Людибиографии, истории, факты, фотографии

Кира Муратова

   /   

Kira Muratova

   /
             
Фотография Кира Муратова (photo Kira Muratova)
   

День рождения: 05.11.1934 года
Место рождения: Сороки, Румыния
Дата смерти: 06.06.2018 года
Место смерти: Одесса, Украина
Возраст: 83 года

Гражданство: Россия, Украина
Соцсети:


Хочется чего-то простого и понятного

Режиссер, сценарист, актриса, монтажер

8 апреля в российский прокат выходит новый фильм Киры Муратовой "Мелодия для шарманки" - грустная сказка о лишившихся матери детях, которые накануне Рождества бродят по городу в поисках отцов, а натыкаются на всеобщее равнодушие.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

04.04.2010

неделя: Кира Георгиевна, почему в качестве героев для своего нового фильма вы выбрали детей-сирот?

Кира Муратова фотография
Кира Муратова фотография

-кира муратова: Да просто мне понравился сценарий Владимира Зуева, а он был о детях. Но дело было не в них, а в красоте, поэтичности самого текста. Это сказка, очень похожая на андерсеновскую. К тому же эта история, можно сказать, полностью противоположна моему предыдущему фильму "Два в одном". Там были сложные, извилистые вопросы, психологическая заковыристость, эротика, всякие пикантности. А эта картина о простых, прямолинейных вещах. Как говорил Лев Толстой, мы так много рассуждаем о сложностях, а еще столько не сказано о самом простом.

Реклама:

Какой может быть прогресс, если существовал Нерон, а потом Сталин?

н: Когда "Два в одном" выходил на экраны, вы говорили мне, что разуверились в том, что искусство может исправить людей. Но разве "Мелодия для шарманки" не пытается заставить зрителей оглянуться вокруг и подумать о ближнем?

-муратова: В прогресс и возможность как-то исправить человека я никогда особо не верила. Или просто не задумывалась об этом. А потом сама для себя сформулировала, что искусство есть искусство, жизнь есть жизнь, и они вертятся каждый по своей спирали. Наука, может быть, и развивается. Все остальное - нет. Ну какой может быть прогресс, если существовали Нерон, а потом Сталин? Получается, что, кроме формы, одежды, прикида, ничего не изменилось. Подобные завихрения истории - ярчайшее тому доказательство. Так что нет, я не ставлю себе задачи заставить зрителя о чем-то задуматься. Максимум, что я могу, это дать по голове себе. А надеяться, что я куда-то поверну зрителя, было бы слишком смело. Я даже не надеюсь, что смогу повернуть его в сторону кинотеатра, не говоря уж о каких-то душевных порывах. Я человек, воспитанный в идеологическую эпоху, когда мои фильмы клались на полку и ни о каких зрителях речи вообще не было. Надо сказать, что, когда советская власть ушла, ничего кардинально не изменилось. Мои фильмы по-прежнему смотрит очень узкий круг людей. Поэтому я ни к чему не призываю. Какие-то вещи меня привлекают, и я о них говорю, страдаю, пекусь, снимаю кино, но не ставлю себе масштабных задач. Даже снимая "Астенический синдром", я не верила, что он кого-то изменит или куда-то позовет. Хотя мне очень хотелось кричать во всю глотку о несчастных собаках, которых убивают на живодерне. Но это был бы глас вопиющего в пустыне. Нет, я не верю в прогресс.

н: При этом животные и дети - это те болевые точки, промахнуться по которым невозможно. Побитые собаки, голодные малыши обязательно вызовут слезы. Вы не ставили себе цели нас растрогать?

-муратова: Для меня животные - это болевая точка, вы правы. Видимо, кроется во мне какое-то генетическое уродство, но я ощущаю свою вину за то, что мы, люди, вырвали животных из их естественной среды и стали над ними издеваться. Да, был у меня такой пунктик, который как-то латентно существовал, пока я случайно не попала на живодерню и пунктик не превратился в нечто гораздо большее. А по поводу детей болевой точки у меня никогда не было. Дети - это мы сами, просто на начальном этапе. Конечно, я люблю их и жалею, но не более чем взрослых. Так что, нет, снимая фильм о детях, я никого не хотела довести до слез, а уж тем более растопить сердца.

Кино - ширма, которой я отгораживаюсь от ужасов реальности

н: Вам самой на душе становится легче, когда вы заканчиваете и выпускаете в прокат фильм о том, что вас волнует?

-муратова: Мне становится легче от самого процесса работы. Я люблю снимать. Во ВГИКе Сергей Аполлинариевич Герасимов привил мне эту привычку, будто в компьютер программу вложил, и вот я, запрограммированная, кручусь всю жизнь, пока есть силы и возможность. Кино - это то, что меня утешает и спасает. Оно заслонка, ширма, которой я отгораживаюсь от ужасов реальности. Искусство, оно же вообще придумано для того, чтобы человек мог испытать потрясение, сидя в мягком кресле у камина. У меня все то же самое. Писатель Сорокин на вопрос "Почему вы пишете?" ответил: "Потому что мне страшно". Точнее не скажешь. Пока ты занят делом, тебе некогда думать о том, что происходит вокруг.

Лучшие дня

Родственная душа
Посетило:24697
Михаил Ломоносов
Свен Фишер. Биография
Посетило:14018
Свен Фишер
Давно уже не Гермиона
Посетило:9590
Эмма Уотсон

н: Даже если у вас на площадке происходят ужасы, которые в жизни встречаются не каждый день?

-муратова: Знаете, у актеров есть разные школы. Одни считают, что нужно все пропускать через себя, плакать, искренне страдать, а другие говорят, что надо просто уметь сконструировать и выразить нужные чувства, не испытывая их. Я явно отношусь ко второй группе. Свою работу я уподобляю действиям хирурга. Мое дело - холодный анализ, а если хирург во время операции будет жалеть своего пациента, то он его просто искромсает. Нет, конечно, я сочувствую детям. Но не детям-героям, которые мерзнут и голодают, а детям-актерам, которые работают уже двенадцатый час и страшно устали. Хотя я не буду спорить, если кто-то скажет, что это фильм о нежности и жалости. В самом начале картины, прежде чем мы знакомимся с главными героями, в электричке разносится колыбельная в исполнении Анны Герман, и старички со старушками очень трогательно друг с другом обращаются. Да и этих детей никто нарочно не обижает, просто каждый занят своими делами и, даже обратив внимание на сирот, очень быстро о них забывает. Такая уж у этих брата с сестрой судьба. Шарманка рока крутится независимо от обстоятельств. И если вернуться к началу нашего разговора, то давайте пофантазируем и представим, что кто-то из зрителей все-таки проникнется жалостью к героям. Но сколько продлится это его состояние? Час, день, неделю? Да, может быть, какое-то время он будет обращать внимание на бездомных людей и несчастных детей, но потом его все равно затянет круговорот событий, и он будет стараться поменьше смотреть по сторонам, чтобы не растрогаться.

н: Вас саму легко растрогать?

-муратова: О да! Растрогать, разжалобить, породить во мне чувство вины может все что угодно. Причем бывают мелочи, которые врезаются в память и навсегда остаются укором. В идеологическую, как я ее называю, эпоху в Одессе было принято открывать дверь, не спрашивая, кто там. Мы были так бедны, что грабить нас было бесполезно, а значит, и бояться было нечего. Так вот в те времена по домам ходило множество нищих, которые стучались в квартиры и просили подаяние. Был день, когда я, вся измотанная какими-то хлопотами, пошла открывать дверь и, увидев очередного бродягу, разозлилась и перед его носом ее захлопнула. Он, бедный, даже сказать ничего не успел, только открыл рот, набрал воздуху, и я на этом вздохе его оборвала. Казалось бы, ерунда, ничего страшного не случилось, он пошел в следующую квартиру и там получил то, что хотел, но этот момент намертво врезался мне в память. Этот его вздох и мое хлопанье дверью... Такое бывает с каждым из нас, когда мы не позволяем себе испытать жалость, а потом чувствуем угрызения совести.

н: Такие эпизоды впоследствии попадают в ваши фильмы?

-муратова: Конечно, ведь наша профессия предполагает, что мы замечаем или придумываем какие-то детали, которые потом крутятся в голове и рано или поздно находят свое место в картине. "Мелодия для шарманки" вся состоит из таких придумок и домашних заготовок. Причем не только моих. Очень многое в картину внес художник и мой соавтор Женя Голубенко. Например, момент, когда предприимчивые китайцы пересаживают в портшез застрявшую в пробке героиню Ренаты Литвиновой, это его идея. Такого в реальности нет, с другой стороны, сейчас столько разнообразных видов бизнеса, что подобная услуга вполне могла бы появиться.

В Москве меня могут взорвать, а в Одессе мне может упасть на голову кирпич, это дело случая

н: Придумывала ли что-то Рената Литвинова для своей мини-роли в этом фильме?

-муратова: Это нельзя описать словами. Она всегда придумывает, как будет играть. Она же замечательная актриса, и если ее правильно снимать, то в ее глазах можно увидеть столько всего, что все остальное, в том числе красота самой Ренаты, просто меркнет.

н: Вы любите повторять, что предпочитаете черно-белое кино, между тем последние ваши фильмы сняты в цвете, а "Мелодия для шарманки" вообще отличается необыкновенной яркостью красок. У вас изменился взгляд на мир?

-муратова: Нет, это все вопросы к оператору Владимиру Панкову и художнику Жене Голубенко. Я не умею ставить свет, поэтому могу только постфактум оценивать результат. Как снята "Мелодия для шарманки" мне нравится.

н: Готовясь к съемкам, изучали ли вы жизнь бродяг?

-муратова: Ну, всю теорию я изучила еще на съемках фильма по "Детям подземелья" Короленко. Я тогда перечитала массу очерков из жизни бродяг и досконально изучила материал. Это был мой последний доперестроечный фильм, на котором я больше всего погорела. В тот момент уровень бреда дошел до того, что не разрешалось показывать трудную жизнь бедняков, даже если действие происходит до революции. Им показалось, что картина вызовет ненужные ассоциации, и в результате меня выгнали с площадки к чертям, картину порезали, дали ей странное название "Среди серых камней" и положили на полку. А куски, которые вырезали, вообще зачем-то уничтожили.

н: Дело ограничилось теорией, и знакомиться с жизнью бездомных на вокзалах и в приютах вам не пришлось?

-муратова: Главные герои "Мелодии для шарманки" еще не бродяги. Они дети из интеллигентной семьи, которые оказались без родителей и крыши над головой. Они станут бродягами, если им не помогут, но пока они просто сироты. Но есть в картине сцены, где брат и сестра встречаются с подростками, привычными к вокзалам и подворотням. Я хотела, чтобы в этих эпизодах снимались ребята из интернатов, но мы, отсмотрев немало кандидатур, в своих поисках потерпели фиаско. То ли плохо искали, то ли нам не повезло, не знаю. В результате мы сняли вполне благополучных, обыкновенных школьников, у которых не было опыта бродяжничества, зато был талант. Все равно эпизод, когда героев грабят, получился не таким эффектным, как мне хотелось, поэтому я постаралась его минимизировать.

н: Чем вы заняты в свободное время?

-муратова: Думаю о том, что буду снимать дальше. А вообще последние два фильма несколько подкосили мое здоровье. Было много трудных съемок, ночных, зимних. Все это меня изнурило. Но Сергей Аполлинариевич Герасимов, когда я, замученная цензурой, спросила его, не стоит ли мне вообще уйти из режиссуры, ответил: "Да куда ты уйдешь! Кино тебя калечит, но оно же тебя и лечит". Так что я лечусь и думаю о новой картине. У меня есть тяга к деконструкции, поэтому я хочу сделать сборник короткометражек, которые по сюжету, теме, идее никак не были бы связаны, а объединялись бы только титром "режиссер Кира Муратова". Я вообще люблю этюдность. Например, проходя по улице, услышать, как кто-то играет гаммы. Хочется чего-то простого и понятного. Вообще зачем нужно придумывать историю на два часа, пусть историй будет много.

н: После учебы в Москве вы уехали в Одессу. У жизни вдалеке от столицы больше достоинств или недостатков?

-муратова: По-моему, от перемены мест слагаемых ничего не меняется. Все самое главное в человеке - его принципы, переживания, открытия - находится у него внутри, и внешние обстоятельства не так уж важны. Когда однажды меня прогнали из Одессы и я попробовала снимать кино в Ленинграде, то поняла, что разницы никакой нет. Да, в Москве меня могут взорвать, а в Одессе мне может упасть на голову кирпич, но это дело случая. А то, что зависит от меня самой, останется неизменным. Так что, пожалуй, я и дальше буду жить в Одессе. Для москвичей я такой забавный раритет. Ехать к вам, чтобы там толкаться за место под солнцем, радости мало. Пусть люди, которые хотят, чтобы я снимала кино, сами приезжают ко мне. Слава Богу, они пока это делают.

н: В вашей коллекции наград три "Ники", несколько призов "Кинотавра" и недавно врученный вам украинским президентом орден Ярослава Мудрого V степени. Где вы храните все это богатство?

-муратова: На этажерке, с которой, честно говоря, весьма редко стираю пыль. Правда, последняя "Ника" хранится у продюсера фильма, потому что он еще молод и не потерял страсть к коллекционированию. А мне не жалко, к наградам я отношусь благосклонно, но спокойно. Хотя на церемонии присутствовать всегда волнительно: чувствуешь себя ребенком на новогодней елке, который с замиранием сердца ждет, получит ли он заветную куклу или дело ограничится шоколадкой. Вообще меня в жизни столько ругали, что я закалилась и теперь меня почти невозможно огорошить. Пока запрещали картины, я думала: "Ничего, лишь бы кино давали снимать". А знаете, мне даже нравилось, что мои фильмы лежат где-то в подвале, как брильянты и изумруды в пиратском сундуке.

Честный хлеб

Кира Георгиевна Муратова(Короткова) - советский и украинский режиссер. Родилась 5 ноября 1934 года в бессарабском городке Сороки (сейчас - Молдавия) в семье секретаря сорокского подпольного обкома коммунистической партии Румынии Юрия Александровича Короткова. Изучала филологию в МГУ, в 1959 году окончила режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой).

В 1961 году Кира Муратова стала режиссером и сценаристом на Одесской киностудии и дебютировала год спустя, когда совместно с коллегой Александром Муратовым поставила короткометражный фильм "У крутого яра". Через два года с ним же Муратова сняла полнометражную ленту "Наш честный хлеб".

Затем уже первыми своими самостоятельными фильмами "Короткие встречи" и "Долгие проводы" режиссер заявила интерес к теме неоднозначности человеческого характера, которая с тех пор стала ее фирменным стилем. Ее самые знаменитые работы - "Перемена участи" и "Астенический синдром". Обе привлекли большое внимание критики и общества, последняя картина была удостоена приза Берлинского кинофестиваля.

Герои О чем фильм "Мелодия для шарманки"

10-летняя Алена (юная актриса Елена Косюк на Московском кинофестивале получила приз за "Лучшую женскую роль") и 6-летний Никита (Роман Бурлака) после смерти матери должны были разъехаться по разным приютам, но сбежали. Решили никогда не расставаться и отправились на поиски своих отцов. Вокзал, казино, дом для работников филармонии и шикарный торговый центр - разрезая серую равнодушную толпу, которую камера Владимира Панкова предпочитает наблюдать сверху, дети раз за разом обретают надежду и так же последовательно ее лишаются.

Фильмы о несчастных детях в нашем кино появляются редко, зато успеха добиваются почти наверняка. "Итальянец" Андрея Кравчука даже выдвигался от России на "Оскар", а "Волчок" Василия Сигарева стал чуть ли не самым громким фильмом прошлого года. Разделит ли их судьбу "Мелодия для шарманки", трудно сказать. Мудрая Кира Муратова смотрит на историю детей-сирот не как взрослый на малыша, а откуда-то из поднебесья, позволяющего рассмотреть всю картину целиком. И оказывается, что дело не в человеческой жестокости и равнодушии (Алене и Никите регулярно встречаются добрые люди), а в том, что называется "не судьба" или "что такое не везет". Не везет - это попасться за кражу булки в магазине, где богатенькие клептоманы, заранее оплатив развлечение и усыпив бдительность охраны, набивают карманы деликатесами.

Но факт, что за героями кто-то все-таки наблюдает, оставляет призрачную надежду на хеппи-энд. Как-никак, действие фильма происходит под Рождество, начинается он с открытки, изображающей избиение младенцев царем Иродом, а заканчивается мизансценой в стиле "Дары волхвов". Даром, что волхвами Муратова назначает бригаду строителей.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Первый прыжок из космоса
Посетило:12318
Джозеф Киттингер
Каспаров Гарри Кимович
Посетило:22509
Гарри Каспаров
Свен Фишер. Биография
Посетило:14018
Свен Фишер

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history