Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

√еоргий ƒанели€

   /   

Georgiy Daneliya

   /
             
‘отографи€ √еоргий ƒанели€ (photo Georgiy Daneliya)
   

ƒень рождени€: 25.08.1930 года
ћесто рождени€: “билиси, √рузи€
ƒата смерти: 04.04.2019 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 88 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


Ѕиографи€

–ежиссер

√еоргий ƒанели€ Ц академик Ќациональной академии кинематографических искусств и наук, лауреат премии Ђ«олотой орелї в почетной номинации Ђ«а верность профессииї (2006).

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

31.10.2006

–одилс€ 25 августа 1930 года в “билиси. ќтец Ц ƒанели€ Ќиколай ƒмитриевич (1902Ц1981), инженер-путеец, был бригадиром, начальником шахты, главным инженером ћетростро€ ћосквы и ———–. ћать Ц јнджапаридзе ћери »влиановна (1905Ц1980), долгие годы работала на Ђћосфильмеї ассистентом, вторым режиссером, как режиссер-постановщик сн€ла несколько короткометражных фильмов. —упруга Ц ƒанели€ √алина »вановна, режиссер-постановщик, сн€ла фильмы Ђ‘ранцузї, ЂЅожь€ тварьї, а также короткометражные картины ЂЎуткаї и Ђ“екущий деньї. ƒети: ƒанели€ Ќиколай (1959Ц1985), режиссер, поэт, художник; ƒанели€ —ветлана, юрист; ƒанели€  ирилл, художник. ¬нуки: »рина, ћаргарита, јлена, —аша, ƒенис, ѕетр. ѕравнучка Ц јлександра.

√еоргий ƒанели€ фотографи€
√еоргий ƒанели€ фотографи€

Ђ то такой ƒанели€? Ц сказал однажды о √еоргии Ќиколаевиче замечательный актер ≈. Ћеонов. Ц ¬о-первых, это талантливый и самобытный художник, всегда разный и неожиданный даже дл€ тех, кто его хорошо знает. » во-вторых, Ц это просто добрый человек: и талант его добр и фильмы его добрые. ¬ каждом он оставл€ет кусочек доброты, кусочек своего сердца, кусочек своей любви к люд€м...ї

ƒетство √еорги€ прошло в ћоскве, в ”ланском переулке, куда семь€ переехала из “билиси в 1931 году. «десь он училс€ в школе, в 1954 году окончил ћосковский архитектурный институт. ¬ 1954Ц1955 годах работал архитектором в »нституте проектировани€ городов (Ђ√ипрогорї). ”влечение архитектурой нашло отражение и в его дальнейшей режиссерской работе. Ђ«амысел будущей картины, Ц признаетс€ √еоргий Ќиколаевич, Ц начинаетс€ дл€ мен€ с визуального образа, картинки, сочетани€ пропорций, ритмических соотношений. ѕо первому образованию € архитектор, и это, видимо, неистребимо...ї

¬ 1956 году √еоргий ƒанели€ поступил на ¬ысшие режиссерские курсы при киностудии Ђћосфильмї. ≈го учител€ми были ћихаил –омм, —ергей ёткевич, Ћеонид “рауберг, ёлий –айзман, ћихаил  алатозов... «десь, на режиссерских курсах, он сн€л две короткометражные картины: курсовую Ђ¬асисуалий Ћоханкинї (совместно с Ў. јббасовым) и дипломную, в двух част€х, Ђ“оже людиї (1959) Ц экранизацию отрывка из романа Ђ¬ойна и мирї Ћ.Ќ. “олстого. ќбе ленты (и кажда€ по-своему) за€вили о своеобразии таланта и интересах начинающего кинематографиста. ¬ первой сатирическа€ острота сочеталась с необычайной м€гкостью и человечностью режиссера, во второй Ц впервые зазвучала та любовь к люд€м, котора€ лирической темой пройдет в дальнейшем через все его картины.

¬ 1959 году √еоргий ƒанели€ начал работать режиссером-постановщиком на Ђћосфильмеї. ѕосле учебных работ-экранизаций, где начинающий кинематографист про€вил умение блест€ще работать с первоисточником, естественным и логичным был ход к картине Ђ—ережаї (1960) Ц режиссерскому дебюту √. ƒанели€ совместно с ». “аланкиным. ЂЌесколько историй из жизни очень маленького мальчикаї Ц повесть Ђ—ережаї ¬еры ѕановой, изданна€ в 1950 году, легла в основу фильма. — тех пор √еоргий ƒанели€ считает ѕанову своей Ђпервой учительницейї.

Ђ—ережаї принес создател€м картины Ц режиссерам признание, славу, международные награды, начина€ с Ђ’рустального глобусаї в  арловых ¬арах. ѕосле выхода в свет Ђ—ережиї много говорили о взаимодействии кино с литературой, об оригинальной драматургии фильма, о новой мере реализма на экране. ЂФ—ережаФ Ц это фильм-исследование, фильм-наблюдение, где из поэтических подробностей происход€щего, настроени€ и интонации рассказчика встает лирический образ солнечного, доброго мира и маленького человека, который начинает в нем житьї, Ц писали о фильме критики.

¬ этом первом творческом опыте €рко прорисовались коренные черты таланта начинающего режиссера. ѕрежде всего определилось его умение трактовать образ геро€ именно как характер. ѕо мнению ƒанели€, характер на экране выражаетс€ в непосредственном действии геро€. Ђ√лавное, Ц считает он, Ц чтобы герой, лица фильма запоминались сами по себе, своей личностью, обликом, поступкамиї.  ритики писали о режиссере, что Ђон не боитс€ знакомых актерских лиц, потому что умеет в чертах привычных уловить нечто совершенно неожиданное, умеет повернуть знакомый профиль, найти ракурс, вы€вл€ющий суть человека или раскрывающий ее совсем по-новому. ¬от почему многие актеры столь прекрасно сыграли именно в картинах ƒанели€...ї “ак, среди многочисленных замечательных работ ¬. ћеркурьева, возможно, нет настолько филигранной, органически смешной миниатюры, как д€д€-мор€к в Ђ—ережеї. ¬еро€тно, нет фильма, где был бы так прост, Ђдомашенї —. Ѕондарчук, как в роли  оростылева.

—ледующа€ работа √еорги€ ƒанели€ Ц психологическа€ драма Ђѕуть к причалуї Ц вышла на экраны страны в 1962 году. ‘ильм подкупает зрител€ жизненной прозой, тонкими по психологической разработке бытовыми сценами, где в обычных, подчеркнуто повседневных обсто€тельствах проступает проблема общечеловеческих ценностей. ѕеред геро€ми фильма (актеры Ѕ. јндреев, ќ. ∆аков, Ћ. —околова, ј. ћетелкин, ¬. Ќикулин и др.) стоит выбор: жизнь или честь, страх или благоразумие, жестокость или мужество. » каждый из них находит свое решение.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

¬ 1963 году √еоргий ƒанели€ сн€л лирическую комедию Ђя шагаю по ћосквеї, котора€ органично вошла в историю отечественного кинематографа. ¬ картине особое значение придавалось изобразительному решению, использованию музыки, тонкому раскрытию психологии героев. ЂЁто картина о совсем молодых люд€х, Ц сказал о фильме ћ. –омм. Ц ¬споминаешь ее Ц и хочетс€ улыбатьс€.  артина начинаетс€ с улыбки и кончаетс€ ею. ќна улыбаетс€ всеми своими кадрами...  аждый ее кадр радует веселой изобретательностью режиссера и оператораї. ‘ильм снималс€ весело, азартно, легко. ¬ нем сыграли тогда еще совсем молодые, а теперь выдающиес€ актеры: Ќ. ћихалков, ј. Ћоктев, √. ѕольских, ≈. —теблов... ¬ эпизодах сн€лись ¬. Ѕасов и –. Ѕыков.

¬ своем следующем фильме Ц Ђ“ридцать триї (1965) с ≈. Ћеоновым в главной роли √еоргий ƒанели€ обращаетс€ к €зыку острой сатиры, гротеска, которые прекрасно соседствуют с добродушным юмором. ѕосле этой ленты √еоргий ƒанели€ нашел способ продолжить работу в этом жанре в качестве штатного режиссера киножурнала Ђ‘итильї.

¬ 1969 году в прокате по€вл€етс€ его картина ЂЌе горюй!ї Ц знакова€, фирменна€ работа режиссера, сн€та€ по мотивам романа  лода “илье Ђћой д€д€ Ѕенжаменї. Ђ...ƒобра€, умна€, сердечна€ и безукоризненна€ по вкусу картинаї, Ц скажет о ней  . —имонов. ¬ фильме собран прекрасный актерский ансамбль: —. «акариадзе, ¬.  икабидзе, —. „иаурели, ј. ¬ертинска€, ¬. јнджапаридзе, ≈. Ћеонов, ј. Ўенгела€... ЂЌе горюйї Ц один из любимых фильмов режиссера. Ђ≈сли смотреть объективно, Ц признаетс€ он, Ц ближе всего к тому, что € хотел, получилось как раз в этом фильмеї.

¬ 1973 году вышел фильм √еорги€ ƒанели€ Ђ—овсем пропащийї, сн€тый им по своему собственному сценарию по мотивам романа ћарка “вена Ђѕриключени€ √екльберри ‘иннаї.

¬се фильмы √еорги€ ƒанели€ Ц это истинно Ђактерские фильмыї. ”же начина€ со своих первых картин, режиссер подбирал свою кинематографическую Ђтруппуї, не расстава€сь с актерами, наиболее полно отвечающими его представлению о том, что такое хороший фильм. Ёто ≈вгений Ћеонов, ¬ахтанг  икабидзе, Ћеонид  уравлев, ‘рунзе ћкртч€н. ѕозднее Ц ќлег Ѕасилашвили, Ќаталь€ √ундарева, ћарина Ќеелова, √алина ¬олчек, ¬алентина “алызина, ёрий яковлев, —танислав Ћюбшин...

 омедии ƒанели€ часто включают в себ€ черты драмы или мелодрамы. “аковы Ђјфон€ї (1975), Ђћиминої (1977), Ђќсенний марафонї (1979). ѕо мнению драматурга –. √абриадзе, Ђсмех у ƒанели€ Ц это всегда мысль, и грусть, и поэзи€; его смех Ц порой легкий, порой горький, но никогда не бывает злым...ї ¬ картинах √еорги€ ƒанели€ соедин€ютс€ счастье и горе, трагизм и смех, но они не просто смешат и печал€т, не просто увлекают зрител€ остроумием мысли, прекрасной игрой актеров, они заставл€ют задуматьс€ о смысле быти€. Ќезадолго перед премьерой Ђћиминої режиссера спросили, о чем его новый фильм. ќн ответил: Ђ...ћой герой, кажетс€, достиг всего. ќтлична€ работа. ћосква, прекрасное положение... Ќо, как магнит, его т€нет к себе маленька€ родна€ деревушка, сельский аэродром... ќ чем это? ћожет быть, о человеке, который не успокоилс€, сумел вернутьс€ к самому себе? ћожет быть, о чувстве родины, об этом очень конкретном, ос€заемом уголке родной земли?ї

¬ышедша€ на экраны следом за Ђћиминої картина Ђќсенний марафонї была названа критиками одной из самых смешных среди печальных комедий. ¬нешне весела€, полна€ самых забавных перипетий истори€.

Ђ√лавный герой Ц интеллигентен, добр, но каким-то загадочным образом эта доброта дорого обходитс€ не только ему одному, но и тем, кто его окружает. Ёто Ц доброта от безволи€. ћир вокруг него Ц пестрый, переменчивый, разные люди ждут от него разного, подчас пр€мо противоположного, а он считает, что должен ответить тем, чего от него ждут. “ут-то и возникает трагическа€ ситуаци€. ћилый и чистый человек ищет спасени€ в приспособленчестве...ї, Ц это слова автора знаменитой ленты.

ƒанели€ сн€л такие картины, как драма Ђ—лезы капалиї (1982), фантастическа€ комеди€ Ђ ин-дза-дзаї (1986, специальный приз за изобразительную концепцию на ћеждународном кинофестивале в –ио-де-∆анейро), Ђѕаспортї (1990), ЂЌаст€ї (1993), Ђќрел и решкаї (1995). ¬ 2000 году, после долгого перерыва, режиссер поставил комедийную ленту Ђ‘ортунаї. ¬ насто€щее врем€ работает над анимационным фильмом по мотивам комедии Ђ ин-дза-дзаї.

¬ своих фильмах режиссер всегда стремитс€ найти гармоническое соответствие между всеми компонентами фильма: игрой актера, музыкой и изобразительным решением. ћузыка дл€ ƒанелии Ц важнейшее выразительное средство, она придает его фильмам как бы новое измерение, несет в себе то, что невозможно выразить с помощью слова, игры или изображени€. –ежиссер нередко сам предлагает музыкальные темы к своим будущим фильмам.

√еоргий ƒанели€ €вл€етс€ автором или соавтором сценариев большинства своих фильмов, а также соавтором сценари€ картин, сн€тых другими режиссерами, в том числе Ђƒжентльмены удачиї (совместно с ¬. “окаревой), Ђ‘ранцузї (совместно с —. Ѕодровым), Ђѕривет от „арли “рубачаї (совместно с —. ƒерновым), Ђјннаї. ¬ 2005 году вышла книга √еорги€ ƒанели€ Ђ“остуемый пьет до днаї.

√.Ќ. ƒанели€ Ц народный артист –—‘—– (1974), народный артист ———– (1989), лауреат √осударственной премии ———– (1978) и √осударственной премии –‘ (1997), лауреат премий Ђ«олотой ќвенї (1974) и Ќациональной премии Ђ“риумфї (2002). ќн обладатель беспрецедентного числа призов на различных кинофестивал€х, в том числе главных на фестивал€х в  арловых ¬арах, ¬енеции, —ан-—ебасть€но, ћоскве, ƒушанбе, √аброво, ¬арне, Ўамрузе, Map-дель-ѕлата,  аннах (в разделе Ђѕерспектива киної), а также специальных призов в јкапулько, –имини, ћадриде, –ио-де-∆анейро, —тратфорде, ¬анкувере, ќвелино, Ёдинбурге,  артахене, Ѕерлине, —олониках, ≈реване, —очи и др.

√еоргий ƒанели€ Ц академик Ќациональной академии кинематографических искусств и наук, лауреат премии Ђ«олотой орелї в почетной номинации Ђ«а верность профессииї (2006).

√еоргий Ќиколаевич необыкновенно работоспособен. ѕо наблюдению его коллег, на съемочной площадке он никогда не бывает растер€н, всегда знает, чего хочет, и знает, как это надо сделать. —нима€ фильм, режиссер живет только его проблемами, полностью отключа€сь от всего другого, внутренне проделыва€ работу оператора, художника, актеров, композитора. ЂЌадо работать, даже если не получаетс€, надо вернутьс€ и переделать, если открылось, что именно не получилось и почему. ћне более всего дороги взволнованна€ тишина зала в том месте, на которое ты наде€лс€, или удар смеха, когда вспыхнули, грохнули все как один, Ц это и есть лучша€ встреча со зрителемї Ц это кредо ћастера, его творческий почерк.

√еоргий Ќиколаевич увлекаетс€ живописью, графикой, музыкой, дома собрал коллекцию барабанов. Ћюбимые режиссеры Ц ‘еллини (особенно фильм Ђ8 1/2ї), ёрий √ерман, Ќикита ћихалков.

∆ивет и работает в ћоскве.

”важение
Andy 23.01.2008 11:53:48
–еспект и уважуха, √еоргий Ќиколаевич! ƒолгих лет ¬ам и здоровь€ от всей души! ¬се фильмы, к которым ¬ы имели отношение как режиссЄр, или как сценарист или как соавтор - все узнаваемы и любимы народом.  ак хороший фильм - так в титрах -ƒанели€




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru