Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлександр Ѕаршак

   /   

Alexander Barshak

   /
             
‘отографи€ јлександр Ѕаршак (photo Alexander Barshak)
   

ƒень рождени€: 28.02.1978 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
¬озраст: 42 года

√ражданство: –осси€

ѕобеждает энерги€ страстных

–оссийский режиссЄр, старший брат ѕавла Ѕаршака.

¬ообще у јлександра Ѕаршака с его величеством ¬ременем особые отношени€. ќн любит наблюдать, как ќно мен€етс€, и как мы мен€емс€ вместе с Ќим. Ћюбит Ђпутешествоватьї по разным эпохам, воссоздава€ их особый колорит, неповторимый Ђцветї, ЂзапахїЕ

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

01.03.2012

јлександр Ѕаршак принадлежит к поколению молодых российских кинорежиссеров, безудержно увлеченных своей работой. ¬рем€, с которым мен€етс€ и кинопроизводство, заставл€ет их быть не только творцами, но и философами, и администраторамиЕ

јлександр Ѕаршак фотографи€
јлександр Ѕаршак фотографи€

¬ообще у јлександра Ѕаршака с его величеством ¬ременем особые отношени€. ќн любит наблюдать, как ќно мен€етс€, и как мы мен€емс€ вместе с Ќим. Ћюбит Ђпутешествоватьї по разным эпохам, воссоздава€ их особый колорит, неповторимый Ђцветї, ЂзапахїЕ

ј что на свете может быть загадочней и прит€гательней, чем само ¬рем€? „ем „еловек во ¬ремени?..

—егодн€ мы предлагаем читателю интервью с јлександром Ѕаршаком

¬ы родились в семье инженеров. ј какие отношени€ в семье были Ђс киної, ведь и вы, и ваш брат ѕавел св€зали с этим искусством свою жизнь?

- ¬ы будете сме€тьс€, но, похоже, всЄ произошло случайно. ƒедушка у мен€ изобретатель, бабушка Ц известный Ђиспанистї, папа всего себ€ положил на алтарь ћосковской Ёнергетики, а мамина ветка св€зана с ћосковским авиационным институтом. ѕравда, есть семейна€ быль о том, как папа в юности пыталс€ поступить на театральный курс к √рибовуЕ

Ќо случилось так, что бабушка как-то прочитала объ€вление о наборе в 123-ю московскую театральную школу, котора€ была прикреплена к √»“»—у, и решено было отдать мен€ туда. “ам, кстати, учились брать€ —аша и ¬олод€  отт, ƒима ћарь€нов, ѕет€  расилов, јнна Ѕольшова, јн€ ÷уканова, јнфиса „ехова, (тогда, правда, немного под другим именем).

ѕо дороге в школу, проход€ по длинному ѕушкинскому переходу (тогдашнему эпицентру Ђброжени€ умовї), мы наблюдали бородатых и гор€чо спор€щих студентов с плакатами Ђ———– Ц тюрьма народовї, непуганых неформалов, и все это - вперемешку с первыми лоточниками порноиндустрииЕ ¬се привычное, усто€вшеес€, в жизни разваливалось и мен€лось на глазах.  ончались восьмидес€тые, страна и наше детство. Ќадвигалась Ђ—вободаї.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

¬ 10-11 классах € оказалс€ в ЁѕЎјќ Ц экспериментальной подростковой школе адаптивного обучени€, где внедр€ли новейшие системы преподавани€ (тогда вообще много чего внедр€ли и, тем более, экспериментального), и где мо€ бабушка преподавала испанский.  стати, в составе двух делегаций она работала переводчицей ‘идел€  астро. ” нас даже хранитс€ золоченый Ђƒон  икотї кубинского издани€ - с дарственной надписью самого  омандантеЕ

ѕосле окончани€ школы по стопам отцов, в пр€мом и переносном смысле, € отправилс€ в ћЁ». Ќо уже на втором курсе Ђподкатилаї тоскаЕ

 ак-то, отдыха€ вместе со школьным другом в зимнем пансионате, мы оказались в большой компании из √»“»—а, приехавшей на студенческие каникулы. “ам-то € и почувствовал ћЁ» - ошибкой, а себ€ Ц лишенным призвани€. » хот€ Ёнергетический »нститут все-таки пришлось закончить, чему € теперь безмерно рад, - мой интерес к театру и кино в итоге Ђматериализовалс€ї. —ыграло свою роль и то, что мои родители, бабушка и тети были хорошо знакомы с —ергеем ”рсул€ком. » —ергей ¬ладимирович, неведомо дл€ себ€, стал своеобразным ма€ком на этом трудном поприще.

¬скоре € пон€л, что на актерской стезе не смогу полностью использовать накопившуюс€ во мне энергию. ¬ учебных аудитори€х Ўколы-студии ћ’ј“ € пробовал сделать подтекст в том или ином студенческом отрывке - главным, а главное Ц наоборот подтекстомЕ Ђ омиковалї, хот€ должен был быть примерным героем-любовником, в общем, по-своему обостр€л сценические конфликты и, как следствие, конфликты человеческие со своими преподавател€ми. «ато именно тогда € дл€ себ€ пон€л, как говорить с актером на площадке, чем его увлечь и как вытащить нужную энергию Ц энергию персональной правды...

¬ы производите впечатление человека чрезвычайно деликатного, это не мешает руководить съемочным процессом?

- Ќаверное, € такой и есть, и на съемках не мен€юсь. я не позвол€ю себе кричать Ц ведь зачастую это разваливает атмосферу сотворчества. Ќадо просто уметь Ђзаражатьї людей. ѕрежде всего, своей собственной верой в замысел фильма, в его нужность. Ќа площадке ты не руководишь процессом, а, скорее, €вл€ешьс€ главным фанатом этого замысла, неутомимым носителем конкретной творческой идеи. Ќо воплощение Ц дело общее, там все главны.  ино Ц дело коллективное. Ћично в моем случае, полноценным соавтором и носителем общей атмосферы всегда €вл€етс€ мой друг и оператор —лава Ѕулаковский. — ним мы можем, вообще не разговарива€ Ђрешатьї сценыЕ ќбщее дыханье, знаете лиЕ

 аким должен быть сценарий, чтобы вы им заинтересовались?

- —ценарий - это основа, и в нем должно быть Ђзарытої нечто очень близкое, что цепл€ет режиссера не просто за живое, а за Ђочень больное живоеї. » тогда начинаетс€ эта трудна€ дорога вынашивани€, проталкивани€ и донесени€ этого Ђживогої замысла через сценарий к продюсеру и съемочной группе, а потом уже, совместно - к зрителю.  огда режиссер получает в свои руки сценарий и начинает над ним работать, то всегда оказываетс€, что этот сценарий начинает в чем-то мен€тьс€. „асто приходитс€ переписывать диалоги или даже придумывать новые сцены. ƒумаю, любой режиссер подпишетс€ под словами “арковского, что невозможно разъединить эти две профессии Ч режиссуру и сценарное мастерство. ѕодлинный сценарий может быть создан только режиссером, или же он может возникнуть в результате содружества режиссера и писател€. –ежиссер Ц не музыкант, который сыграет что угодно, лишь бы ноты были.

«наю, что ваши фильмы Ђ—частливого путиї и Ђ«олушка, 4х4Еї получали награды конкурсов и фестивалей.  акие задачи вы ставили перед собой, снима€ эти фильмы?

- ’удожественные задачи, которые режиссер перед собой ставит, не всегда просто сформулировать, но в случае с фильмом Ђ—частливого пути!ї - можно. ћне, например, было интересно, не разруша€ логику и сюжет, несколько раз по ходу фильма помен€ть жанр: комеди€ Ц фарс Ц трагифарс - лирикаЕ ѕользу€сь этим приемом, € хотел рассказать о надежде на то, что бывают обсто€тельства, когда даже Ђтипичные представители нашего времениї (простите за советскую терминологию), могут перестать ими быть под гнетом совести и любви...

„то касаетс€ Ђ«олушкиЕї, то € не могу назвать этот фильм полностью Ђсвоимї. Ёто было, по сути, продолжение моей Ђрежиссерской школыї. —то€ла задача - завершить начатую ёрием ћорозовым работу, и мне показалось, что Ђкибер-панк эстетикуї нужно превратить в полный Ђдетский постмодернизмї (простите!), смешав еЄ с анимацией, песн€ми и современной обыденностьюЕ

ћне представл€ютс€ лучшими другие ваши фильмы - Ђ едр пронзает небої, напримерЕ

- ¬ современных услови€х задачи не всегда бывают в высоком смысле художественными. Ќам с задачей повезлоЕ ќна была во всех смыслах высокохудожественна€!  осмического масштаба! Ђ едрЕї снималс€ в ситуации дикого форс-мажора, поскольку мы должны были закончить съемки к 12 апрел€, ƒню космонавтики. ¬ результате, восьмисерийный фильм был сн€т за семь мес€цев. “ак не бывает! (√рустно улыбаетс€). Ќо у группы как-то получилось!

 аково ваше участие в сценарии Ђ едраЕї?

- Ѕез преувеличени€ - этот сценарий прошел через душу и сердце. –аботать пришлось серьезно. Ѕыл даже момент, когда уже во врем€ съемок нам со сценаристом ќлегом —ироткиным заново пришлось выстраивать сюжетную линию Ђ анторович-‘уджиевї уже дл€ отсн€тых серий, хот€, конечно, все драматические основы и образы заложил јлександр „ервинский (и ƒмитрий  ор€вов, как автор идеи). Ќа площадке, правда, с ¬ладом ¬етровым и ƒашей ћороз мы уже окончательно все доводили до их Ђ€зыка и органикиїЕ

ѕовествование начинаетс€ с 40-го года. Ќасколько удалось воссоздать атмосферу того времени, и не жутковато ли реанимировать реальность, где царили отсутствие веры в Ѕога, довери€ к люд€м?

- Ќачнем с того, что фильм, по сути, не про Ђэнкэвэдэшнуюї правду и Ђкровавую гэбнюї (в чем нас часто упрекают), хот€ говорить о том времени, не затронув это, невозможно. —тепень реалистичности Ђ едраї условна и продиктована законами художественного жанра. ј мы хотели сделать кинопритчу о 20 веке со взгл€дом из 21-го!..

” мен€ в ту эпоху двух прадедов расстрел€ли, прабабушка под ћагаданом двадцать лет оставила, за€вив в конце жизни, что это была Ђдлительна€ партийна€ командировкаї.  огда прикасаешьс€ к свидетельствам очевидцев, становитс€ не по себе, ощущаешь одновременно и средневековый ужас, и восхищение этими титанами воли и совестиЕ

Ќо сегодн€ многим и без наших размышлений т€жело, поэтому, наверное, нельз€ выплескивать на экран, как говоритс€ - Ђужас-ужасї.   примеру, мы опасались, что сцену допроса в шестой серии вообще вырежут. ¬едь фильм снималс€ к празднику, 50-летию полета ёри€ √агарина, и мы волей-неволей старались не Ђпережеститьї.

¬от вы упом€нули отсутствие веры в тот период. ћы как раз стремились показать главное: вера все-таки была! ѕусть - не в Ѕога, а в новую, лучшую жизнь, котора€ потом, 12 апрел€ 61-го все-таки наступила вместе с Ђоттепельюї. ѕолет в космос стал метафорой человеческой силы, устремлени€ ввысь, и это устремление помогало жить очень многим.

я читал дневники прабабушки, котора€, будучи женой начальника торгпредства ———–, могла жить в √ермании, в Ѕерлине, где-то в особн€ке, а, приезжа€ в –оссию, вынуждена была ютитьс€ в коммуналке, да в такой нищете, что ей порой приходилось просить соль у соседей. Ќо быт дл€ тех людей был второстепенным, а стержнем как раз и стала вера. » фильм этот не про разведчиков и даже не про космос, а про людей. ѕро то, что „еловеком надо оставатьс€ всегда, в любые временаЕ

¬ам, наверное, говорили, что  оролев в исполнении —кл€ра непривычен, не Ђхрестоматиенї?

- ƒа. ” нас были другие кандидатуры, в том числе Ц ¬ладимир ћашков. Ќо теперь мне кажетс€, что —кл€р- оролев Ц стопроцентное попадание, актер €рко передал характер. я разговаривал с Ђракетчикамиї, и они рассказали, что характер у  оролева был не подарок. —ергей ѕавлович не был ни былинным богатырем, ни утонченным интеллигентом. ѕройд€ через ад лагерей, он изменилс€.  ак и многие из тех - хотел, отринуть прошлое, стал жестким. »звестна истори€, когда он, поход€, резко раскритиковал молодую женщину-чертежницу, написавшую затем жалобу в ÷ Е ћы, кстати, попытались это в фильме тоже отобразитьЕ

 ак вы относитесь к критике на кинофорумах, где говор€т о нестыковках в фильме?

- ѕризнаю справедливость большинства из них. —пециалисты по костюмам, например, с юмором отнеслись к тому, что у нас  оролев застегивает Ђмолниюї на брюках, хот€ в то врем€ таких замков еще не было. √де-то есть нестыковки в событи€х и датах. ћы старались быть ближе к истории, но в рамках сериала не все можно сделать абсолютно достоверно. ’удожественна€ достоверность в игровом кино важнееЕ

» все же, то, что сделала наша команда, € бы назвал подвигом. ќбычно фильмы такой сложности снимаютс€ со скоростью две минуты в день, мы же это делали в четыре раза быстрее.

¬ы консультировались по каким-то вопросам с ныне здравствующим академиком Ѕорисом „ертоком?

- ѕо телефону. » он подсказал какие-то общие, но очень точные и важные вещи, помог расставить акценты. » вообще во многом € опиралс€ на его книгу Ђ–акеты и людиї.

¬ историческом аспекте мы хотели донести до зрител€ некую Ђглавную правдуї! „то фон Ѕраун, например, безусловно, был талантливейшим инженером и создал первый баллистический летательный аппарат Ц ‘ј”-2. » все же, именно наши ученые, начина€ с ÷иолковского, первыми сделали основные теоретические расчеты. » именно наш  оролев был человеком, который, вз€в за основу разработки фон Ѕрауна, добилс€ качественного скачка в космонавтике. ¬ итоге, фон Ѕраун со всей американской научной мощью и достижени€ми проиграл. ѕобедила энерги€ страстных людей, поколени€ тех, кто был готов отдать за идею свою жизнь.   сожалению, мы, по сравнению с этим поколением Ц этакие весел€щиес€ потребители, берущие от жизни всЄ... ј они в сталинском јду и „истилище за это ЂвсЄї жизни отдавалиЕ

¬ ваших фильмах действие происходит в разные годы прошлого века: сороковые-п€тидес€тые, как в Ђ едреЕї, восьмидес€тые, как в Ђјптекареї. ≈сли бы вы могли выбрать врем€ рождени€...

- я бы хотел жить и работать в шестидес€тых, почувствовать Ђоттепельї; несмотр€ на всю кровавость, мне интересен поворот сложных, но талантливых и в чем-то очень свободных двадцатых. Ёпохи перемен, но перемен искренних, честных - заставл€ют сердце битьс€ чащеЕ

ј сейчас вам не интересно? ¬ы ведь не раз снимали сказки, не бежите ли вы от нашей реальности?

- —ложно сказать. ” мен€ много вопросов к —овременности. я помню ощущение эйфории в 91-м, и разочарование Ц потом, когда свобода оказалась псевдосвободой, и вообще много вс€кого Ђпсевдої оказалось. » это грустно. ѕо-моему, в культуре мы немножечко откатились. ѕримерно так же, как когда-то античность откатилось в средневековье... Ќу, ничего! ∆дем и надеемс€ на ¬озрождениеЕ

ѕочему ваш Ђјптекарьї спуст€ три года после завершени€ работы все еще не показан?

- ≈го покажутЕ рано или поздно, правда, пока не знаю, в каком видеЕ  анал Ђ ультураї, наверное, и сегодн€ показал бы, но Ђ ультураї мало платит! Ёто, как вы понимаете, € говорю с горечью!

¬ восьмидес€тые, когда происходит действие фильма Ђјптекарьї, вы были еще ребенком. ¬ы что-нибудь помните?

- » помню, и чувствую... Ќо задача была - создать некое универсальное временнќе пространство. ѕо изобразительному р€ду это весьма условные шестидес€то-семидес€то-восьмидес€тые! » ћихаил ќлегович ≈фремов, который снималс€ в Ђјптекареї, упрекал мен€ в том, что мы всЄ приукрасили и идеализировали: Ђ¬от что ты врешь и воспеваешь Ђсовокї? ¬ этих пивных тогда пили не из красивых стекл€нных бокалов, а из наполовину обрезанных молочных пакетов!..ї

ƒа, мы умышленно сделали пивную этаким раем дл€ мужичков того ќстанкино. ’от€, поверьте, € отчетливо помню знаменитую Ђ–юмочнуюї р€дом с нашей школой, как и во что там наливали (поймите мен€ правильно!) ¬ фильме, была принципиально важна идилли€ человеколюби€ и равенства.  огда в московских пивных профессор мог запросто поговорить с таксистом о последней публикации в журнале ЂЌаука и ∆изньї, а участковый с писателем до хрипоты вы€сн€ть, кто же всЄ-таки возьмЄт  убок Ц Ђƒинамо  иевї, Ђ—партак ћоскваї или, вообще, Ђ“билисское ƒинамоїЕ

‘ильм, в каком-то смысле, философский. Ќо правильно ли мне удалось увидеть главные его идеи, сделать выводы? „еловек порой хочет бесцельно, по мелочам, забыва€ о главном. ¬торое: опасны желани€ и отсутствие любви. » еще: люди предали любовь. „еловек инертен, и природу его изменить могут только сильные потр€сени€.   сожалению, чаще всего Ц когда все уже потер€ноЕ

- ƒа, хотелось сказать и то, и другое, и третье. » в романе ¬ладимира ќрлова, по мотивам которого сн€т фильм, эти проблемы были поставлены. » еще фильм о том, что мен€етс€ само ¬рем€, и как это случаетс€. Ёто истори€ и о приходе 90-х, когда побеждает нечто непон€тное, Ђнезапланированноеї, когда благими намерени€ми в жизнь вторгаетс€ извращенна€ реальность. ¬ фильме ее воплотил Ўубников (в €рком исполнении “имы “рибунцева). ¬озможно, глубины замысла ќрлова мы не достигли, да фильм и не претендует на полное соответствие с романом. —ам ¬ладимир ќрлов приходил как-то на съемочную площадку, но, осмотрев комнату јптекар€, ћихаила Ќикифоровича, расстроилс€ и заключил: Ђ” аптекар€ был абсолютный пор€док, а у вас тут бардакЕ травки какие-то сушатс€Е ” ћихаила Ќикифоровича такого просто быть не могло!ї Ќо мы намеренно немного изменили образ главного геро€, не жела€ делать его холодным аккуратистом. —ережа ѕускепалис уже снабдил аптекар€ своей уникальной энергетикой...

 стати, сам аптекарь, вплоть до заключительной, восьмой, серии не очень выразителен. Ќо в финале он трансформировалс€, Ђпробудилс€їЕ

- Ёто орловска€ схема, так и было задумано. Ћинию Ђћихаил Ќикифорович - Ћюбовь Ќиколаевнаї мы оставили авторскую, и диалоги их сохранили. ј д€д€ ¬ал€ «отов, например, благодар€ игре —ерге€ ѕетровича Ќиконенко, несколько иной, чем в романе. —ергей ѕетрович очень полюбил эту роль, достроил ее, привнес свои прибаутки и афоризмы. ќн увер€ет, что при встрече с ƒмитрием ћедведевым, по случаю своего юбиле€ в апреле этого года попросил ѕрезидентаЕ посодействовать выходу Ђјптекар€ї на экраны. (ƒ€д€ ¬ал€ точно бы попросил!) ∆дем вот теперь!

ј теперь давайте вернемс€ в вашу жизнь, вашу юностьЕ Ќа одном из форумов девушка пишет о вашем брате ѕавле: Ђћы с ним в школе вместе учились, - и добавл€ет. - ” него потр€сающий брат - —аша Ѕаршак. ” нас ровно половина школы была влюблена в —ашу, а половина - в ѕашу...ї ¬ы об этом знали раньше?

- Ќет, дл€ мен€ это новость! (—меетс€) я, конечно, не чувствовал себ€ лузером, но по поводу Ђполшколыї - сильно преувеличено. –азве чтоЕ около четвертиЕ

 акие отношени€ у вас с братом?  то из вас лидер?

- —начала лидером был €. ѕавлуха до какого-то переходного возраста рос тихим и не любил Ђвысовыватьс€ї. Ёто € был хвастуномЕ ѕотом мы помен€лись рол€ми. я ушел в себ€, а он стал знаменит не только работами в кино, но и вс€кими истори€ми, вот, например, с одним модным боевитым режиссером подралс€Е

ƒа? ј € этого не читала в »нтернете - сами выдали!.. ¬ы любите брать в свои проекты ѕавла?

- ƒа, и хотел бы делать это чаще, но он очень зан€той артист.

Ќа всех фотографи€х, даже если вы улыбаетесь, глаза у вас грустные. ≈сли верить Ћермонтову, то это Ђпризнак глубокой посто€нной грустиЕї

- ћожет быть, € грустный оптимист?! »ли веселый пессимист, не знаюЕ Ќо точно не когда работаю над фильмом - тут Ђпо законуї глаза должны гореть.

¬ас нередко т€нет снимать фантазии. ¬ жизни вы часто сталкиваетесь с мистикой?

- Ѕывало. „то-то может материализоватьс€ - прийти из будущего или из прошлого, и другие участники съемок иногда рассказывают об этом.

¬от первый случай, который вспоминаетс€. ¬ фильме Ђ—вой островї Ц в истории про 80-е годы, дес€тиклассника, названного нами ћарадоной, учитель представл€л как победител€ юношеского чемпионата ≈вропы по футболу. ”же после съемок € прочитал, что ни в 80-х, ни в 90-х их не проводили. Ќо когда мы заканчивали делать фильм, состо€лс€ первый юношеский чемпионат ≈вропы по футболу, и наши выиграли!

¬аша работа Ђ—казка. ≈сть!ї закончена?

- ƒа, и по€витс€ на экранах после Ќового года, видимо. ѕродюсер Ц Ќаст€ ѕерова много дл€ этого сделала! ¬едь Ђ—казкиї тоже 4 года на полке лежали!

¬ам приходилось отказыватьс€ от предложенных сценариев?

- ƒа, после выхода Ђ едраЕї мне предлагали много сериалов. Ќо места дл€ личного пространства в них не находилось...

 акого жанра фильм вы бы хотели теперь сн€ть?

- —ейчас мы готовимс€ снимать фильм о ёрии √агаринеЕ ј вообще-то, важен не столько жанр, сколько возможность поговорить о „еловеке, его силе, его стремлени€х и страст€х. » это может быть истори€ реалистическа€, фантастическа€ или сказочна€. Ќе важно! ÷енны не спецэффекты, а люди. Ќа спецэффекты зритель будет смотреть 6 минут (американцы доказали), а дальше нужен „еловекЕ Ќасто€щий „еловекЕ




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru