Американский кинорежиссёр и продюсер, один из самых влиятельных и новаторских кинематографистов второй половины XX столетия. Фильмы Кубрика, большая часть которых являются экранизациями, насыщены техническим мастерством, новаторским, часто нарочито «скупым» подходом к повествованию, а также тонким долговечным остроумием. Характерными особенностями его творчества также являются специфическое использование крупных планов, необычного панорамирования, наплыва, а также смелое употребление популярной и классической музыки.
20.03.2009
Ранние годы
Стэнли Кубрик родился 26 июля 1928 года в Нью-Йорке, в семье евреев — выходцев из Австро-Венгерской империи. Его отец, Джейкоб (позже Джек Леонард) Кубрик (Jacob Cubrick, или Jacques Leonard Kubrick, 1902—1985), происходил из Восточной Галиции и работал врачом-хирургом. Мать, Гертруд (позже Сэйди) Первелер (Sadie Gertrude Perveler, 1903—1985), происходила из Буковины и была домохозяйкой. В школе Стэнли успехами не блистал, единственной его страстью были шахматы. Потом пришло увлечение фотографией: в 17 лет он стал штатным сотрудником журнала «Look».
Реклама:
Первые фильмы
Первые фильмы Кубрик делал на собственные деньги и пожертвования друзей, а в 1954 году вместе с продюсером Джеймсом Б. Харрисом Кубрик организовал собственную кинокомпанию. После малобюджетного фильма «Поцелуй убийцы» (1955) и криминальной драмы «Убийство» (1956) Кубрик снимает в Европе с американскими актерами антивоенную ленту «Тропы славы» (1957). Фильм рассказывал о французских солдатах Первой мировой войны, расплачивающихся жизнью за трусость и бездарность своих командиров. В Америке «Тропы славы» были встречены восторженно, а в Европе вызвали скандал. Во Франции, к примеру, прокат картины запретили, а в Бельгии прошли стихийные демонстрации протеста, организованные офицерами запаса. Европейские критики взяли фильм под защиту, указывая на его несомненные художественные достоинства и особо отмечая актерскую игру Кирка Дугласа.
Любопытно, что в работе над первыми фильмами Кубрику помогали его жены. Первая избранница режиссера Тоба Этта Метц ставила диалоги в фильме «Страх и вожделение» Рут Соботка снялась в эпизодической роли танцовщицы в «Поцелуе убийцы». Наконец, третья и последняя жена режиссера Кристиан играла в «Тропах славы».
Стэнли Кубрик фотография
Спартак
В 1960 году Кёрк Дуглас — актер и одновременно исполнительный продюсер фильма «Спартак» — пригласил Кубрика на место уволенного режиссера Энтони Манна. Воскресные газеты сообщили, что Кубрик оказался во главе постановки с бюджетом в 12 миллионов долларов, с двадцатью семью тоннами платьев, туник и алюминиевых доспехов (выполненных на заказ в Риме) и с солидным составом исполнителей (Лоренс Оливье, Чарльз Лоутон, Питер Устинов и другие).
Кирк Дуглас надеялся, что молодой режиссер станет послушным орудием в его руках. Но он ошибся. Кубрик первым делом заменил исполнительницу главной роли и несмотря на протесты Дугласа снимал фильм с присущей ему неторопливостью и тщательностью. «Спартак» имел успех в прокате. Критики выделяли высокий профессиональный уровень постановки и не свойственный большинству «супер-колоссов» психологизм.
Лолита
Свою следующую картину Кубрик снимал в Англии. Это была экранизация скандального романа Владимира Набокова «Лолита». Писателя беспокоило, что героев его произведения переносят в реальный мир, тем не менее он всячески хвалил Кубрика. Однако сам режиссер позже признал, что «Лолита» ему не удалась. Премьера фильма принесла сдержанно-одобрительные отзывы. Критики полагали, что Сью Лайон в роли Лолиты не более ребенок, чем была в восемнадцать лет Мэрилин Монро.
Лучшие дня
Александр Буйнов. Биография Посетило:34439
Марафон с аттракционом Посетило:5645
История необыкновенной любви Клавдии Шульженко Посетило:4417
Переезд в Великобританию
Решив обосноваться в Англии, Кубрик купил Эббот Мид, усадьбу под Лондоном, неподалеку от киностудии в Боремвуде. Его семья поселилась в доме, обнесенном высоким забором, и почти никого не принимала. Словно для того, чтобы подчеркнуть свое двойное гражданство, режиссер сохранил свою нью-йоркскую квартиру в районе Центрального парка.
Кубрик редко давал интервью, поэтому о нем ходило немало слухов. «Мне случалось с удивлением читать, — говорил он, — что из-за страха перед аварией я запрещаю шоферу ездить со скоростью свыше пятидесяти километров в час и при этом надеваю хоккейный шлем. Но у меня никогда не было личного водителя. А еще писали, что я смертельно боюсь насекомых и даже установил в саду хитроумное устройство против комаров. Все это полный бред».
А вот авиаперелетов он действительно боялся. В 1950-х годах Стэнли чудом избежал катастрофы во время своего первого самостоятельного полета. С тех пор он предпочитал совершать дальние путешествия на трансатлантических кораблях.
Космическая одиссея 2001 года
Мировую славу Кубрику принесла грандиозная фантастическая эпопея «Космическая одиссея 2001» (1968), завоевавшая премию «Оскар» за использование спецэффектов и комбинированные съемки.
Приступая к работе над фильмом, Кубрик в марте 1964 года посвящает в свои планы ещё малоизвестного тогда фантаста Артура Кларка. Вместе они работают над сценарием. «Он хотел сделать фильм, который все признали бы действительно хорошей научной фантастикой», — рассказывал Кларк.
Стэнли Кубрик, задумав «сделать картину о связи человека со вселенной», стремился к документальной достоверности. Причудливые контуры космических кораблей, парящих во вселенских просторах, не были художественным вымыслом. Их эскизы были предоставлены специалистами НАСА, которые разрабатывали перспективные модели межпланетных кораблей. Единственным «злодеем» в фильме является компьютер по имени ГАЛ 9000 (в некоторых версиях ХАЛ 9000) (названный так по начальным буквам «двух совершеннейших ответвлений науки» — «герменевтики» и «алгоритмики»). Техника, созданная человеком, бросает ему вызов.
Заводной апельсин
Настоящую сенсацию вызвал и следующий фильм Кубрика — «Заводной апельсин» (1971) по одноименному сатирическому роману Энтони Бёрджеса. Объясняя название своей книги, писатель рассказывал, что услышал это выражение в пивном баре. На жаргоне лондонских «кокни» оно означает примерно то же, что «с приветом» или «с тараканами в голове».
Главную роль Алекса сыграл Малкольм Макдауэлл. «Не будь Кубрик кинорежиссером, — заметил актер, — ему следовало бы командовать вооруженными силами США. Он держит в голове все — вплоть до покупки шампуня. Ничто не проходит мимо него». Герой Макдауэлла, живущий в атмосфере насилия и секса, попадает в тюрьму. Для того чтобы вырваться оттуда, он соглашается на психологический медицинский эксперимент. Теперь любая агрессия вызывает у него состояние дурноты и слабости. Став объектом еще более жестокого насилия, Алекс пытается покончить с собой, выпрыгнув из окна…
«Заводной апельсин» из-за обилия секса и насилия был запрещен судом Великобритании с формулировкой «зло как таковое». Однако же часть зрителей и критиков приняли фильм с восхищением. В журнале «Тайм» писалось: «Ни один фильм за последнее десятилетие (а возможно, и за всю историю кинематографа) не содержит таких изысканных и пугающих пророчеств о будущей роли культурных объектов — живописи, архитектуры, скульптуры, музыки — в нашем обществе…»
Барри Линдон
В 1975 году Кубрик экранизировал роман Уильяма Теккерея «Барри Линдон», сотворив, по выражению одного из критиков, «живописное и точное по ритмическому рисунку зрелище эпохи наполеоновских походов, утверждавшее неминуемость победы времени и смерти над жизнью».
Сияние
После этого внимание Кубрика привлек новый роман Стивена Кинга «Сияние». В результате режиссер создал притчу о тайнах бытия и человеческой ненависти, сделанную в традициях «готического романа». В главной роли снялся блистательный Джек Николсон.
Дочь Кубрика Вивиан сняла документальный фильм о том, как создавалось «Сияние». Ее работу показали по английскому телевидению, правда, перед этим Стэнли убрал из фильма несколько не совсем лестных своих изображений и сделал подборку кадров для рекламы в зарубежном прокате.
Цельнометаллическая оболочка
Следующий фильм Кубрика «Цельнометаллическая оболочка» (1987) посвящен теме войны во Вьетнаме. В нем прослеживается судьба 18-летнего новобранца — морского пехотинца. Кубрик выступил здесь как продюсер, режиссер, сценарист. Он снимал фильм в пригороде Лондона, на заброшенном газовом заводе. Как и ожидалось, эта работа мастера вызвала противоречивые отклики, и Стэнли Кубрик надолго замолчал.
С широко закрытыми глазами
Только в 1997 году он приступил к съемкам мрачной семейной драмы «С широко закрытыми глазами». Главные роли в картине сыграли Том Круз и Николь Кидман, бывшие в то время супругами. С этой прощальной работой режиссера связано много слухов. Кубрик приобрел права на экранизацию рассказа австрийского писателя Артура Шницлера еще в 1968 году. Фильм «С широко закрытыми глазами» (1999) снимался в течение почти двух лет в обстановке секретности. Мнения о картине разошлись кардинально — от «совершенно невразумительной драмы» до «последнего шедевра XX века».
Смерть
7 марта 1999 года, спустя четыре дня после окончания работы над монтажом «Широко закрытых глаз», Стэнли Кубрик умер. Режиссер оставил после себя несколько нереализованных проектов. Более тридцати лет он собирал материал для фильма о Наполеоне Бонапарте. Он хотел снять грандиозную эпопею о жизни и смерти этого великого человека. Однако после того, как фильм Бондарчука «Ватерлоо» провалился в прокате, Кубрик не смог найти денег на свой проект. После смерти режиссера осталась библиотека в 18 тысяч томов, посвященных Наполеону.
В 2001 году Стивен Спилберг выпустил фильм «Искусственный интеллект», воплотив в жизнь давнюю мечту Кубрика. Первые кадры картины — морские волны, разбивающиеся о берег — были сняты самим Кубриком.
Я украл 16 миллионов долларов
Кубрик планировал создать фильм под названием «Я украл 16 миллионов долларов», основанного на пресловутом грабителе 1930-х годов Вилли Саттоне. Его должен был сыграть Кирк Дуглас, но по мнению Дугласа сценарий был плохо написан. Хотя Кубрик пытался заинтересовать Кэри Гранта, фильм не был снят.
Наполеон
После успеха фильма 2001 Кубрик запланировал крупномасштабные подготовки к экранизации биографии Наполеона Бонапарта. Он сделал многочисленные исследования, читая книги о французском императоре, и написал предварительный сценарий. В помощники он скрупулезно создал карту-каталог основных посещенных мест и сделаных им дел Наполеона в течении его долгой жизни.
В примечаниях к его финансовым покровителям, сохранившиеся в архиве Кубрика, Кубрик сказал им, что он не уверен в том, как его фильм о Наполеоне будет принят, однако, он ожидает, чтобы создать лучший фильм который он когда либо делал. В конечном итоге, этот проект был отменен по трем причинам: (I) чрезмерно высокой стоимости съемок (II)-релиз, на Западе, фильма Сергея Бондарчука «Война и мир» (1968), и (III), коммерческий провал фильма Бондарчука на тему Наполеона «Ватерлоо» (1970). Сценарий Стэнли Кубрика для этого фильма был опубликован в Интернете. Значительная часть его исторических исследований проявилась в фильме Барри Линдон (1975), события которого происходят в конце восемнадцатого века, незадолго до наполеоновских войн.
В фильме первоначально был заявлен Джек Николсон, на роль Наполеона после того как Кубрик увидел его в фильме Беспечный ездок. Кубрик и Николсон в конечном итоге работали вместе над фильмом «Сияние».
Арийские документы
Уже в 1976 году, Стэнли Кубрика хотел сделать фильм о Холокосте. Он пытался убедить Исаака Зингера Басхевиса в содействии в работе над сценарием. В начале 1990-х годов, Кубрик начал работать над фильмом в основу сценария вошел роман Луиса Бегли «Военная ложь» — история мальчика и его тетушки скрывающиеся во время Холокоста. Первый проект сценарий под названием «Арийские документы», был написан Кубриком. Со-сценарист фильма Цельнометаллическая оболочка Майкл Херр на кастингах рассмотрел кандидатуры на роль тётушки на которые были заявлены Джулия Робертс и Ума Турман. В конце концов, Йоханна тер Штеге была отобранна на роль тети и Джозеф Маззелло был отобран, как мальчик и Кубрик выбрал чешский город Брно в качестве возможного места для сьемок войны Варшаве. Но Кубрик предпочел не делать фильм из-за выхода фильма Стивена Спилберга Список Шиндлера. Кроме того сам Кубрик стал слишком удрученным от трудной для режиссера работой. Кубрик в конечном итоге бросил проект в 1995 году.
Маятник Фуко
Стэнли Кубрик хотел снять фильм по роману Умберто Эко — Маятник Фуко, вышедший в 1988 году. Но Эко отклонил предложение, недовольный экранизацей его прошлого романа Имя розы и тем, что Кубрик не даст ему написать сценарий к фильму одному. После смерти Кубрика Эко сожалел, что отказал ему.
Режиссёрский почерк
Характерными особенностями его творчества также являются специфическое использование крупных планов, необычного панорамирования, наплыва, а также смелое употребление популярной и классической музыки.
Личная жизнь
На съемках фильма Тропы славы Стэнли Кубрик встретил немецкую певицу Кристину Харлан, девушку поющую в одной из сцен фильма. В 1958 году они поженились. У Стенли это была уже вторая жена после Руз Соботки. К этому времени у Кристины была маленькая дочь - Катерина. Позже она родила ещё двух дочерей: Анну и Вивиан.
Семейное кармео
Стэнли Кубрика дочь Вивиан снялась в кармео-роли в 2001: Космическая Одиссея (как дочь Хейвуда Флойда), в Барри Линдоне (как девочку на дне рождения молодого Брайана Линдона), Сияние (как участник бала призраков), а также в Цельнометалицеской оболочке (как репортер). Его падчерица Екатерина снялась в Заводном апельсине и С широко закрытыми глазами. Его жена Кристиана Кубрик сыграла в фильме Тропы славы как Сюзанна Кристиан, а также гостья в кафе в С широко закрытыми глазами.