Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлексей Ѕалабанов

   /   

Aleksey Balabanov

   /
             
‘отографи€ јлексей Ѕалабанов (photo Aleksey Balabanov)
   

ƒень рождени€: 25.02.1959 года
ћесто рождени€: —вердловск, ———–
ƒата смерти: 18.05.2013 года
ћесто смерти: пос. —олнечное, , —анкт-ѕетербург, –осси€
¬озраст: 54 года

√ражданство: –осси€
—оцсети:


 очегар Ц счастливый человек. ѕока его дочь не убили

–оссийский кинорежиссЄр, сценарист, продюсер и актЄр

ѕосле недавней премьеры балабановского Ђ очегараї среди коллег воцарилось непривычное благолепие.

06.11.2010

¬се хвал€т минимализм, красивые проходы под музыку и выдающуюс€ игру ћихаила —кр€бина Ц €кутского корол€ Ћира. √овор€т даже, что Ѕалабанов подобрел, что в новом его фильме сравнительно мало жестокости и много любви к маленькому человеку. Ќасчет Ђподобрелї, может, и правда. ¬о вс€ком случае, кинокомпании Ђ—“¬ї, с которой Ѕалабанов работает последние полтора дес€тилети€ в тесном сотрудничестве с личным другом, режиссером и продюсером —ергеем —ель€новым, удалось его уговорить на несколько интервью в день московской премьеры.

јлексей Ѕалабанов фотографи€
јлексей Ѕалабанов фотографи€

ќн сидел на втором этаже Ђ одак-киномираї, в буфете, за одним столом с —ель€новым, чью реплику вы тут тоже прочтете. Ќа интервью с ним всегда идут с тем же страхом и любопытством, что и на его премьеры, потому что никогда не знаешь, очень ли будет страшно или просто пошлют подальше. Ќо Ѕалабанов с годами заставил себ€ терпеть прессу, а может, в самом деле незаметно см€гчилс€ к человечеству, Ц так что ответы его уже не состо€т из знаменитых Ђдаї, Ђнетї, Ђне знаюї, Ђне пон€л вопросаї и Ђвам виднейї.

— чего и чему мен€тьс€?

Ц ƒл€ начала поздравл€ю вас с замечательной картиной.

Ц —пасибо.

Ц ¬от тут все говор€т о минимализме: это прием или денег нет?

Ц ѕро деньги Ц к —ель€нову, а в общем, то и другое, конечно. Ёто такое приспособление к обсто€тельствам, потому что кино-то надо снимать. » это такой €зык, потому что им € еще не пользовалс€, а повтор€тьс€ неинтересно.

Ц √де снимали?

Ћучшие дн€

ќна смотрела на всех с высоты
ѕосетило:9043
“рейнтье  еевер
ƒмитрий јстрахан. Ѕиографи€
ѕосетило:1245
ƒмитрий јстрахан
‘лера —улейманова. Ѕиографи€
ѕосетило:206
‘лера —улейманова

Ц Ѕольшей частью в  ронштадте.

Ц Ќасколько € понимаю, главна€ ваша тема Ц это противосто€ние насилию, что с ним делать, когда у него все козыри. » вот здесь у вас маленький человек взбунтовалс€. Ёто не дает нам шансов на скорые перемены?

Ц ѕолитические в смысле?

Ц ’от€ бы. » не только.

Ц я показал, вы толкуйте. я вообще не очень понимаю, когда говор€т, что мо€ тема Ц насилие. “ема всего кино Ц насилие, потому что зритель любит, когда в персонажа всаживают п€тьдес€т пуль, после чего он закуривает и идет мстить. “ак в жизни не бывает, и зрителю интересно. Ќикакого специального и личного интереса к насилию у мен€ нет: оно Ц сюжетна€ необходимость, не более того. ј насчет переменЕ — чего бы и чему бы мен€тьс€?

Ц „еловек взбунтуетс€.

Ц ј с чего ему бунтовать, пока у него дочь не убили? ¬ы думаете, ему плохо? Ёто вам, может быть, было бы плохо, если бы вам болванкой прилетело в јфганистане по голове. ј ему неплохо. ќн работает кочегаром, сжигает плохих, как ему кажетс€, людей и печатает рассказ одним пальцем на машинке. ќн счастливый человек.

Ц Ќо потом-то у него дочь убили. ѕочему, кстати? Ќеужели только из-за братка?

Ц “олько. ≈е заказала из ревности дочка местного пахана, а тот, особо не разбира€сь, просто выполнил заказ дочки.

Ц » тогда маленький человек мстит. » про это же у вас Ђ√руз 200ї Ц там же јнтони?на приходит и убивает мань€ка в конце концовЕ

Ц Ќу, убивает, да. »ли не убивает. Ёто вопрос отдельный Ц вот она настолько сильно любила мужа своего, которого этот мань€к посадил, что пришла и убила. »ли кочегар, он свою дочь любил очень сильно, он тоже пошел и убил. ј иногда нет у человека силы мстить, и тогда он не бунтует, так было в фильме Ђѕро уродов и людейї. Ќо таких, как јнтони?на, € реально видел. ’од€т такие бабы по —ибири, по —еверу, они с ружьем, им человека убить Ц как медвед€. ≈ще человека, может, и проще. Ќо все не могут быть такими, это люди довольно специальные, € их видел главным образом в бесконечных разъездах по —ибири, когда п€ть лет в начале восьмидес€тых работал ассистентом оператора. ¬от там € насмотрелс€. Ќасмотрелс€, кстати, почти всего, что попало потом в Ђ√руз 200ї, который действительно основан на реальных событи€х, € не просто так в титрах это написал.

Ц ƒл€ мен€-то это фильм не столько про мань€ка, а про мечтател€ јлексе€, который хочет город солнца построитьЕ

Ц ’орошо, если так.

Ц » этот Ц Ђоснован на реальных событи€хї?

Ц ј это просто мой при€тель —аша, мечтавший именно о таком городе солнца, вс€кий раз об этом говоривший по пь€ному делу. Ќе знаю, что у него получилось. ƒумаю, что ничего, потому что если  ампанелла не построил Ц с чего бы у —ашки это вышло в восьмидес€том году? Ќо вполне допускаю, что где-то в тайге он и построил нечто подобное, потому что в –оссии в глухих местах и не такое случаетс€. ¬от сделать бы документальный фильм о нем Ц но кому сейчас это надо?

Ц ¬ы не планируете вернутьс€ ненадолго к документальному кино?

Ц ƒа без мен€ есть сейчас кому снимать документальное кино. “ам, кстати, отличные картины по€вл€ютс€. я если и сн€л бы что-то, то, наверное, историческое и познавательное, с хроникой. я и смотреть это люблю, и хорошо знаю хроникальный материал, где что лежит. ” мен€ в архивах Ц в  расногорском фильмохранилище, например, Ц знакомств много, еще с тех времен, ассистентских.

Ц ¬ Ђ очегареї много огн€, он там посто€нным таким лейтмотивом Ц в топке, в камине, на улице простоЕ Ёто потому, что вс€ жизнь Ц одна больша€ топка?

Ц —лушайте, вот мен€ предыдущий интервьюер чуть до инфаркта не довел: что вы хотите сказать тем и тем? я не хочу сказать, € хочу показать. √ерой убивает лыжной палкой не потому, что у палки есть символический смысл, а потому, что она остра€, ею можно человека проткнуть. ј огонь € показываю потому, что есть две стихии, на которые можно смотреть бесконечно, Ц огонь и вода. Ёто по картинке красиво.

Ц ѕравильно € понимаю, что режиссеру вообще важней быть художником, чем рассказчиком? „тобы именно по картинке красиво?

Ц ≈му желательно понимать в картинках, да, но больше всего € уважаю режиссеров, которые сами пишут сценарии. ƒл€ мен€ это основа профессии. » лучшие режиссеры, как опыт показывает, Ц это сочинители собственных историй. ¬о-первых, потому что тогда ты картину €сно видишь в голове с самого начала, а во-вторых, потому что можешь довести сценарий по ходу действи€, обойти трудности какие-то, вписать то, что придумалось и понравилосьЕ ‘ильм же от замысла отличаетс€ очень сильно. » €, может, самый жесткий критик своих фильмов вообще, никакому кинообозревателю так не снилось мен€ ругать, как € сам себ€ ругаю. ѕотому что € знаю, что там было на самом деле, что придуманоЕ

” Ћитвиновой исключительное тело

Ц ј кака€ картина у вас сильней всего мен€лась в процессе?

Ц Ђћне не больної, наверное. “ам –ената много придумывала. ќна очень умна€ вообще. я знал ее еще до того, как ћуратова начала ее снимать, с незапам€тных времен практически. ѕотом уже она стала сниматьс€ в Ђ”влечень€хї и других картинах у нее, и получилс€ образ, который ее несколько раздражал, она хотела от него отойти. –ассказывала, кстати, все врем€, что ћуратова хочет ее в кадре раздеть. ќчень сопротивл€лась. Ќо € ћуратову понимаю Ц тело у Ћитвиновой исключительной красоты.

Ц   вопросу о теле: откуда вы вз€ли девушку в Ђ очегареї?

Ц Ёто јида “умутова. ќна не актриса, фотомодель. —транно ведет себ€: снимаетс€ дл€ Ђ—пид-инфої, там монтаж сделан, где € ее обнимаю: к моей голове приделано туловище педераста какого-тоЕ

Ц Ќу, это же реклама фильмуЕ

Ц Ќичего подобного. Ёто антиреклама фильму, а главное Ц € не обнимал ее сроду, не люблю.

Ц ѕравда ли, что ћиронов отказалс€ от Ђ√рузаї?

Ц ќн отказалс€ под странным предлогом Ц что больше не планирует играть отрицательных ролей. » ћаковецкий отказалс€. »х дело. Ѕольше не позову их, и всЄ.

Ц ј с ћихалковым вам как работалось Ц в Ђ∆муркахї, скажем?

Ц ј Ђ∆муркиї же комеди€, чего никто тогда не понимал. ¬сем почему-то примерещилась чернуха, это сейчас его дома держат, с гост€ми смотр€т и хохочут. ћихалков же с самого начала играл комедию, он отличный характерный актер, кое-что сам придумал Ц реплики какие-то с сыном, финальную сцену, кстати, где он охранникЕ

Ц ј Ђкарачун тебе, ÷еретелиї?

Ц Ќет, это мое, в сценарии было. Ќо вообще он замечательный, понимающий и пластичный актер.

Ц  асательно Ђ∆мурокї: јлексей ѕанин рассказывал, что он предлагал лицом сыграть всю сцену с удалением пули, а вы насто€ли, чтобы была эта натуралистическа€ сцена с разрезанием животаЕ

Ц јлексей ѕанин? ѕредлагал? Ћицом? ќн сериальный актер, вз€т за типажность, потому что хорошо сочеталс€ с ƒюжевым. ” мен€ принцип такой Ц € стараюсь актеров подбирать по типажам, по маскам, чтобы зритель легче все про них понимал и сразу запоминал. ƒюжева € заметил в ЂЅригадеї, котора€ вообще хороший фильм, не сериальный, принципиально сн€тый на пленку, хорошо придуманный и сыгранный. » вот на его брутальном фоне нужен был другой бандит, истеричней и слабей. ј никаких предложений по ходу съемок ѕанин не делал, и эта сцена не могла быть другой Ц там очень €ркий врач придуман, и потому нужна была операци€ в кадре с таким именно наркозом в виде стакана водки.

ѕутин в кадре просто так висит

Ц я еще Ђћорфийї очень люблю, потому что врач там действительно такой, как у Ѕулгакова.

Ц ј какой он у Ѕулгакова?

Ц „увствует, что не может никого вылечить, и потому заболевает сам.

Ц ƒа нет, он заболевает наркоманией оттого, что он наркоман. “оже без вс€кого подтекста. ’от€ если вы там его видите Ц мне же лучше. Ќо колетс€ он ровно потому, почему мой четырнадцатилетний сын нюхает в школьном сортире какую-то др€нь, наркотический табак, не запрещенный у нас. Ќеделю назад разбирались. я пон€ти€ не имею, почему он это делает, и так же не могу объ€снить, почему € в его годы в школьном же сортире пил портвейн.

Ц ј сейчас пьете?

Ц ѕортвейн? —о школы не пробовал.

Ц  огда вас называют радикальным режиссером, вы соглашаетесь или возражаете?

Ц я разный режиссер, стараюсь, по крайней мере. я стараюсь делать хорошее кино, чтобы его интересно было смотреть. Ђ—частливые дниї Ц радикальный фильм, нет? “олько в той степени, в какой радикален Ѕеккет, у которого было вот такое представление о человеческом существовании.

Ц »з всех ваших непоставленных сценариев мне больше всего нравитс€ ЂјмериканецїЕ

Ц ћне тоже.

Ц ¬ы не планируете вернутьс€ к нему?

Ц — нул€ переснимать Ц нет. ћне всегда проще написать заново, чем переписать, Ц так и со сценари€ми, и с фильмами. ј там отсн€т уже был пор€дочный кусок, дев€ть съемочных дней. ¬ том числе в Ўтатах. ј в Ќорильске ћайкл Ѕин запил, запил конкретно Ц наливал водку в бутылку из-под Ђјквы минералеї, немаленькую, и в машине прикладывалс€. ѕоначалу это было почти незаметно, через два часа он уже просто не попадал в кадр.

Ц Ёто –осси€ на него так подействовала?

Ц Ёто у него было с ранней юности. ќн конкретно так бухал, до трех литров крепких напитков в день плюс наркомани€. Ќо тогда об этом не знал никто. » € остановил картину, потому что так снимать было нельз€.

Ц ƒавно хочу спросить: вот у вас был ЂЅратї, все говорили, что это новый герой, и вы соглашались. √де он теперь?

Ц ЌуЕ √де теперь —ергей Ѕодров, вы знаете. Ёто был близкий мне человек. ќчень умный, очень открытый. » € бы снимал его еще, конечно.

Ц Ќо € не про Ѕодрова, а про Ѕагрова.

Ц ј где Ѕагров, € не знаю, не то сн€л бы ЂЅрата-3ї. » € не исключаю, что сниму его Ц когда Ѕагров оп€ть где-то про€витс€. Ќо сейчас его нет, он прилетел тогда из јмерики и куда-то делс€. » € Ѕодрова сн€л в другой совершенно роли Ц капитана в Ђ¬ойнеї. ѕотому что пришел другой герой, как этот капитан или как „адов тамЕ я и сейчас думаю, что это у „адова лучша€ роль.

Ц ј когда там ѕутин на стене у военкома, в виде портрета, в зале всегда были хохот и аплодисменты. ¬ы рассчитывали на этот эффект?

Ц Ќет. Ќу, он просто там висит у них у всех, оп€ть же без вс€кого второго смыслаЕ

Ц „то вам нравитс€ из советской классики?

Ц ћного, разное. “арковский был очень хороший режиссер. ЂЅаллада о солдатеї, Ђƒело было в ѕеньковеї Ц там “ихонов изумительный. Ћучша€ роль его, по-моему.

Ц ј ћуратова?

Ц я последнюю картину не видел, к сожалению, но ћуратова замечательна€, конечно.

Ц ѕосле Ђ√рузаї на вас многие обиделись, € в том числе, Ц что конец советской эпохи выгл€дел вовсе не такЕ

Ц Ќу, это, может, в вашей жизни он не так выгл€дел. ј там, куда € ездил Ц на ƒальнем ¬остоке, в «апол€рье, у ненцев, €кутов, тофаларов, Ц или в промышленных городахЕ так и выгл€дел, € ничего не придумал.

Ц Ќо вот врем€, которое пришло на смену ———– Ц середина восьмидес€тых, начало дев€ностых, Ц оно нравилось вам?

Ц Ќичего более €ркого в моей жизни не было. я вообще предпочитаю не судить Ц Ђхорошої, ЂплохоїЕ ќно было очень €ркое.

Ђѕесн€ хороша€, а фильм говної

Ц  ак по-вашему, Ђ очегарї мог бы собирать полные залы в качестве жанрового кино?

Ц Ќичего про это не знаю, у мен€ есть —ель€нов, слава Ѕогу, он и занимаетс€ тиражом. ” Ђ очегараї тираж Ц сто копий. ¬р€д ли он может собирать полные залы, € думаю. ≈сть люди, которым он нравитс€, этих людей сравнительно немного. ћожно ли называть его жанровым кино Ц оп€ть-таки не знаю. я в принципе стараюсь, чтобы смотреть было нетрудно, и если —ель€нов говорит Ђздесь длинної Ц упираюсь только в особых случа€х.

Ц ј почему ваши фильмы сравнительно редко езд€т по большим фестивал€м?

Ц ѕочему, они много езд€т. Ёто € не езжу по большим фестивал€м, потому что скучно. я вообще не тусуюсь. —ижу дома и пишу сценарии, а что еще делать-то? я считаю, что надо работать. ѕотому что все остальное вообще не имеет смысла и не дает удовольстви€.

Ц ј работа еще дает?

Ц Ќу, с годами трудней, конечно. я не могу уже сценарий за две недели написать, как раньше. ¬се медленней. Ќо поскольку все остальное еще хуже Ц € буду искать любые возможности, чтобы снимать, а тусоватьс€ не научусь никогда. » общени€ мне надо немного. Ќо на фестивали € ездил с самого начала Ц уже Ђ—частливые дниї попали в каннский Ђƒвухнедельник режиссеровї и отлично там прошли, € за одним столиком с Ѕазом Ћурманом сидел.

Ц » как Ћурман?

Ц «амечательно, он эмоциональный очень человек, и поэтому у него фильмы такие же, с чувством. ѕомню, как он услышал со сцены свое им€ и заветное ЂCamera dТor!ї и понесс€ на сцену Ц Ђ«олотую камеруї получать. ј это просто перечисл€ли участников Ђƒвухнедельникаї, и он жестоко обломалс€. ќн туда приехал еще из јвстралии, привез первую картину Ц Ђ—трого по правиламї. ¬ообще он условный такой, очень театральный Ц сама€ условна€, конечно, Ђ–омео + ƒжульеттаї, и она послабей. ј Ђћулен –ужї Ц очень хорошо.

Ц ¬ы свои фильмы пересматриваете?

Ц Ќет. ќчень редко, когда надо в зале проверить, кака€ копи€ и как ее показывают. Ќа премьере Ђ очегараї в ћоскве, например, свет зажгли на финальной черно-белой части, где экранизаци€ рассказа. Ёто им показалось, что кино кончилось. „ерт-те что.

Ц ¬ каких местах вы любите снимать?

Ц ѕетербург. „ереповец люблю, промзоны вс€кие, трубы. ¬от как в Ђ√рузеї Ц разве плохо?

Ц ƒа это лучший кусок в фильме Ц где мань€к на мотоцикле под песню ЂѕлотїЕ

Ц ¬идите. ј Ћоза посмотрел Ц € ему говорю: Ђ—пасибо за песнюї. ј он говорит: Ђѕесн€ хороша€, а фильм говної.

Ц » песн€ хороша€, и фильм соответствующий.

Ц я и говорю.

Ц “ут Ўевчук недавно сказал, что —ель€нов Ц лучший режиссер своего поколени€ и многое недосн€л. ќн в режиссуру обратно не планирует?

Ц ” —ель€нова, € считаю, лучший фильм Ђƒень ангелаї, потр€сший мен€ в свое врем€. Ёто классика. ј Ђ¬рем€ печали еще не пришлої, скажем, и недооцененна€, и слишком условна€ картина, потому что сценарий был  оновальчука, а —ель€нову надо писать самому. Ќасчет хочет он назад в кино или не хочет Ц к нему.

Ц —ергей, хотите?

Ц ¬ –оссии, как сказано выше, все может быть, но пока Ц очень маловеро€тно.

Ц ЋЄш, напоследок: какое образование лучше всего получать режиссеру?

Ц Ћюбое нережиссерское плюс высшие режиссерские курсы. ѕрофесси€ должна быть.

Ц ” вас кака€?

Ц ѕереводчик. ‘ранцузский подзабыл, потому что не пользуюсь, а английский свободно.

Ц ¬ы пр€мо коллега  ормильцеваЕ

Ц я хорошо его знал, в —вердловском рок-клубе все друг друга знали. ќн был, наверное, лучший поэт в русском роке и героический совершенно человек, € ему в Ћондон до последнего дн€ звонил.

Ц ” вас следующа€ картина придумана?

Ц ѕридумана, но € никогда не рассказываю. —ценарий есть, а что получитс€Е «наете, как телекомментатор иногда орет: Ђ√о-о-о-ол!ї Ц а потом ему приходитс€ нахваливать мастерство голкипера. ѕотому что никакого гола. я вам все расскажу, когда сниму.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—инди  роуфорд. Ѕиографи€
ѕосетило:9945
—инди  роуфорд
ќснователь группы Boney M.
ѕосетило:11571
‘рэнк ‘ариан
ѕосол —очи 2014
ѕосетило:20314
ќлес€ ¬ладыкина

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru