Людибиографии, истории, факты, фотографии

Михаэль Ханеке

   /   

Michael Haneke

   /
             
Фотография Михаэль Ханеке (photo Michael Haneke)
   

День рождения: 23.03.1942 года
Место рождения: Мюнхен, Германия
Возраст: 78 лет

Гражданство: Германия

Кино должно спорить со зрителем

Кинорежиссер и сценарист

На российских экранах появилась "Белая лента" австрийского режиссера Михаэля Ханеке.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

07.03.2010

Будущие солдаты фашистской Германии показаны в ней детьми. А причина их зверств кроется в мирной сельской жизни далеких 1900-х годов. В арсенале ленты уже есть такие престижные награды, как "Золотая пальмовая ветвь" Каннского кинофестиваля и "Золотой глобус" от зарубежных журналистов Голливуда. Кроме того, "Белая лента" - один из главных претендентов на "Оскара" в номинации "Лучший зарубежный фильм". Специально для "Известий" с Михаэлем Ханеке встретилась Татьяна Розенштайн.

Михаэль Ханеке фотография
Михаэль Ханеке фотография

известия: Господин Ханеке, для начала вопрос технического порядка: почему вы сняли черно-белую картину?

Реклама:

-михаэль ханеке: Действие фильма происходит в начале 1900-х годов, а образ этой эпохи ассоциируется у меня с черным и белым цветами. Кроме того, у этого формата есть особенность - дистанцировать изображаемое. Создается ощущение документальной истории.

и: Поначалу "Белая лента" напоминает триллер: в сельской местности пропадают люди... Однако в финале фильма нет ответов на поставленные вопросы - попросту отсутствует развязка.

-ханеке: Начну с того, что жанр триллера меня не интересует. Мне ближе описания психологических страданий и жизненный драматизм, нежели нелепые догадки по поводу пятен крови на полу. В отличие от голливудских режиссеров, которые пытаются всё объяснить, я беру свои сюжеты из реальной жизни. В ней же мы никогда и ничего не знаем наверняка.

и: Но зритель не ищет реальности в кинематографе. Ему хватает будней.

-ханеке: Это мои коллеги из Голливуда могут рассказывать всякие сказки и обнадеживать вас хеппи-эндом. Пока мы с друзьями в послевоенное время обыскивали дома в поисках хлеба, они смотрели мультфильмы Диснея. Голливудская реальность сходна с верой в американскую мечту. Вы никогда не задумывались, почему все психологические бестселлеры родом из Америки?

и: Почему же?

Лучшие дня

Ирина Безрукова. Биография
Посетило:34653
Ирина Безрукова
Первый прыжок из космоса
Посетило:12150
Джозеф Киттингер
Эмиль Кио: Легенда советского цирка
Посетило:6392
Эмиль Кио

-ханеке: Потому что у американцев всегда есть ответы на все вопросы. Это же абсурд! Режиссер не является перстом Господним, который с высоты экрана указывает зрителю светлый путь. Если вы в реальной жизни не находите ответов на занимающие вас вопросы, то чего ждете от меня? Я ведь не волшебник (улыбается).

и: В чем же суть вашего метода?

-ханеке: Представьте, вы пришли на выставку и смотрите на картину. Редко кто из нас может увидеть ее целиком. Человек воспринимает окружающий мир фрагментарно. Как правило, наш взгляд рассеивается по деталям: там красное пятно, тут купол собора. И при общении с другим человеком мы никогда не воспринимаем одновременно его фигуру, движения, мимику, взгляд. Мы осознаем части, а впоследствии выстраиваем общую картину. Так и мои фильмы состоят из фрагментов - как элементы пазла, который нужно собрать... Если режиссер объясняет - значит, он претендует на власть. Если он обращает внимание на проблему - значит, оставляет своему зрителю место для мысли, фантазии и интерпретации.

и: А как насчет того, что кино должно развлекать?

-ханеке: Меня никогда не интересовало амплуа клоуна. Представьте себе, что, покидая кинозал, вы не уносите в своем сердце сомнений. В чем смысл такой зрелищности? Настоящее кино должно пробуждать от спячки, конфликтовать со своим зрителем. В противном случае вы теряете даром время и деньги.

и: Вы не цените радостей жизни?

-ханеке: Я не ценю их на большом экране. В жизни слишком много трусости и предательства, чтобы я развлекал зрителя вместо того, чтобы его учить. Мне всегда были чужды комедии 1920-х годов. Их развлекательный эффект заключался в том, что над героем издевались - возьмите того же Чаплина. Его били, он падал с лестниц, тонул, попадал в нелепые ситуации, а зрители смеялись. В этом есть какое-то малодушие. Оно меня всегда раздражало. Видимо, тогда же я интуитивно решил вытянуть рядового человека из благожелательно-сытого состояния и заставить серьезно задуматься над своим окружением.

и: Трудно предположить, что у вас была счастливая жизнь...

-ханеке: Каждый сюжет несет в себе личные темы. Некоторые мотивы и образы этого фильма занимали меня в детстве. Некоторые мучают до сих пор. Например, если человеку дан язык, чтобы пояснять свои поступки, зачем с его же помощью он пытается их скрыть? Почему человек - высокоразвитое существо - отличается от животного тем, что может общаться, но на протяжении столетий самой большой проблемой людей является взаимное непонимание? Возьмем героев "Белой ленты". Пастор воспитывает своих детей в покорности и не обращает внимания на их истинные желания и порывы. Барон считает свою жену счастливой, а она боится своего супруга. Каждый из героев занят собой, и способность общаться их нисколько не сближает. А недоговоренная мысль ведет к роковым последствиям: люди начинают ненавидеть друг друга. В свою очередь, неполноценность коммуникации в мировом масштабе выливается в войны и кризисы.

и: Судя по вашему фильму, неполноценность зарождается в семье: ваши герои - дети и взрослые - живут в одном доме, делят трапезу, но по сути находятся в совершенно разных и враждебных друг другу мирах.

-ханеке: Я показываю, что именно в маленькой ячейке семьи разгораются конфликты, которые при их хронической неразрешимости влияют на развитие общества. При определенных условиях человека покидает разум, и он слепо следует идеологии. Причем именно в тот момент, когда его одолевает отчаяние и покидает надежда.

и: Ваш метод воздействия на зрителя суров - фильм состоит из серии насилий: герои наносят себе увечья, девочка-подросток закалывает ножницами невинную птичку...

-ханеке: Вы буквально воспринимаете эти сцены, а я отношусь к ним с иронией. Взять хотя бы мою "Пианистку". Многим критикам казалось, что я снял психологическую драму, сложную историю любви, а моя лента всего лишь преувеличенная пародия на нее. Мучения влюбленных и их невоздержанная сексуальность - клише, с которыми работает этот жанр и которые я довожу до смешного предела.

и: И все же - не боитесь перебрать с жестокостью на экране? К ней можно и привыкнуть.

-ханеке: 95% новостей, преподносимых радио и телевидением, состоит из сцен насилия: войны, землетрясения, автокатастрофы, несчастные случаи. Вы же не обвиняете авторов этих материалов в кровожадности. Хотя в мире происходят не только трагедии - есть и много радостных событий. Но о них предпочитают умалчивать, поскольку насилие лучше продается.

и: То есть вы преследуете коммерческие цели?

-ханеке: Меня больше интересуют цели нравственные. Через кровь и несправедливость спровоцировать зрителя, оторвать его от уютной жизни обывателя, объяснить манипулятивность кино.

и: В чем же тогда отличие ваших картин от голливудских, которые, как вы сказали, тоже манипулируют зрителем?

-ханеке: Отличие в том, что Голливуд скрывает свою манипуляцию за хорошими намерениями. А самая опасная форма манипуляции - скрытая. Я же не скрываю от зрителя, что манипулирую им. Объясняю, что жизнь сплошная манипуляция, и даю посмотреть на нее со стороны...




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

В плену иллюзий
Посетило:13140
Говард Хьюз
Ирина Безрукова. Биография
Посетило:34653
Ирина Безрукова
Зоя Зарубина — человек-легенда
Посетило:13382
Зоя Зарубина

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history