Людибиографии, истории, факты, фотографии

Никита Михалков

   /   

Nikita Mihalkov

   /
             
Фотография Никита Михалков (photo Nikita Mihalkov)
   

День рождения: 21.10.1945 года
Место рождения: Москва, СССР
Возраст: 75 лет

Гражданство: Россия
Соцсети:


ВРАГ БАШЛЕВИКОВ

Актер, режиссер

Завершившийся недавно ХХV Московский международный кинофестиваль -- повод. Повод поговорить с президентом ММКФ Никитой Михалковым об итогах кинофорума, а заодно обсудить более широкий круг вопросов. С этим собеседником всегда есть о чем поговорить. Если, конечно, он в состоянии говорить...

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

07.09.2003

-- Что у вас с голосом, Никита Сергеевич?

Никита Михалков фотография
Никита Михалков фотография

-- Простудился. Охрип.

Реклама:

-- А я уж подумал: сорвали, фестивалем командуя, звезд в шеренги строя.

Никита Михалков фотография
Никита Михалков фотография

-- Напрягать связки не было нужды. Фестиваль набрал ход и силу. Полагаю, он более не нуждается даже в поддержке "тяжелой артиллерии". Безусловно, я очень благодарен президенту, правительству, московским властям и мэру столицы за помощь в реанимации ММКФ, но наша задача не заключалась в том, чтобы запрячь высоких руководителей в работу, втянуть в процесс, вынуждая каждый год заниматься фестивалем. Тогда грош была бы цена нам как организаторам. Хотя, с другой стороны, мы по-прежнему живем в византийской стране, где о многом судят по отношению правителей. Дескать, пришел Путин к Михалкову, значит, фестиваль в фаворе, не пришел -- в опале.

-- В этот раз не пришел...

-- Я и говорю: Византия! Мы отправили официальные приглашения всем, кому положено по протоколу, но я никого не обзванивал с просьбой обязательно прийти, чтобы не порождать ощущения, будто без первых лиц фестиваль умрет. Бред, если ММКФ зависит от этого, а не от качества привезенных картин, уровня конкурса или профессиональных встреч.

-- Но без аудиенции у Владимира Путина вы все равно не обошлись.

-- Так получилось.

Лучшие дня

Радий Хабиров. Биография
Посетило:15349
Радий Хабиров
Каганский Максим Евгеньевич
Посетило:15061
Максим Каганский
Всемирная история шпионажа
Посетило:11890
Карл Густав Маннергейм

-- Как?

-- Мы известили администрацию президента о том, какие почетные гости присутствуют на фестивале и... собственно, все. Владимир Владимирович совершал ответственный визит в Великобританию, потом участвовал в военно-морских учениях на Балтике, и... и я ни на что не надеялся. Язык не поворачивался просить о встрече. Когда глубокой ночью мне сообщили, что в час дня нас ждут в Ново-Огарево, времени на подготовку почти не оставалось. В итоге к президенту со мной поехали Фанни Ардан, Джина Лоллобриджида и Стивен Сигал. Два часа мы провели за чаем и беседой. Владимир Владимирович показал татами, на котором тренируется. Это произвело неизгладимое впечатление на Сигала. Он даже поговорил с президентом о чем-то своем, борцовском, употребляя в речи какие-то не слишком понятные мне термины. Впрочем, собеседники понимали друг друга без перевода.

-- Говорят, Сигал прилетал специально ради похода к Путину?

-- Не повторяйте чужие глупости! Не хватало еще заманивать звезд обещанием встречи с президентом России! И так только-только отделались от вредной привычки платить за приезд на фестиваль...

-- Значит, раньше все же было?

-- До нашего прихода -- да. И это не секрет.

-- А вы принципиально отказываете VIP-гостям в материальном вспоможении?

-- Это моя твердая позиция. Мы расселяем звезд в лучших отелях, возим их по миру первым классом, не слишком ограничиваем в количестве сопровождающих, но никаких денег не даем. И мне никогда ничего не давали. Этого нет в Каннах, Венеции или Берлине, почему должно быть в Москве? Чем мы хуже?

-- Но ведь похуже, Никита Сергеевич, согласитесь. Факт, что на других фестивалях категории А и фильмы покруче, и звезды поярче. Не хочу обидеть вашу подругу Джину или того же Сигала, но...

-- По-вашему, великий Макс фон Сюдов тускл? Или Питер Гринуэй?

-- Будто не знаете: есть кумиры вчерашнего дня и те, кто сегодня находится в топе.

-- Нет, не знаю, не понимаю, о чем вы толкуете.

-- Объясняю. Если показываете на Московском фестивале "Догвилль", будьте добры пригласить Ларса фон Триера или Николь Кидман, на худой конец.

-- Допустим, приедут они к нам на будущий год -- и что? Скажете: фестиваль достиг должного уровня? Что за убогий взгляд, откуда такая страсть к самоуничижению?! Это беспредметный разговор. Да, Кидман стоит дороже, чем Ардан, но это не значит, что она лучше играет. Николь работает в Голливуде, где гонорары выше -- только и всего. Если бы снималась во Франции, возможно, и получала бы меньше Ардан. Кстати, Кидман хочет приехать в Москву. И Грета Скакки. И многие другие. Приедут. Всему свой черед.

-- Ладно, вернемся к вашей встрече с президентом. Использовали шанс шепнуть на ушко Владимиру Владимировичу пару заветных слов?

-- Нет, и, не скрою, горжусь этим. Не представляете, как приятно ничего не просить, имея такую возможность! Замечательное ощущение, хотя в первый момент и возникает соблазн решить какую-нибудь насущную проблему. Потом подавляешь этот порыв -- и прекрасно себя чувствуешь.

-- А что зазорного, к примеру, в разговоре о финансировании фестиваля?

-- Полагаете, это тема для президента страны? Как подумаю, каким номером буду идти у Владимира Владимировича со своими вопросами... Да и потом: с чего вы решили, что нужно вообще говорить о финансировании?

-- Говорят, в этот раз деньжат вам не доплатили, зажали часть суммы.

-- У вас неверная информация. Спонсоры внесли почти семьсот тысяч долларов. Плюс из госбюджета было выделено 72 миллиона рублей. Это ровно те деньги, на которые мы рассчитывали. Правда, что-то съела инфляция, и нам пришлось ради экономии средств отказаться от некоторых программ, но тут уже ничего не попишешь. Полагаю, никто от этого слишком не пострадал. Все службы сработали замечательно.

-- Понятно, что денег много не бывает, и все же, Никита Сергеевич, сколько, по-вашему, нужно вкачать в ММКФ, чтобы он стал успешным бизнес-проектом, сравнимым с тем же Каннским фестивалем?

-- Канны живут за счет кинорынка. На него стремятся звезды и продюсеры, поскольку оттуда начинается мировой прокат картин. В России сто двадцать миллионов потенциальных зрителей, в перспективе это третий рынок после Китая и Индии. Как только количество современных кинотеатров в стране перевалит за полторы тысячи (пока их около четырехсот), проблема финансирования Московского фестиваля будет закрыта.

-- Министерство культуры в этом году впервые провело тендер с ММКФ. Слышал, в "Интерфесте" это восприняли весьма болезненно. Как недоверие.

-- Не знаю, кому понадобился тендер. Может, правила теперь такие. Или причиной всему личностные мотивы? Во всяком случае меня полностью устраивала работа тех звеньев "Интерфеста", с которыми я соприкасался. Тендер же привнес некую неопределенность, нервозность, отчасти разбалансировал отлаженный механизм. Люди начали подготовку с опозданием, им пришлось спешить, в чем-то жертвовать качеством...

-- Какой это по счету фестиваль у вас был?

-- В качестве президента? Пятый. И первый, на котором у меня появилось время на фильмы. В прежние годы что-то постоянно мешало дойти до кинозала, проглядывал картины урывками, на кассетах, по ночам. Без конца улаживал, утрясал, согласовывал, решал, искал, находил, встречал, провожал... В этот раз спокойно посмотрел фильмов восемь. Все неминуемо возникавшие по ходу фестиваля проблемы решались без лишних нервов, в рабочем порядке.

-- Вы определили рубеж, решили, сколько еще готовы президентствовать на ММКФ?

-- Моя цель достаточно проста: создать механизм, который никто не сможет разрушить.

-- Эта задача грозит затянуться на долгие годы. А как же собственное кино, "Утомленные солнцем-2"?

-- Пишу сценарий. К осени, даст Бог, закончу. Поздней зимой рассчитываю начать съемки.

-- Помнится, вы говорили нечто похожее и пару лет тому назад. Сроки иные, слова те же.

-- Отвлекают без конца, дела разные находятся.

-- И что для вас, Никита Сергеевич, важнее кино?

-- Не важнее, но... Рутина отнимает много времени и сил. Только и успел сделать два документальных телевизионных фильма. К девяностолетию отца и к столетию мамы. Первый показали на юбилей папы, второй должен скоро выйти на канале "Россия". А в остальном... Например, надо окончательно разобраться с Киноцентром, найти место для строительства Дворца фестивалей, определиться с реконструкцией Дома кино.

-- Разобрались, нашли, определились?

-- По порядку. Пока мне не доказали, что бессмысленно вести борьбу за Киноцентр, буду этим заниматься.

-- Хотите отнять собственность у Ибрагимбекова?

-- Рустам тут ни при чем. Боюсь, он жертва, его используют. Там другие фигуры заправляют...

Далее. Подходящую площадку для строительства фестивального Дворца мы, кажется, подыскали.

-- Укажете место?

-- Рано. Боюсь сглазить.

Что касается Дома кино, то убежден: он себя изжил. И как кинематографический клуб, и как помещение для структур нашего творческого союза. Старую постройку надо ломать и возводить что-то новое.

-- А как вам Игорь Угольников в роли директора?

-- А что Угольников? Он пытается сделать рентабельным свое хозяйство, а это сложно. Беда в том, что слишком многие хотят, чтобы осталось, как было, но при этом стало по-другому. Наивная иллюзия иждивенцев! Нет, я не виню людей, но подобное невозможно. Либо -- по-другому, либо -- как было. Только тогда не жалуйтесь, что нечем рассчитываться за тепло и электричество. Прежнего уже не вернуть, Дом кино как кружок милых людей, собирающихся вместе для почти семейных разговоров о высоком, ушел в прошлое. И я когда-то любил такие посиделки. Просто двадцать лет назад никто из нас не задумывался, кто же платит за все эти радости. Все происходило как бы само собой. Удобно? Очень! Но время халявы закончилось.

-- И что же, неужели нынче появились готовые заплатить по всем счетам?

-- Найдутся. Если Союз кинематографистов получит пять тысяч квадратных метров, необходимых ему для кинозала, ресторана, кафе, комнат для проведения конференций и семинаров, то какая нам разница, кому принадлежат остальные пятнадцать или двадцать тысяч квадратных метров? Пусть нам предоставят то, что нужно, а прочим распоряжаются по собственному усмотрению. Дом кино расположен в таком месте Москвы, что, уверен, желающих участвовать в подобном проекте окажется немало.

-- Ладно, Дом кино -- не памятник архитектуры, его можно сносить, разрушать хоть до основания. А как, интересно, вы, Никита Сергеевич, относитесь к предложению Минкульта передать в частные руки подлинные исторические, культурные, архитектурные памятники?

-- Плохо отношусь.

-- Это радует.

-- Если подобное случится, никто и никогда уже не сможет контролировать процесс, государство навеки потеряет все эти имения, дворцы, усадьбы. Скажем, на наших глазах медленно, но верно разрушается уникальный дом Пашкова. В бюджете нет денег на его реконструкцию. Отдать здание в частные руки? Допустим. Что получим в итоге? Имярек приватизирует дом, реставрирует фасад, а потом выкидывает уникальные библиотечные книги, устраивает жилье для себя и близких, ставит у порога дюжих охранников и привинчивает к дверям табличку "Частная собственность. Вход посторонним воспрещен". Меня такая перспектива совсем не радует.

-- Что же не сказали об этом Михаилу Швыдкому, ратующему за идею раздачи в частные руки памятников и озвучившему ее в присутствии президента на недавнем заседании Госсовета в Эрмитаже?

-- Еще скажу. И Фонд культуры скажет, если потребуется. Но, мне кажется, паниковать пока рано, вижу, что я не одинок, многие разделяют мою позицию. Это вселяет надежду. Главное, чтобы решение, как у нас нередко случается, не протащили тихой сапой с черного хода, чтобы не поставили всех перед свершимся фактом. Будем следить, чтобы этого не произошло, хотя, с другой стороны, понимаю: нет таких преград, которые не могли бы взять башлевики.

-- Как вы сказали?

-- Башлевики. Те, кто башляет... К сожалению, степень коррумпированности в нашем обществе столь высока, что за деньги можно добиться принятия практически любого решения. При этом верю: хотим мы того или нет, но в нашем мире существует некий не зависящий ни от кого механизм, позволяющий оставлять последнее слово за тем, что естественно, логично и правильно. А, как говорили наши предки, что естественно, то не безобразно. Точка!




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Николай Рубинштейн. Биография
Посетило:12400
Николай Рубинштейн
Майкл Империоли. Биография
Посетило:17872
Майкл Империоли
Радий Хабиров. Биография
Посетило:15349
Радий Хабиров

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history