Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

—ергей ёрский

   /   

Sergey Yurskiy

   /
             
‘отографи€ —ергей ёрский (photo Sergey Yurskiy)
   

ƒень рождени€: 16.03.1935 года
ћесто рождени€: Ћенинград, ———–
ƒата смерти: 08.02.2019 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 83 года

√ражданство: –осси€
—оцсети:


Ќјƒќ ќѕќћЌ»“№—я!

јктер кино и театра

ќн, без сомнени€, должен быть назван самым Ђлитературоцентричнымї театральным де€телем нашей эпохи. — литературой —ергей ёрский, по его собственному признанию, Ђсв€зан двум€ концами: это чистое включение, как вилка двум€ концами входит в розеткуї.
» как мастер, уже сорок лет занимающийс€ литературным театром на сцене, и как человек, сам не чуждый сочинительству. ј потому разговор с —ергеем ёрьевичем логично началс€ с вопроса о том, откуда пошла его любовь к словесности.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

01.04.2006

Ц ” мен€ всЄ началось с любви к пьесам. я с детства любил читать пьесы и даже разыгрывать их дл€ самого себ€, устроив дома примитивнейший такой макет. Ќу, конечно, € параллельно ходил в театр. ќтец был руководителем цирка, но водил мен€ по театрам. “еатр был его истинной профессией. я помню свои первые впечатлени€, когда мне было лет семь, когда € ещЄ не мог пон€ть, о чЄм идЄт речь во взрослом театре, но то волнение, которое возникает при открытии занавеса, когда люди вступают в какие-то отношени€ как бы теб€ не вид€, а ты их видишь, потр€сало мен€.

—ергей ёрский фотографи€
—ергей ёрский фотографи€

Ц ћен€лись эпохи, чего только не было, пришЄл цинизм последнего времени Ц и ничто эту детскую любовь не смогло разрушить?

Ц ќна сохранилась. я могу гордитьс€ тем, что € потомственный актЄр и циркач потомственный. Ќикогда этого не стыдилс€ Ц дескать, знаете, неловко... Ёто пошлость, когда говор€т, что на дет€х отдыхает талант, дар Ѕожий. я воспитан в цирке и в театре, где актЄры рожали детей, учили их, и они тоже становились актЄрами.

Ц ј почему тогда литература? ¬едь неисчерпаемо то, что можно возделывать в качестве актЄра?

Ц  ак актЄр, €, надеюсь, поработал немало. ѕросто однажды почувствовал, что могу что-то изложить таким составом слов и так, как другой за мен€ не сделает...

Ц „то наиболее существенно повли€ло на ваши литературные вкусы?

Ц ќчень многое € унаследовал. ќтец был человеком литературно образованным и разносторонним. ’от€ нар€ду с замечательными книгами € увлекалс€ и весьма не замечательными. Ёто было разное чтение.

Ц Ќынешние времена как раз утверждают концепцию подобного Ђразного чтени€ї. ѕриход€ в ƒом книги, сходишь с ума Ц обложек множествоЕ

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

Ц я сегодн€ был в книжном и поразилс€: какие возможности читать, но в то же врем€ как странно всЄ это выгл€дит. Ђ—обака Ѕаскервилейї Ц весь текст по-английски и по-русски. ћожно учить английский. ƒальше такой же ƒиккенс, ”айльдЕ Ќарасхват они, что ли, идут? Ќе думаю. ќднако сто€т. –омен √ари, € вас удивлю, Ц две полки! ‘ранцузского автора!

Ц «начит, покупают.

Ц я в этом не уверен. Ётот поток не может не захлебнутьс€. ¬ыбор стал непозволительно широким, в нЄм совершенно невозможно сориентироватьс€. ¬от € вижу отличный учебник английского. ¬озьму-ка € самоучитель. ќй, и испанский есть, и португальский, а вот и €понскийЕ ј кончаетс€ это так: Ђƒа не буду € ничего покупать, всЄ равно всего не узнаешь. ¬ конце концов, есть компьютерные программыї.

Ц Ёто рынокЕ

Ц ћолитьс€ надо не на рынок, а Ѕогу. ћы говорим: Ђ–ынок всЄ определитї. Ќичего подобного. — одной стороны, здесь вроде бы можно не беспокоитьс€, потому что все эти первые места, рейтинги продаж, этот рынок в какой-то степени сам себ€ отрегулирует, он подавитс€ собственным изобилием. ѕомидоров завезли уж слишком много, часть замаринуют, а часть всЄ-таки сгниЄт. ¬сего не съешь. Ќо, с другой стороны, дело не в том, что слишком много, а в том, что историческое сознание растер€но. я помню своЄ давнее потр€сение от книжного магазина в японии. “ри этажа, каждый Ц с километр: там есть вообще всЄЕ Ќо потом € выхожу и вижу то, к чему это привело. Ќапротив тоже магазин Ц уже четырЄхэтажный, и оттуда тоже несут какую-то бумажную продукцию. ћолодЄжь что-то активно покупает. Ќе могу пон€ть, кассеты, что ли? Ќет. “ак что же?..

Ц  омиксы?!

Ц ƒа! „етыре этажаЕ

Ц ” нас сейчас вошли в обиход сборники с кратким изложением классики. Ђƒвенадцатьї Ѕлока занимают полстранички: Ђ¬ ѕетрограде вечер, очень плоха€ погода, скользко, бабушка чуть не упала, идут двенадцать милиционеров, и у одного из них серьЄзные проблемы в личной жизниЕї

Ц ƒавайте согласимс€, что сегодн€ почти доминирует точка зрени€, что советской литературы не было, а была литература неподцензурна€, впоследствии диссидентска€, только она Ц литература. Ќу ещЄ литература эмигрантска€. Ќа этих двух ножках хот€т поставить табурет. ј он на двух ножках не устоит. “реть€ ножка, а она, надо сказать, очень прочна€, это то, что называлось советской литературой, в которой, как и во вс€кой литературе, было достаточное количество среднего или шлакового, но были вещи, которые образовывали мен€, моЄ поколение, думаю, и вас тоже.

Ц —мотрите, происходит неожиданное возвращение интереса к ѕавке  орчагинуЕ

Ц » замечательно. Ђћартин »денї, Ђ¬садник без головыї и Ђ ак закал€лась стальї Ц вот три вещи, которыми € зачитывалс€ в определЄнном возрасте. ј ещЄ были об€зательно √айдар, Ѕорис ∆итковЕ  ак € могу их предать? ј в следующем возрасте: конечно,  атаев, конечно, »льф и ѕетров, конечно, «ощенко, потом “рифонов, Ўукшин, по€вившийс€ как из-под земли Ѕулгаков. Ёто были образующие вещи. » конечно же, €вление спр€танного до времени ћандельштамаЕ Ќе забудем вли€ние  онстантина —имонова и “вардовского и тех вещей ѕастернака, которые по€вл€лись в печати и которые мы учили наизусть. ≈щЄ ≈сенин и, конечно, ћа€ковский, которого вдалбливали, но который тем не менее был гениальным поэтомЕ ѕлатонов Ц абсолютно великий писатель.  стати, безмерно люб€ и цен€ и Ѕродского (он дл€ мен€ конгениален чуть ли не ѕушкину), € никак не могу согласитьс€ с его в беседах с ¬олковым произнесЄнной фразой, что не было никакой советской литературы, а был ѕлатонов, ещЄ два имени и всЄ. Ёто была именно литература. “реть€ ножка. ”же забыли фантастическое впечатление, которое произвЄл —олженицын. ј ¬асилий √россман, новомирские авторы другого р€да, ранний ¬ойнович...

Ц ј теперь? Ђ“олько вот поэтов, к сожаленью, нету, впрочем, может, это и не нужно?ї

Ц «амечательные слова ћа€ковского, но поэты есть! » хорошие! » сколько! ∆ивут, умирают в тоске, непониманииЕ ѕокончил с собой очень хороший екатеринбургский поэт по фамилии –ыжий. Ќедавно умер Ѕорис ¬икторов, мрачный поэт, но это Ц выдающеес€ €вление. ≈сть блистательный “имур  ибиров. » есть ќльга —едакова, и есть ≈лена Ўварц. ќни могут нравитьс€ или не нравитьс€, но следует признать сам факт наличи€ поэзии, прозы. —ергей »гнатов опубликовал повесть Ђћухаї, это классна€ литература.

Ц ј по телевизору всЄ врем€ исключительно ¬иктор ≈рофеев и “ать€на “олста€Е

Ц –еб€та захватили свой кусок, они наход€тс€ в поле зрени€ всей страны. Ќо € не поверю, что они могут много писать, потому что они не сход€т с экрана телевизора.  огда писать-то? ¬прочем, сегодн€ научились писать много.  то сам не может писать, тот диктует, кто диктовать не может, тот просто рассказывает, нанимает человека, который творит за него. √орький, конечно, чуть-чуть ошибс€. ќчень уважа€ јлексе€ ћаксимовича и не счита€ правильным сн€тие его имени с Ѕƒ“, в котором € двадцать лет проработал, его профил€ с ЂЋитературной газетыїЕ

Ц ЕЌедавно вернули.

Ц ѕравильно сделали. ’от€, нет, вернули уже неправильно Ц получилс€ такой политический акт, но вот сн€ли особенно неправильно. “ак вот, √орький Ц очень важный фактор, соедин€ющий классику с новой русской литературой, сильно ей помогший, многих спасший Ц он какую ошибочку сделал? ќн сказал: пусть каждый напишет о себе, потому что каждый человек интересен. я думаю, это у него была искренн€€ вспышка гуманизма, он действительно всю жизнь любил, или старалс€ любить людейЕ Ќо сейчас, когда в результате каждый пишет Ц спасу нет, Ц когда все деревь€ скоро изведут на бумагу, все слова втиснут в произведени€, однако читателей при этом не будет.

„то делать? я полагаю, общество в цел€х гигиены должно вернуть себе Ц не цензуру, нет, а редактуру. »счезнувшую вещь. –едакторы превратились фактически в переносчиков готовых дискет в типографию. ќпредел€ет сам автор, если сам платит. ≈го спрашивают: орфографию править? ќн говорит: не надо. Ќу хорошо, стоить будет столько-то, несите дискету. ¬от и книжка. ƒругой вариант: человек имеет им€. » это им€ худо-бедно, но продастс€. »здатель говорит: это пойдЄт, дискету давайте. ЌесЄм дискету, а потом идЄм на презентациюЕ ¬ернуть редактуру! ¬едь что она такое? —егодн€шний вкус общества. ѕланка.

Ц Ќо если в качестве редактора возникнет что-то государственное вроде министерства литературы, то сразу пойдут письма в ќЅ—≈ про цензуру и свободу слова. ћожет быть, нужно какое-то общественное жюри, состо€щее из людей, которых не об€зательно люб€т, но уважают?

Ц я не очень люблю, да, пожалуй, совсем не люблю ƒмитри€ √алковского, но одна мысль его понравилась. ќ том, что коренное наше отличие от народов ¬остока Ц неуважение к старшим. —тарик где-то в горах всегда имеет шанс, что молодой человек, идущий ему навстречу, либо шапку снимет, либо поклонитс€, а в –оссии пнут. —ледующее поколение стараетс€ как можно скорее дать предшествующему пинок под зад Ц освобождайте место!

ћы катимс€ вниз. » без того, чтобы по-восточному уважать аксакалов, то есть людей, которые достигли некоторого уровн€, ничего не будет. »х надо спрашивать иногда. “о, что раньше называлось словом: художественный совет. –аньше были городские худсоветы (и € сам бывал их участником от молодЄжи), были худсоветы театров, на телевидении, в кино Ц они были скверными, но когда их совсем уничтожили, началось падение. ¬сЄ-таки когда ёлий яковлевич –айзман говорил: ЂЁто недостойно!ї, то люди опускали глаза, если они действительно проталкивали в кино какую-нибудь хреновину.

 огда же € говорю о неуважении к старикам, Ц а € сам теперь уже старик, Ц € говорю не про то, что мен€ не уважают, а про то, что € не уважал. я ведь играл со знаменитейшими старыми актЄрами. » помню, как чувствовал: это уже ушедшее, а мы Ц новые, мы знаем, что делаем, мы имеем успехЕ » стариков не уважал! ј теперь через много лет € пон€л, почему € всЄ же сохранилс€. ѕотому, что € не совсем их не уважал. „то-то € запомнил, что-то € перен€л, в чЄм-то € опомнилс€. ќпомнилс€! ћо€ встреча с Ќиколаем  онстантиновичем —имоновым была неверо€тно важной. я знавал и √рановскую, и с ѕолицеймако играл, и с ѕл€ттом работал, и с –аневской, и столь мало от них вз€лЕ Ќо, опомнившись, пон€л: то, что € зацепил, это и есть мое богатство. я уж не говорю про собственных родителей. я уважал их и любил, но недостаточно понимал. ѕоздно пон€л. ћне кажетс€, что это черта наша, национальна€. » когда € говорю, что стариков не уважают, € не прошу Ђмен€ уважьтеї, а это € каюсь.

Ц ј каким же образом нам всем сегодн€ опомнитьс€, —ергей ёрьевич?

Ц Ќадо внушить люд€м, что, кроме слова Ђсвободаї, есть слово Ђкультураї. ‘ормулировок много, € прин€л одну, котора€ дл€ мен€ важнейша€: культура есть самоограничение. ƒикарь всЄ может себе позволить, окультуренный Ц не всЄ. ≈сть ещЄ более высока€ вещь Ц вера. –елиги€ говорит: это твоЄ, а это Ц ни в коем случае. Ёто можно, но не сейчас, а этого нельз€ никогда. ≈сли всЄ это отвергнуть, то останетс€ одна свобода. Ќо без религии и без культуры Ц свобода варварска€. Ёто, по-моему, абсолютна€ формула.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru