Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

—ергей ёрский

   /   

Sergey Yurskiy

   /
             
‘отографи€ —ергей ёрский (photo Sergey Yurskiy)
   

ƒень рождени€: 16.03.1935 года
ћесто рождени€: Ћенинград, ———–
ƒата смерти: 08.02.2019 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 83 года

√ражданство: –осси€
—оцсети:


—трашно, когда ћосква на полувоенном положении

јктер кино и театра

—атира —ерге€ ёрского Ц особое €вление в литературе. ќн вы€вл€ет абсурдность происход€щего сегодн€ с нами, не пользу€сь ни революционным пафосом, прин€тым ¬еллером, ни желчной откровенной €звительностью, любимой ≈рофеевым.

02.05.2007

—атира —ерге€ ёрского Ц особое €вление в литературе. ќн вы€вл€ет абсурдность происход€щего сегодн€ с нами, не пользу€сь ни революционным пафосом, прин€тым ¬еллером, ни желчной откровенной €звительностью, любимой ≈рофеевым. ќн осторожно идет по минному полю классической английской сатиры, и читателю приходитс€ самому искать места, где спр€тана горька€ ирони€. “ак получилось, что на интервью с —ергеем ё–— »ћ пришлось пробиратьс€ через многочисленные кордоны ќћќЌа Ц наша беседа состо€лась аккурат в день разгона Ђћарша несогласныхї в центре ћосквы. » здесь уже горькую иронию искать не пришлось.

—ергей ёрский фотографи€
—ергей ёрский фотографи€

Ц —ергей ёрьевич, не могу не задать вопрос: как вы относитесь к этой ситуации?

Ц я ехал в театр и слышал по радио, как старых людей побили палками на –ождественском бульваре. ј завтра все это будет в ѕитереЕ » против них, двух тыс€ч человек, выставл€етс€ мощно организованна€ и профинансированна€ Ђћолода€ гварди€ї, где 14 тыс€ч человекЕ » если они встрет€тс€ и попробуют друг друга убеждать маханием рук, может произойти что-то страшное. «начит, правы те, кто развел их на дес€ток километров. ќни правы. Ќо город на полувоенном положении. ¬от что страшно. Ќе зр€ мой герой в Ђѕредбанникеї в финале предупреждает зрител€: ЂЅудет бан€. Ѕудет кровава€ бан€, когда нас будут бить сначала легкими ветками, а потом солеными розгамиї.

Ц ј € ехала к вам разговаривать о вашем литературном творчестве...

Ц Ѕоюсь, что эта беседа будет интересна только нам с вами. —егодн€шн€€ жизнь об€зывает человека к непрерывному передвижению в заботах о себе самом. „тение дл€ очень многих выпадает из процесса жизнеде€тельности. ѕоэтому € не особо рассчитываю на читателей. Ќо мне при€тно, что кто-то все-таки находит на это врем€.

Ц ¬аша книга Ђѕрактические облакаї вырастает из лучших традиций сатиры. ¬ы же понимали, когда писали, что така€ сатира дивидендов не даст? ¬ы вз€лись за совершенно неблагодарное делоЕ

Ц Ќасчет дивидендов вы правы. Ќо почему дело неблагодарное? я конечно, не могу сказать, как ’лестаков: Ђя, признатьс€, литературой существую...ї я никогда литературой не существовал. ¬сегда был актером, и это было мое твердое существование, любима€ служба и мо€ материальна€ основа жизни. Ћитература никогда не была баловством, но € никогда не рассчитывал на то, чтобы перейти на профессиональное зан€тие литературой. Ќо, как ни странно, именно потому, что, как актер, € человек демократический, € обращаюсь к залу по нескольку раз в неделю,и пока еще нахожу в нем некоторый отклик, а когда-то находил громадный отклик. я невольно, когда писал, обращалс€ к той же, моей аудитории. ѕолагал, что то, что мне кажетс€ смешным, € не должен был как-то подхлестывать и предупреждать зрител€, что сейчас будет смешно.  ак хороший любитель леса любит находить спр€тавшийс€ гриб, а не мухомор, который блистает ненужной красотой за сто метров, так € люблю шутить с читателем с непроницаемым лицом. Ќайдетс€ ли на это любитель? —ейчас € начинаю понимать, что люди хот€т разжеванного. Ћюд€м некогда искать мои грибы. ќбычно развитие шло от легкого к сложному. —ейчас идет развитие в обратную сторону. » потому мне кажетс€, что, несмотр€ на все внешние успехи, идет интеллектуальный и художественный регресс. „итатель и зритель, который раньше мог пережевывать взрослую пищу, сейчас этого делать не может. » не потому, что у него нет зубов. ” него отросли зубы куда более острые, чем раньше. ≈му некогда. Ќекогда.

Ц ¬ы нашли красивый образ мухомора. ћожно ли сказать, что сейчас вообще пришло врем€ мухоморов?

Ћучшие дн€

»зобретатель-сорвиголова
ѕосетило:19085
 олин ‘ерз
¬иктор “алалихин: ѕервооткрыватель ночных таранов
ѕосетило:13002
¬иктор “алалихин
 арл ƒрез. Ѕиографи€
ѕосетило:12308
 арл ƒрез

Ц  онечно. ѕотому что сегодн€, если ты хочешь успеха, к цене таланта надо добавить такую же цену на рекламу. ≈сли крик о соде€нном равен соде€нному, то это, конечно, мухоморное врем€. Ёто вытекает из целого р€да обсто€тельств. ¬о-первых, нужно непрерывно расшир€тьс€, иначе теб€ сдав€т совсем. Ёто касаетс€ всего Ц от индивидуумов до общественных институтов. я всегда полагал, что если все расшир€ютс€, то становитс€ неверо€тно тесно и опасно. ¬ моей повести Ђ„ерновї, которую € написал в 60-е, герой заболевает от этого: Ђ≈сли все расшир€ютс€, то нам, вход€щим в жизнь, нет в ней местаї. ѕовесть мо€, как оказалось, предвидела событи€ сегодн€шних дней. Ёто расширение, которое называетс€ Ђсвободный рынок и конкуренци€ї, оно очень мухомористо. ј кроме того, разбухают те центры, где люди кишат. —тановитс€ слишком тесно, и если хочешь войти, то надо сильно толкатьс€.

Ц Ѕольше хочешь выйти.

Ц ј куда выйти? Ёто тоже проблема, ≈сли говорить о человеке, то у каждого из нас, как правило, есть об€занности перед семьей, перед родными, которым мы должны помогать. Ќекуда выйти. ј с литературой все сложнее. ѕотому что вне общества литература не существует.  онечно, есть Ђкабинетна€ї литература, когда человек пишет в стол и ничего не ждет. » она бывает талантлива. Ќо мы ведь говорим о другой литературе. ћожно, конечно, сказать: Ђƒа мне и 500 экземпл€ров хватитї. Ќо 500 экземпл€ров не позвол€т серьезному писателю жить. ј против них сто€т миллионные тиражи Ђмухоморнойї литературы. » тогда начинаетс€ гонка внешних рекламных обеспечений.  онечно, она стоит в противоречии с самим творчеством. –азумеетс€. јвтора представл€ют даже не криком, а воплем: Ђ—ама€ лучша€ книга этого года! ¬ы узнаете о таких гадост€х, о которых еще не слышали!ї “ака€ реклама тоже годитс€. » лес наполн€етс€ не только естественно растущими мухоморами, а еще и подставными мухоморами, изготовленными искусственно и раскрашенными особым образом.

Ц Ќельз€ не вспомнить сейчас фразу геро€ из вашего спектакл€ Ђѕровокаци€ї: Ђ≈сть такие места, где культуры не будет, как ни насаждайї.

Ц ћой герой, конечно, заражен цинизмом и желанием эпатировать собеседника, но в его словах есть дол€ правды. ≈сли € все-таки полагаю, что наше искусство Ц живое, принос€щее новое, нарушающее привычное, Ц если это искусство есть только оформление жизни, то оно тер€ет свою сущность. » прелесть заниматьс€ им, и прелесть его воспринимать проходит. ћы, может быть, преувеличивали воспитательное значение и магнетическое вли€ние искусства. » мы искренне верили в просвещение через искусство. Ёто, наверное, гордын€ неоправданна€. » дл€ скепсиса есть основани€, и есть основани€ моему герою утверждать, что Ђповысить уровень культуры нельз€, как нельз€ повысить уровень водки в плоской посуде. Ѕудет выливатьс€ через крайї.

Ц ”пом€нутого вами ’лестакова из гоголевского Ђ–евизораї мы регул€рно слышим по радио Ђ ультураї. ¬ашим голосом там говорит не только ’лестаков, но и все мужские персонажи Ц тот самый раскрашенный, поддельный мухомор. ѕочему ваш выбор остановилс€ именно на этом произведении Ќикола€ ¬асильевича? » чь€ была иде€ сделать этот радиоспектакль Ц ваша или Ђ ультурыї?

Ц »де€ была мо€. Ђ ультураї откликнулась. „то касаетс€ формы, то должен вам сказать, что сам √оголь многократно исполн€л свою Ђ∆енитьбуї. “ак что сольные исполнени€ Ђза всехї Ц это в традици€х самого Ќикола€ ¬асильевича. „то касаетс€ содержани€, то Ђ–евизорї современен, поскольку всегда актуальна его психологи€. ¬ письмах √оголь писал, что он вынимал из себ€ собственные грехи, работа€ над Ђ–евизоромї. Ёто поразительно здоровое произведение, которое € считаю наиболее актуальным сегодн€шнему дню. ѕотому что, как ни крути, а ЂЌевский проспектї устарел, Ђћертвые душиї не закончены, ЂЌосї по меньшей мере страненЕ ј Ђ–евизорї написан Ќиколаем ¬асильевичем Ђв сегодн€ї. » спектакль Ц еще и попытка задать вопрос, не наш ли он современник? ј ведь √оголю через год 200 лет исполнитс€.

Ц Ќаверн€ка найдутс€ такие наши читатели, кто не успел послушать начало спектакл€...

Ц ќни смогут прослушать его целиком по радио Ђ ультураї 28 апрел€.

Ц ¬ы, продолжа€ традиции Ќикола€ ¬асильевича, тоже подвергали сатире наше новоиспеченное двор€нское сословие. ћногие Ђдвор€неї, наверное, увидев себ€, не на шутку обижаютс€?

Ц Ќе вид€т! » даже часто вообще не замечают, что это сатира, а читают это как познавательную литературу, как очерк: вот что было в двор€нском собрании  ировского районаЕ » даже абсурдность лозунга Ђћы Ц двор€не-кировцыї не вид€т. „итают и делают выводы о том, что нельз€ довер€ть деньги непроверенному человеку. ј то, что все это двор€нское собрание по сути Ц бред и ахине€, все это, как в гоголевских Ђ»грокахї Ц маскарад, где каждый притвор€етс€ тем, чем не €вл€етс€ и €вл€тьс€ не может, это пропускаетс€. Ќо € не жду, чтобы мир расхохоталс€. Ёто бы тоже было гордыней.

Ц ¬ы написали теплые слова о моем любимом драматурге јлександре ¬олодине. ѕо воспоминани€м о нем, он был таким прекрасным, чистым, тургеневским юношейЕ

Ц јлександр ћоисеевич был не юношей, когда мы познакомились. ќн был старше мен€. » последние встречи с ним были встречами с совсем старым человеком. Ќо особенным, оживленным, не медл€щим ни на слово, ни на движение. „еловеком сердечным в буквальном смысле слова, с мгновенным откликом на любую чужую боль. ћне нравитс€ слово Ђтургеневскийї, но представл€етс€ не юноша, а такой соседский помещик, чудакЕ ѕотому что к жизни самого дома он не приспособлен. Ќо он непременный человек в этом доме и в какой-то степени сердце этого дома. ќн был необыкновенно-беззащитно активный член общества. » от него шла волна, котора€ не шла ни от кого другого. ≈го убрать Ц и будет организм, скорее похожий на механизм. “ак и случилось. “аких чудаков поубавилось, а потом они совсем исчезли.

Ц —егодн€шний литературный дом без таких людей способен создать такую драматургию?

Ц Ќет, конечно. ” ¬олодина учеников, подражателей быть не может. ѕо той причине, что сейчас это было бы не очень востребовано, не очень выгодно, и по той причине, что дот€нутьс€ до этого очень трудно. »споведальность прин€та, это одна из форм общени€ с читателем. Ќо € бы назвал ее корыстной исповедальностью. „еловек открывает все гадостное в себе, все то, что, вообще говор€, положено пр€тать. ј он открывает, и не с целью пока€тьс€ в скверном, а с целью заслужить похвалу за искренность. ј в похвале имеетс€ в виду и число читателей, и большой тираж. ѕеребить предыдущего автора еще большей искренностью и даже добавить себе гадостности за счет того, чтобы сказали: Ђ¬от это вс€ правда, вс€ подноготна€ї.

Ц —кажите, при таких обрисованных вами чертах сегодн€шнего дн€, как мухоморна€ культура, игра краплеными картами и тотальное отсутствие самоиронии у всех, чем все это может обернутьс€ завтра?

Ц —амоирони€ и ирони€ сейчас подменены смехом. ћодно сме€тьс€. Ќад чем? Ц вот вопрос. —мех профессионализировалс€, он оброс громадными зубами, которые не кусают. ’орошие анекдоты, заметьте, как-то подысчезли.  ультура анекдота в –оссии была такой бритвой, котора€, выбрив лицо, могла разрезать и горло. »х теперь нет. ј грубые анекдоты или анекдоты разжеванные, приближенные к солдатскому юмору, где, может быть, и смешно, но нет объема, нет того, что хотелось бы пересказывать, они в изобилии. ј ведь ирони€ необходима, чтобы не залететь в небеса. ѕотому что летать в небеса можно только в космическом аппарате, а в космический аппарат все-таки влезает очень немного народу. ¬сем не надо туда соватьс€. ќтсутствие иронии по отношению к самому себе Ц это один из грехов и тупиков. ∆утка€ банальность серьезности Ц один из предметов костюма сегодн€шнего дн€, где человек €кобы прост. ¬тора€ черта сегодн€шнего дн€ Ц происходит медленное превращение одного в другое. ¬се, что вокруг, становитс€ мутантом. »з куколки вроде бы должна по€витьс€ бабочкаЕ ¬роде быЕ Ќо вырастает кругом совсем не то. „удовищность вырастающего делает мир туманным. ƒл€ человека, который привык видеть €сно. » хот€ бы отдавать себе отчет в происход€щем, если уж он не может ничего изменить. ѕолное нарушение системы координат.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ёрий ¬ласов. Ѕиографи€
ѕосетило:277251
ёрий ¬ласов
¬с€кий человек способен прожить более ста лет
ѕосетило:11692
ѕоль Ѕрэгг
 арл ƒрез. Ѕиографи€
ѕосетило:12308
 арл ƒрез

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru