Людибиографии, истории, факты, фотографии

Хироси Тэсигахара

   /   

Hiroshi Teshigahara

   /
             
Фотография Хироси Тэсигахара (photo Hiroshi Teshigahara)
   

День рождения: 28.01.1927 года
Возраст: 74 года
Место рождения: Токио, Япония
Дата смерти: 14.04.2001 года
Место смерти: Токио, Новая_Гвинея

Гражданство: Япония

Биография

Японский кинорежиссёр

Яонский кинорежиссёр и иэмото школы икэбана Согэцу (1980—2001). Супруга — актриса Тосико Кобаяси. В 1992 правительством Японии был удостоен медали Пурпурной ленты. Тэсигахара оставил значительный след в документальном и игровом кинематографе, искусстве икэбана, скульптуре, гончарном деле, каллиграфии, музыкальном театре и искусстве разбивки садов. Для большинства его работ характерны основанное на доскональном знании классического японского искусства смелое новаторство и преодоление границ того или иного жанра.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

28.01.2011

Родился в Токио в 1927 году в семье знаменитого Софу Тэсигахары, основателя школы икэбаны Согэцу. В 1944 поступил на отделение японской живописи Токийского национального университета изящных искусств. Окончание Тихоокеанской войны встретил на острове Ясиродзима (преф. Ямагути) в трудовом студенческом лагере, куда был направлен в результате мобилизации тыла. В 1950 окончил университет по классу масляной живописи. Первоначальный интерес к японской классике под влиянием радикальных перемен, происходивших в японском обществе в послевоенные годы, сменился скепсисом в отношении адекватности традиционных форм реалиям современного мира, в результате чего Тэсигахара обратился к изучению западноевропейского искусства. После окончания университета, благодаря Таро Окамото, Тэсигахара заинтересовался экспериментальным искусством и в 1950 году стал участником авангардного творческого объединения «Век» (яп. 世紀 сэйки?). Здесь он познакомился с литературным критиком и поэтом Хироси Сэкинэ и писателем Кобо Абэ, многолетнее плодотворное сотрудничество с которым впоследствии стало решающим для успеха кинорежиссёрской карьеры Тэсигахары. В рамках деятельности «Века» также были проведены первые выставки его картин, в которых чувствуется сильное влияние эстетики сюрреализма. Наиболее значительной работой этого периода творчества считается картина «Остров сирен» (яп. サイレン島 Сайрэн сима?), 1951).

Хироси Тэсигахара фотография
Хироси Тэсигахара фотография

Первые киноработы. Документалистика (1953—1962)

Тэсигахара дебютировал в кинематографе в 1953 с короткометражным документальным фильмом «Хокусай». В этом произведении Тэсигахара, переживавший в то время сильное увлечениями работами Хокусая, опираясь на «Хокусай манга», «Сто видов горы Фудзи» и другие альбомы мастера, основной акцент сделал на раскрытии карикатурного элемента гравюр и на отражении в них сущности человеческой природы.

Несмотря на то, что «Хокусай» формально является первой работой режиссёра, фильм во многом можно считать переработкой материала, снятого ранее «Японским обществом изучения искусства и кинематографа». Поэтому полноценным дебютом стал последовавший за лентой «Хокусай» фильм «12 фотографов» (1955). Фильм, будучи частью проекта, приуроченного к 6-летнему юбилею выпускаемого издательством «Кэнкося» журнала «Фотоискусство» (フォトアート), показывает мир японской фотографии послевоенного десятилетия. Героями фильма стали Ихэй Кимура, Кэн Домон, Сётаро Акияма, Хироси Хамая, Ёсио Ватанабэ и другие выдающиеся японские фотографы того времени.

Реклама:

В 1956 Тэсигахара снял фильм «Икэбана», посвященный своему отцу Софу Тэсигахаре и его работе. Фильм вдохновенно и достаточно подробно раскрывает происхождение и историю искусства икэбана, а также его пути развития после эпохи Мэйдзи. Фильм получил свое продолжение спустя семь лет (д/ф «Жизнь», 1963), где Тэсигахара вновь обратился к творчеству отца, подчеркнув в этот раз его радикальное новаторство.

В 1958 Тэсигахара в составе творческой группы «Синема 57» принял участие в съёмках документального фильма «Токио-1958». Группа «Синема 57» была создана режиссёром-документалистом Сусуми Хани и кинорежиссёром Ёсиро Кавадзу в целях распространения в Японии идей экспериментального кинематографа и объединила восемь режиссёров, в число которых вошёл и Тэсигахара. В «Токио-1958» в пародийных тонах отображается сопоставление Эдо и современного Токио.

В 1959 Тэсигахара открыл «Центр искусств Согэцу», призванный способствовать синтезу различных видов искусства. В нём активно начался обмен идеями и исполнение сочинений ищущей себя японской и иностранной творческой молодёжи. Джаз и современная академическая музыка, танец модерн, экспериментальный кинематограф — лишь некоторые виды искусства из всего многообразия, представленного деятельностью «Центра».

В том же году Тэсигахара впервые посетил США и страны Западной Европы, одним из результатов чего стал второй документальный «диптих»: два фильма о пуэрториканском боксёре Хосе Торресе. В первой части (1959) в подчеркнуто контрастных тонах показано начало карьеры молодого Торреса, одерживающего одну победу за другой и в то же время сталкивающегося с отчуждением в мире профессионального бокса из-за расовой дискриминации. Во второй части (1965) зритель встречается с многоплановым раскрытием внутреннего мира Торреса, теперь уже готовящегося к матчу за звание чемпиона мира.

Первый художественный фильм, «Западня» был снят Тэсигахарой в 1962 в сотрудничестве с авангардным писателем Кобо Абэ и выступившим в качестве музыкального редактора композитором Тору Такэмицу (в фильме также звучит музыка Тоси Итиянаги и Юдзи Такахаси). Фильм стал экранизацией переработанной абсурдистской пьесы Абэ. Действие разворачивается в период послевоенного экономического кризиса в районе угольных шахт, расположенных на острове Кюсю. Фильм завоевал премию компании NHK, присуждаемую режиссёрам-дебютантам.

Мировое признание (1963—1972)

В 1964 Тэсигахара вместе с Абэ снял фильм «Женщина в песках» (музыка Такэмицу) по одноимённому роману Абэ, ставшему классикой современной японской литературы. Фильм завоевал специальную премию на Каннском кинофестивале (1964) и был номинирован на премию Оскар как лучший иностранный фильм, получив статус культового в США и других западных странах. Фильм принёс Тэсигахаре мировую известность. В дальнейшем Тэсигахара и Абэ осуществили ещё две успешные экранизации романов последнего: «Чужое лицо» (1966) и «Сожжённая карта» (1968).

1965 год, наряду со съёмками второй части фильма о Хосе Торресе, также ознаменовался участием Тэсигахары в качестве представителя Японии в международном кинопроекте, организованном канадским государственным комитетом по вопросам кинематографа. Проект подразумевал независимое друг от друга создание документальных фильмов на тему «Половая зрелость» представителем каждой из четырёх стран-участников. Работа Тэсигахары, озаглавленная «Светлое утро», посвящена изображению повседневности 16-летней Ако, живущей в женском общежитии при хлебозаводе. Как и другие произведения Тэсигахары, «Светлое утро» отличается свежестью подхода и нестандартностью раскрытия темы.

9 октября 1966 года на автодроме «Фудзи Спидвей» состоялся очередной этап авторалли «Инди 500», ставший основой для нового и тематически неожиданного документального фильма Тэсигахары, «Рёв моторов». Сценарий к фильму написал классик современной японской литературы Сётаро Ясуока. Фильм открывается интервью с молодёжью из байкерской группировки «Харадзюку-дзоку», которая делится своим пониманием места феномена скорости в современном мире. Затем следуют кадры подготовки к гонке пилотов и механиков, церемония открытия, а в финале — снятое одновременно с разных планов награждение. В фильме фигурируют Джим Кларк, Грэм Хилл и другие известные автогонщики.

В 1972 совместно с известным американским японистом и переводчиком Джоном Натаном Тэсигахара снял фильм «Летние солдаты». Действия фильма разворачиваются во время войны во Вьетнаме в среде американских дезертиров, ведущих в Японии маргинальный образ жизни.

Гончарное дело. Икэбана. Инсталляции. Оперы (1973—2001)

С середины 70-х годов в творчестве Тэсигахары произошло существенное смещение акцентов, в результате чего Тэсигахара-режиссёр вновь, как и в начале своего пути, сосредоточился преимущественно на документальных лентах, а на роль доминирующих видов искусств выдвинулись гончарное дело и занятия икэбана, которые никогда не прекращались на протяжении всей его режиссёрской карьеры.

В 1973 в городе Этидзэн (преф. Фукуи) Тэсигахара открыл собственную гончарную мастерскую (яп. 草月陶房). Тэсигахара отказался от использования гончарного круга, отдав предпочтение полностью ручному производству. Ряд созданных в мастерской работ позднее не раз выставлялся в Японии, а также в Европе (Париж, 1981).

В 1980 после смерти отца Тэсигахара стал главой (иэмото) школы Согэцу. В том же году в выставочном зале Согэцу в Токио состоялась совместная выставка работ Тэсигахары и скульптора Исаму Ногути. Икэбана Тэсигахары, благодаря яркой индивидуальности стиля, завоевала международное признание и неоднократно демонстрировалась на персональных выставках в Сеуле, Милане, Нью-Йорке и других культурных столицах мира. Не меньший резонанс вызвали новаторские произведения Тэсигахары и в самой Японии, где он стал пионером в создании «бамбуковых инсталляций» средствами икэбаны (первый опыт в направлении датируется 1982 годом), существенно переосмыслив и расширив канон этого классического искусства. Кроме того, Тэсигахара воспитал ряд выдающихся мастеров икэбаны, в числе которых Сёго Кариядзаги и др. Ещё одним значительным вкладом Тэсигахары в развитие искусства икэбана стало создание им в 90-х годах жанра «рэнка» (яп. 連花, по аналогии с поэтическим «рэнга»), где произведение создается в результате коллективной импровизации.

В 80-е годы кинорежиссёрская деятельность Тэсигахары свелась к трём работам. Это два документальных биографических фильма о скульпторе Жане Тэнгли (1981) и архитекторе Антонио Гауди (1984), а также художественный фильм, посвящённый мастеру чайной церемонии Сэн Рикю. Фильм «Рикю» (1989) был удостоен награды Монтреальского международного кинофестиваля и впоследствии был признан одной из лучших работ Тэсигахары. Последней киноработой Тэсигахары стал фильм «Принцесса Го» (1992). «Рикю» и «Принцесса Го» тематически и стилистически значительно отличаются от более ранних экспериментальных работ и характеризуются аскетичностью и лаконизмом.

С начала 90-х многогранный талант Тэсигахары распространился и на музыкальный театр, где он принял участие в постановке трёх опер: «Турандот» (поставлена в Лионе, 1992), «Сусаноо» (1994) и «Шлока» (1999), для которых он также создал и сценические декорации, в том числе с использованием элементов икэбана.

В последние годы жизни Тэсигахара активно занимался организацией чайных церемоний как в Японии, так и за рубежом. Тэсигахара скоропостижно скончался в 2001 году от лимфолейкоза. После его кончины школу Согэцу возглавила его вторая дочь Аканэ Тэсигахара.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Гангстер из Чикаго
Посетило:400
Аль Капоне
Вокалистка группы Sade
Посетило:538
  Шаде
Самый крупный в мире змееголов
Посетило:441
Калеб Ньютон

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history