inoekino 28.09.2006 04:00:29
Генри Кеннет Альфред Джеймс Рассел родился в Саутгемптоне, Англия, 3 июля 1927 года. Был любознательным и творческим ребенком, а любовью к кино обязан маме, которая частенько водила его смотреть самые разные фильмы. Несмотря на то, что первый кинорежиссерский опыт случился в десять лет, когда Расселу подарили любительскую камеру, до настоящего успеха было еще далеко – в 15 лет Рассела отправили учиться в Морской колледж, откуда он сбежал, презрев местную дисциплину. Нанялся на Торговый флот, но отплавав какое-то время к морским путешествиям охладел, и решил стать танцором. Всерьез учился, и даже гастролировал с танцевальной труппой, однако и в этом призвания не нашел. Призвание нашлось в фотографии – через некоторое время фотограф Кен Рассел стал весьма популярным фотографом, делал снимки для многих глянцевых журналов. Параллельно он снимает любительские короткометражные немые фильмы, один из которых "Амелия и Ангел" попадает на BBC – и незамедлительно следует предложение поработать на знаменитой студии. На BBC Рассел служит долго, и именно здесь приобретает всенародную славу – сначала как телевизионный, а потом и как кинорежиссер. В тот период Рассел снял множество телебиографий знаменитых композиторов, и один из фильмов, посвященный Дебюсси начинался так: в привязанную к дереву обнаженную девушку летят стрелы: одна, другая, третья. Через какое-то время все тело девушки утыкано стрелами… "Конечно, - сказал потом Рассел, - если бы я начал с каких-то традиционных кадров, не думаю, что это привлекло бы внимание. А так вряд ли кто-то из зрителей выключил телевизор…" Ну а первый кинофильм, привлекший внимание общественности – "Влюбленные женщины" – взволновал эту самую общественность сценой борьбы совершенно обнаженных мужчин в исполнении Оливера Рида и Алана Бейтса.
Едва ли можно сосчитать, сколько раз режиссера Кена Рассела предавали анафеме за "хулиганские" выходки, эпатаж, богохульство, издевательства над всеми существующими законами и порядками. Мир его фильмов - жутковатый, мрачный, населенный фриками и чудовищами, которые рождает разум, усыпленный или взбудораженный галлюциногенами, будет пострашнее иных миров, созданных с помощью современных компьютерных технологий. Это может быть мир вполне реальных людей, которые на поверку тоже оказываются мягко говоря, странными персонажами ("Музыкальные любовники" о Чайковском", "Малер", "Листомания", посвященный композитору Ференцу Листу); мрачное Средневековье с его оголтелым религиозным фанатизмом ("Дьяволы"), массовая истерия по поводу появления нового молодежного Мессии в послевоенной Британии (рок-опера "Томми") или рискованные эксперименты постепенного сходящего с ума ученого ("Другие ипостаси"). Здесь все на грани фола: танцующие нацисты, монашки, насилующие статую Иисуса (эту сцену из фильма "Дьяволы" вырезали по цензурным соображениям, но 31 год спустя показали по телевизору, пытаясь восстановить справедливость по отношению к режиссеру, задоенному цензурой), композитор Вагнер в эссесовском мундире и щедро разбросанные повсюду фаллические символы. Сам же Рассел не придает этому всего большого значения, называя свои фильмы "союзом музыки и образа". Причем образ первичен – это кино. Мало кто умеет не рассказывать, а показывать историю так, как это делает Кен Рассел.