Автор ряда книг о продюсировании в кино, заслуженный работник культуры Российской Федерации (2002).
02.04.2023
Родился 21 августа 1940 года в Москве. Его родители — Иосиф Евсеевич Криштул, журналист, сотрудник журнала «За рулём», и Степанида Васильевна Одноралова (работала секретарём в Министерстве транспортного строительства). В начале войны отец ушёл на фронт, а мать с маленьким сыном отправилась в эвакуацию к родственникам, в Ростов-на-Дону. Это чуть не стоило жизни мальчику, так как Ростов попал в зону фашистской оккупации и ребёнок чуть было не попал в еврейское гетто. Его тётка — донская казачка — грудью встала на защиту и заявила, что это ее ребёнок. Этот эпизод Борис Иосифович запомнил на всю жизнь.
Борис Криштул. Фото из открытых источников
После возвращения обучался в Московской школе № 254. В 12 лет он чуть не погиб на похоронах Сталина, — «крепкие мужские руки выдернули почти раздавленного 12-летнего мальчишку из толпы на Трубной площади и бросили в кузов грузовика», вспоминает Криштул.
Реклама:
После окончания 7 классов в 1954 году поступил в Ремесленное училище № 6 при Станкостроительном заводе им. Орджоникидзе на Шаболовке и в 1956 году получил специальность рабочего-станочника. Работал в макетном цехе авиационного завода при ОКБ Сухого, затем перешёл в лабораторию испытаний конструкций самолётов.
Волей случая в декабре 1959 года поступил на работу на Киностудию имени Горького, разнорабочим, потеряв в зарплате вдвое.
Уже в 1960 году попал администратором в съёмочную группу сказочника Александра Роу, снимавшего «Вечера на хуторе близ Диканьки».
В 1960 году поступил на заочное отделение экономического факультета ВГИКа, а с 1961 года он уже постоянно работал администратором в киногруппах «Мосфильма»: «Возмездие» и «Софья Перовская» (1967).
ВГИК пришлось бросить после 4 курса, когда опытнейший директор В. С. Марон пригласил его на картину к Михаилу Калатозову «Красная палатка», — директорская группа с советской стороны организовывала съёмки в Арктике, на Земле Франца-Иосифа и Шпицбергене, фрахтовала теплоход для доставки съёмочной группы с вертолётом в Северный Ледовитый океан.
Далее были «Чайка» (1970), «Егор Булычов и другие» (1971), в 1971 году его прикомандировали в группу к Витаутасу Жалакявичусу, снимавшему «Это сладкое слово — свобода!». Фильм «Право на прыжок» (1972) стал последним, где Криштул был заместителем директора, студия направила его на Высшие курсы сценаристов и режиссёров, где в 1973 году создали отделение директоров картин для слушателей с разных киностудий. И в 1975 году Криштул получил профессиональный диплом, позволивший отныне назначать его директором картин.
Лучшие дня
Георгий Ярцев. Биография Посетило:11258
Михаил Трухин. Биография Посетило:8672
Веселый герой с печальным взглядом Посетило:6680
В 1979 году был приглашён преподавать во ВГИК. Его тема — продюсирование, о чём им написано несколько книг. С начала 1990-х годов полностью переключился на преподавательскую деятельность, является доцентом ВГИКа.
Как член Союза кинематографистов России, с 1998 года Б. Криштул — председатель ревизионной комиссии СК России, входит в Правление Гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса СК России.
В 2003 году удостоен Благодарности министра культуры Российской Федерации за многолетний плодотворный труд, высокий профессионализм в работе и в связи с 60-летием со дня создания экономического факультета Всероссийского государственного института кинематографии имени СА.Герасимова.