Людибиографии, истории, факты, фотографии

Владимир Меньшов

   /   

Vladimir Menshov

   /
             
Фотография Владимир Меньшов (photo Vladimir Menshov)
   

День рождения: 17.09.1939 года
Возраст: 78 лет
Место рождения: Баку, Азербайджан

Гражданство: Россия

Я написал сценарий по "Детской болезни "левизны'в коммунизме

Режиссер, сценарист, актер, продюсер

Свой 70-й день рождения народный артист России, оскароносный режиссер Владимир Меньшов ("Розыгрыш", "Москва слезам не верит", "Любовь и голуби", "Ширли-мырли", "Зависть богов") встречает в форме полковника. На "Мосфильме" снимается картина "Любовь-морковь-3", где Владимир Валентинович играет одну из главных ролей. В паузах между дублями юбиляр побеседовал с обозревателем "Известий".

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

18.09.2009

вопрос: Как вы себя чувствуете в форме настоящего полковника?

Семья оскароносца Владимира Меньшова во время домашнего чаепития. Москва. 1989 год
Семья оскароносца Владимира Меньшова во время домашнего чаепития. Москва. 1989 год

-ответ: Я носил разные мундиры - маршальские например: играл Жукова, Конева. Не раз бывал в форме генералов и майоров. Так что и звание полковника меня не смущает.

Реклама:

в: В сумасшедшей семейке, где все постоянно меняются телами, вы чей родственник?

-о: Главы семьи Андрея Голубева. Его играет Гоша Куценко. Мой герой приехал навестить внуков, подарки привез. Мальчику - пистолет, девочке - старинную куклу, можно сказать, семейную реликвию. Дальше рассказывать не могу, продюсер просит хранить тайну сюжета.

в: Тогда приподнимем завесу прошлого и поговорим о начале вашей кинокарьеры. Вы выросли в Астрахани, отец был помощником капитана на пассажирском судне. Как родители относились к вашему выбору профессии?

-о: Папа недоумевал, почему меня тянет в совсем чужой для него мир, а мама поддерживала. Спустя годы моя сестра смешно рассказывала, как они с папой смотрели фильм "Человек на своем месте". Вышли после сеанса, полдороги промолчали, а потом отец спрашивает: "Про что кино-то было?" Сестра не смогла ответить. Оказалось, оба совершенно не следили за историей самовыдвиженца на пост председателя колхоза - настолько им было удивительно, что их Володя на экране рядом с Анастасией Вертинской, Арменом Джигарханяном. На следующий день пошли смотреть еще раз:

в: Вы окончили Школу-студию МХАТ, затем поступили в аспирантуру ВГИКа. Но нет сведений о том, что вы защитили диссертацию.

-о: О, это прекрасная история, но без диссертации. Еще учась в Школе-студии, я присматривался к кинорежиссуре. Даже труды Эйзенштейна штудировал. Но великий мастер меня подавил своей эрудицией, масштабом мышления, количеством ссылок. Я подумал: нет, кинорежиссура - только для богов. А потом мне в руки попалась книга Михаила Ромма "Как в кино", в которой была так просто и ясно изложена суть кинематографа, что я набрался смелости и позвонил ему. Он пригласил меня к себе домой, на Большую Полянку. Затем Вера (Вера Алентова, супруга Владимира Меньшова. - "Известия") отнесла ему мои литературные работы - к тому времени я уехал служить в Ставропольский драматический театр. А когда вернулся, Михаил Ильич сказал, что возьмет меня сразу на второй курс. Мы с Верой, услышав такое, помню, чуть ли не танцевали на улице, возле дома Ромма. Но по правилам ВГИКа это было невозможно, и тогда мастер специально для меня придумал аспирантуру по режиссуре художественного кино.

Лучшие дня



Посетило:372
Ашот Болян
Легендарный разведчик ХХ века
Посетило:229
Рудольф Абель
Бег до беспамятства
Посетило:195
Диана Ван Дерен

в: Сразу и почет, и стипендия больше, чем у студентов?

-о: Да, для семьи это было хорошо, Вера ведь получала в театре 65 рублей. Еще одно преимущество было в том, что мы с Роммом часто общались - я отрабатывал свою стипендию и писал какие-то лженаучные труды по теории кино. Но, будучи аспирантом, я не мог снимать! Студенты получали пленку, их сценарии обсуждались, и я отчаянно боролся за право стать студентом. Уверен, что в мировой практике подобного не было! И как-то мне пообещали, что, если я сниму хроникально-документальную ленту к 50-летнему юбилею ВГИКа, меня переведут в студенты.

в: В этом году ВГИКу - 90. На торжественном вечере 4 ноября есть шанс увидеть ваш режиссерский дебют?

-о: Если бы! Фильм по указанию Тамары Федоровны Макаровой и Сергея Аполлинариевича Герасимова был смыт. Ничто не предвещало такой беды. Я снимал учебный процесс, выезжал на натурные съемки к Бондарчуку, который работал над "Ватерлоо" и вел актерскую мастерскую, брал интервью у Кулешова и Козинцева. В фильме было много студентов, которых сегодня уже называют классиками советского кино. И эпизоды в мастерской Герасимова с Макаровой там были. После первого просмотра они сами меня хвалили. А потом неожиданно передумали, что-то там усмотрели и бесценные кадры нашей киноистории уничтожили. Мой перевод в студенты ВГИКа не состоялся.

в: Получается, что лауреат "Оскара" не имеет диплома об окончании Института кинематографии?

-о: Да, у меня есть лишь справка о том, что я окончил аспирантуру ВГИКа. Пришлось думать, что делать дальше. На "Мосфильм" я зашел не с парадной, а через актерский отдел. Снимался и писал сценарии. Я даже сценарий "Требуется доказать" по "Детской болезни "левизны" в коммунизме" Ленина написал. Но его считали непроходным.

в: Ленин был непроходной фигурой?

-о: К сценарию - уже для театра - присматривались и Любимов, и Стуруа, и Корогодский. Но никто из них так и не решился. Прав был Ромм, сказав, что этот сценарий надо запрятать как можно дальше. Может, в это время тема уже считалась опасной, не знаю.

в: Если бы с кинематографом у вас не сложилось, и дальше зарабатывали бы драматургией?

-о: В период сплошных юбилейных дат я решил написать инсценировку по роману Шагинян "Месс-Менд". Она дала согласие. Пьеса понравилась главному режиссеру Ленинградского ТЮЗа Зиновию Корогодскому, начались репетиции. Какой был блестящий актерский ансамбль: Николай Лавров, Антонина Шуранова, Георгий Тараторкин, Юрий Каморный... Репетиции близились к концу, и театр обратился к Шагинян, чтобы обсудить договор об авторских отчислениях. А Мариэтта Сергеевна забыла о нашем разговоре и, обозвав меня литературным бандитом, категорически запретила трогать ее роман. Назревала абсолютная катастрофа. Я кинулся к Ромму. И Михаил Ильич написал Шагинян, что я его ученик, что ему нравится пьеса.

в: Шагинян приняла доводы уважаемого мастера?

-о: Да, но мое спасение трагически переплелось с уходом Михаила Ильича из жизни. На следующий день с ним случился смертельный инфаркт. А уже после похорон я получил письмо от Шагинян с согласием. Она писала, что письмо Ромма пришло вместе с газетами, в которых уже были некрологи. Получается, что мой учитель охранял меня уже с того света. А у спектакля "Месс-Менд" была счастливая зрительская судьба.

в: Какие еще вам запомнились уроки Ромма?

-о: Однажды по возвращении с учебной практики студенты рассказывали Михаилу Ильичу, с какими проблемами в киногруппах им пришлось столкнуться. Мастер ответил: "Если не ладятся съемки, ищите в группе "черного человека". В устах лауреата государственных премий, некогда любимчика Сталина, режиссера, уже снявшего "Девять дней одного года", это звучало странновато.

в: А что означало "черный человек"?

-о: В съемочном процессе успешный кадр зависит от множества мелочей. Иногда с самого начала все идет не так: нужны тучи - светит солнце, на лучшем дубле - брак пленки и т.д. Ромм объяснил, что виноват"черный человек", и его можно выявить, если поочередно не вызывать подозрительных на смену. Если дело пошло при отсутствии какой-то персоны, значит, именно она и была причиной разлада. Директору группы оставалось лишь найти законный повод для отчисления.

в: В вашей практике такое было?

-о: Нет, этим уроком Ромма воспользоваться не довелось. Я так трудно и долго шел к самостоятельной режиссерской работе, что мне было не до "черных людей". Я уже был закаленный. Прочитал тонну сценариев, которые мне предлагали на студии. Плохие это были сценарии, все от них отказывались. Отказывался и я, несмотря на нужду и желание работать. Но в 1975-м прочитал легендарный сценарий Семена Лунгина "Розыгрыш". И понял, что хочу снимать.

в: Благодаря вам в школах вспыхнула эпидемия вокально-инструментальных ансамблей.

-о: Суть ВИА я постигал в процессе. Мои-то вкусы так и остановились на Окуджаве, Высоцком и Галиче. Но работалось хорошо. Важно, что героев играли ровесники: Дима Харатьян, Андрей Гусев, Наташа Вавилова, Дуся Германова. А как замечательно работалось с Евгенией Никандровной Ханаевой, Олегом Табаковым, Зиновием Гердтом, Марией Виноградовой...

в: Второй фильм, говорят, снимать труднее. Но вы и сценарий Валентина Черныха "Москва слезам не верит" счастливо нашли друг друга.

-о: А меня ведь многие от него отговаривали. Опытнейшие сценаристы Юлий Дунский и Валерий Фрид прямо говорили: забудь, не надо, это "мятый пар". Я всегда прислушивался к их советам, а тут не смог.

в: Может, супруга на вас влияла? Ведь роль Кати Тихомировой - мечта любой актрисы...

-о: Нет, я долго не видел в Вере главную героиню. На площадке ей доставалось больше всех. Гримерша, ассистентки после дублей ее уводили, успокаивали. Мне действительно не нравилось, как она играет. Да и стеснялся я, что в главной роли жена снимается.

в: Давайте уточним, сколько же лет "Москве...".

-о: Скоро тридцать. Официальная премьера фильма состоялась 11 февраля 1980 года.

в: Фильм и сегодня обсуждают на разных интернет-форумах. Часто можно встретить вопрос: почему такой хорошей Кате устроили счастье с пьяницей? Обсуждают и жизнь героини после финальных титров.

-о: Вы мне подскажете адреса форумов? Вопрос-то серьезный. Хорошо, что у меня еще есть время для подготовки ответов.

в: Вера Валентиновна с вами всю жизнь. Союз, достойный подражания...

-о: Вера - удивительная женщина и талантливая актриса. Редкое сочетание. Мы долго притирались друг к другу, складывались, но в итоге сложились. И во время съемок "Зависти богов" никаких криков уже не было. Мы понимали друг друга с полувзгляда. Мне вообще везло: я выучился, общался с потрясающего таланта и ума людьми, женился на красавице. Всегда искренне считал, что у меня интереснейшая жизнь. И сейчас так считаю.

в: Вы один из немногих режиссеров, умеющих снимать кассовое кино. Поделитесь секретом.

-о: Одно могу сказать: я умею делать выбор. Важно не переборщить, иначе будет пошло, но и не обмануть зрительских ожиданий. Это мхатовская школа, в которой правда - превыше всего. А чтобы на сеансе никто не скучал, надо всегда идти чуть впереди своего зрителя.

Generic placeholder image
Вита Рамм
Люблю исследовать биографии интересных людей




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Евгения Долгорукая
Посетило:2266
Евгения Долгорукая
Чемпион мира по скоростному поеданию чеснока
Посетило:461
Оливер Фармер
Совсем не папенькина дочка
Посетило:630
Анастасия Сиваева

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history