Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬ладимир ћотыль

   /   

Vladimir Motyl

   /
             
‘отографи€ ¬ладимир ћотыль (photo Vladimir Motyl)
   

ƒень рождени€: 26.06.1927 года
ћесто рождени€: Ћепель, ———–
ƒата смерти: 21.02.2010 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 82 года

√ражданство: –осси€

»нтервью с ¬ладимиром ћотылем

—оветский и российский режиссЄр театра и кино, сценарист. Ќародный артист –оссии (2003)

 то в –оссии не знает фильм "Ѕелое солнце в пустыне"? ј кто знаете что-либо о режисере? Ќекоторые интересные факты со съемок фильма и из своей жизни рассказыает в интервью ¬ладимир ћотыль, режисер знаменитого фильма.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

12.12.2000

26 июн€ исполнилось 75 лет со дн€ рождени€ заслуженного де€тел€ искусств –оссии, лауреата √осударственной премии ¬ладимира яковлевича ћотыл€. Ќакануне юбиле€ мне удалось встретитьс€ с ним в ћоскве, в  иноцентре на  расной ѕресне.

ћотыль с экрана приветствовал пришедших на премьеру
ћотыль с экрана приветствовал пришедших на премьеру

- ¬ладимир яковлевич, ваш отец, яков ƒанилович ћотыль, погиб на —оловках, семь€ матери, Ѕерты јнтоновны, тоже пострадала в годы культа личности. Ёто повли€ло на ваше мировоспри€тие, отношени€ с советскими власт€ми?

- ¬ политических играх € никогда участи€ не принимал, не участвовал и в диссидентском движении. Ќо был, конечно, с шестидес€тниками, когда после ’’ съезда возникли общественные иллюзии. «а эти иллюзии € и пострадал, будучи главным режиссером —вердловского “ё«а, который находилс€, кстати, напротив дома »патьева, где расстрел€ли царскую семью. ƒва моих спектакл€ были закрыты: "ћы втроем поехали на целину" ѕогодина и "— новым счастьем" —ветлова. Ёти спектакли €вл€лись, € бы сказал, полуправдой о времени. Ќо даже эта полуправда настолько возмутила власть имущих, что € вынужден был покинуть театр.

ѕохороны ћотыл€
ѕохороны ћотыл€

- ¬ыходит, нет худа без добра: после этого вы оказались в кинематографе.

- Ќет, это не так.  ак раз выбор мною профессии кинорежиссера имеет пр€мое отношение к моей судьбе, потому что, наход€сь в ссыльных местах с мамой, € с младенческих лет не имел доступа ни к каким очагам культуры, кроме кинопередвижек. »х привозили в маленькие городки —еверного ”рала и крутили фильмы „аплина, "¬еселых реб€т", "„апаева". » € смотрел подр€д все сеансы, € жил кинематографом. ѕосле школы, попытавшись поступить во ¬√» , вернулс€ в —вердловск и поступил в театральный институт, потом закончил историко-филоло гический факультет —вердловского университета.

ѕохороны ћотыл€
ѕохороны ћотыл€

ћама к тому времени, - а это был конец сороковых годов, - работала завучем детского дома. ј до того была простым воспитателем в колони€х дл€ малолетних преступников. Ќадо сказать, что по окончании ѕетроградского пединститута имени √ерцена она на практику попала к јнтону —еменовичу ћакаренко, это и определило ее дальнейшую работу в учреждени€х дл€ трудновоспитуемых подростков, проще говор€ - юных преступников. ¬ этой среде € с детских лет и обитал, хорошо освоил тот сленг, как мен€ мама от него ни отучала.

- ¬ы поставили немало картин, но кинокритики считают вас автором трех хитов, или китов: "Ѕелое солнце пустыни", "∆ен€, ∆енечка и "катюша"" и "«везда пленительного счасть€".  ак бы ¬ы, ¬ладимир яковлевич, определили жанр каждого из этих фильмов?

ѕохороны ћотыл€
ѕохороны ћотыл€

- ∆анр "Ѕелого солнца пустыни" - сказ-былина с авантюрной пружиной. Ёто коктейль приключенческой русской народной сказки и вестерна, элементы которого отрицать невозможно.  онечно, лучшие образцы вестерна на мен€ повли€ли: € засматривалс€ и "ƒилижансом", и "¬еликолепной семеркой", и "–овно в полдень" ÷иннемана - совершенно поразительной картиной. "«везда пленительного счасть€" - романтическа€ мелодрама, а "∆ен€..." - трагикомеди€.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

- —ценарий "—олнца..." написали ¬алентин ≈жов и –устам »брагимбеков, вас пригласили его поставить.  акова истори€ этой картины?

Ќа съемках
Ќа съемках "Ћеса"

- ќна многосложна. —ценарий писалс€ на јндрона  ончаловского, и он собиралс€ его ставить. Ќо когда сценарий в общем и целом завершалс€,  ончаловский с этой истории "спрыгнул" - по словам одного из сценаристов, причиной было его,  ончаловского, мнение, что жанр вестерна могут осилить только американские актеры. ћожет быть, это была отговорка, но сценарий осталс€ без режиссера. —ценаристы предлагали его шести-семи режиссерам, среди которых были такие имена, как „улюкин,  еоса€н, ∆алак€вичюс и даже “арковский. ¬се от сценари€ отказывались. ¬ нем была хорошо придумана истори€ с гаремом, а в общем он носил следы скоропали тельности.  омпозици€ была рыхла€, и поначалу отказалс€ от него и €. Ќо, в отличие от других режиссеров, € был загнан в угол. ѕервый зампред √оскино Ѕаскаков, не предвидевший, что он же окажетс€ позже и спасителем "Ѕелого солнца пустыни", сказал буквально следующее: "ѕока € на этом посту, вы больше в кино работать не будете!" “аков был его приговор за "крамолу" в "∆ени, ∆енечки и "катюши".

-  ак же вы обошли этот грозный запрет?

- Ѕлагодар€ Ёкспериментальной творческой киностудии (Ё“ ) √ригори€ Ќаумовича „ухра€. ќна была открыта по личному распор€жению ’рущева в разгар оттепели. ” студии была относительна€ свобода в выборе сценари€, режиссера, сроков производства. ¬ конце она должна была предъ€вить власт€м готовую продукцию. Ќикакого надзора, в отличие от всего кинематографа, за ними не было, зато отдача - была.  инематограф везде в мире - самоокупаемый, обходитс€ без дотации государства. Ёкспериментальна€ киностуди€ заинтересовывала творцов выгодным процентом с проката картин. Ќа мен€ это положение, увы, не распростран€лось: фильм бушевал по всей стране, был продан в первые же мес€цы по€влени€ на международном кинорынке более чем в 100 стран, а мен€ объегорили в п€ть раз, по всем параметрам по указанию сверху.

¬ладимир ћотыль фотографи€
¬ладимир ћотыль фотографи€

- ѕоставь вы такой фильм на «ападе, вы бы стали мультимиллионером...

¬ладимир ћотыль фотографи€
¬ладимир ћотыль фотографи€

- ћне это американские коллеги говорили, когда € бывал в Ўтатах.

¬ладимир ћотыль фотографи€
¬ладимир ћотыль фотографи€

- ј здесь вам приходитс€ до сих пор работать?

- ѕоскольку р€д моих проектов не состо€лс€ по финансовым причинам, чтобы поддерживать сносный уровень жизни, € преподавал одновременно в трех учебных заведени€х.  роме того, участвовал в конкурсах на гранты ѕрезидента –оссии и ƒжорджа —ороса. ¬ыиграв конкурсы, писал сценарии. Ёто небольшие деньги, но они позвол€ли мне не суетитьс€.

- ”йдем от прозы жизни, поговорим о музыке. ≈е ко всем трем фильмам написал, кажетс€, »саак Ўварц?

- ѕознакомились мы с ним на "∆ене, ∆енечке...", потом последовали два фильма, о которых мы говорили, и были еще две телевизионных картины: "Ќеверо€тное пари" - по рассказам „ехова, объединенных одной темой: власть денег над человеком. ћогу сказать, что эта картина больше дес€тка раз повтор€лась по за€вкам зрителей. ѕотом € сн€л двухсерийную "∆ил-был Ўишлов", по идее пьесы јфанаси€ —алынского "ћолва". Ёто был мой единственный в какой-то степени политический фильм. ¬ годы горбачевской перестройки все держали »льича за икону. ћол, извратил все —талин. ћой фильм был первый, поставивший это под сомнение.1922-1923 годы, времена ЌЁѕа. ¬ маленьком городишке разворачиваютс€ событи€, ничем не отличавшиес€ от того, что потом происходило при —талине. —дал € эту картину начальству в 1987 году - то было начало перестройки и в то же врем€ год 70-лети€ "великого ќкт€бр€". ћне сказали: "‘ильм получилс€, но мы его покажем в более подход€щее врем€". ≈го показали в тот год по телевидению один раз. » еще один раз - совсем недавно.

-  ак знаменита€ песн€ ќкуджавы "¬аше благородие, госпожа удача..." по€вилась в "Ѕелом солнце..."?

- ћы с Ѕулатом сдружились при совместной работе над сценарием "∆ени...". “ам же звучала песн€ Ўварца на его стихи " апли датского корол€". «десь € заказал ему песню таможенника ¬ерещагина, который по сценарию был совершенно не похож на того, которого зрители увидели в картине. ” ≈жова и »брагимбекова это был вовсе не таможенник, а просто мужичок, соскучившийс€ по конкретному делу, легкомысленный выпивоха, подкаблучник. √де-то чуть дальше середины сценари€ он погибал от всаженного в спину бандитского ножа. Ќе было, разумеетс€, никакого баркаса, ни крылатых фраз "“аможн€ дает добро" и "«а державу обидно". ¬се диалоги ¬ерещагина € писал непосредственно перед съемками. Ћуспекаев тут же наполн€л их своим гением. » € попросил Ѕулата написать песню таможенника - лихую и в то же врем€ грустную. Ѕулат написал два варианта. ѕервый - белым стихом, это было прощание казака, уход€щего на войну, со своей Ќастей. я отобрал вторую песню.

- Ќесколько слов о Ѕулате Ўалвовиче...

- я преклон€лс€ перед его великим талантом. ј человечески он был близок мне тем, что дл€ него св€тыней была независимость. ¬нутри тоталитарной системы, будучи членом партии, в которую вступил после ’’ съезда, он оставалс€ независимым. ƒаже шестидес€тники так или иначе служили системе. ј он - никогда. ќтец его был коммунистом, его расстрел€ли, мать отсидела 20 лет в лагере, и именно в пам€ть об отце ќкуджава вступил в партию. “огда он верил, что что-то изменитс€... я приезжал к нему домой на Ѕезбожный, где он жил последние годы, мы говорили обо всем. Ќезадолго до его смерти, когда виделись в последний раз, он неожиданно наклонил с€ ко мне и тихо сказал: "¬олод€, боюсь, что ничего у нас не получитс€". "” нас", - он имел в виду ситуацию с демократией, с –оссией в целом.

- ‘ильм снималс€ во многих местах, в том числе в ставшем сейчас печально известным  аспийске...

- ќн снималс€ не в самом  аспийске, а на полпути из  аспийска в ћахачкалу. ¬се наши объекты были построены на берегу  аспи€, где к нему подступали барханы. ћой художник ¬алерий  острин построил огромные - помните? - баки, дом ¬ерещагина, дома поселка - все это декорации, которые, едва начиналс€ большой ветер, заваливались, потом надо было их восстанавливать. —ловом, как в Ѕиблии - не строй на песке.

- Ќе вспомните что-то смешное, а может, трагическое, случившеес€ на съемках?

-  роме  аспийска, снимали мы и в  аракумах, в разгар лета. ¬ самое пекло к нам прибывает чрезвычайный и полномочный посланник √оскино ¬адим ѕетрович —пицын. ѕока мы снимали от зари до зари, он неплохо проводил врем€. «акупив на обильном восточном базаре в ћары вс€кой снеди и гор€чительных напитков, знакомилс€ со славными девушками.  упил за копейки осла, которого, представьте, в самолете увез из ћары к себе в “ушино. Ѕольше мес€ца он регул€рно звонил Ѕаскакову, говорил, что дела идут отлично, все снимаетс€ по железному сценарию, хот€ это было далеко не так. "ћотыль, - сообщал начальнику —пицын, - дисциплинирован, выполн€ет все твои советы".  стати, некоторые советы Ѕаскакова действительно пошли на пользу картине.

"¬осток требует совершенно иного подхода, у них там другое мышление, у мусульман", - напутствовал он мен€ перед экспедицией, дела€ грозное лицо.

Ёти его слова и натолкнули мен€ вписать —ухову реплику: "¬осток - дело тонкое".

¬от эпизод, о котором € никогда не рассказывал. я жил в генеральской дачке на территории ракетной части. –акеты были направлены, конечно, в сторону империалистов. ƒачка была дерев€нна€, € жил там один, но когда приезжали актеры на съемки, одну из комнат € предоставл€л им. ћы репетировали то, чего не было в сценарии. Ќадо сказать, что фильм процентов на 60 состоит из импровизаций. ќдна италь€нка написала и защитила диссертацию, сопоставл€€ сценарий "Ѕелого солнца пустыни" с самим фильмом. ќна мне эту диссертацию прислала...

“ак вот, € поехал на выбор натуры. ¬озвращаюсь. ¬озле дачки, за столом, сид€т только что прилетевший —пицын, мои актеры, офицеры ракетной части и, соответственно, празднуют. ќни были уже хороши, на столе вал€лись куски разломанной сырокопченой колбасы, ее же поедает кошка под столом. я прохожу в дачку - что-то, чувствую, тлеет. ј дачка суха€, чуть что - вспыхнет, как спичечный коробок. я смотрю - на столе лежит кип€тильник, прожог своей раскаленной спиралью дыру и вот-вот провалитс€.   счастью, все окна были закрыты, воздух не поступал. ј в кастрюле с водой лежит... лампочка. “о есть лампочку и кип€тильник мои гости под воздействием алкогол€ помен€ли местами.

- ћне очень понравились письма —ухова своей жене  атерине ћатвевне.  то их писал?

- ћарк «ахаров, главный режиссер "Ћенкома". ѕочему именно он писал письма? «вать авторов, с которыми € заключил джентльменскую конвенцию об их невмешательстве в фильм, € до окончани€ картины опасалс€. ћы были с ћарком добрыми друзь€ми. я знал его и как режиссера, и как отличного автора юморесок и фельетонов. я дал ему темы писем тоскующего солдата, тексты которых контрастом должны были усиливать напр€женные ситуации зримого р€да.

-  огда вы снимали картину, у вас было ощущение, что вы делаете шедевр, или "пораженье от победы ты сам не должен отличать"?

- Ќет ничего проще завалить успех, как посто€нно думать о нем. Ёто формула элементарной психологии. ћне гораздо ближе формула Ёйнштейна: труд, труд, игра и умение держать €зык за зубами.  огда € снимал картину, € думал о выживании, понима€, что если не сделаю картину на пределе своих возможностей, мне надо будет с профессией распрощатьс€. “о, что € от авторов сценари€ получил карт-бланш на импровизацию - великое дело. Ёто был уникальный случай в истории кинематографа. —оветское кино, в отличие от мирового, всегда выставл€ло в титрах первыми авторов сценари€, потом - режиссера. ѕотому что через авторов сценари€ осуществл€лс€ цензурный контроль за картиной. „иновник мог вз€ть сценарий и, гл€д€ на экран, свер€ть его с происход€щим. » в случае чего воскликнуть: "—топ! Ёто не по сценарию!"  онечно, не € один отступал от сценари€, но в таком масштабе - шестьдес€т процентов! - отступлений не было.  огда € придумал  атерину ћатвевну и другого ¬ерещагина, € авторам сказал: беру сценарий только с вашим карт-бланш, они на него согласились. ѕравда, слово свое не сдержали.  огда Ёкспериментальную киностудию „ухра€ фактически закрыли, подчинив "ћосфильму", съемки были на 4 мес€ца остановлены, картину хотели попросту прикрыть. » лауреат Ћенинской премии ≈жов, один из авторов сценари€, в раздражении на измененный образ ¬ерещагина, на придуманную мной  атерину ћатвевну, встал на сторону гонителей "—олнца...". Ѕольше всего его возмущал Ћуспекаев: "√де режиссер нашел этого артиста с бабьими руками?"

- Ћуспекаев ведь умер вскоре после съемок?

- Ѕуквально через две недели после премьеры фильма в ћоскве. –ешив пригласить его на роль ¬ерещагина, € пришел к больному актеру, ушедшему из Ѕƒ“, поскольку он не мог находитьс€ на сцене на обрубленных ногах - ему ведь ампутировали по полстопы, ампутаци€ была следствием болезни сосудов. ¬  аракумы € его не возил, снимал только в  аспийске. ƒраку на баркасе он играл сам, без дублеров.

≈сли говорить о других актерах, то дружеские отношени€ св€зывают мен€ до сих пор с јнатолием  узнецовым (—уховым) и —партаком ћишулиным, сыгравшим —аида.

- ¬ы √осударственную премию за эту картину получили спуст€ 30 лет после ее выхода на экран. “оже, видимо, уникальный случай.

- ƒа, и произошел он совершенно случайно. я по одному важному дл€ мен€ делу пробилс€ к тогдашнему главе администрации президента ёмашеву. ¬опрос мой он решил, мы разговорились.ќн оказалс€ вместе с президентом гор€чим поклонником "Ѕелого солнца пустыни" и был страшно удивлен, что картина, несмотр€ на всенародное признание, не имеет √осударственной премии. ј не имела она ее по простой причине: трижды выдвигав ша€с€ на нее, картина была "задвинута" моими старшими коллегами. —ловом, ≈льцин, вопреки сопротивлению комитета по преми€м, подписал в 1998 году указ о √осударственной премии этой картине.

- ћы подробно говорим о "Ѕелом солнце пустыни", боюсь, что два остальных ваших "кита" обид€тс€. ¬спомнил сейчас о трагической фигуре ќлега ƒал€, сыгравшего в "∆ене, ∆енечке и "катюше"" главную роль. я был на одном из последних его творческих вечеров. ¬ присланной из зала записке его спросили: " то ваши друзь€?" ќн мрачно ответил: "ћои друзь€ - ¬ысоцкий и Ўукшин, и они мен€ ждут". ќбоих уже не было в живых, вскоре и ƒаль умер...

- Ёто был великий актер, ушедший в расцвете творческих сил. ќтказыватьс€ ему приходилось от очень многих ролей из-за слабых сценариев, отвратительных характеров, нав€зываемых ему дл€ "воплощени€"...

- ¬ы продолжаете преподавать тем, кто хочет посв€тить свою жизнь кино.  аким оно должно быть, ¬ладимир яковлевич?

-ѕредставьте, со мной всегда записна€ книжка, где записан отрывок Ќобелевской речи ”иль€ма ‘олкнера. я не раз зачитывал ее своим новым студентам, хочу, чтобы и ваши читатели знали эти слова:

"”брать из своей мастерской все, кроме правды сердца, кроме старых и вечных истин: любви, чести, жалости, гордости, сострадани€, самопожертвовани€, без которых любое произведение эфемерно и обречено на забвение".

√од за годом € вижу, как с новых абитуриентов слетает шелуха, последние мои ученики радуют тем, что они вне суеты, стараютс€ прикоснутьс€ к незыблемым истокам вечных истин.

— благодарностью
ћари€ 16.05.2007 03:48:07
ћой самый любимый фильм - "«везда пленительного счасть€". ¬ладимир ћотыль - великий режиссер и насто€щий человек.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru