Родился 16 февраля 1920 г. в Перми. Весной 1925 года он переехал в Москву. Окончил режиссёрский факультет ВГИКа (1943, мастерская С. Эйзенштейна). В 1941-1942 годах — ассистент режиссёра ЦОКС, с 1943 года работал на киностудии «Мосфильм». Был ассистентом режиссёра на фильме «Человек №217» (1944). D 1951-1953 — режиссёр документальных фильмов и видовых киноочерков на Свердловской киностудии. Первые работы в качестве постановщика создал совместно с однокашниками из ВГИКа — «Путь славы» (1949, с Б.А. Бунеевым и А.М. Рыбаковым) и «Кортик» (1954, по А.Н. Рыбакову, с В.Я. Венгеровым). Интерес Швейцера к человеческим судьбам не только в переломные моменты истории, но и в ситуации непростого нравственного выбора во вполне обыденной жизни проявился в его самостоятельных фильмах о советской деревне — «Чужая родня» (1956, по повести «Не ко двору» В.Ф. Тендрякова) и «Тугой узел» (1957, по Тендрякову). Последняя из лент подверглась резкой партийной критике и последующей переделке с целью упрощения и сглаживания конфликтов и характеров. Позднее она была выпущена в прокат под оптимистическим названием «Саша вступает в жизнь». Лишь в 1988 году режиссёр смог частично восстановить первоначальный вариант «Тугого узла».
Михаил Швейцер фотография
Следующий фильм Швейцер поставил на историко-революционную тему. Это был «Мичман Панин» (1960) с Вячеславом Тихоновым в главной роли. Картина имела успех, что обеспечило Швейцеру место в обойме советских кинорежиссёров первого ряда. Незаурядное мастерство позволяло режиссеру даже в пафосных, идеологически правильных произведениях («Время, вперед» по В.П. Катаевe, совместно с С.А. Милькиной, 1966; «Бегство мистера Мак-Кинли», по Л.М. Леонову, 1975, Государственная премия СССР, 1977) находить, кроме аттракционности и заостренности стилевых решений, по-своему стереоскопическое видение отображаемой эпохи.
Реклама:
В полной мере талант Швейцера раскрылся в серии экранизаций литературной классики. В своих версиях произведений Л.Н. Толстого («Воскресение», 1960—1962; «Крейцерова соната», с Милькиной, 1987, Государственная премия РСФСР, 1989), И.А. Ильфа и Е.П. Петрова («Золотой телёнок», 1968), А.П. Чехов («Карусель», 1970; «Смешные люди», 1978), А.С. Пушкина («Маленькие трагедии», 1980) и Н.В. Гоголя («Мёртвые души», 1984) режиссёр бережно, внимательно относясь чуть ли не к каждому слову классиков, сохраняет и личную интонацию, меняющую свой регистр подчас в пределах одной сцены: от комической, фарсовой, эксцентрической ноты — до печальной, драматической, даже трагической.
В последнее десятилетие своей жизни, тяжелое для всей российской кинематографии, режиссёр испытывал трудности с реализацией своих проектов, выпустив только два фильма — социальный фарс «Как живёте, караси?» (1992, совместно с Милькиной) и своеобразный бенефис «Послушай, Феллини» (1993, совместно с Милькиной) с Людмилой Гурченко в единственной роли.
Михаил Швейцер умер 2 июня 2000 г. Похоронен на 39-м участке Востряковского кладбища Москвы.
Награды и достижения
1965 — Заслуженный деятель искусств РСФСР
1977 — Народный артист РСФСР
Лучшие дня
Жемчужина поп-музыки Посетило:7499
Мир глазами велосипедиста Посетило:3544
Представитель художественного авангарда XX века Посетило:3413
1977 — Лауреат Государственной премии СССР
1990 — Народный артист СССР
1992 — Премия «Кинотавр» в номинации «Специальная премия за творчество»