Людибиографии, истории, факты, фотографии

Сергей Каштелян

   /   

Sergey Kashtelyan

   /
             
Фотография Сергей Каштелян (photo Sergey Kashtelyan)
   

День рождения: 31.07.1910 года
Место рождения: Боровичи, Россия
Дата смерти: 15.01.1995 года
Место смерти: Москва, Россия
Возраст: 84 года

Гражданство: Россия

Биография

Артист оригинального жанра, режиссёр, педагог

Советский артист оригинального жанра, режиссёр, педагог. Народный артист РСФСР (1985). Заслуженный деятель искусств РСФСР.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

15.01.2018

С. Каштелян родился в Боровичах Петербургской губернии.Художественное образование началось в Московском музыкальном техникуме. Увлёкшись цирком, перешёл в Техникум Циркового Искусства по специальности музыкальной эксцентрики (1930), где овладел многими жанрами. Окончил ТЦИ (1934).В 1933 году студентом был приглашён вместе со своим соучеником Николаем Ивановичем Павловским (р. 20.11.1912) в Московский мюзик-холл. Вместе с партнёром (общий псевдоним «Отто и Каштелян») самостоятельно подготовили номер для спектакля «Артисты варьете», построенный на эксцентрической пантомиме, акробатике и сложных каскадах. Каждому трюку было найдено психологическое оправдание, что делало номер эффектным и смешным. В постановке «Под куполом цирка» исполняли роль ковёрных.В 1933 снимались в фильме «Веселые ребята», исполняя сложные трюки в знаменитой сцене драки-репетиции. Дуэт существовал до 1936.После закрытия Московского мюзик-холла (1936) приглашён в труппу Театра сатиры, где прошёл серьёзную школу актерского мастерства и режиссуры, наблюдая выступления корифеев театра, работу режиссера Н. Горчакова, который поручал Каштеляну небольшие роли и постановки эксцентрических пантомим.Boris Amarantov Борис Амарантов "Берегите мир" (1964) В 1938 перешел на эстраду. Каштелян создал при Управлении гражданского воздушного флота джаз-оркестр, в котором был художественным руководителем и ведущим актёром; В представлении «Весёлый час» (реж. Ф. Каверин) исполнил роль некоего «Человека из Тамбова». Поначалу полный профан в искусстве, затем ошеломлял акробатической техникой и блистательной игрой на рояле.Творчество Каштеляна стало неотделимо от музыки и часто определялось ею. В начале войны возглавил джаз-оркестр «Буковина».После взятия Киева (1943) организовал в этом городе республиканский Театр миниатюр. Актёр и режиссёр программ «На шляху до Берлина» и «Ждём наших родных».В 1946 году возглавил новый состав государственного оркестра Львовского джаза. Некоторое время с оркестром работал театральный режиссёр Фёдор Каверин.В 1948 вернулся в Москву, тяжёлая болезнь оборвала артистическую карьеру.В 1955 обратился к преподавательской деятельности. Задался целью воспитать артистов, способных сделать номера оригинального жанра не набором трюков с подогнанной под них случайной музыкой, а говорящими, действенными, публицистичными, как песня или стихи.Работая с учениками в ГУЦЭИ Каштелян, стал объединять пантомиму с эксцентрикой, акробатикой, игрой с предметами, пронизывая действие музыкой и шумовыми эффектами. Интуиция и талант не подвели Каштеляна — уже в первых номерах (1950-1960-е гг.), созданных для Б. Амарантова («Ке-ля-ля», «Атомщик»), А. Черновой и Ю. Медведева («Это не должно повториться»), А. Жеромского («Бумажный солдатик») и многих других, отличающихся серьёзностью содержания, метафоричностью, точным решением костюма и реквизита, соответствием замысла с индивидуальностью исполнителя.Неожиданно сочетались разные технические приёмы, рождалась неотделимость музыкального и зрительного образа, обобщённость достигала значения символа. Жанр обрёл новое художественное качество, иной уровень режиссуры. Своеобразным итогом творчества Каштеляна этого периода явился спектакль Театра на Таганке — «Десять дней, которые потрясли мир» (реж. Ю. Любимов, 1964), в котором Каштелян поставил пантомимические интермедии и эпизоды.Многие использованные Каштеляном приёмы (огонь, решётки, кресты и пр.) пополнили лексику пантомимистов и дали начало новому, метафорическому направлению советской пантомимы.В 1960—1963 годы Каштелян — режиссёр Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства. В 1960—1980 годы обращается к самым различным темам: лирика в «Золушке» и «Мимолетность» у С. Власовой и О. Школьникова, «Как прекрасен этот мир» и «Лунной сонате» у С. Кабигужиной и С. Шукурова, «Бумерангах» Н. и В. Гречаненко, «Море» у И. Дагаевой и А. Карпенко. Юмором окрашен «Мульт» Жеромского, «Капризная гитара» В. Микитченко, «Тёркин в бане» Б. Оплетаева, «На хоккейной площадке» А. и А. Грищенковых.Во славу спорта поставлены номера для олимпийской чемпионки Л.Петрик — «Русская кра

савица»; для Н. и А. Бальмонтов «Тренер и олимпийская надежда». В жанре музыкальной эксцентрики Каштелян создал «Музыканта и гномика» Е. и В. Троян, «Этюд с балалайкой» Н. Старосельцева. Музыка определила режиссерское решение номеров «Вечное движение» А.Беренштейна, «Болеро» на музыку Равеля у В. Руденко и др. Каштелян — лауреат многих всероссийских конкурсов артистов эстрады за режиссуру.Ещё в 1968 сделал попытку создания Театра оригинального жанра, объединив в нём своих учеников. Но театр просуществовал недолго, главным образом по причинам организационным. В 80-х годах состоялось несколько творческих вечеров Каштеляна, давших представление о масштабах его таланта, неожиданности и непохожести каждой новой работы. Программы этих вечеров свидетельствовали о возникновении такого понятия, как режиссёрский метод Каштеляна. Его последователями стали: Чернова, Жеромский, Карпенко, режиссёры: В. Шпак, А. Бойко, В. Гнеушев.

Реклама:




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Валерий Борзов. Биография
Посетило:28030
Валерий Борзов
Чудо на Эвересте
Посетило:15313
Линкольн Холл
Чак Берри. Биография
Посетило:19708
Чак Берри

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history