Высочайший интеллект, необыкновенное благородство, святая любовь к истине. И все это в сочетании с покоряющей, почти детской, непосредственностью. В одном лице. Шерлока Холмса любят все: дети, взрослые, писатели, киношники и поклонники кинодетектива. А потому – появление нового, отечественного, Холмса не может не вызывать интереса. И хотя рождение этого киногероя - не только большое событие, но всегда риск и волнение - Шерлок Холмс всё же скоро появится – мы знаем это из первых уст - от режиссера Андрея Кавуна.
21.02.2013
Андрей, как состоялось ваше знакомство с проектом «Шерлок Холмс»?
- Три года назад этот проект мне предложил Рубен Дишдишян. Он тогда был
Генеральным директором крупнейшей российской кинокомпании «Централ Партнершип» («ЦПШ»). Я не знал, что именно мне предложат, когда ехал к нему на встречу. А мимо проплывали билборды «Смотрите в кинотеатрах - «Шерлок Холмс» Гая Ричи!»… Приезжаю к Рубену, и он предлагает мне снять «Шерлока Холмса». Я был тогда ошарашен, только в резких выражениях спросил «Зачем?!!» и сразу отказался.
Но почему? Прошла информация, что Холмс - ваш любимый герой…
- Для режиссера любимый герой тот, с которым он работает в конкретный момент. Шерлок Холмс относится к разряду литературных персонажей, через любовь к которым проходит каждый подросток, и которые в определенном смысле формируют его характер. Среди любимых книг в юном возрасте обычно и «Три мушкетера», и «Остров сокровищ», и «Маугли», и «Айвенго»… В этом смысле для меня Холмс тоже когда-то был любимым. Вернувшись со сценарием, написанным Олегом Погодиным и группой авторов домой, я начал его читать. И заметил, что этот Шерлок во многом похож на героя одноименного фильма Гая Ричи, вот так совпало… Я отложил сценарий, поняв что в таком варианте делать фильм не буду. Начал читать другие сценарии, которые мне были предложены. Но мысль о Шерлоке поселилась в моем сознании и постоянно «грызла». Тогда я пошел и купил всего «Шерлока Холмса» Конана Дойла, чтобы вновь перечитать.
В процессе чтения у меня родилась своя, иная история, другой Холмс, и вот эту новую версию, которая не повторяла другие экранизации, имело смысл воплотить в кино! Не секрет, что Холмс занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый экранизируемый литературный персонаж. Он претерпел пару сотен экранизаций, и надо понимать: какими бы интересными сами по себе не были детективные истории, лежащие в основе сюжета, если ты не придумал по-своему новых Шерлока Холмса и доктора Уотсона, их конфликт, их взаимоотношения, можешь не браться за работу. Это два знаковых литературных персонажа, которые должны быть интересны сами по себе. Вот когда все это сложилось в моем воображении, я позвонил Рубену и дал согласие делать фильм.
А что принципиально нового вы придумали, секрет раскроете?
- Нет, конечно (С улыбкой.)
Княгиня Монако Посетило:72169 |
Огюст Роден. Биография Посетило:20062 |
Самый известный метеорист мира Посетило:16910 |
И все же - в чем новизна вашей трактовки - чем принципиально отличается ваш фильм, какой это жанр?
- Детектив. Как можно менять жанр, если Артур Конан Дойл, наряду с Агатой Кристи, по сути, его родоначальник, - он сформировал законы детектива?
Но если более детально: это серьезный детектив или с элементами комедии?
- Разный. В нем восемь двухсерийных историй, и каждая из них – это отдельный жанр детектива: любовный, мистический, политический, криминальный…
Это первый такой детектив у вас?
- Вы знаете, я снял восемь фильмов, и каждый из них сделан в новом для меня жанре, повторов пока нет.
Значит, сценарист вашего «Шерлока Холмса» Олег Погодин с группой, как вы сказали?
- Не совсем. Когда я получил сценарий, то из восьми историй группой сценаристов было написано шесть, которые, как я понял, нуждались в некоторой трансформации персонажей. Но в это время Олег уже работал в другом проекте, так что дописывать и дорабатывать сценарий «под себя» стали мы с отцом (профессиональным сценаристом Олегом Николаевичем Кавуном – прим. автора) Мы с ним писали сценарий моего «Вокзала», доделывали «Курсантов», писали «Кандагар».
А кто у вас композитор? Все привыкли, что в «Шерлоке» должна звучать хорошая музыка…
- (Смеется.) Пока не могу назвать фамилию. Сейчас мы с композитором находимся на стадии предварительной работы, вот-вот хлопнем по рукам. Как только он возьмется, а я пойму, что это тот, кто нужен, тогда назову… Маститые композиторы отказались от участия в проекте сразу, - не знаю, возможно, не хотят конкурировать с Дашкевичем. У молодых ребят тоже что-то не сложилось. А ведь музыка здесь играет большую роль, она включена в сюжет, имеет драматургическое развитие, является одним из основных элементов детектива…
На какой стадии сейчас фильм?
- Мы, в общем, закончили монтаж фильма. Осталось сделать чистовой монтаж, на уровне поправок, затем будет озвучание, компьютерная графика, музыка… И это продлится до конца весны - начала лета. Выйдет фильм, скорее всего, осенью.
Где его снимали?
- В Питере и окрестностях. Даже Гай Ричи далеко не все из своего «Шерлока» снимал в Лондоне. Сейчас проще сделать Лондон 19 века где-нибудь в Петербурге или Чехии, чем в самом Лондоне.
Ваши художники специально изучали эпоху, где-то искали реквизит, декорации?
- Конечно, и это была одна из самых расходных статей расхода, - все приходилось шить, искать, изготавливать. Ведь весь этот детектив строится на деталях, и дни должны быть очень достоверны, похожи, вкусны. И художники, и реквизиторы все силы этому отдавали. По сути, каждый режиссер выдумывает свою Бейкер-стрит заново, вот и у нас теперь будет своя.
Кто еще был претендентом на роль Холмса?
- Когда я понял, что берусь за проект, первый, кто «появился» у меня перед глазами, это Игорь Петренко. Я ему тут же позвонил, но он сразу ответил: «А для чего?!», только в более грубой форме. И отказался. Потом начался кастинг, пробы… Я вел переговоры с другими актерами - Женей Мироновым, Костей Хабенским, Ваней Стебуновым, Ваней Охлобыстиным... Но потом все же пришел к Петренко и попросил: «Игорек, ну, попробуйся, хотя бы ради нашей дружбы!» И он согласился. Проба была блистательной, но он еще долго колебался. И это неудивительно: страх перед этой ответственной ролью был практически у всех актеров.
Может быть, поэтому в одном из интервью Игорь Петренко говорит: «Я не играю никакого Шерлока Холмса, я играю просто человека, у которого есть страсть к разгадыванию разных загадок»?
Скорее всего. Кстати, и настоящий Шерлок Холмс не знал про себя, что он сыщик «всех времен и народов». Актер Саша Голубев как-то очень точно сформулировал: «Шерлок Холмс - это гений, который сам про себя этого не знает».
Из видеорепортажей о ваших съемках просочилось, что образ Ирен Адлер тоже переосмыслен. Правда, что у вас она любит Холмса?..
- Наша история Ирен и Холмса довольно запутана, а их чувства сложно определить одним словом. Интересно, что кинематографисты этому персонажу всегда уделяют много внимания, практически во всех экранизациях. Хотя у Конана Дойла о ней идет повествование лишь в рассказе «Скандал в Богемии». Но ведь там есть слова Уотсона, что это был единственный случай, когда Холмс испытывал какие-либо чувства к женщине, и что он всегда называл ее «эта женщина».
У вас все персонажи имеют «новое лицо»?
- Конечно. Хотя отталкивался я всегда от первоисточника.
Откройте секрет хотя бы немного. Чем отличается ваш Уотсон?
- Очень мало внимания, мне кажется, прежде уделялось тому, что он был писателем. Говорится, что он бывший армейский врач, который стал писать беллетристику в газеты. А ведь его прообраз, по сути, - сам Конан Дойл. И потому для меня эта фигура очень интересна, глубока и драматична.
Пишут, что образ Холмса у вас непривычный, он даже не курит трубку, это так?
- А у Конана Дойла Шерлок в одном рассказе курит трубку, в другом - сигары. Трубка же, как некий знак этого персонажа, родилась только в кинематографе.
В фильме есть брат Шерлока?
- Майкрофт? Конечно. Это один из ключевых персонажей.
Кого играет Александр Адабашьян, сыгравший в прежнем Холмсе Бэрримора?
Литературного редактора, которому доктор Уотсон носит свои рассказы.
А продолжение истории будет?
- Сейчас я не «вижу» продолжения, я для себя исчерпал своих героев, и восьминовелльная история закрыта. Может быть, когда я немного отойду от них, родится что-то новое. Ведь никто не знает, что будет через несколько лет…
После съемок вы чем-то «заразились» от главного персонажа?
- Каждый герой влияет на режиссера… Начнем с того, что когда я взялся за проект (смеется), то сразу перешел с сигарет на трубку. Это совершенно иной тип и ритм курения, и каждый кто пробовал, может подтвердить. Трубку не покуришь на ходу, это скорее ритуал. Курение же вообще, и сигарет, в том числе - само по себе - досадная потребность.
Не стали ли вы более наблюдательным?
- Режиссер обязательно должен быть таким. Самому о себе вообще сложно судить, но (с улыбкой) пока мне никто не говорил, что теперь я в совершенстве овладел дедуктивным методом.
Княгиня Монако Посетило:72169 |
Огюст Роден. Биография Посетило:20062 |
Безумство и гениальность Леонардо Ди Каприо Посетило:21061 |