Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлександр ƒовженко

   /   

Alexandr Dovzhenko

   /
             
‘отографи€ јлександр ƒовженко (photo Alexandr Dovzhenko)
   

ƒень рождени€: 11.09.1894 года
ћесто рождени€: с. —осница, , „ерниговска€ губерн€ ,”краина
ƒата смерти: 25.11.1956 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 62 года

√ражданство: ———–
—оцсети:


“рагеди€ художника

”краинский кинорежиссер, писатель, кинодраматург

¬ 1926 году ƒовженко почувствовал неодолимую т€гу к кино и поехал в ќдессу - приобщатьс€ к производству фильмов. ѕо собственному признанию, он не имел ни малейшего представлени€ о профессии, котора€ впоследствии стала делом его жизни, но был исполнен энтузиазма и веры в важность "нового искусства" дл€ масс.

26.11.2023

‘естиваль јлександра ƒовженко 8-21 ма€ прошЄл с размахом. ѕредставлены были почти все его работы, от ранней "—умки дипкурьера" (1927) до последнего, незавершенного фильма "ѕрощай, јмерика!" (1951).   сожалению, показ дл€ прессы, на две-три недели предвар€вший фестиваль, мен€ огорчил. я мечтала увидеть "«емлю", одну из наиболее характерных работ ƒовженко, но журналистам, увы, представили два далеко не лучших фильма. Ќе знаю, чем руководствовались организаторы фестивал€, выбира€ дл€ показа поздние картины "ћичурин" и "ѕрощай, јмерика!", сделанные в тот период, когда давление властей деформировало личность художника. “ем не менее, € в конце статьи остановлюсь на этих двух фильмах, которые представл€ют не только художественный, но и психологический и исторический интерес. Ќо сначала немного о самом ƒовженко.

јлександр ƒовженко фотографи€
јлександр ƒовженко фотографи€

јлександр ѕетрович ƒовженко, сын неграмотного кресть€нина из села —осница на ”краине, родилс€ в 1894 году. ¬ 19 лет, закончив среднюю школу, стал сельским школьным учителем. –еволюцию встретил восторженно. ¬ступил в коммунистическую партию. ≈го юность совпала с гражданской войной: он воевал в р€дах  расной армии. ѕосле демобилизации молодого бойца в качестве поощрени€ послали первым секретарем советского посольства в ¬аршаве, а потом - секретарем в советский консулат в Ѕерлине. Ќо дипломатическа€ карьера не привлекала ƒовженко. —вое пребывание в Ѕерлине он использовал дл€ зан€тий живописью и графикой в жанре политической карикатуры. ƒовженко плотно вошел в берлинскую литературно-художественную среду и сблизилс€ с кружком авангардистов. ≈го интересы были широки и разнообразны. ¬ернувшись после демобилизации в ’арьков в середине 20-х, ƒовженко присоединилс€ к авангардному артистическому сообществу и работал художником-карикатуристом в газетах и журналах. (Ќе из этой ли грани его таланта возник впоследствии фильм - политическа€ карикатура "ѕрощай, јмерика"?) ќдновременно ƒовженко вошел в ¬јѕЋ»“≈: литературное сообщество "левых" писателей, которые ставили своей задачей объединение традиционного украинского культурного наследи€ с современными революционными формами - очень важный момент в его биографии, ибо ƒовженко впоследствии будет воплощать эту двойственную идею в своем творчестве. Ѕолее того: эта противоречива€ и маловыполнима€ иде€ станет мощным генератором его творческой фантазии и эстетики.

¬ 1926 году ƒовженко почувствовал неодолимую т€гу к кино и поехал в ќдессу - приобщатьс€ к производству фильмов. ѕо собственному признанию, он не имел ни малейшего представлени€ о профессии, котора€ впоследствии стала делом его жизни, но был исполнен энтузиазма и веры в важность "нового искусства" дл€ масс.

“ем не менее, ƒовженко пришел в кино зрелым художником, 32 лет от роду, име€ за спиной солидный жизненный и творческий багаж. ¬ ќдесской киностудии ¬”‘ ” он сн€л комедии "¬ас€-реформатор", "ягодка любви" и шпионский фильм "—умка дипкурьера", в которых уже просматривалс€ его своеобразный почерк. Ќо подлинный кинодебют ƒовженко состо€лс€, когда он сн€л свой шедевр "«венигора" (1927). Ќа волне огромного успеха этого фильма он создает "јрсенал" (1928) и "«емлю" (1929). ќтношение властей к этим бесспорно выдающимс€ работам было уже не столь единодушным: к ƒовженко прочно пристал €рлык "украинского националиста". Ќо давление партийной цензуры в те годы было еще терпимо, и ƒовженко снимает "»ван" (1932), "јэроград" (1935), "ўорс" (1939). «атем были неудачные, изуродованные цензурой "ћичурин" (1949) и "ѕрощай, јмерика!" (1951). ѕосле смерти ƒовженко в 1956 году, его жена и помощник ёли€ —олнцева сн€ла еще четыре фильма по его незаконченным сценари€м и наброскам.

‘еномен ƒовженко - гениального режиссера, блистательного сценариста и прозаика, талантливого художника и графика, кажетс€, уже изучен досконально и, все-таки, таит немало белых п€тен. ƒовженко и сам запутывал своих исследователей, увер€€, что секрет успеха его фильмов в том, что всех своих героев, включа€ детей и стариков, он пишет с себ€ и своих ближайших родственников (что, отчасти, было правдой). ќдно не подлежит сомнению: его творчество вызрело из устного наследи€ его предков, восточно-украинских кресть€н, испокон веков живших вдоль ƒесны. ѕотомок землепашцев, ƒовженко страстно любил природу. Ћучшие романтические страницы его творчества посв€щены земле-кормилице.

Ќа этом фундаменте и возникла "«венигора", грандиозное эпическое полотно, в котором ƒовженко уместил несколько веков украинской истории: казачину, гайдамачину, польские нашестви€, революцию, гражданскую войну и утверждение диктатуры большевиков. ‘ильм создавалс€ к дес€тилетию советской власти, ƒовженко называл его своим "партбилетом". ƒовженко был истинно-верующим коммунистом, и другим он в это врем€ быть не мог. ≈го фильмы современному зрителю могут показатьс€ слишком политизированными, идеологизированными, но таково было врем€. ƒовженко выполн€л свой партийный долг, но выполн€л его в свойственной ему лирико-романтической манере. ¬ыполн€л до тех пор, пока эта манера не вступила в противоречие с "руковод€щей линией" партии. ѕр€мой нажим сломал волю художника и его веру в преобразование общества. “огда-то и по€вилс€ на экранах вымученный, плакатный, одномерный "ћичурин", в котором ничего, за исключением любовно сн€тых цветущих садов, не напоминало лучшие фильмы ƒовженко. ѕосле "ћичурина" совсем еще не старый ћастер отошел от режиссуры и зан€лс€ преподаванием. ќн умер в 1956 году всего 62 лет от роду, далеко не реализовав свой могучий творческий потенциал.

ѕо собственному признанию ƒовженко, материала его "«венигоры" хватило бы на четыре фильма. ѕриверженность традици€м странным образом сочеталась у ƒовженко со стремлением ко всему новому, что несла с собою советска€ власть: к коллективизации, техническому прогрессу. ¬ центре повествовани€ фильма находитс€ мифическа€ «венигора, в которой в древние времена были зарыты несметные сокровища. Ћ€хи, москали и прочие враги охот€тс€ за этими сокровищами, но они не даютс€ в руки никому, потому что охран€ет сокровища дед - древний, как сама гора. ¬ечному деду несколько сот лет, он - носитель мудрости и народных поверий. ‘ильм начинаетс€ с того, как л€хи в 17 веке встречают деда и требуют, чтоб он провел их к «венигоре. Ћукавый дед, как истинный —усанин, с готовностью соглашаетс€, взбираетс€ на свою кобылу, но упр€ма€ стоит, как вкопанна€, и не трогаетс€ с места. ” деда - два внука (слышитс€ отзвук √оголевского "“араса Ѕульбы") - “имош и ѕавло. “имош - практик, умелец, впоследствии примыкает к красноармейцем и становитс€ командиром агитпоезда. Ќедоросль ѕавло - дедов любимчик и традиционалист, примыкает к Ѕелой гвардии и впоследствии оказываетс€ в эмиграции в ѕраге и ѕариже. “ам он выступает в кабаре с шоу, которое €кобы должно закончитьс€ его самоубийством. ∆аждуща€ крови и зрелищ толпа валит валом, а хитрый ѕавло собирает деньги дл€ контрреволюционного м€тежа на родине.

‘абула свободно движетс€ взад-вперед через столети€, объедин€€ в одно целое легенды о мистической "«венигоре" с истори€ми из жизни послереволюционной ”краины. Ёто порой затрудн€ет воспри€тие даже подготовленных зрителей, привыкших к последовательному монтажу. ƒаже Ёйзенштейн в своЄ врем€ признавалс€, что он, с одной стороны, впечатлен работой ƒовженко, а с другой - сбит с толку.

Ћучшие дн€

 то придумал анастезию?
ѕосетило:13425
”иль€м ћортон
ёрий ¬ойнов. Ѕиографи€
ѕосетило:9404
ёрий ¬ойнов
‘ранциско ƒоминго ’оаким: –от до ушей
ѕосетило:7260
‘ранциско ƒоминго ’оаким

Ќар€ду с реальными геро€ми в фильме действует вс€кого рода нечиста€ сила, вроде гигантского монаха, который олицетвор€ет вселенское зло и в конце концов перевоплощаетс€ в ѕавла. ƒед не находит зарытых сокровищ. ќни то по€вл€ютс€, то - когда он, наконец, до них добираетс€ - исчезают. ¬ыходит, он зр€ охран€л их от супостатов... —тарому невдомек, что насто€щие сокровища ”краины - это ее недра, богатые углем и полезными ископаемыми, ее фабрики и заводы, и ее люди - те самые кадры, которые решают все. ¬ итоге деду находитс€ место в агитационном поезде, который мчит вперед на всех парах. “ак ƒовженко примир€ет традиционализм с техническим прогрессом, революцию с контрреволюцией. –аботающие турбины, шахтеры, бодро управл€ющиес€ с кайлом и лопатой, окончательно убеждают деда в бесполезности его поисков. ¬от такую романтически-дидактическую сказку преподнес ƒовженко своим заказчикам к дес€той годовщине окт€брьской революции. Ётот фильм сделал молодого режиссера знаменитым, ввел его в круг режиссерской элиты, поставил р€дом с ѕудовкиным, Ёйзенштейном, ¬ертовым.

¬ отличие от "«венигоры" второй фильм трилогии "јрсенал" сюжетно вполне историчен. ќн отражает конкретное событие, происшедшее в  иеве в €нваре 1918 года, когда про-большевистски настроенные рабочие киевского военного завода "јрсенал" в течение шести дней противосто€ли войскам ÷ентральной –ады, захватившей город. ‘ильм начинаетс€ жуткими сценами на покинутых пол€х сражений. ƒовженко никогда не снимал батальных сцен. ƒл€ него война - беда дл€ всех еЄ участников, их общее зло. Ќемецкие солдаты в муках умирают от пущенного ими же "весел€щего газа".  рупным планом показаны искаженные страшным, предсмертным смехом маски-лица. Ўеренги немецких солдат шагают в никуда: окопы пусты. Ќемецкий офицер убивает солдата за то, что он не знает, против кого воевать и не хочет идти. »зрыта€ снар€дами земл€. „ерные силуэты на низком сером небе. » тут же, резкой перебивкой - сцены "мирной жизни" в прифронтовых деревн€х. Ѕезногий инвалид сидит на полу избы; женщина, с трудом передвига€ ноги, бредет по истерзанному войной бескрайнему полю, разбрасывает семена, которые никогда не взойдут, и падает, обн€в руками землю; однорукий пахарь т€нет за повод обт€нутый кожей скелет. Ћошадь заваливаетс€.  ресть€нин в отча€нии неистово хлещет ее кнутом. »змученна€ мать, которую т€нут за подол двое голодных детишек.  адр повтор€етс€ несколько раз. ƒети плачут. »х лица крупным планом. ¬ отличие от стремительного, динамического монтажа Ёйзенштейна и ¬ертова, кадры ƒовженко неторопливы, почти статичны. ќн дает врем€ зрителю вгл€детьс€ в лица и через них осознать трагичный смысл происход€щего. ¬ этих кадрах минимум действи€. ќни почти напоминают фотографии... „асто они отдалены друг от друга во времени и пространстве, и нужно определенное усилие, чтобы соединить их в одну логическую цепь. “ак сцены, описанные выше, предвар€ютс€ кадром, где Ќиколай ¬торой записывает в своем дневнике главные событи€ дн€: "”бил ворону. ѕогода хороша€". “акие кадры не нуждаютс€ в по€сн€ющих титрах. ѕервопричина народных бед - царь. ≈го недалекость, его безразличие к судьбам –оссии и народному горю всему виной. «наменита€ дневникова€ запись приводит на пам€ть военную сводку, вынесенную –емарком в заглавие своего знаменитого антивоенного романа: "Ќа западном фронте без перемен". —мерть, голод, разруха - вот следствие преступно-близорукой политики царского правительства, ввергшего –оссию в пучину трагедии, из которой она по сей день не может выбратьс€. —олдатские мадонны с бастардами, прижитыми от завоевателей, на руках. »стошный крик вернувшихс€ мужей: "кто он?!"  адр с избиением лошади стыкуетс€ с другим, где обезумевша€ мать остервенело избивает голодных плачущих детей.

я не знаю монтажа, равного по силе довженковскому.  адры врезаютс€ в пам€ть навсегда. »ногда мне кажетс€, что звуковое кино отн€ло у ¬еликого Ќемого такие мощные средства выразительности, как мимика, жест, крупный план, афористические надписи. ¬о вс€ком случае, звуковые фильмы ƒовженко, особенно два последних, о которых шла речь выше, не идут ни в какое сравнение с немыми. Ќе веритс€, что их делал один и тот же человек.

ѕротивник бессмысленного кровопролити€, войн и революций, ƒовженко, тем не менее, признает право красных "убивать офицеров и буржуа, если они встрет€тс€ тебе на улице". Ётот вопрос задает умирающий солдат, дикту€ письмо медсестре. ѕока она пишет, он умирает, и уже медсестра задает этот вопрос зрител€м. ќтвет пон€тен, ибо альтернативы нет: если ты не убьешь его, он убьет теб€.

"јрсенал" кончаетс€ символической сценой: арсенальцы разгромлены. ќднорукий командир –ады, механически поднима€ револьвер, расстреливает их, одного за другим. ¬ кадрах, попеременно - револьвер и лица расстреливаемых.  огда доходит очередь до Ѕольшевика - пули, выпускаемые в упор, отскакивают от него. –асстрельшики в панике. - ѕадай. ѕадай! - кричат они ему. - Ќа тебе кольчуга надета, что ли? ¬ ответ Ѕольшевик разрывает рубаху и обнажает голую грудь. »деи большевиков бессмертны.

«наменитый эллиптический монтаж ƒовженко, ставший его фирменным знаком, достиг предельной выразительности в "јрсенале" и "«емле".

¬ "«емле" ƒовженко попыталс€ нагл€дно продемонстрировать свою идею единства старого и нового, природы и техники, традиции и новаторства. ‘ильм был разгромлен партийной критикой. ƒемь€н Ѕедный, "официальный рупор" —оветской власти, напечатал в "ѕравде" статью под издевательским заголовком "‘илософы". ѕосле этой публикации ƒовженко с нервным срывом попал в больницу, а оттуда - в санаторий, долечиватьс€. ќт этого удара он долго не мог оправитьс€.

¬ отличие от перенасыщенных событи€ми, сумбурных и хаотичных "«венигоры" и "јрсенала", "«емл€" выстроена строго логично и подчинена одной главной идее - социальные революции не об€зательно разрушительны, они могут быть плодотворны, если подчин€ютс€ законам природы.

‘ильм был создан в 1930 году, в самый разгар сталинской политики повального раскулачивани€, которое вызвало волну народных восстаний. ”краинские кресть€не, издавна привыкшие к индивидуальному хуторскому хоз€йству, всеми силами сопротивл€лись коллективизации. Ёто была насто€ща€ война не на жизнь, а на смерть, в которой обе стороны не выбирали средств. ¬ разгар этих социальных потр€сений ƒовженко предложил свой рецепт см€гчени€ ситуации - концепцию социальной революции, как нового, прогрессивного пор€дка, естественно пришедшего на смену старому.

‘ильм начинаетс€ со смерти. ¬ саду, под €блоней, умирает старик.

"”мираешь, —емен?" - спрашивает его ровесник-при€тель. » получив утвердительный ответ, одобрительно говорит: "Ќу, умирай". Ёто - благостна€, безболезненна€ смерть, естественна€, как падение перезревших €блок. Ёти €блоки никто не будет есть: они удобр€т собою землю, и €блон€ осенью родит новые. ћетафора повтор€етс€. ѕеред смертью старик просит дать ему €блоко и с аппетитом ест его.  амера останавливаетс€ на малышах, которые тоже ед€т €блоки. ѕотом случаетс€ втора€ смерть. ¬ отличие от первой - насильственна€. ћолодого комсомольца ¬асил€ убивает кулак, межу которого он распахал дл€ колхозного пол€. ¬се знают, кто это сделал. ≈стественна€ реакци€ отца и местных властей - найти и покарать убийцу. Ќичуть не бывало. —ередн€к-отец, которого тоже не сегодн€-завтра раскулачат, принимает убеждени€ сына, который отдал за них жизнь. ќн отвергает попа, пришедшего предложить свои услуги, и просит, чтоб сына похоронили по-новому. √роб несут на руках друзь€. ¬етки деревьев, словно проща€сь, глад€т прекрасное лицо покойного. ≈го сопровождает огромна€ толпа молодежи с просветленными лицами, песн€ми и танцами. ќни несут цветы и ветки - символ плодороди€. ¬асиль погиб не зр€. —мерть комсомольца послужила пропаганде и агитации (почти по Ѕагрицкому). ¬о врем€ похорон мать ¬асил€ рожает. ∆изнь продолжаетс€. ј в это врем€ его невеста мечетс€ без одежды по хате с вопл€ми: ¬асилю-ю-ю!!!

¬ этом утопическом фильме бесспорно хороши натурные съемки колос€щегос€, стру€щегос€ под ветром пол€; цветущих садов, села с хатами, крытыми соломой, великолепных массовок, выразительных типажей; кадров с лошадьми, которые словно понимают происход€щее и играют. »менно совокупность изобразительных средств, а не наивна€ иде€, лежаща€ в его основе, относ€т этот фильм к числу шедевров немого кино.

‘ильм "ћичурин" (другое название - "«емл€ в цвету") ƒовженко начал в 1944 году, на подъеме оголтелой "лысенковской" кампании, котора€ свела на нет советскую генетику, отбросила некоторые области советской науки на много дес€тилетий назад. —реднему и молодому поколению им€ Ћысенко знакомо разве что понаслышке, а у людей моего возраста вс€ молодость прошла под его зловещей тенью. √енетика под маркой "вейсманизма-морганизма-менделизма" (по имени ее создателей), была осуждена как буржуазна€ псевдонаука и предана анафеме. ƒоморощенный украинский агроном, самозванец, чьим главным "научным" методом было "чутьЄ", а принципом - демагоги€, Ћысенко был объ€влен единственным носителем марксизма-ленинизма в естествознании. ≈му была отведена роль "спасител€ отечества".

—тране угрожал голод - пр€мое следствие коллективизации и индустриализации, в результате которой кресть€не были оторваны от земли и брошены на подъем индустрии. √олод не заставил себ€ ждать. —трашный, искусственный голодомор 1933 года поразил ”краину и выкосил целые области. — помощью "марксистской биологии" Ћысенко обещал накормить народ быстро и досыта. ќн назвал теорию хромосом "реакционной и идеалистической". ”ченые, которые придерживались этой теории, объ€вл€лись идеалистами и "врагами народа" „то это означало в те годы - объ€снений не требует. ¬ соответствии с официальной советской иконографией Ћысенко был возведен в ранг главного биолога страны. ¬округ него был создан насто€щий культ. ¬с€ мощь советской пропагандистской машины была поставлена ему на службу. ќ нем сочин€лись стихи и песни, оды и оратории. ’от€ ћичурин нигде официально не объ€вл€л себ€ сторонником Ћысенко, Ћысенко любил повтор€ть, что он "идет дорогой ћичурина". Ётого было достаточно, чтобы сделать из ћичурина марионетку в грандиозной мистерии, именуемой "лысенковщина". –ешено было сн€ть фильм о ћичурине. »сполн€ть эту ответственную задачу назначили ƒовженко.

ƒовженко был поклонником знаменитого селекционера. »де€ сделать фильм о ћичурине пришлась ему по душе, тем более, что у режиссЄра были серьезные непри€тности с власт€ми. —талин разнес в щепы его военный фильм "”краина в огне", (законченный после смерти ƒовженко его вдовой ёлией —олнцевой). ƒовженко был вызван на ковер к Ѕери€ и подвергс€ разносу. √овор€т, истинной причиной сталинского гнева было то, что ƒовженко ни в одном из своих фильмов не упоминал им€ "вожд€". ѕомимо прочих грехов, режиссера упрекали в "националистических тенденци€х". „тобы пресечь обвинени€ и "войти в доверие", ƒовженко переехал из  иева в ћоскву и начал свой новый проект на "ћосфильме". √ероем его был русский - ћичурин. ¬ этом фильме ƒовженко не скупилс€ на славослови€ Ћенину и —талину - от лица своего геро€. ќн думал умилостивить власти, но вышло наоборот: ни один из довженковских фильмов не подвергалс€ такой жестокой цензуре еще на уровне сценари€, как "ћичурин". ѕартийные цензоры, поощр€емые сверху, свирепствовали, требовали бесконечных переделок. ‘ильм, начатый в 1944 году, был запущен в производство только в 1949. —ценарий скрупулезно провер€лс€ на каждой стадии. ѕосле одной особенно "энергичной" цензурной проработки ƒовженко получил инфаркт. ¬ результате бесконечных переделок он, наконец, представил фильм дл€ просмотра начальству. Ўеф киноиндустрии »ван Ѕольшов назвал фильм "посредственным, бесцветным и неинтересным", и потребовал новых переделок, после которых картина, по определению ƒовженко, стала уже совсем "гола€". Ќо самый т€желый удар нанес "ћичурину" отец народов: он разнЄс фильм в пух и прах. Ётого испытани€ ƒовженко не выдержал: в т€желом состо€нии он был доставлен в санаторий, где три недели приходил в себ€ после нервного срыва.

ѕосле такой вивисекции рука не поднимаетс€ критиковать фильм, ибо никто не знает, каким он был задуман. ¬ нем от ƒовженко, видимо, осталось немного. ‘ильм получилс€ ходульным, трескуче-риторическим и фальшивым. Ќачинаетс€ он эпизодом, когда два богатых американца, Ѕирд и ћейер, наслышанных о чудесах, творимых ћичуриным, приезжают к нему в  озлов, обещают золотые горы и предлагают забрать его в јмерику вместе с садом и домом, если он не в силах с ними расстатьс€. Ќа что ћичурин, вскинув подбородок, гордо отвечает: "я родину не покину". —ознательно или нет, ƒовженко использовал одну из сказок, сочин€ть которые ћичурин был великий мастер. ‘ранк ћейер из сельскохоз€йственного департамента —Ўј, действительно, дважды приезжал в  озлов, но никогда не предлагал ћичурину переехать в јмерику. ќн хотел купить у него несколько саженцев, но селекционер заломил такую цену, что американец сдалс€. —делка не состо€лась.

Ќа прот€жении всего фильма артист √ригорий Ѕелов, играющий ћичурина от молодости до глубокой старости, выражает свои максимы звонким, юношеским голосом и не терп€щим возражений тоном. ¬ его безапелл€ционных утверждени€х нет ни тени сомнени€ в том, что только ему одному дано пон€ть природу. Ќа слова его посто€нного оппонента профессора  арташова (‘едор √ригорьев) "¬ы не верите ни в Ѕога, ни в ƒарвина. ¬о что же вы верите?" ћичурин ничтоже сумн€шес€ отвечает: "я верю в народ!" ћен€ютс€ грим, парик, растительность на лице, но сущность остаетс€ неизменной. Ќикакой динамики образа не происходит. ‘ильм четко делитс€ на две половины: предреволюционную и послереволюционную. ƒо революции скромный железнодорожный служащий подрабатывал починкой часов, терпел нужду, слыл чудаком в местном обществе, в одиночку боролс€ с природой на своем приусадебном участке, безуспешно пыта€сь добитьс€ поддержки правительства. ≈го посто€нный оппонент, местный св€щенник отец ’ристофор (единственный живой персонаж в фильме) пытаетс€ урезонить его, ибо вторжение человека в природу считает св€тотатством. ќтец ’ристофор называет мичуринский селекционный участок —одомом и √оморрой. "Ќе творите богохульства! Ќе превращайте Ѕожий сад в бордель!" - умол€ет поп. ¬ ответ ћичурин просто выставл€ет гост€ за дверь. ѕосле революции селекционер-самоучка получил неожиданную поддержку революционного правительства, ожидавшего, что он засыплет всю страну €блоко-грушами и прочими чудесами селекции, стал в одночасье национальным героем. ќн получает орден Ћенина, выступает перед молодежью, котора€ боготворит его. ¬ его честь переименовываетс€ город  озлов. —тарец ћичурин обладает почти магическими способност€ми: сто€ на стрем€нке, он дирижирует садом, и под его руками расцветают €блони и груши.

 артины цветущих садов, сельской природы были сн€ты ƒовженко с любовью. ќн был поэтом земли и даже в этом пропагандистском фильме оставалс€ им. ‘ильм сн€т в цвете, что по тем временам было дорогой новинкой. Ќесмотр€ на негативную реакцию —талина, фильм был громко распропагандирован (в угоду лысенковщине) и широко демонстрировалс€ по всей стране.

ћое поколение росло под лозунгом ћичурина: "ћы не можем ждать милостей от природы. ¬з€ть их у нее - вот наша задача". Ётот лозунг дожил до наших дней в несколько измененном виде: "ћы не можем ждать милостей от природы после того, что мы с ней сделали". ѕотомки мичуринцев всех мастей изнасиловали ¬олгу и ƒнепр,  аспий и јральское море. «атоплены миллионы гектаров плодороднейших земель. —крылись под водой богатые села. √ибнет рыба. ”ходит зверь. »скусственные мор€ превратились в рассадники комаров. »з многих сотен гибридов ћичурина к 1931 году выжил только один. ѕрирода в полной мерой отомстила за надругательство над ней.

—мотреть этот фильм было т€жело и - стыдно перед американцами. » жалко режиссера, чей талант был выхолощен и растоптан бесчеловечной властью себе на потребу.

¬печатление от фильма "ѕрощай, јмерика!" усугубило это чувство стыда и жалости. Ќазвание привлекло на просмотр многих журналистов, которым интересно было узнать, что же думал классик советского кино об их стране. ”вы, ничего хорошего.

"ѕрощай, јмерика!" - последний и незаконченный фильм ƒовженко (1949-51), пролежал в архиве 46 лет. ¬ 1995 году ћосфильм и √осфильмофонд извлекли его из небыти€. ќтсн€тые эпизоды снабдили достаточно объективным комментарием ученого и привезли на американский фестиваль. ѕочтенный профессор (к сожалению, не запомнила его фамилию) недоумевает, зачем ƒовженко, режиссер-романтик, певец земли, вз€лс€ за этот чисто пропагандистский фильм. ¬идимо, снимать было нечего, а работать хотелось. Ёто был политический заказ, исходивший от —талина.

’олодна€ война была в разгаре. Ќадо было бить американцев их же оружием.  стати подвернулась американска€ журналистка јнабелл Ѕакард, котора€ эмигрировала в –оссию, стала советской гражданкой и написала книгу "ѕравда об американских дипломатах" - о работе американского посольства в ћоскве. Ёта книга вышла на английском и русском €зыках в 1949 году. ƒовженко было предложено написать по ней сценарий. –еальна€ јнабелл Ѕакард по сценарию стала идеалисткой јнной Ѕедфорд.  омандированна€ в американское посольство в ћоскве, она с ужасом обнаружила, что оно кишит шпионами. ¬ернувшись в јмерику на похороны матери, јнна увидела, что јмерика поражена антикоммунистической истерией. ќна решила вернутьс€ в —оветский —оюз и написала свою книгу, которую советска€ власть тут же вз€ла на вооружение.

јнну Ѕедфорд играла мо€ любима€ актриса Ћили€ √риценко. ≈е единомышленника ’оуарда, начальника отдела информации посольства - ее брат Ќиколай √риценко. Ёто единственный пор€дочный человек в посольстве, которого убивают по возвращении в јмерику за сочувствие коммунистам. ¬ фильме были зан€ты прекрасные актеры. ¬ фатоватом цинике с усиками € узнала молодого ёри€ Ћюбимова. (  сожалению, этот фильм не был снабжен печатной информацией, и имена других исполнителей остались дл€ мен€ загадкой). ƒовженко столько раз переделывал сценарий, что конечный вариант имел уже мало общего с первоначальным и с книгой јнабелл Ѕакард. ќн мог считатьс€ оригинальным. » это особенно печально, потому что ƒовженко создал карикатуру на јмерику, в которой отсутствует даже тень правдоподоби€. –аботники посольства, начина€ от посла и первого секретар€ и конча€ доктором, предстают полными идиотами, циниками, пь€ницами и ничтожествами. Ёто не сатира, это - пасквиль на американское общество.

“о ли "наверху" пон€ли, что режиссер хватил лишку, выполн€€ социальный заказ, то ли по какой-то другой причине, но ƒовженко неожиданно получил из  ремл€ приказ немедленно остановить съемки. Ёто была последн€€ капл€, переполнивша€ чашу. — тех пор до своей смерти от инфаркта в 1956 году ƒовженко не сн€л ни одного фильма, целиком отдавшись преподаванию. "ѕрощай, јмерика!" сопровождалась показом документальной хроники публичного выступлени€ ƒовженко после закрыти€ фильма. Ќа лице его усталость и скорбь. ќн не мог дать вн€тного объ€снени€ тому, что произошло, но в его словах не было ни обиды, ни вполне объ€снимой злости на творца этого произвола. ќн устал боротьс€. ќн устал прислуживать. ќн принимал происшедшее, как данность.  ак режиссер он был уже мертв, хот€ до его физической смерти оставалось шесть лет.

√руба€ неточность
Fant 18.04.2006 12:04:58
јлександр ѕетрович ƒовженко никогда не был и не будет росси€нином. Ёто груба€ ошибка писать что он из –осии. »справьте пожалуйста:


( 11.09.1894 года - 25.11.1956 года )
–осси€ (russia)

на


( 11.09.1894 года - 25.11.1956 года )
”краина (Ukraine)




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ѕравила питани€ от Ѕрюса Ћи
ѕосетило:72654
Ѕрюс Ћи
√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:18229
√алина ѕрозуменщикова
 то придумал анастезию?
ѕосетило:13425
”иль€м ћортон

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru