Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

»ван ƒыховичный

   /   

Ivan Duhovichny

   /
             
‘отографи€ »ван ƒыховичный (photo Ivan Duhovichny)
   

ƒень рождени€: 16.10.1947 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
ƒата смерти: 27.09.2009 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 61 год

√ражданство: –осси€

 ќћћ≈–„≈— ќ≈  »Ќќ Ч Ё“ќ ѕќ–Ќќ√–ј‘»я

—оветский и российский режиссЄр и сценарист

ѕомню, в студенческие годы мы с трудом протискивались в малый зал ƒома кино, чтобы в духоте и тесноте лицезреть изысканные черно-белые экзерсисы выпускника ¬ысших курсов »вана ƒыховичного. ј в 90-е критики схлестнулись в спорах по поводу его Ђѕрорвыї, в которой тоталитаризм распахивал френч. ¬ Ђћузыке дл€ декабр€ї анамнез больного времени середины 90-х впиталс€ в поры больного ѕитера. ѕотом была сшита€ из €рких лоскутьев бесшабашна€ Ђ опейкаїЕ ¬ообразить, что все это Ђразномастьеї Ч дело одного человека, невозможно.
— режиссером »ваном ƒџ’ќ¬»„Ќџћ обсуждаем проблемы отечественного кино, подн€тые в беседе с ƒаниилом ƒондуреем.

12.12.2003

Ч ”гасание интереса к Ђнашемуї кино было св€зано с социальными катаклизмами?

»ван ƒыховичный фотографи€
»ван ƒыховичный фотографи€

Ч Ќе только. ≈ще до всех катаклизмов мы пережили пору видеоподпольной жизни. ѕодсели на Ђнаркотикї диких, ужасных копий. ћы приучились смотреть кино Ђбез экранаї. ¬ыросли на осколках чужой культуры.  ультура воспри€ти€ исчезла.

ѕотом захотелось смотреть только американское кино.  инотеатры были растасканы. ќчень легко это прин€ли люди, которые могли тогда на это вли€ть.

ј мы увлеклись пробиванием небес коммерческого кинематографа, который был ужасен. Ќаше коммерческое кино Ч порнографи€ чистой воды. ¬ итоге потер€ли зрител€.

¬ –ыбинск “арковский ездил четыре раза. —обирались человек 40 в маленьком зале, ради них проделывал по 400 км. ќднажды –омм сказал: Ђ” нас нет хорошего кино, потому что оно никому не нужної. ћне кажетс€, что в тот момент люд€м не стало нужно какое-то духовное киноЕ

Ч ћы и подошли к проблеме свободы и ее цены.

Ч ѕользоватьс€ свободой общество совершенно не умеет. ћы были к ней не подготовлены, не понимали, как жить дальше. » за истекшее врем€ никто этого не сформулировал.

Ч ѕровокационный вопрос. ѕохолодание политического климата сейчас наступает, как арктический циклон.  инотеатры достались люд€м, думающим о прибыли, а не об ответственности. ѕростите за пафос. ћожет быть, дл€ кинематографа это полезно? –аз уж он привык к эзопову €зыку.

Ћучшие дн€

Ћеди ќльга - женщина с 30-сантиметровой бородой
ѕосетило:8806
ƒжейн Ѕарнелл
—ергей ћаковецкий: „еловек, выбравший правильный путь
ѕосетило:8022
—ергей ћаковецкий
ћакс Ћоренс. Ѕиографи€
ѕосетило:3365
ћакс Ћоренс

Ч ≈сли € произнесу эту кощунственную фразу, за нее придетс€ отвечатьЕ ѕриведу слова “арковского: Ђƒайте мне карт-бланш и пленку Ч и € потр€су мирї. ѕотом он подумал и добавил: ЂЌичего € не потр€су. я рыба глубоководна€. ћогу работать только под давлениемї. ѕоэтому вы правы. ќказываетс€, в вакууме свободы у нас нарушаетс€ правильна€ ориентаци€ мира и духовных ценностей.

Ћюди ничего не бо€тс€, что бы им ни показывали: трупы, растерзанных младенцевЕ Ќо возникает иносказание Ч и начинает работать куда мощнее. ƒл€ мен€ фильм Ђ опейкаї был абсолютно необходим. —читаю, что наше недавнее прошлое никто не зафиксировал, не рассталс€ с ним, сме€сь. ѕомните, ∆ириновский наговорил люд€м непозволительных вещей. ¬се растер€лись. ћы смотрели и думали: Ђј что нужно сделать „убайсу, ’акамаде, чтобы его перебить?ї. «асме€тьс€! » больше бы его не было. ј все сделали серьезные лица.

Ч » Ђголый корольї обрел политическое оде€ние. Ѕред этот закрепл€етс€ ежедневно в телеэкранной Ђкартинкеї, став€щей непотребному знак √ќ—“а. ¬аша Ђ опейкаї высмеивает социальные штампы своего времени, его уродство. » это единственна€ картина ƒыховичного, обращенна€ к широким массам.

Ч   нормальным люд€м.

Ч ¬р€д ли Ђ„ерного монахаї посмотр€т миллионы. ј Ђ опейкуїЕ могли бы.

Ч я чувствовал Ђ опейкуї, хотел ее сн€ть. ћногие отнеслись презрительно к фильму. Ќе хватало привычного подтекста, который € вкладывал в предыдущие работы. ≈е делать было еще мучительнее. Ќайти точную интонацию, €зык, стиль времени.

Ќо с какого-то момента мне перестало быть интересным, как теб€ оцен€т. „то бы ты ни сделал, противники найдутс€. ќгромное число людей, самых неожиданных, восприн€ло картину замечательно. ќсобенно удивило мен€ новое поколение, которое цитирует, говорит целыми диалогами из фильма.

Ч ѕоколение, о котором вы говорите, сегодн€ и есть основной посетитель кинотеатров.

Ч ¬ конце 80-х € за€вил большому чиновнику крамольно, что люди не вернутс€ в эти ободранные старые кинотеатры. Ќовое поколение войдет в новые залы с качественным показом. “ак и случилось.

Ќо процесс модернизации произошел странно.  инотеатры достались люд€м, желающим иметь лишь прибыль, абсолютно не думающим об ответственности перед, простите за пафос, поколени€ми. √осударство же не зан€ло никакой позиции. ≈му нужно было отчитатьс€: в кинотеатры снова ход€т люди. ¬ подавл€ющем большинстве кинотеатры созданы совместно с американскими компани€ми. ¬ыпускать русскую картину у них нет резона.

Ч   тому же много откровенно слабых фильмов.

Ч » это правда. –аботать с русскими картинами сложно. √осударство же на позицию защиты национального кино не встало.

Ч ј как же создание государственной специальной структуры –оскинопрокатЕ

Ч Ёто все чушь, формальна€ организаци€, стрем€ща€с€ аппарат кормить. ¬ любой цивилизованной стране Ч ценз на американские картины. — американского билета 30 процентов отдаете на развитие русского кино. ”мное государство, по идее, должно лоббировать свое кино, как это делает ‘ранци€.

Ч —уществуют разные пути Ђзащитыї национального кино: индийский, французский, польский.  аков наш путь?

Ч ƒа никаким путем мы не шли, все путали. «ащищали тех самых людей, которые гробили прокат нашего кино.

«ащищали все: от чиновников до президента. ” нас в кино, мне кажетс€, будет сложна€ истори€. ћы должны стремитьс€ возвращать деньги, потраченные на кино, с помощью проката. ј нас по-прежнему не подпускают к кинотеатрам. Ђ опейкуї показали лишь в Ђ–оланеї и Ђѕ€ти звездахї, где в п€ти залах она собирала аншлаги.

Ч Ќа владельцев невозможно повли€ть?

Ч ќни размещают только тех, по поводу которых раздаютс€ звонки из Ђприемныхї. “аких Ђпродавленныхї фильмов в год выходит несколько. » пока это не переломитс€, будем оболтусами, которые прос€т у папы-государства деньги и не возвращают. ¬ этой системе возникает искажение. «ачем снимать кино, обращенное к люд€м? ¬се равно его не увидит.

Ч ћожет, поэтому новые молодые режиссеры предпочитают снимать фестивальное кино?

Ч ¬от «в€гинцев. ≈го кино получило штамп, что оно хорошее, в »талии. ¬едь только иностранна€ оценка воспринимаетс€ у нас серьезно. ќднако Ђ¬озвращениеї с трудом разместили в трех кинотеатрах. –аботать с картиной никто не хочет. Ќесколько бизнесменов хотели сделать со мной кино и спрашивали: Ђ≈сть ли инструмент, с помощью которого можем вернуть потраченное?ї. Ќет такого инструмента. я не могу ничего гарантироватьЕ

Ч ƒо сих пор идут споры по поводу закона о льготном налогообложении. ѕо-вашему, это была панаце€ или акци€ глобального отмывани€ денег?

Ч  онечно, спасение. » кинотеатры построены во многом благодар€ той же панацее. » вс€ активизаци€ процесса киноЕ

Ч ѕохоже, система отката зан€ла сферы за пределами кино, став тотальной. Ќе мне вам говорить. ќ телевидении, в частности, вы знаете не понаслышке.

Ч ƒумаете, в оборонке не воруют? »ли меньше? ƒругое дело, когда люди вообще кино не снимали, а деньги умыкали. Ќо не верьте, что таких случаев было много. »з них раздули слона, потому что кому-то это было выгодно. ¬место того, чтобы отладить Ђинструментї, его прихлопнули. Ќо заметьте, когда некоторые начали прозрачно платить налогиЕ знаем, чем все это закончилось.

Ч  акова атмосфера в кино?

Ч ћне показалось, что две-три новые картины означают просвет. я вообще живу надеждой. ѕоказалось, есть легкое движение в сторону сутиЕ „то касаетс€ общей атмосферы, то пока она далека от ощущени€ возрождени€. ѕришло прагматическое поколение. ќсновна€ масса по-прежнему работает в стиле Ђчего угодної: вам подогреть или подавать холодным?

Ч Ќе кажетс€ ли вам, что главна€ проблема нашего кино Ч непрофессионализм на всех уровн€х: от монтажа до грима?

Ч ћногим кажетс€, что дилетантизм незаметен. Ќа самом деле зритель отмечает качественное.

Ч » идет на американское кино. ¬ чем же причина тотального дилетантизма?

Ч ћы перестали стесн€тьс€ того, что мы Ч обезь€ны, что подражаем всему на свете. —мирились с тем, что во всех про€влени€х человеческой де€тельности стали вторичными. ≈сли вы заметили, и в науке нашей был непростой путь, в технологии отставали. Ќо в иде€х, концептах, желании сделать что-то уникальное мы были во многом впереди. ћы можем! Ёто и есть путь самоидентификации, а не квасной патриотизм.

Ч „то случилось со старшим режиссерским поколением? — теми, кем мы так гордились?

Ч ќни пережили трагедию. ѕорвалась св€зь времен, люди не почувствовали нового звука времени. » еще, это следы воспитанного советской властью инфантилизма, неумени€ жить ответственной свободной жизнью, ведь у них были (и сейчас по-прежнему) открыты все двери. —кажу парадоксальную вещь, мне повезло: почти никогда государство не давало денег на мои проекты.

Ч ј как же первые короткометражные картиныЕ

Ч Ќа них € получил примерно столько, сколько стоил билет от ћосквы до Ћенинграда.

Ч » дл€ сложнопостановочной Ђѕрорвыї, в которой сталинска€ роскошь си€ла во всем поразительном ее жутком великолепии?

Ч ‘инансировали французы плюс частные деньги. Ћишь на Ђ„ерного монахаї были выделены копейки, оставшиес€ в √оскино. Ќа эти крохи нельз€ было сн€ть картину. ѕомог немецкий второй канал телевидени€.

Ч ¬ставал ли вопрос о возвращении средств? ¬от, например, эстетский Ђ„ерный монахї заведомо не может вернуть денегЕ

Ч Ёта картина вообще в –оссии не шла (лишь позже Ч на телевидении). ≈й дали третью категорию. ѕри этом она получила приз в ¬енеции, несколько призов в мире, ее купили в ≈вропе. —обрала в итоге огромные деньги. Ўла в двадцати странах. ¬ ¬енеции € получил приз за лучший дебют года, но ни одна газета об этом не написала. Ќо € воспитан был так, что все надо выгрызать. ¬о мне не было инфантилизма.

Ч ¬ы с писателем —орокиным зате€ли новый проектЕ

Ч ƒа, расцениваю сотворчество с ним как счастье. я ведь и с Ќадей  ожушанной сделал четыре сценари€. ѕросто нас не запустилиЕ

Ч ѕро что сегодн€ вам интересно снимать кино?

Ч —кажу иносказательно. Ќесколько дней назад один человек, занимающийс€ перформансами, тусовками, разными акци€ми, собрал у себ€ довольно много людей и предложилЕ почитать стихи. ¬се пришли с сарказмом наготове. ј потом читали стихи. —вои и любимые. » случилс€ грандиозный вечер. Ћюди не хотели расходитьс€.

¬олод€ —орокин заметил: ЂЁтого не могло быть два года назадї. ѕоследнее врем€ мен€ зовут в какие-то неожиданные места, где возникают разговоры, невозможные еще год назад. ќ сути. » дажеЕ мен€ вдруг снова попросили сыграть на гитаре. я же в руки гитару не брал лет шесть, это никому не было нужно.

ћне кажетс€, люди задумались снова о ценност€х жизни, ищут собственный путь. “ем, у кого т€желое положение, необходимо найти какой-то выход, чем жить дальше.  ому удалось приобрести Ђвсеї, вдруг стало €сно: ничего не радуетЕ

Ч ¬ качестве режиссера и продюсера вы зате€ли программу с шокирующим названием Ђƒеньгиї. » довольно скоро она сошла с эфира. Ёто проигрыш?

Ч я получил неверо€тный опыт, потому что никто подобного не делал. „иста€ импровизаци€, никаких сценариев. –абота с каждодневной реальностью.  огда стало получатьс€ Ч закрылиЕ Ќо знаете, какое количество людей помнит проект!

ћне было предложено сделать новый шаг. » € его сделал охотно. ѕример приведу.  огда работал в театре, пел ƒениса ƒавыдова и играл на гитаре. » никогда в жизни не собиралс€ выходить на эстраду. Ќо ¬олод€ ¬ысоцкий вз€л мен€ за шиворот, увез в  ишинев и сказал: Ђ—егодн€ будем петь дл€ студентовї.

 огда вышли, оказалось, что перед нами зал в 20 тыс€ч человек. я спел Ч и имел успех.  огда вышел за кулисы, ¬ысоцкий сказал: Ђѕосле этого тебе ничего не страшної.

Ќесколько раз в жизни у мен€ прекращалось все. » сегодн€ все мои предложени€ отвергаютс€ практически без рассмотрени€.  то-то там, Ђза заборомї, говорит: Ђ≈го нам не нужної. Ќе обижаюсь. »щу другую дорогу. ѕоэтому € живой.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ќеугомонный ƒжонни ƒепп
ѕосетило:19479
ƒжонни ƒепп
¬елика€ певица народных песен
ѕосетило:10357
Ћюдмила «ыкина
„етырехкратный победитель т€желейшего в мире марафона
ѕосетило:10213
ћохамад јхансал

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru