Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

—ергей ёрский

   /   

Sergey Yurskiy

   /
             
‘отографи€ —ергей ёрский (photo Sergey Yurskiy)
   

ƒень рождени€: 16.03.1935 года
ћесто рождени€: Ћенинград, ———–
ƒата смерти: 08.02.2019 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 83 года

√ражданство: –осси€
—оцсети:


—лучай ’одорковского Ц это Ђкороль Ћирї сегодн€

јктер кино и театра

≈сть нечто юрское в том, чтобы вз€ть у ёрского интервью после юбиле€, а не накануне, когда его осаждали рои коллег. ёрское Ц значит парадоксальное и вместе с тем глубоко человечное. —амое трудное ведь происходит на следующее утро после изъ€влений народной любви. ¬от они схлынули, и надо как-то жить. » тут приходит Ђ—обеседникї и говорит: ничего страшного, на следующий день мы вас любим ничуть не меньше.

03.04.2010

ћоей аудитории было не до мен€

Ц  ак все прошло?

Ц я постаралс€ как-то минимизировать юбилеи, хот€ их было три Ц возраст, плюс 55 лет на сцене, плюс 30 Ц в театре имени ћоссовета. ¬ день рождени€ € сыграл обычный одноактный спектакль с женой и дочерью, а во втором действии был концерт по за€вкам. ћоим. Ёто был очень хороший вечер. — нужным соотношением слов и музыки.

—ергей ёрский фотографи€
—ергей ёрский фотографи€

Ц Ѕерггольц в день своего юбиле€ Ц на дес€ть лет меньше вашего Ц сказала: Ђ ажетс€, на мне  авказский горный хребетї. ќщущени€ сходные?

Ц Ќет, слава Ѕогу, ее опыт нельз€ сравнить с моим. Ќа мне массив поскромней Ц пирамида ’еопса.  ак говоритс€, Ђвеселое им€ ’еопсї.

Ц »нтересно, а сценическое существование в разных возрастах помогает отрепетировать собственный?

Ц я и др€хлость, и смерть играл многажды Ц скажем, Ђ ороль умираетї »онеско. Ќе помогает, конечно, Ц ты предупрежден о каких-то вещах, но о них ведь и литература предупреждает, и не об€зательно дл€ этого играть их лично, но заранее приспособитьс€ невозможно.  ак нельз€ теоретически подготовитьс€ к войне. ƒругое дело, что умирать и воскресать на прот€жении жизни все равно приходитс€ несколько раз Ц кончаютс€ времена, и в них нельз€ вести себ€ одинаково. Ќа моей пам€ти сменилось несколько геологических эпох.

Ц —ейчас тоже мен€етс€?

Ћучшие дн€

Ђ рестный отецї хеви-метала
ѕосетило:9330
ќззи ќсборн
√лавна€ роль ¬€чеслава “ихонова
ѕосетило:9238
¬€чеслав “ихонов
ƒжефф Ѕриджес: '—ергей Ѕодров Ц один из любимых режиссеров'
ѕосетило:6561
ƒжефф Ѕриджес

Ц —ейчас этот процесс размыт, он вообще все менее отчетлив. Ќо какой-то рубеж мы проходим, безусловно.

Ц я помню, как в начале дев€ностых вы в большой статье написали, что перестали чувствовать аудиторию, что она исчезлаЕ

Ц “огда наступил момент, когда действительно интересы выживани€ отвлекли от всего. ѕроблема в том, что мое-то выживание как раз было св€зано с аудиторией, а ей вдруг оказалось не до мен€ и ни до чего. Ќо ничего, пережили, € поехал по гастрол€м, поработал за границей, перевел несколько чужих пьес и придумал свои.

јудитори€ вернулась Ц поумневшей, наевшейс€ некоторых запретных прежде вещей, уставшей от них, Ц и отношени€ продолжились. ѕотом были другие коллизии Ц скажем, в какой-то момент € ощутил недостаточность сценического репертуара, мне стало не хватать уже написанного, даже классика перестала отвечать на новые вопросы. “огда по€вилс€ автор ¬ацетис, существующий независимо от мен€ и пишущий то, чего никогда не написал бы €.

Ц ѕочему именно ¬ацетис?

Ц ¬се детали своей биографии Ц возраст, им€, журналистскую профессию Ц он сообщил сам.

Ц ¬ы всегда точно угадывали врем€ Ц что происходит сейчас?

Ц ¬ самых общих чертах Ц пробуждение после недолгого и т€желого сна на краю пропасти, не очень глубокой, но нам хватит.

Ц ќно св€зано с кризисом?

Ц  ризис Ц внешнее обсто€тельство. Ќет, это новое состо€ние св€зано с тем, что начали снитьс€ кошмары, что нельз€ спать слишком долго, что мир вокруг мен€етс€ тожеЕ ѕробудившийс€ дезориентирован и плохо себ€ чувствует. ћногие навыки утрачены. Ќадо заново учитьс€ ходить, читать, смотреть по сторонам. Ќекоторые реакции совсем детские. Ќо у больного несколько нарывов, тупиковых ситуаций, которые пухнут, и потому главное слово, которым € определил бы эпоху, Ц набухание.

Ќарывы слишком многочисленны

Ц ј как-нибудь тихо выпустить гнойЕ

Ц ¬от это главный вопрос. Ѕоюсь, что, во-первых, нарывы слишком многочисленны, а во-вторых, врем€ упущено. ƒо какого-то времени вопрос был Ц вскроетс€ или взорветс€? —ейчас больше шансов, что взорветс€.

Ц Ќа семидес€тые похоже?

Ц “олько по общему вектору: все всЄ понимают, но изменить не могут или не хот€т. ћожет быть, тогда в самом деле было подспудное понимание, что если хоть что-то изменить Ц рухнет конструкци€ в целом, а в новой может не остатьс€ места никому из присутствующих. “ак ненавид€т среду, вне которой тем не менее не могут существовать. —истема рухнула, когда риски ее сохранени€ оказались больше рисков перемен, когда спиватьс€ и вешатьс€ стали не меньше, чем впоследствии гибнуть в перестрелках. —ейчас это состо€ние еще не пришло, хот€ общее отвращение к себе нарастает. Ёто эмоци€ благотворна€, думаю €.

Ц Ёто касаетс€ и власти Ц насчет, м€гко говор€, недовольства собой?

Ц —корее да. я не вижу там самоупоени€. ¬ижу скорее сознание бессили€. Ќынешнее состо€ние общества, может быть, хорошо в том смысле, что меньше шансов на диктатуру Ц такое общество не отстроишь в р€ды, Ц но плохо тем, что и дл€ развити€ оно не очень приспособлено. ћобилизовыватьс€ ведь надо не только дл€ того, чтобы друг друга уничтожать, с этим проблем не будет в случае чего, хот€ не в прежних масштабах, а и дл€ минимального усили€, дл€ какого-никакого самоусовершенствовани€. Ётого € тоже не наблюдаю.

Ц ¬о вс€ком случае, нельз€ отрицать великую роль пошлости, которую столько ругали и с которой даже боролись. »менно она поднесла к лицу народа то самое зеркало.

Ц “ут вы правы Ц она была одним из решающих факторов этой полускрытой пока перемены, потому что достигла уровн€ запредельного, опережающего. — нее и началось во многом это благотворное отвращение к себе Ц причем пошлость была не только в культуре, но и в политике, и в философских теоретизировани€х, и в воздухе. »ногда концентраци€ ужасного искусства оказываетс€ даже сильней общественного негодовани€. «десь массовой культуре в самом деле надо сказать большое спасибо Ц проблема только в том, чем ее сейчас заменить. ј мен€ть надо быстро.

» кроме того, далеко не все еще увидели и пон€ли, что пошлость себ€ переполнила, полилась через край. “ут ведь тоже все всЄ понимают, просто думают, что это така€ мода. ћода ведь не об€зана быть прекрасной. ќна может быть и безобразной, и люди ей тем не менее следуют, дума€, что вот Ц дух эпохиЕ

ѕроблема в том, что отравленной пищей нельз€ питатьс€ бесконечно. ≈е нужно в конце концов мен€ть на что-то здоровое, даже если мода была на гниль. ј здорового очень, очень мало.

Ђ¬рем€ наглой робостиї

Ц  ак по-вашему, благодар€ чему театр “овстоногова существовал так долго и плодотворно, что его держало?

Ц ƒержал его свет оттепели, потому что толчок был необычайно силен Ц как силен был и предшествующий гнет. “еатры, порожденные тем толчком, начали дружно затухать в семидес€тых, исключений не было. Ѕƒ“ держалс€ п€тнадцать лет.

“еатр Ц дело живое, а вечной жизни, к сожалению, не бывает. Ќо “овстоногов обладал исключительным чутьем на врем€ Ц и потому резонировал с аудиторией очень точно: именно Ђ√оре от умаї предъ€вило нового ћолчалина. ≈го играл  ирилл Ћавров, великий, без преувеличени€, артист, имевший до того амплуа советского положительного геро€. » вместо раболепного, робкого, мимикрирующего ћолчалина был предъ€влен именно гордый, победительный и сознающий свою силу Ц против моего нервного „ацкого.

Ц  стати, как ћолчалин выгл€дит сегодн€ Ц как у Ћаврова или по€вились новые черты?

Ц Ќу, тип вечен, куда он денетс€Е “ут надо прислушатьс€ к своим ощущени€м, а делать это все трудней и болезненней, но попробуем. ƒумаю, сегодн€шний ћолчалин больше похож на ‘ому ќпискина Ц € эту роль в театре считаю одной из важнейших. ќн, конечно, не такой €вный и наглый хоз€ин жизни, он скорее св€тоша, “артюфЕ ќн ло€лен очень, он государственник большойЕ ¬ общем, гибрид: нагла€ робость и победительное раболепие.

Ц ј „ацкий? —уд€ по вашим симпати€м к ’одорковскому, вы его видите в этой роли?

Ц Ќет, совершенно другой случай. “рагеди€ еще и в том, что ’одорковский не подпадает под традиционное представление о герое. я встречалс€ только что с американским актером, специально приехавшим сюда снимать фильм об этом деле, он сам хочет сыграть, но дл€ начала должен пон€ть. ј € отвечаю: нам самим бы пон€ть. ѕо американским меркам героев с такими деньгами не бывает.

Ц » как вы это объ€сн€ете ему?

Ц » ему, и себе объ€сн€ю это как драму корол€ Ћира. Ћир тоже прозрел не на троне, а в изгнании, под дождем, в шалаше. ’одорковский прозрел в тюрьме, но это прозрение подлинное. ѕотому что ложное, конъюнктурное поведение не давало бы ему сил так держатьс€ Ц он бы сломалс€. ј он не ломаетс€. «начит, за этим стоит подлинный опыт.

—итуаци€ с ’одорковским и Ћебедевым Ц один из главных нарывов, но многие до сих пор не понимают, что происходит. ћешают его богатство, его прошлое, ложь, навороченна€ вокруг него. Ќо парадокс ситуации в том, что больше такому персонажу Ц который отказалс€ бы все это терпеть и начал прозревать Ц неоткуда было бы вз€тьс€. ќн все это знал, среди этого жил и первым не захотел дальше играть по этим правилам.

я долго не решалс€ пойти на суд Ц отчасти мне мешала сама ситуаци€, когда это превращаетс€ в политическую демонстрацию, тогда как это нормальный акт сочувстви€, чисто человеческий. » непри€тно мне смотреть на человека Ц вдобавок умного и сильного человека Ц в стекл€нной клетке. я вообще не люблю судов, это одна из причин, по которой € так и не закончил юрфак: справедливость люблю, а суд Ц нет.

“очно так же некоторые хотели бы лечить, но не могут пройти через необходимую в мединституте работу с препаратами. Ќо потом € пошел на этот суд, и это было одним из главных моих впечатлений. я пон€л, что этот нарыв набух больше прочих, он видней. » с этим надо что-то делать. — этим ощущением € живу.

Ц ¬ы и Ѕендера играли в свое врем€, оправдыва€ егоЕ

Ц ƒрама ’одорковского Ц гораздо более масштабна€, но раз уж вы назвали Ѕендера Ц он, конечно, в фильме Ўвейцера не был жуликом. ќн был художником. ¬ сущности, его истори€ с  орейко Ц продолжение той же драмы „ацкого и ћолчалина, новое доказательство того, что коллизи€ бессмертна и что молчалины с годами станов€тс€ все неу€звимее.

Ђя живу, когда работаюї

Ц ≈сть у вас чувство, что московский характер принципиально отличаетс€ от петербургского?

Ц Ќет контрольного эксперимента: вот если бы двух близнецов поселить в ћоскву и ѕетербург и наблюдать, что получитс€Е ѕушкин Ц московский характер или петербургский?

Ц «атрудн€юсь сказать. —корее московский, но с петербургским жестким кодексом поведени€. „ацкий Ц петербургский, это точно.

Ц ЕЌет, боюсь, никакой зависимости от города не проследить. Ѕыл образ культурной столицы, но он стал тиражироватьс€ и опошл€тьс€. ƒумаю, и московскую, и петербургскую мифологию во многом предстоит отстраивать заново.

Ц ¬ы довольны тем, как складываетс€ артистическа€ карьера ƒаши ёрской?

Ц ¬о вс€ком случае, мне нравитс€, как она работает. ћне нравилось, как она сыграла ѕарашу ∆емчугову, нравитс€ играть с ней в Ђѕровокацииї Ц да мне вообще симпатична ƒаша ёрска€, почему это надо скрывать?

Ц ¬ актерской семье, € полагаю, трудно удел€ть внимание быту Ц вас это не мучает?

Ц Ќе мучает. Ѕытом у нас занимаетс€ тот, кто свободен.  огда зан€ты все Ц что ж, быт пребывает в некотором запустении, отходит на второй план, где ему и место.

Ц ¬ одном недавнем интервью вы сказали, что больше работали, чем жили: это вас радует или скорее нет?

Ц —корее да. ѕотому что кто сказал, что жизнь состоит из чего-то другого? –абота и есть жизнь. ћне повезло: € делаю то, что люблю и умею.   чему € предназначен. » живу € тогда, когда этим зан€т, когда пишу, или разговариваю, или думаю, или играю. ј не тогда, когда вспоминаю, сколько мне лет и что мне в св€зи с этим можно или нельз€.

Ц ƒай вам Ѕог здоровь€.

Ц » вам.

P.S. Ќа юбилей ёрского € сочинил скромную оду, которую и прилагаю, чтобы не пересказывать скучной прозой, как нам дорог этот человек, артист и писатель.

ќда ёрскому

Ћюбимый мэтр! —егодн€ вашей славе все расточают ладан и елей, и € себ€ не ощущаю вправе вам оду сочин€ть на юбилей. ≈сть нека€ угрюма€ стервозность, Ц ее подспудно чует большинство, Ц все врем€ вслух напоминать про возраст тому, кто не зависит от него. я дал бы вам, без вс€ких оговорок, смешных немолодому мудрецу, Ц те едкие скептические сорок, которые вам более к лицу.

¬едь, ежели в истории порытьс€, вс€к существует в возрасте своем: так ѕушкину и в двадцать было тридцать, так мы “олстому семьдес€т даем; семнадцать Ц ћа€ковскому, к примеру, шесть Ц ѕастернаку, по его словам, а сорок лет Ц ƒемидовой, ¬ольтеру, Ѕулгакову, ќстровскому и вам.

Ѕывало, в двадцать Ц бабы на уме лишь, а в тридцать на душе хандра и мрак, -- зато уж в сорок все уже умеешь, а хочешь лишь немногого, но как!  ак оживаем мы, когда проходим альпийски-щедрый этот перевал, что холод сочетает с плодородьем, как ƒ.—амойлов это называл!

¬ семидес€том, в восемьдес€т третьем Ц с эпохами триумфов и потерь вы боретесь своим сорокалетьем, и в нем же пребываете теперь. ѕоэтому о возрасте забудем. ѕопробуем без ложного стыда ответить, чем вы так любезны люд€м, но все-таки не всем и не всегда.

¬ы славитесь талантом и напором, а это здесь Ц проблема из проблем. ћне кажетс€, останьс€ вы актером Ц вы безусловно нравились бы всем. ¬ы б идолом народным стали скоро и до сих пор справл€ли торжество, когда б сыграли только ¬икниксора и Ѕендера, а больше никого.

√ора ролей, притом разнообразных, сгрудившихс€ галд€щею толпой, Ц вам лишь вредит. Ќарод наш любит праздных: сыграл в одной картине Ц и в запой. ѕуть должен кратким быть, как эсэмэска, и лучше бы простым, как карандаш. ¬добавок вы в эстетику гротеска и даже в переводы »онеско ударились, а это путь не наш.

ќдин секрет по-дружески откроем: вы стали бы кумиром всей страны, оставшись положительным героем, которым, кстати, вы и рождены; играй вы тридцать лет без остановки, поскольку позвол€ет внешний вид, процесс интеллигентской перековки Ц как в коллективе зреет индивид; произнос€ ошибочные речи, но массу пролетарскую люб€Е

ќстаньс€ вы таким, как в Ђћесте встречиї, где каждый фрайер в вас узнал себ€! Ќо вы не стали социально-близким. ¬ас привлекает то халат, то фрак, то италь€нец, то ‘ома ќпискинЕ » потому вас люб€т, но Ц не так.

Ќарод, конечно, к вам со всем почтеньем, но вы, дойд€ в актерстве до высот, вдруг зан€лись литературным чтеньем, а этого поклонник не снесет. ¬ы вновь не умещаетесь в гештальте, теперь уже на новом рубеже. ¬ы или уж играйте, иль читайте. ќпределитесь, собственно, уже!

» в чтенье вы из рамок рветесь снова, концертный образ резко измен€. ƒобро б читали ѕушкина, “олстого, Ц а то ведь ’армса, Ѕродского, мен€! («а это вам отдельное спасибо: читатели узрели в этом знак, теперь € человечище и глыба, а был незнамо кто и звать никак).

Ќо ладно бы! ѕростим пристрастье к сюру, от коего и так в глазах черно, Ц но вы еще шагнули в режиссуру, вдобавок не в театре, а в кино! ѕришлось нам приноравливатьс€ снова к метани€м любимца всей ћосквы: вы в дев€ностом ставите Ђ„ерноваї Ц по собственной же повести, увы! » так уже отдельные коллеги покручивали пальцем у виска: дл€ них побеги ваши и набеги Ц почти невыносима€ тоска. “ака€ сумасшедша€ работа Ц дл€ многих оскорбленье и погром: беда, когда один умеет что-то, что остальным слабо вдес€тером!

”вы, разнообраз€сь и расцвет€сь, вы снова не смогли попасть в струю: в двухтыс€чных €вл€етс€ ¬ацетис и вносит Ђѕровокациюї свою.  акой еще ¬ацетис, Ѕоже правый?!  азалось бы, переходи на чай, играй в кино, гордись законной славой, гладь внуков и студентов обучай! “ак нет же, блин, Ц родил театр абсурда, дес€ток пьес неведомо про что, и кажда€ настолько не отсюда, что драматургом мог бы быть  окто! ¬ы слишком экзотическа€ птица дл€ наших скудных северных широт. ¬ас слишком много, надо согласитьс€, чтоб по заслугам вас ценил народ.

», наконец, в писатели готов€сь, осваива€сь в новых временах, вы каждый год печатаете повесть, вдобавок фантастическую. јх, за далеко не старческие годы вы дес€ть жизней прожили, и вот Ц вас цен€т лишь моральные уроды. ѕо счастью, € как раз такой урод. ¬ –оссии, где сейчас довольно серо, мы чувствуем своих по блеску глаз Ц и в жажде утешень€ и примера гл€дим на ’армса, Ѕродского, ¬ольтера, а с наибольшей радостью на вас.

тоска
zzz 06.06.2010 10:38:50
ѕочитал интервью. “оска...ѕустота и тоска...» это ёрский, которого € так уважал.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ђ рестный отецї хеви-метала
ѕосетило:9330
ќззи ќсборн
√лавна€ роль ¬€чеслава “ихонова
ѕосетило:9238
¬€чеслав “ихонов
—екрет молодости ƒжулианны ћур
ѕосетило:41700
ƒжулианна ћур

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru