Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ћеонид √айдай

   /   

Leonid Gaiday

   /
             
‘отографи€ Ћеонид √айдай (photo Leonid Gaiday)
   

ƒень рождени€: 30.01.1923 года
ћесто рождени€: —вободный, , јмурска€ ,———–
ƒата смерти: 19.11.1993 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 70 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


Ќеизвестный √айдай. “айны биографии знаменитого кинорежиссера

 инорежиссер и сценарист

Ќет человека, который не любил бы его фильмы Ц Ђќпераци€ Ђџї и другие приключени€ Ўурикаї, Ђ авказска€ пленницаї, ЂЅриллиантова€ рукаї, Ђ12 стульевї, Ђ»ван ¬асильевич мен€ет профессиюї. Ќо что мы знаем о режиссере √айдае, кроме названий его комедий и того, что 30 €нвар€ ему исполнилось бы 90 лет? ѕочти ни-че-го. Ќепростительна€ оплошность, учитыва€ все, что он на радость нам сделал.

19.11.2022

Ћеонид √айдай был по-советски скромным человеком. Ќе вып€чивал свое Ђ€ї Ц наоборот, осаждал самопровозглашенных Ђтворцовї и Ђхудожниковї. ќн не давал интервью. √оворил: Ђ—мотрите мои фильмы Ц там все сказаної. ћы засмотрели до дыр и все же нашли, что добавить, со слов тех, кого он любил (Ќина √ребешкова), снимал (Ќаталь€  рачковска€) и с кем работал (јркадий »нин).

Ћеонид √айдай фотографи€
Ћеонид √айдай фотографи€

ќсколки выходили из ноги всю жизнь

—начала, конечно, была война. √айдай ходил в разведку и добывал Ђ€зыковї. ѕока не подорвалс€ на мине и чуть не осталс€ без ноги.  ак вспоминает вдова режиссера актриса Ќина √ребешкова, ранение мучило его всю жизнь.

Ћеонид √айдай фотографи€
Ћеонид √айдай фотографи€

Ц ѕериодически кость воспал€лась, из ноги выходили осколки размером с ноготь, Ц рассказывает Ќина ѕавловна. Ц ”ж как € изводила Ћеонида »овича мольбами пойти к врачу... Ќет, не шел! “ерпел боль и даже с палочкой ходить отказывалс€ Ц вдруг кто увидит его слабым.

√айдай женилс€ на √ребешковой, еще учась во ¬√» е. ќна видела, как »вана ѕырьева, принимавшего дипломный спектакль, скрутило от смеха, когда √айдай, с детства мечтавший об актерстве, играл комедийную роль. јртистом он не стал, но расположение ѕырьева сохранил навсегда. ¬первые оно пригодилось, когда культурные чиновники хотели уничтожить √айда€ сразу после режиссерского дебюта (комеди€ Ђ∆ених с того светаї). Ђ¬ы сделали отвратительный пасквиль, Ц сказали ему в лицо. Ц » не снимете больше ни одного фильмаї.

Ћеонид √айдай фотографи€
Ћеонид √айдай фотографи€

Ц ” ЋЄни на нервной почве открылась €зва желудка, а вскоре возник туберкулез, Ц говорит вдова режиссера. Ц ќн был в отча€нии. „то делать дальше? » тогда ѕырьев, возглавл€вший Ђћосфильмї, посоветовал: Ђ—ними историко-революционный фильм Ц и пор€док!ї

√айдай стыдилс€ этой работы. ‘ильм Ђ“рижды воскресшийї был переполнен комсомольским пафосом, провалилс€ в прокате, зато очень устроил киноначальников. » сейчас уже неважно, каким был пропуск режиссера на экран. ¬ конце концов, по сравнению с этим компромиссом все будущие игры с худсоветами под названием Ђобмани цензуруї казались плЄвым делом.

Ћеонид √айдай фотографи€
Ћеонид √айдай фотографи€

ѕристрастилс€ к игровым автоматам

¬торой судьбоносный совет ѕырьев дал √айдаю, когда тот ломал голову, из кого составить троицу дл€ комедии Ђѕес Ѕарбос и необычный кроссї. »дею фильма режиссер вычитал в малюсеньком фельетоне, найденном на чердаке (юмористические журналы собирал отец). ¬ицина √айдай снимал еще в своей первой картине и через него же вышел на Ѕалбеса. Ђ¬идел в цирке клоуна, похожего на глистуї, Ц поделилс€ актер впечатлением от Ќикулина. ƒольше всего подбирали Ѕывалого. Ђѕопробуй этогої, Ц показал √айдаю фотографию ≈вгени€ ћоргунова богатый картотекой ѕырьев.

Ћеонид √айдай фотографи€
Ћеонид √айдай фотографи€

—ценарии ко всем своим фильмам Ц от Ђ—амогонщиковї до ЂЌа ƒерибасовской хороша€ погодаї Ц Ћеонид √айдай всегда писал сам. Ќо не один. “ри, если их так можно выделить, самые попул€рные картины (Ђќпераци€ Ђџї, Ђ авказска€ пленницаї и ЂЅриллиантова€ рукаї) были придуманы втроем. —оавторами √айда€ выступили яков  остюковский и ћорис —лободский.  ак вспоминал  остюковский (из них троих он умер последним, в 2011 году), придумывалось во много раз больше, чем потом оставалось. јкцент делалс€ на хлесткие, запоминающиес€ фразы, которые потом расходились на цитаты.

√айдай оставл€л за актерами право импровизировать на площадке. ѕримеры удачных экспериментов: Ђ„ей туфл€? ќй. ћоЄї (придумал ¬ицин в Ђ авказской пленницеї) и Ђ»нтеллигент! ¬ыучили вас на свою головуї (это креатив  рачковской в Ђ»ване ¬асильевичеї). Ќо в то же врем€ √айдай заранее прекрасно знал, какой должна быть игра актеров.

јрхивные фотографии, сделанные на съемках комедий, подсказывают, а √ребешкова подтверждает: режиссер нередко становилс€ на место артиста и сам показывал, что нужно делать. ѕричем играл талантливо, репетиру€ накануне дома перед зеркалом за всех своих героев. » за —ветличную, котора€ соблазн€ет —емен —еменыча √орбункова в отеле Ђјтлантикї, и за —елезневу, сообщающую Ўурику, что полюбила другого.

 ак-то √айдай пр€мо в кадре провел мастер-класс. ѕон€в, что напрасно ждал Ёраста √арина, приглашенного на роль ¬арфоломе€  оробейникова в Ђ12 стульевї, режиссер вз€лс€ лично распределить мебельные ордерочки. ƒва раза √айдай был рукой. —начала чесал ногу Ќикулину, а потом хватал за нос  озодоева во сне. —вою последнюю роль Ц сумасшедшего игрока в казино Ц режиссер исполнил в Ђƒерибасовскойї, ставшей его последней картиной. ѕод конец √айдай пристрастилс€ к азартным играм. —ценарист јркадий »нин, с которым режиссер работал последние 5 лет, видел: у измотанного болезн€ми комедиографа две отдушины. —игареты, от которых режиссер, несмотр€ на плохие легкие, так и не смог отказатьс€, и игровые автоматы.

Ц ќн просаживал серьезные деньги, Ц признает »нин. Ц » мог потом дома часами рассказывать Ќине ѕавловне, что если бы крутанул Ђоднорукого бандитаї еще раз, то €блочки бы совпали с лимонами и тогда бы он сорвал банк. ћен€ это удивл€ло: умный же был человек!

Ўурика писал с себ€?

»нин признаетс€, что хотел разгадать секрет гени€ √айда€, но так и не смог.

Ц ќн даже внешне не был похож на режиссера, Ц считает јркадий яковлевич. Ц —кромный, молчаливый, в сером пиджачке, сгорбленный, на голове хохолок Ц р€довой портрет, больше бы подошел какому-нибудь осветителю.

ћожет быть, тайна в фирменных приемах?

Ц √айдай обожал погони и мастерски делал их, Ц говорит »нин. Ц ¬ нашем совместном фильме Ђ„астный детектив, или ќпераци€ Ђ оопераци€ї тоже была погон€. я чувствовал: что-то √айдаю не нравитс€. ѕотом пошел в кино и вижу: в погоне по€вилась кошка, сн€та€ как-то отдельно и вставленна€ потом в картину. » именно в том месте зрители сме€лись...  стати, обратите внимание: черные кошки есть почти во всех фильмах √айда€. Ќаверное, он считал, что они принос€т удачу?

ј может, все дело в какой-то особенной наблюдательности режиссера и умении надел€ть персонажей своими собственными чертами? √овор€т же, что Ўурика √айдай писал с себ€. ƒаже внешне актер и режиссер были похожи. ≈сть известна€ фотографи€, на которой √айдай в очках с толстой роговой оправой прикуривает у ёри€ Ќикулина. Ќа ней режиссера от ƒемь€ненко не отличить!

Ц ЋЄн€ много своего вложил в Ўурика, Ц уверена √ребешкова. Ц —вою наивность, равнодушие к материальным благам, неприспособленность к бытовой жизни. ¬семи ремонтами квартир, машин, заменой лампочек, забиванием гвоздей € занималась сама. —начала возмущалась: Ђќткуда у теб€ руки растут?ї ј потом смирилась: что делать, если не дано человеку?

ƒано √айдаю было на пор€док больше, чем не дано. јктриса Ќаталь€  рачковска€, открыта€ им и сыгравша€ у него галерею €рких образов Ц от мадам √рицацуевой до жены управдома Ѕунши, утонула в определени€х: столько всего в √айдае было намешано.

Ц Ћеонид »ович был мрачным, замкнутым Ц и безумно веселым, Ц делитс€ она. Ц —покойный, уравновешенный и в то же врем€ взрывной. ќн был вс€кий. “ворческий человек всегда очень разный.

Ц ¬ы знаете, √айдай не любил слово Ђтворчествої.

Ц ƒа. ≈сли слышал его от кого-то, говорил: ЂЌе спеши, милок! “ы сейчас тут рисуешьс€, а пройдет врем€, и окажетс€, что ты был не мастер, а ремесленникї. Ќо € думаю, что к √айдаю не надо бо€тьс€ примен€ть слово Ђгенийї.

‘разы из фильмов на все времена

∆ить Ц хорошо! ј хорошо жить Ц еще лучше!

Ќет такого мужа, который бы хоть на час не мечтал стать холост€ком.

«а чужой счет пьют даже трезвенники и €звенники.

ћинуточку! Ѕудьте добры, помедленнее! я записываю!

“ост без вина Ц все равно что брачна€ ночь без невесты.

Ќаши люди в булочную на такси не езд€т!

¬се, что нажито непосильным трудом, все погибло: три магнитофона, три кинокамеры заграничные, портсигар отечественный, куртка замшева€...

ќгласите весь список, пжалста...

 то не работает, тот ест. ”чись, студент!

интересный факт
04.02.2013 10:32:34
ƒовольно забавно - человек такой де€тельности и мышлени€ и увлекалс€ игровыми автоматами. ¬прочем, эта зараза засасывает всех, наверное. —тоит только начать.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

–ейф ‘айнс: ќт –омео до ¬олан-де-ћорта
ѕосетило:9666
–эйф ‘айнс
≈катерина √ордеева. Ѕиографи€
ѕосетило:52111
≈катерина √ордеева
Ѕеверли —иллз. Ѕиографи€
ѕосетило:14664
Ѕеверли —иллз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru