сн€ть, то уложили бы на полку, а вас выгнали из режиссуры, как јскольдова, которому после относительно безобидного Ђ омиссараї больше не дали сн€ть ни кадра. „его ж ЂЎтрафбатуї не хватает еще, чтобы считатьс€ антисоветским?

Ц ЂЎтрафбатї Ц антисоветский фильм лишь в том смысле, что показывает, как советска€ власть относилась к своим солдатам. » штрафники воюют не за советскую власть, а за –одину, за свою землю.

Ц Ёто разделение было в сценарии или возникло по ходу дела?

Ц Ѕыло и в сценарии. » кстати, если можно говорить, что мы сделали картину о войне государства и народа с фашизмом, то сериал о Ўаламове и по Ўаламову будет о войне государства со своим народом. ≈сли хотите Ц о советском холокосте, об истреблении своего народа, если называть вещи своими именами.

Ц ¬ы с јндреем „еркизовым еще до ЂЎтрафбатаї сделали документальный сериал о российской власти в ’’ веке. Ќасколько это помогло вам в работе над художественным фильмом?

Ц ќчень помогло. я пересмотрел уйму хроники, в том числе военной. ћожно сказать, по ней во многом узнал саму войну. » мне было легче подбирать хронику дл€ ЂЎтрафбатаї. ¬ообще мне очень дорога эта работа. ¬ сущности, этот документальный фильм Ц учебник. ¬едь молодое поколение мало что знает о нашей истории, а если знает, то искаженно. ј хочетс€, чтобы они знали более или менее объективно. јлексей Ѕаталов, который прочел в картине текст от автора, сказал: ЂЌеизвестно, будет ли кто-нибудь смотреть в далеком будущем наше игровое кино, а вот этот фильм и через сто лет будет сто€ть где-то на полочке в университетской видеотекеї.

ћне было очень интересно делать эту картину, и по-моему, она у мен€ получилась, хот€, конечно, кака€ мо€ заслуга Ц монтаж, монтаж и монтаж. Ќо все-таки € смею наде€тьс€, что это картина, не ангажированна€ властью, максимально объективна.

 ак и в картине Ђќблако-райї, главную роль в новом фильме Ќикола€ ƒостал€ Ђ ол€ Ц ѕерекати полеї исполнит јндрей ∆игалов.

Ц ѕо-вашему, у нас в ’’ веке была кака€-то особа€ власть?

Ц ƒумаю, что к нашим традиционно называемым бедам Ц воровству, пь€нству, дуракам и дорогам Ц нужно добавить еще одну Ц порченую власть. ” нас к власти почему-то приход€т люди, которые сразу же начинают думать только о том, как бы закрепитьс€ и чего-то набрать. јвторитаризм, корысть, коррупци€, тщеславие Ц вот черты российской власти. »мперска€ жажда единовласти€. ¬се дл€ того, чтобы увековечить и обеспечить себ€, свою семью, причем часто за счет подавлени€ других. ћен€ютс€ только средства. —лава богу, сейчас, чтобы удержать или укрепить власть, не расстреливают.

Ц ≈сли не считать расстрел Ѕелого дома. ќднако профессию режиссера часто сравнивают с профессией властител€. ѕостановщики ведь властны не только над съемочной группой, но и над предкамерной реальностью. » частенько злоупотребл€ют этой властью, насилу€ эту реальность.

Ц ¬ данном случае авторитаризм уместен и необходим, а цель оправдывает средства. ѕричем средства вполне гуманные. ’от€ режиссерское единоначалие в последнее врем€ подрываетс€ продюсерами. ѕродюсер становитс€ содиктатором или даже берет на себ€ единоначальную власть.  ак часто делает, например, мой брат. Ќо он делает это с умом и профессионально. „то делать?  то дает деньги, тот заказывает музыку.

Ц ¬ы чувствовали на себе его братскую руку?

Ц я Ц в меньшей степени, другие Ц в большей. я всегда могу уйти и не работать у него Ц у мен€ немало предложений из других компаний, которые и плат€т не меньше, а то и больше. я не считаю себ€ зависимым от него. Ќо если мен€ постигает удача, то, конечно, мне при€тно, что мой успех раздел€ет ¬ладимир ƒосталь, а не другой продюсер.  стати, у нас есть диктаторы покруче, хот€ и с гораздо меньшим опытом кинопроизводства. » вы их знаете.

Ц »меете в виду продюсеров ѕервого канала  онстантина Ёрнста и јнатоли€ ћаксимова? ¬ы где-то говорили, что они не позволили ћаксиму √алкину сн€тьс€ в ЂЎтрафбатеї.

Ц ƒа. ЂЋицо каналаї в роли какого-то евре€-штрафника... » это не единственна€ истори€.  оллеги мне рассказывали про Ђих нравыї.

Ц Ќу если они человека купили на корню, то в самом деле имеют право не разрешить ему сниматьс€ на конкурирующем канале. ј без продюсера работать легче?

Ц —ейчас, когда € снимаю на государственные деньги, то больше свободы. — учетом того, что все артисты были определены заранее.

Ц ¬ы бываете жестким по отношении к актерам?

Ц »ногда приходитс€. ≈сли человек пришел на площадку неподготовленным.

Ц ј если он своевольничает и играет не по вашей указке, а по-своему?

Ц ј тут надо действовать иначе. Ќе жесткостью, а чисто режиссерскими профессиональными уловками, иногда хитростью. ≈сли ты предложишь интересный рисунок роли, актер возражать не станет.

Ц  инорежиссером вы стали потому, что решили пойти по стопам отца?

Ц ќтец погиб на съемках картины Ђ¬се начинаетс€ с дорогиї в 1959 году. ќн сидел возле камеры на капоте огромного грузовика, тот врезалс€ в столб, отец получил Ђчерепно-мозговую травму, несовместимую с жизньюї. ≈му было всего 50 лет, на 10 лет меньше, чем мне сейчас. ѕосле его смерти Ђћосфильмї вз€л нас с братом под опеку. ћы были на студии как дома и, естественно, начали на ней работать. “ак все и сложилось. ” отца не было желани€, чтоб мы с братом пошли работать в кино. » у мен€ в мысл€х этого не было. “ак что, если бы он осталс€ жив, € бы вр€д ли стал кинорежиссером.

—ѕ–ј¬ ј

Ќиколай ƒќ—“јЋ№ родилс€ в 1946 году в семье кинорежиссера Ќикола€ ¬ладимировича ƒостал€. ≈го старший брат Ц кинорежиссер и продюсер ¬ладимир ƒосталь. ¬ начале 1960-х годов Ќиколай работал ассистентом режиссера на киностудии Ђћосфильмї. ¬ 1971 году окончил факультет журналистики ћ√”, в 1981 году Ц ¬ысшие курсы сценаристов и режиссеров (мастерска€ √еорги€ ƒанелии). ¬ качестве режиссера дебютировал в 1985 году полнометражной картиной Ђ„еловек с аккордеономї. ¬ 1991 году по своему сценарию поставил фильм Ђќблако-райї, который был удостоен нескольких премий на кинофестивале в Ћокарно, в том числе и приза Ђ—еребр€ный леопардї. Ќа счету режиссера такие фильмы, как ЂЎура и ѕросвирн€кї (1987), Ђћаленький гигант большого сексаї (1992), Ђѕолицейские и ворыї (1997), ЂЎтрафбатї (2004).

ѕро  олю
ƒ.Ѕаталин 23.04.2006 12:31:07
ѕервый фильм был отличный. ќчень хороший. ѕосле второго просто пон€тно, что будет третий :)))) $$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$

моЄ мнение о Ќиколае ƒостале
јлександр 31.05.2010 02:57:11
¬ отличие от всех этих ƒосталей, остиковых,—ванидзе и прочих √олубковых, € никогда не был не то что коммунистом, но даже комсомольцем.Ќикогда и не перед кем € не прогибалс€ и не угождал никаким ублюдкам, хот€ встречал их предостаточно.ћой отец прошЄл три войны и что такое фашизм € знаю не хуже попов √апонов. ј €вл€€сь внуком офицера царской армии, отказавшимс€ пополнить р€ды красной армии,(очень интересна€ истори€, но речь не о том) знаю не меньше их и об ќкт€брьской революции. »менно о революции, а не перевороте, как нам стараютс€ внушить апостолы демократии.Ќе могла жалка€ шайка большевикских уголовников, будь у них хоть танки,ракеты и бронежелеты,подм€ть под себ€ всю –оссию от Ѕалтики до —ахалина.ѕодн€лс€ народ ƒосталь рыдает о –оссии, которую мы потер€ли. ѕотер€ли мы нищую, слабую, голодную лапотную –оссию

ћоЄ мнение о ƒостале.
јлександр 31.05.2010 02:07:41
P.S. –озрыдались об убиенных пол€ках в  атыни. —кольких наших людей положили бы эти сорок тыс€ч милых пол€ков, освободи их немцы. ≈щЄ неизвестно осталс€ бы жив ваш отец, воевавший с фашистами. Ќо почему вы, соловьи фашиствующей демократии, не верещите о том, что пол€ки растрел€ли, голодом заморили более тридцати тыс€ч русских солдат в 20 году? ѕочемувы не рыдаете? ѕочему ћедведев с ѕутиным не требуют от польского народа извинений, не требуют рассекретить документы, назвать фамилии погибших? ѕойте дальше, кукарекайте, каркайте, ваша сила и ваша власть. —нимайте о растрел€ном парламенте, ќ растерзаной ёгославии, о сожжЄнном »раке, о могилах на погостах, о взрывах в метро, о русских девках на панел€х, о миллионах беспризрников, о бездомных, о разрушенной экономике –оссии, о раздавленной русской армии. ¬сЄ это ваша демократи€. ѕойте соловушки.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћа€к славы дл€ миллионов
ѕосетило:13023
Ќатали€ ќрейро
јлексей ћаресьев. Ѕиографи€
ѕосетило:26624
јлексей ћаресьев
ѕоследний русский император
ѕосетило:10949
 Ќиколай II

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru