Людибиографии, истории, факты, фотографии

Владимир Грамматиков

   /   

Vladimir Grammatikov

   /
             
Фотография Владимир Грамматиков (photo Vladimir Grammatikov)
   

День рождения: 01.06.1942 года
Возраст: 76 лет
Место рождения: Свердловск, Россия

Гражданство: Россия

Мы чудовищно отстали от цивилизованного мира

режиссер , актер

Один из самых известных отечественных режиссеров, работающих для детей, создатель «Усатого няня», «Мио, мой Мио», «Шла собака по роялю», «Улицы Сезам» – Владимир ГРАММАТИКОВ отныне будет курировать в Союзе кинематографистов России детское и любительское кино.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

15.10.2009

Об этом стало известно во время форума «Бумеранг», который недавно завершился во Всероссийском детском центре «Орленок». Владимир Грамматиков возглавлял этот смотр кино- и телеработ, созданных в детских студиях страны начинающими кинематографистами, а в перерывах размышлял о фильмах, предназначенных для подрастающего поколения. Своими мыслями режиссер поделился с «Новыми Известиями».

Владимир Грамматиков фотография
Владимир Грамматиков фотография

– Владимир Александрович, культовых детских фильмов сегодня в России почти не создается. В чем причина, на ваш взгляд?

Реклама:

– Детское кино невозможно рассматривать в отрыве от всей кинематографии. А она у нас если не умирала, то была больна. Был период, когда подростки вообще не ходили в кинотеатры. Сейчас они туда возвращаются. Сегодня снова престижно пригласить девушку в кино, тебя уже не сочтут за сумасшедшего. Лет пять-семь назад если бы парень сказал «Пошли в кино», она бы ответила: «Ты что, больной?» А подростки вообще-то – это основная аудитория кинотеатров, в нормальной ситуации 70 процентов киноаудитории составляют зрители от 17 до 25 лет. Но, к сожалению, зритель, который возвращается сегодня в кинотеатры, совершенно не знает российского кино. Он смотрит американские и западноевропейские фильмы.

– Но для того, чтобы он смотрел российское кино, должна быть хорошо налаженная индустрия…

– К сожалению, все заверения наших чиновников о том, что детское кино получает большие привилегии, не соответствуют действительности. Никаких привилегий нет, и детское кино с трудом, мучительно и в редких случаях пробивается. За три года «Дюймовочку» сделали – и вот теперь это гордость наша. Конечно, это ужасно. Я понимаю, что сегодня не может быть того производства, которое было при советской власти, когда каждая республика в год должна была сделать детский фильм. То есть 15 фильмов в год гарантированно выходили на рынок Советского Союза – эстонских, грузинских, армянских и так далее. Сейчас Россия осталась в одиночестве и мало заботится о грядущих днях, больше думает о дне сегодняшнем. Поэтому детского кино производится катастрофически мало. Мы бьемся, мы говорим, что детское кино должно иметь особые привилегии, а именно – стопроцентное финансирование со стороны государства. Почему? Потому что на детскую картину частный инвестор денег не даст. Они долго будут отбиваться. Как «Золушка», например, работает уже 58 лет. А государство дает сейчас, как и на взрослое кино, – 50 процентов. Получается замкнутый круг.

– В этом году грант на детское кино никто не получил?

– А в этом году его никто и не давал. На кинопроизводство государство не выделило вообще никаких денег. Ни на взрослое, ни на детское. Дали немножко на документальное и на завершение работ. Дело в том, что у нас в кино образовались «висяки». В прошлые годы государство деньги выделяло, но наступил кризис – и банки перестали давать кредиты. И сейчас это переросло в большую проблему. Уже ясно, что все незавершенные картины завершить не удастся. Значит, нужно определить приоритеты. Это непросто, будут вопросы – почему ему дали, а мне нет. Но в любом случае деньги этого года пойдут на завершение прошлогодних проектов, и мы можем рассчитывать только на 2010-й год, а что там будет и как, неизвестно.

– А сколько в российском кино таких проектов-висяков образовалось?

Лучшие дня


Нет предела в стремлении к совершенству
Посетило:47
Джеймс Томпсон
Донос на маршала
Посетило:39
Александр Егоров
Тайны биографии Олега Янковского
Посетило:33
Олег Янковский

– Точно я вам сказать не могу, но я слышал, что около восьмидесяти, хотя эту информацию нужно проверить.

– Вы говорите о том, что детские фильмы полностью нуждаются в госфинансировании, потому что деньги не отбиваются. А как же «Гарри Поттер»? Гиперуспешный детский проект. Значит, можно и без участия государства все это создавать и окупать?

– У американцев целая прокатная империя. «Гарри Поттера» катают по всему миру колоссальным количеством копий. Ясно, что подобного рода картина обречена на успех. И вообще, любой детский, подростковый фильм в Соединенных Штатах окупается. Там как раз это выгодно. Лукас и Спилберг многое сделали на кинематографе для подростков. Но там же система проката мировая. А у нас система проката полуразрушена. В провинции зачастую вообще кино нельзя посмотреть.

– Но потенциальная аудитория у российского кино большая – это ведь почти все постсоветское пространство...

– Да, но нет системы проката. Тот государственный, который был, развалился. А частные кинотеатры мало показывают российское кино. Они рассчитывают на американскую продукцию, и американские производители их не подведут. Если у них заявлен полнометражный мультик на март, они его получат, причем со всеми сопутствующими атрибутами – рекламой, постерами и так далее. И протолкнуться бывает очень сложно.

– А вообще, идут ли сейчас в прокате хоть какие-нибудь детские фильмы российского производства? Может быть, на утренних сеансах?

– Утренних сеансов, когда в кино приходили в основном прогульщики и пенсионеры, сейчас почти нет. Кинотеатры начинают работать, как правило, часов с 12. И российского детского кино там нет. Я приведу вам пример. Для телеканала «Культура» недавно мы сделали фильм-телесериал по роману «Сибирочка» замечательной русской писательницы Лидии Чарской. А потом из сериала смонтировали двухчасовой фильм. Получился очень красивый семейный фильм. Никто пока его не купил – ни прокатные компании, ни телевидение. Уже полтора года он лежит на полке. Я знаю многих режиссеров, готовых сегодня снимать для детей. Но они не идут на это, потому что прекрасно знают, чем это закончится.

– А сценарии потенциально успешные есть? Герои есть? Я тут пытался вспомнить фильмы с культовыми детскими героями. Последнее, что вспомнилось, – «Гостья из будущего». Это 1984 год. Дальше – разве что «Ералаш» и телепроекты...

– Сценарный голод чувствуется во всем кинематографе. Жанровый голод. Почти не пишут комедии или, если пишут, то всякую белиберду типа «Гитлер капут!». Весь этот кошмар, телевидением порожденный и телевидением культивируемый. Я даже кинематографом это назвать не могу. Почему-то считается, что на потребу зрителей нужна похабщина. Это не так. Можно сделать нашу традиционную комедию типа «Бриллиантовой руки» или «Кавказской пленницы» – наивную, светлую, с обаятельными героями. Но я подобных сценариев в последнее время не читал. Не пишутся и детские. Точнее, пишутся, у нас ведь даже конкурсы сценариев проходят, но... Есть конкурсы, и есть победители на них. Ну и что? Ничего ведь не двигается дальше. Государство обещало, что победители будут запущены, но они не будут запущены. Потому что кризис. Но это другого рода кризис.

– Чего именно?

– Общества. Оно у нас в странном состоянии находится. Все искажено, все перевернуто. Отсутствует логика в жизни, даже самая простая, самая наивная. Никто никому не верит, все в сомнениях. В этой атмосфере ничего веселого, светлого и позитивного не родится. Видимо, надо еще что-то пережить.

– Уже много чего пережили...

– Да, и снова нас призывают к терпению, еще раз засучить рукава... А они уже засучены по самую шею. Глупости это все. Люди ждут элементарного – справедливости. Но русская справедливость – это бунт и перераспределение. А я думаю: не дай-то Бог. Но все-таки к какому-то общественному согласию мы должны прийти. Нравственному, духовному. А за этим подтянется и все остальное.

– Говорят, у вас теперь в Союзе кинематографистов новая должность...

– Да, мы пока просто договорились на секретариате, что я возглавлю направления детского и любительского кино. Я еще в Советском Союзе возглавлял Всесоюзную комиссию детского кино, еще до Ролана Быкова, в течение восьми лет. Сейчас другое время, другие взаимоотношения, но все равно я на это согласился. Если Союз будет в том формате, который сейчас, то есть шанс что-то подправить или хотя бы скорректировать. И все равно нужно стремиться к тому, чтобы мы как-то влияли на распределение финансов, а не просто были общественной организацией. Союз сейчас может только рекомендовать государству, кому дать, а кому не дать. Но хотя бы так.

– А что вы думаете о пресловутом конфликте в Союзе кинематографистов?

– Конечно, это тяжелая ситуация. Всей этой историей мы, кинематографисты, себя дискредитировали: все время какие-то письма, какая-то вонь. Количество писем, подметных и неподметных, которое ушло в государственные структуры, кроме отвращения ничего не вызывает. Я на себе чувствовал: когда мы входили в какие-то управленческие структуры, мало кто хотел помочь. Нам говорили: «Ну вы уж разберитесь там между собой сначала». Например, такими словами сопровождалась идея соединить студию Горького и ВГИК и сделать мощный учебно-производственный комплекс. При этом сама идея получала одобрение. Потому что камарилья какая-то: злоба, ненависть, кланы... А что нам делить-то? Что там осталось? Вообще, Союз как общественная организация, в любом случае, отмирает, потому что во всем мире общественные организации отмирают. А у нас около этого больного, умирающего старика стоят две группы, и одни говорят: надо ему клизму со скипидаром, другие: нет, лучше горчичники. А ему нужно глазки закрыть, обмыть, одеть в чистенькое и похоронить. С благодарностью и почестью. И придумать, что будет дальше. Поэтому сейчас это тоже некоторая промежуточная форма, через профильные комиссии нужно искать новый формат.

– А вас ведь с Никитой Сергеевичем во многом объединяет общее «дачное детство»?

– Да, мы очень дружны были в детстве, но в последнее время не так плотно общаемся, не так крепко. В чем-то у нас разные взгляды, но есть и общие устремления...

– Так, может быть, дружба с детства тоже сыграла свою роль в том, что вы, по сути, в «команде Михалкова», поддержали его?

– Я Никиту считаю потрясающим режиссером. Есть картины, которые я могу смотреть бесконечно. Например, «Неоконченная пьеса для механического пианино» – для меня величайшая загадка. Как могло создаться такое творение? Поэтому если говорить с профессиональной точки зрения, может быть, Глеб Анатольевич (Панфилов. – «НИ») где-то рядом, а остальное все – внизу. С точки зрения гражданской, я не помню за Никитой каких-то низменных поступков или большого предательства. Да, он иногда неаккуратен с людьми, у него есть свои симпатии – ну нормальный, живой человек, и ему решать, кому симпатизировать, а кого недолюбливать. Но воинствующая злоба, которая шла с другой стороны, объективно говоря, мне меньше нравилась. Она непродуктивна.

– Возвращаясь к продуктивным вещам, хотел бы спросить о национальном детском телеканале. На форуме «Бумеранг», который проходил в сентябре в лагере «Орленок», вы обмолвились о том, что разрабатываете его концепцию. У нас будет все-таки этот телеканал?

– Есть указ президента о создании детского вещательного канала. Первый блок выйдет в цифровом формате среди тех шести или восьми каналов, которые появятся к 2013 году. Пока речь идет о слиянии двух существующих детских каналов – «Бибигона» и «Теленяни». Они по-разному строятся, у них разный контент. Видимо, нужно создать нечто третье. Необходимость в создании национального детского канала, конечно, есть. В этом плане мы чудовищно отстали от цивилизованного мира. Если посмотреть на европейское детское вещание, то мы увидим, что это колоссальная индустрия, целая империя. И мы изучаем эту империю, их форматы, их рынок.

– Вы вообще европейский человек, судя по всему. Еще один ваш весьма красивый проект – как раз для Европы, насколько я понимаю. Сказку «Двенадцать месяцев» вы пытаетесь переделать под идею двенадцати звезд на флаге ЕС, при этом включили туда и Россию...

– Да, я считаю, мы должны чаще открывать дверь в Европу и заходить туда, тем более с красивыми проектами. Идея пришла так. Когда ездишь на фестивали, тебе все время говорят: «Давайте вместе что-нибудь сделаем». Я подумал: почему бы действительно не сделать такой общеевропейский проект? Кстати, подвижниками этого проекта должны быть фильмохранилища европейских стран, в том числе наш Госфильмофонд.

– А что там за сюжет?

– Очень простой. Мачехе нужно пойти во дворец на бал, и она гонит девочку в лес, чтобы та принесла букет цветов. Девочка совершает путешествие и возвращается с этим букетом.

– То есть вместо месяцев – страны?

– Страны. И сказочные герои каждой страны будут помогать ей. То есть тут еще и исторические корни присутствуют.

– Россия будет в конце, двенадцатой?

– Нет, Россия в серединке будет.

Generic placeholder image
Константин Баканов
Люблю исследовать биографии интересных людей




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Самый титулованный в истории страны
Посетило:369
Евгений Кафельников
Александр Засядько
Посетило:855
Александр Засядько
Жанна Валуа
Посетило:1927
Жанна Валуа

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history