Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

√еоргий ∆женов

   /   

Georgiy Zhzhonov

   /
             
‘отографи€ √еоргий ∆женов (photo Georgiy Zhzhonov)
   

ƒень рождени€: 22.03.1915 года
ћесто рождени€: ѕетроград, –осси€
ƒата смерти: 08.12.2005 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 90 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


√еоргий ∆∆≈Ќќ¬: Ђ» тут случилось чудоЕї

актер

ћЌќ√ќ лет € живу в подмосковном дачном поселке по соседству с народным артистом ———– √еоргием —тепановичем ∆женовым, но никогда не была близко знакома с ним. «нала лишь, что он прекрасный артист, сн€вшийс€ в около сотни фильмов, среди которых такие знаменитые, как Ђ„апаевї, ЂЅерегись автомобил€ї, Ђќпераци€ Ђ–езидентї, давно играет в “еатре ћоссовета. «нала также о его драматической, полной т€жких испытаний судьбе. —ам он о себе рассказывать не любит, особенно о прошлом, но € хорошо помнила его автобиографический рассказ Ђ—аночкиї, который прочла в журнале Ђќгонекї в самом начале перестройки и который произвел на мен€ огромное впечатление.

13.05.2004

¬—“–≈“»Ћ он мен€ радушно, но довольно жестко заметил, что все о нем уже написано и незачем все пережевывать заново. я же говорила ему, что собираюсь писать не рецензию о его спектакл€х и кинорол€х, что его жизненный опыт бесценен. Ђ¬от, Ч сказала €, Ч вижу на вашем столе документы по репресси€м тридцать седьмого года, расстрельные списки. «начит, от прошлого нам не отмахнутьс€ї.

‘ильм Ђ¬одил поезда машинистї (1961 г.)
‘ильм Ђ¬одил поезда машинистї (1961 г.)

¬ конце концов √еоргий —тепанович нехот€ согласилс€ рассказать о себе.

јрест брата

ƒЋя √еорги€ —тепановича ∆женова, которому идет 90-й год, наше прошлое Ч это не статьи в исторических журналах и не споры во врем€ предвыборных митингов. ќн хорошо знает его в лицо. „ересчур хорошо. ƒл€ него XX век Ч это тот самый век, который поэт ќсип ћандельштам назвал Ђвек-волкодавї и который убил его в 38-м году на пересылке во владивостокском лагере. Ётот волкодав рано вцепилс€ в семью ∆женовых, убива€ и калеча жизнь ее членов.

ќтец и мать будущего знаменитого артиста были родом из бедных кресть€нских семей “верской губернии. ќтец мальчишкой переехал в ѕетербург, где поступил в услужение к земл€ку-булочнику.  огда он осталс€ вдовцом и женилс€ во второй раз на молоденькой сироте, у него уже было п€теро детей, а тут пошли и общие дети. ∆или, вспоминает √еоргий —тепанович, бедно и далеко не в согласии Ч чем жестче становилась нужда, тем больше пил отец, пропива€ все, что было в доме, и нередко поднима€ руку на жену. ћать же была человеком добрым, мудрым и люб€щим, и дл€ √еорги€ —тепановича она навсегда осталась Ђмоей прекрасной ћамойї.

— фильма Ђ»справленному веритьї (1959 г.) началась в кино Ђмодаї на ∆женова
— фильма Ђ»справленному веритьї (1959 г.) началась в кино Ђмодаї на ∆женова

¬ек-волкодав впервые зарычал и обнажил клыки на ∆женовых в 34-м году, сразу же после смерти  ирова. Ѕрат будущего артиста Ѕорис, который был студентом механико-математического факультета университета, необыкновенно талантливым и подающим большие надежды, обратилс€ к комсоргу своего курса с просьбой разрешить ему не идти на похороны. ѕоказав на свои разбитые ботинки, он сказал: Ђ≈сли € пойду в “аврический дворец, об€зательно обморожу ноги.  акой смысл?  ирову это не поможетї.

 омсорг в духе новой коммунистической морали тут же донес на него. Ѕлест€щего студента немедл€ исключили из университета и лишили прописки в Ћенинграде.

Ес —ергеем √ерасимовым 33 года спуст€
Ес —ергеем √ерасимовым 33 года спуст€

»сключенный из университета студент целый год обивал пороги прокуратуры, протесту€ против несправедливого решени€. ¬ конце концов его восстановили в правах студента, и он вернулс€ в Ћенинград. ј в декабре 1936 г. ему принесли повестку с вызовом в Ќ ¬ƒ. ќн отправилс€ туда и уже не вернулс€. ¬ 37-м году его осудили на 7 лет за Ђантисоветскую де€тельностьї. „ерез шесть лет он умер в ¬оркуте от дистрофии, надорвавшись в угольной шахте.

Ћучшие дн€

ќлег √азманов: Ђќвацииї и Ђ«олотые граммофоныї
ѕосетило:6125
ќлег √азманов
Ёдвард Ћьюис. Ѕиографи€
ѕосетило:6040
Ёдвард Ћьюис
«везда французской эстрады
ѕосетило:5391
ћирей ћатье

¬о врем€ последнего свидани€ Ѕорис умудрилс€ передать матери несколько листочков бумаги, покрытых мелким, но разборчивым почерком. —о свойственным ему аналитическим складом ума он, как хирург, вскрывал весь ужас увиденного и пережитого в застенках внутренней тюрьмы Ќ ¬ƒ, рисовал картину полной беззащитности арестованных перед произволом слепой силы, когда тщетны любые доводы разума и логики, когда из подследственных издевательством и пытками выбивают угодные следствию Ђпризнани€ї и Ђпоказани€ї.

∆женов крайний справа во втором р€дуЕ
∆женов крайний справа во втором р€дуЕ

–иску€ жизнью, он пыталс€ в своем письме показать истинное положение дел в органах правосуди€.

Ђћне, Ч вспоминает √еоргий —тепанович, Ч все прочитанное показалось неверо€тным и страшнымЕ ѕотр€сенный, € тут же под неодобрительным взгл€дом матери сжег листочки в печке. ЂЌапрасно, сынок, напрасно, Ч сказала мать, Ч прочитал бы как следует, повнимательнее.  то знает, может, и пригодитс€ в жизниї. ≈сли бы € только мог представить, какими пророческими окажутс€ слова материї.

ѕосле осуждени€ Ѕориса вс€ семь€, то есть отец, мать и три сестры, была выслана в  азахстан.

— женой на даче
— женой на даче

√еоргий, который к этому времени, окончив Ћенинградское театральное училище, уже сн€лс€ на киностудии ЂЋенфильмї в нескольких картинах, среди которых были Ђќшибка геро€ї, Ђ„апаевї, уезжать в  азахстан отказалс€. ≈му равнодушно ответили: ЂЌе поедешь Ч посадимї.

Ѕрат Ѕорис, погибший в лагер€х √”Ћј√а
Ѕрат Ѕорис, погибший в лагер€х √”Ћј√а

 олыма

¬ 1938 √ќƒ” после окончани€ съемок у режиссера —ерге€ √ерасимова в картине Ђ омсомольскї молодого начинающего актера арестовали.  ак в кошмарном сне, вспоминает √еоргий —тепанович, он слушал, как его обвин€ют в установлении преступной шпионской св€зи с американцем, который завербовал его как человека, мст€щего за судьбу брата.

¬ ночь с 4 на 5 июл€ 1938 г. √еоргий ∆женов был арестован. ‘ото из тюремной картотеки
¬ ночь с 4 на 5 июл€ 1938 г. √еоргий ∆женов был арестован. ‘ото из тюремной картотеки

Ђќчень страшно, когда с пон€тий —праведливость и „еловечность впервые вдруг сорвали все красивые одеждыЕ ћне было только 22 года. я бо€лс€ не физических увечий, нет Ч может быть, € и вытерпел бы их, Ч € бо€лс€ сумасшестви€. «нать бы, во им€ чего ты принимаешь муки, Ч было бы легче!ї

ѕеред таким актером не грех упасть на колени
ѕеред таким актером не грех упасть на колени

¬се попытки хоть как-то сопротивл€тьс€ издевательствам следстви€, когда молодому человеку со смехом всовывали в руку карандаш и приказывали подписать признани€, окончились п€тилетним приговором и этапом на страшную  олыму.

√еоргий в юности
√еоргий в юности

√еоргий —тепанович, что помогло вам выжить в нечеловеческих услови€х √”Ћј√а и в особенности на  олыме?

√еоргий ∆женов фотографи€
√еоргий ∆женов фотографи€

Ч Ќаверное, мне помогло то, что, когда € попал на  олыму, у мен€ уже не оставалось ровным счетом никаких иллюзий, никакой веры в справедливость, котора€ €кобы должна восторжествовать, в закон и так далее, никакой надежды на пересмотр дела. Ѕыла лишь каждодневна€, каждочасна€ борьба за физическое выживание. »менно выживание. » потом, конечно, определенное везение. ¬едь в √”Ћј√е гибли люди и посильнее мен€.

¬ своей автобиографической повести Ђ—аночкиї € рассказываю, например, эпизод, когда мне сообщили о том, что Ч о, чудо! Ч мне вдруг пришли две посылки, посланные матерью. «а ними в лагпункт нужно было идти 10 километров пешком. я понимал, что посылки могут спасти мне жизнь, ибо от посто€нного голода силы убывали каждодневно и неуклонно, и € отдавал себе отчет, что долго не прот€ну. Ќо € физически не мог пройти эти прокл€тые дес€ть километров. ” мен€ просто не было сил. » тут случилось второе чудо: мен€ вз€л с собой опер, возвращавшийс€ на лагпункт. ј когда по дороге € окончательно рухнул в снег, не в силах сделать и шага, и с глубоким безразличием пон€л, что это конец, опер взвалил мен€ на санки, которые тащил за собой, и повез. „тобы жестокий опер, давно забывший, что такое сострадание, вез на санках зэка Ч это было больше, чем чудо.

ѕосылки были посланы мамой трем€ годами раньше, и их содержимое Ч сало, колбаса, чеснок, лук, конфеты, табак Ч давно перемешалось и превратилось в смерзшийс€ камень. я смотрел на эти посылки и из последних сил сопротивл€лс€ желанию тут же вцепитьс€ зубами в этот камень. я знал, что сразу же погибну от заворота кишок. я попросил охрану ни под каким видом не давать мне посылки, даже если буду ползать на колен€х и умол€ть об этом, а отколупывать маленькие кусочки три раза в день и давать мне. ќни посмотрели на мен€ с уважением и согласились.

 огда € говорю, что научилс€ ничего не ждать от лагерного начальства и ничего не просить и что это помогло мне выжить, € не преувеличиваю. ¬ 43-м году кончилс€ срок моего заключени€ и мне вручили официальную бумагу с гербом Ч к заключению добавили еще 21 мес€ц лагерей. я прочел ее почти равнодушно Ч а что еще можно было ждать от этой системы?

¬ 45-м году мен€ все-таки освободили, и € работал в ћагаданском запол€рном драматическом театре, а в 47-м приехал в ћоскву за назначением на работу. ¬ моем паспорте была отметка, запрещавша€ мне жить в сколь-нибудь крупных промышленных городах, где есть киностудии. ѕо ходатайству моего учител€ режиссера —ерге€ јполлинариевича √ерасимова мен€ направили работать в —вердловск, где € получил временную прописку и начал съемки в фильме Ђјлитет уходит в горыї.

Ќо тут как на грех киностудию закрыли, производство Ђјлитетаї передали в ћоскву, где мне жить с моим паспортом запрещалось. я нан€лс€ работать в г. ѕавлов-на-ќке в местный драмтеатр.

» здесь в 49-м году € был снова арестован. ÷елых полгода ел в √орьком тюремную кашу, а затем мен€ отправили в ссылку в северный Ќорильск. «а что, почему, как же так Ч если бы терзал себ€ этими вопросами, € бы быстро сошел с ума. Ќо как € уже сказал, другого от них не ждал, ни на что не наде€лс€ и потому выжил и на этот раз.

—моктуновский

¬ Ќќ–»Ћ№— ќћ драмтеатре € познакомилс€ с »ннокентием —моктуновским, с которым мы вместе играли. я сразу пон€л, что это за талантище. ќн пр€талс€ в Ќорильске потому, что во врем€ войны был в плену и бо€лс€, что его посад€т.

я долго уговаривал —моктуновского ехать в ћоскву, ибо талант его был безмерен и не вмещалс€ в маленький норильский театр. ќн и хотел, и бо€лс€, и € понимал его. ќн говорил, что у него нет денег, а когда € предложил одолжить ему, он отказалс€. “огда € купил ему фотоаппарат, научил снимать, и он начал зарабатывать деньги, фотографиру€ в окрестных деревн€х. ¬се в те годы нуждались в фотографии, всем куда-то нужно было послать о себе весточку. ¬скоре он вернул мне деньги. я дал ему рекомендательное письмо к јркадию –айкину, но вместо Ћенинграда —моктуновский поехал в ¬олгоград, где играл третьестепенные роли. я и там не оставил его в покое и буквально заставил поехать в ћоскву, в театр Ћенком, где его заметил режиссер ћихаил –омм и сн€л в небольшом фильме. “ак начиналось его стремительное восхождение на олимп советского кино и театра, и € счастлив, что тоже помог ему в этом. “ем более что добро, как правило, рождает добро. ¬от и —моктуновский продолжил эстафету добра и привел в кино прекрасного актера »вана Ћапикова.

ѕосле того как вы вернулись в Ћенинград к маме и начали играть сначала в областном драмтеатре, а потом в “еатре Ћенсовета, ваша творческа€ судьба круто изменилась. ¬ы сн€лись более чем в ста фильмах у множества крупнейших режиссеров, вы народный артист ———–, вы обладатель всех, буквально всех наград нашего кино.  ак известно, многие режиссеры Ч диктаторы, а бывает, и самодуры. ¬ы же Ч это рассказывали мне все, кто вас знает, Ч человек независимый, человек с острым чувством собственного достоинства. Ќе мешал ваш характер вашей актерской карьере?

Ч ƒа, конечно, режиссеры бывают разные, а сама актерска€ професси€ предполагает подчинение воле режиссера. Ќо, наверное, в отношени€х со мной режиссеры чувствовали, что есть черта, которую € никогда не разрешу перейти. я не скандалил, не склочничал, не добивалс€ особых привилегий, но даже в √”Ћј√е никому не позвол€л перейти этой черты. ќхранник мог обругать, ударить, но € никому не позвол€л унижать себ€.

√еоргий —тепанович, до сих пор многие люди, особенно пожилые, вспоминают —талина с ностальгическими вздохами: какой пор€док был, да и цены снижали регул€рно.  ак вы относитесь к Ђвождю всех народовї?

Ч  ак-то во врем€ поездки в √рузию, страну, которую € очень люблю, мен€ пригласили на банкет. ¬еликолепный стол, несравненные грузинские вина. » тем не менее через минуту после начала торжества € почувствовал, что попал как кур в ощип: —талина поминали чуть ли не в каждом тосте, пили за Ђотца-учител€ї, Ђсветоча человечестваї, Ђвеликого организатора и вдохновител€ победы над фашизмомї и тому подобное. —миритьс€ и пить со всеми € не мог, знал, что совесть замучает. Ќе пить? ¬се будут терпеливо ждать, пока ты выпьешь. я попыталс€ попросить слово Ч куда там! » вдруг пон€л, что нужно делать.  огда тамада сделал алаверды ко мне, € встал и спросил:

ќтветьте мне, пожалуйста, насто€щий грузин кровную обиду прощает или нет?

Ч Ќет, конечно, нет! Ч весело прокричали мне с разных концов стола.

Ч “ак вот, насто€щий русский кровной обиды также не прощает! ѕоверьте, € не хочу обидеть никого из сид€щих за этим столомЕ ¬ы все милые, гостеприимные люди. Ќадеюсь, вы правильно поймете все, что € скажу, и не примете сказанное на свой счет. Ч ¬се затихли, а € продолжал: Ч ¬ свое врем€ в моей судьбе зловещую роль сыграли три грузина Ч —талин, Ѕери€ и √оглидзе. Ѕлагодар€ этим люд€м € семнадцать лет мыкалс€ по тюрьмам, лагер€м и ссылкам. —ейчас € оказалс€ в положении, когда вынужден пить в пам€ть одного из троих, а € этого не хочу и не буду!

“€гостное молчание нарушил один из министров, седой красивый грузин. »зобразив на лице сочувствие, он произнес:

Ч ƒа, печально, конечно. Ќо, дорогой гость √еоргий, неужели вы думаете, что »осиф ¬иссарионович —талин знал обо всем этом?

Ч Ё-э, бросьте! Ч резко ответил €. Ч —огласитесь, трудно поверить, чтобы глава государства не знал о судьбе почти двадцати миллионов его верноподданных.

¬ неловкой тишине застолье тут же кончилось. ¬от вам и ответ, как € отношусь к пам€ти Ђотца всех народовї.

√еоргий —тепанович, вы человек религиозный?

Ч ‘ормально € далек от церкви, поклонов не бью, не крещусь. Ќо если Ѕог Ч это любовь, тогда €, безусловно, верующий. ѕотому что верю в добро и всегда стремлюсь сам следовать древней заповеди Ђделай доброї. — другой стороны, когда вижу, как демонстративно крест€тс€ перед иконой некоторые наши политические де€тели, которые еще недавно крестились на портреты очередного генерального секретар€  ѕ——, мне и смешно и стыдно за их фальшь. ¬ера у каждого должна быть глубоко своей, личной, а не показнойЕ

√еоргий —тепанович, вы видели многое и пережили многое.  аким вам видитс€ будущее нашей страны?

Ч Ќесмотр€ на все, € оптимист, верю, что наши люди постепенно распр€м€тс€, станут свободными и гордыми, а с ними такой станет и страна.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ёдуард —трельцов. Ѕиографи€
ѕосетило:45066
Ёдуард —трельцов
Ћеонид јгутин: Ћюбит разную музыку, но поет попсу
ѕосетило:10974
Ћеонид јгутин
јктер не одной роли
ѕосетило:10994
Ѕенедикт  амбербэтч

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru