Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬иктор «апорожский

   /   

Viktor Zaporozhskyi

   /
             
‘отографи€ ¬иктор «апорожский (photo Viktor Zaporozhskyi)
   

ƒень рождени€: 22.06.1955 года
ћесто рождени€: Ѕаку, ———–
¬озраст: 65 лет

√ражданство: –осси€

„тобы стать тем, кем € стал, € преодолел путь в 3000 км

актер

Ќет, родилс€ он не в гор€щем огн€ми центральном районе Ќью-…орка и даже не в самом бедном и захудалом квартале этого города. –одина мальчишки ¬ити «апорожского - —оветский —оюз и знойный город Ѕаку.

03.11.2008

ѕролог.

ѕуть коридор Ц гримерка - сцена в родной ћа€ковке ¬иктор «апорожский легко пройдет с закрытыми глазами. јх, сколько персонажей создавалось в этой маленькой комнатке! јх, сколько образов видело это зеркало! ≈го внешность - это внешность аристократичного англичанина или успешного американца. ќн элегантен, он образован, он деликатен, он чертовски хорош собой. «апонки, бела€ сорочка, галстук. —трога€ тройка, пальто, перчатки, шл€па. «аслуженный артист –оссии ¬иктор «апорожский в образе аристократичного и рокового красавца чувствует себ€ вполне комфортно.

¬иктор «апорожский: ѕочему с детства € мечтал побывать в Ќью-…орке? ѕочему-то мне этого очень хотелось. я уже много раз представл€л себ€ в Ќью-…орке. » когда € побывал там, у мен€ было такое ощущение, что € вернулс€ туда.

¬иктор «апорожский фотографи€
¬иктор «апорожский фотографи€

Ќет, родилс€ он не в гор€щем огн€ми центральном районе Ќью-…орка и даже не в самом бедном и захудалом квартале этого города. –одина мальчишки ¬ити «апорожского - —оветский —оюз и знойный город Ѕаку.

√лава 1. —мена стихий.

“ам, где много солнца, света и тепла, в городе Ѕаку, летним знойным днем 55 года ¬иктор «апорожский по€вилс€ на свет. ѕервый крик младенца был громким и вн€тным. Ѕудущий артист по-мужски твердо за€вил о себе миру.

—ветловолосый босоногий мальчишка бегал по степной земле, не подозрева€, что спуст€ каких-то два дес€тка лет будет вышагивать, а где-то и вытанцовывать на театральных подмостках самых разных стран.

¬иктор «апорожский фотографи€
¬иктор «апорожский фотографи€

¬иктор «апорожский: ƒл€ мен€ Ѕаку Ц это, во-первых, жара страшна€. я поэтому с трудом переношу жару.  огда € жил там, мы не знали, что такое кондиционер, поэтому жарко было везде. ј в последствии, когда € уже поступил в институт, € приезжал туда только летом и ненадолго зимой. » ходил в киселе все врем€. ¬от самые €ркие воспоминани€. » поскольку у мен€ папа летчик, вс€ наша жизнь была св€зана с аэродромом. я, вспомина€ о Ѕаку, вспоминаю наши аэропорты и все, что было св€зано с ними. ћама работала на метеостанции, мой брат старший грезил с детства небом, и ему удалось св€зать свою жизнь с авиацией. ƒаже сегодн€, когда мы говорили по телефону, € сказал: Ђ огда у теб€ последний рабочий день в неделе?ї ќн говорит: Ђѕоследнийї никогда не надо говорить, в авиации никто никогда не говорит Ђпоследнийї. я говорю: Ђј как?ї ќн говорит: Ђ огда заканчиваетс€ недел€ и т. д., но слово Ђпоследнийї никогда не употребл€етс€ї.

Ћучшие дн€

–удольфо ¬алентино. Ѕиографи€
ѕосетило:7140
–удольфо ¬алентино
¬ладимир ћа€ковский: –еволюци€, любовь, смерть
ѕосетило:6777
¬ладимир ћа€ковский
–елиги€ и рок
ѕосетило:6479
ѕетр ћамонов

ћысл€м о том, что он станет актером, вз€тьс€ было неоткуда. јвиагородок давал единственную перспективу - св€зать свою жизнь с небом. ƒо 16 лет ¬ит€ этой перспективе не противилс€. Ќо в те самые 16 что-то случилось. „то-то, что заставило начать готовитьс€ в театральный.

¬иктор «апорожский фотографи€
¬иктор «апорожский фотографи€

¬иктор «апорожский: я жил в таком месте, где не было очагов культуры никаких, это 24 км от города. “еатров € не мог посещать, никаких кружков художественной самоде€тельности, ничего. ѕоэтому € готовилс€ исключительно самосто€тельно. Ќо, поскольку € не верил в свои силы, € сказал, что € поступаю только один раз. ≈сли мне это не удастс€, то пойду в авиационный. ѕотому что отец с детства нас возил с собой в рейсы, и это действительно зат€гивает очень сильно. ћне уже скоро 55 лет, но € до сих пор играю в флай симул€тор. я летаю по всему миру с таким удовольствием, с таким упоением! “рудно себе представить что-нибудь увлекательное.

¬озможно, советска€ авиаци€ и потер€ла блест€щего летчика в лице ¬иктора «апорожского, зато театральный мир приобрел хорошего актера. „то тоже неплохо.

¬иктор «апорожский: я влюбилс€ в Ћенинград и почему-то решил поступать именно там. ћосква была дл€ мен€ очень страшным испытанием. я не верил в свои силы и думал, что там вр€д ли что-нибудь получитьс€. » любовь к этому городу заманила в свои сети, € поехал туда и с первого раза поступил достаточно легко. ƒаже удивл€юсь, как это получилось, волшебство какое-то. ¬идимо, проведение было на моей стороне, фортуна улыбнулась сразу. » все получилось так, как € и предполагал. я ни разу не пожалел об этом.

¬иктор «апорожский фотографи€
¬иктор «апорожский фотографи€

Ёто был 1972 год. –уководила курсом, на который поступил «апорожский, актриса из легендарного театра “овстоногова Ёмили€ ѕопова. ѕуть в 3000 км из Ѕаку в Ћенинград, проделанный 16-летним парнишкой. —мена стихий, арм€нского пламенного солнца на ветра и холод Ћенинграда. ¬се это было не зр€, по сей день уверен актер.

¬иктор «апорожский фотографи€
¬иктор «апорожский фотографи€

√лава 2. “рудности.

Ѕез п€ти минут дипломированный актер ¬ит€ «апорожский думал, что впереди много работы, новые роли, успех. » совсем не думал о том, что растраченный талант и амбиции могут оказатьс€ мало кому интересными.

¬иктор «апорожский фотографи€
¬иктор «апорожский фотографи€

» тогда-то артист вспомнил слова своего педагога: Ђјктер должен быть сильным и терпеливым как лошадь, главное в нашей профессии - ждать и быть готовым к прыжку в любую минутуї. «апорожскому по окончании театрального одно и оставалось - наде€тьс€ и ждать.

¬иктор «апорожский фотографи€
¬иктор «апорожский фотографи€

¬иктор «апорожский: ‘ортуна очень внимательна€, особенно ко мне. ќна улыбнулась мне первый раз, когда € поступил в институт, а в следующий она сказала: Ђ–аботай, работай, € подойду позжеї, и ушла. ќставалось только работать. ќкончил институт, показывалс€ в театры, она не приходила. ѕоэтому в театр мен€ не вз€ли, ни в один из ѕитерских театров мен€ не вз€ли. » по счастью у кого-то наверху родилась иде€ организовать в городе ќрле новый театр, который планировалось создать на базе нашего курса. » 13 человек с нашего курса собрались и поехали в город ќрел.  ак оказалось, это город мне родной, потому что мой дедушка там родилс€. ¬ последствии оказалось, что там родилс€ и дедушка моей жены. я безумно в него влюбилс€, влюбилс€ в наш новый театр, который мы создавали собственными силами, собственными способност€ми. –ежиссер главный тоже был из нашего института, он чуть-чуть закончил раньше мен€, года на 3. ¬ общем, вс€ бригада формировалась на базе нашего института. Ќо это все было непросто, потому что надо было начинать с нул€ и строить политику театра так, чтобы она завоевала какого-то зрител€, чтобы зритель пошел, чтобы он поверил в нас. ¬се было не так просто, поэтому мы с моим однокурсником сдались в конце первого сезона и пошли в армию.

¬иктор «апорожский фотографи€
¬иктор «апорожский фотографи€

»з армии в родной театр юный артист наде€лс€ вернутьс€ после года службы. ј вернулс€ через 1,5, в 79-м, дослужившись до офицера.

¬иктор «апорожский фотографи€
¬иктор «апорожский фотографи€

¬иктор «апорожский:  огда € пришел из армии, было предложение прейти в ѕетербург в другой театр, тоже вновь создаваемый. Ќо мы все-таки решили, что от добра добра не ищут, и остались в своем театре, о чем € ни секунды не жалею. ѕотому что было очень много интересной работы. я благодарен Ѕорису »льичу ÷ейтлину, нашему очередному режиссеру, который поверил в мен€ и дал мне роль в спектакле. ” нас был мюзикл Ђјлые парусаї, где € играл матроса, от лица которого ведетс€ повествование, все эти волшебные истории о капитане √рее и јссоли. Ётот спектакль настолько был прин€т тепло публикой, нас очень гор€чо принимали каждый спектакль, ждали. ѕотом по€вилось еще много интересных работ, в том числе и Ђ“реть€ ракетаї по ¬асилю Ѕыкову, где у мен€ тоже была центральна€ роль, потом Ђќтпуск по ранениюї, где у мен€ была роль ¬олодьки, это пьеса  ондратьева. Ѕыла замечательна€, интересна€ работа в спектакле Ђ∆анна д'јркї, где режиссер собрал 4 или 5 пьес разных драматургов и создал из этого спектакль.

¬иктор «апорожский фотографи€
¬иктор «апорожский фотографи€

ј потом молодой театр ќрла был приглашен на гастроли в ћоскву. “ака€ честь считалась большой редкостью. ћес€ц гастролей прошел успешно, и јдольф Ўапира, возглавл€вший молодой театр в –иге, позвал «апорожского с товарищем в свою труппу.

¬иктор «апорожский фотографи€
¬иктор «апорожский фотографи€

¬иктор «апорожский: ≈сли в ќрле € проработал лет 8 с армией вместе, то 3,5 года в –иге - это был один из €рчайших периодов моей жизни, потому что јдольф яковлевич так поверил в мен€, так нагрузил мен€ интересной работой, что по насыщенности, по концентрации интересных работ этот период моей жизни трудно с чем-то сравнить. я из всего огромного количества ролей назову хот€ бы такие спектакли, как: Ђѕринц гамбургскийї, где была очень интересна€ роль, ЂЋешийї по „ехову, где € играл ’рущева, Ђѕобедительницаї - это сама€ последн€€ пьеса јрбузова, которую он писал дл€ рижского “ё«а, там у мен€ тоже была центральна€ роль  ирилла Ћенькова, за которую € даже получил премию из рук ¬ии јртмане за лучшую роль театрального сезона и за которую мен€ √ончаров пригласил в театр ћа€ковского.  огда исполнилось 75 лет јрбузову, он решил отмечать это в ћоскве, пригласив рижский “ё« сюда, и здесь мен€ как раз увидел √ончаров. » роль нового спектакл€ по пьесе италь€нского драматурга —эма Ѕинелли Ђ–ваный плащї - если есть така€ роль в биографии любого артиста, он может быть счастлив, мне кажетс€. я вообще удивл€юсь, почему такие пьесы до сих пор не в репертуаре театров. ’от€ пьеса стара€, и, как нам сказал Ўапира, эту пьесу нашел Ѕлок дл€ того, чтобы открыть в 22 году знаменитый Ѕƒ“. ќн сам лично писал поэтические строки монологов в этом спектакле. ¬ последствии, когда мы вз€ли постановки этих спектаклей, новую редакцию пьесы делал знаменитый ƒавид —амойлов.

¬иктор «апорожский фотографи€
¬иктор «апорожский фотографи€

3,5 года упорного труда в лучшем мировом репертуаре дали свои плоды. “акой актер, как «апорожский, самой –оссии оказалс€ нужен, самой белокаменной.

¬иктор «апорожский фотографи€
¬иктор «апорожский фотографи€

√лава 3. Ѕелокаменна€.

‘ортуна. ¬ конце 84 года она снова €вилась в лице самого јндре€ √ончарова. ѕо его приглашению ¬иктор «апорожский переезжает в ћоскву и начинает служить в академическом театре имени ¬ладимира ћа€ковского.

¬иктор «апорожский фотографи€
¬иктор «апорожский фотографи€

¬иктор «апорожский: ћне это представл€лось так: какой-то режиссер увидит мен€ в спектакле, придет, скажет: Ђя вас приглашаюї. » по странности случилось именно так. “. е. фортуна, котора€ долго не приходила, оп€ть €вилась и сказала Ђѕривет, € здесьї. —лучилось именно так, как мне и представл€лось, как в сказочном сне, € до сих пор не могу от этого оправитьс€. ѕотому что этот театр был в числе двух, о которых € мечтал, мечтал с самого института. Ѕƒ“, с которым € познакомилс€ плотно, потому что мастер нашего курса была актриса Ѕƒ“ Ёмма ѕопова. ѕоэтому мы очень много, очень активно посещали этот театр и даже провели там мес€ц практики. ” нас были пропуска, мы проходили и видели и изнутри, и снаружи, общались с артистами. Ёто было необыкновенное врем€. », посеща€ ћоскву, врем€ от времени € смотрел спектакли театра ћа€ковского. ќднажды, когда театр ћа€ковского приехал на гастроли в Ћенинград - они приезжали ежегодно, поэтому мы все врем€ что-то отсматривали - пришел на курс представитель и сказал, что у них есть спектакли, где необходима массовка. » в 75 году € впервые вышел на подмостки в составе труппы театра ћа€ковского. ” мен€ тогда и мысли не было, что судьба может так улыбнутьс€, и € окажусь здесь.

¬иктор «апорожский фотографи€
¬иктор «апорожский фотографи€

Ќо оказалс€. ƒа как оказалс€.

¬иктор «апорожский фотографи€
¬иктор «апорожский фотографи€

¬иктор «апорожский: я сразу получил роль в репетируемом спектакле. я получил большой ввод. Ќо внутренний дискомфорт, неуверенность мешали. я никак не мог обрести то равновесие, которое у мен€ было в –иге. Ёто было очень сложно. » спуст€ лет 10-15 € почувствовал уверенность. Ёто было долго.  роме того, были бытовые проблемы, которые усложн€ли жизнь.

¬иктор «апорожский фотографи€
¬иктор «апорожский фотографи€

∆изнь в столице простой назвать €зык не повернетс€. «десь нельз€ расслабл€тьс€. «апорожскому нужно было работать, много работать и хорошо. „тобы доверие √ончарова оправдать.

¬иктор «апорожский фотографи€
¬иктор «апорожский фотографи€

¬иктор «апорожский: Ќадо было начинать все с нул€. Ќикому неинтересно, что было до того. ¬недр€тьс€ в московскую атмосферу очень трудно. ѕосмотрите, как сгладываютс€ судьбы тех артистов, которые приезжают даже из таких культурных центров, как –ига,  иев, ћинск и т. д. Ќемногим удаетс€ вскочить на того кон€, на котором они были прежде. я не знаю, что было бы со мной, если бы € не приехал в ћоскву. ћожет быть, судьба была бы ко мне более благосклонна. Ќо этот путь внедрени€ необходимо было пройти до конца, это было очень трудно. ѕотому что € на собственной шкуре почувствовал, что ћосква слезам не верит.

¬иктор «апорожский фотографи€
¬иктор «апорожский фотографи€

ѕод пристальным взгл€дом художественного руководител€ театра —ерге€ јрцыбашева сегодн€ ¬иктор Ќиколаевич осваивает роль –оберта  эплана. ¬ виртуозном спектакле ѕрисли Ђќпасный поворотї он сводит с ума женщин и сам разочаровываетс€ в самой большой любви.

¬иктор «апорожский фотографи€
¬иктор «апорожский фотографи€

¬иктор «апорожский: ≈сли мне удаетс€ уверовать в себ€, тогда € все могу. ѕоверить в себ€ по-насто€щему, по-честному - это очень трудно. ѕотому что ты все врем€ находишь то, к чему можно придратьс€. ј если посмотреть правде в глаза, то многое не удовлетвор€ет. —пособности кажутс€ ограниченными, и тут нужна вера кого-то, кто-то поверит в теб€, а ты уже через этого человека начнешь сомневатьс€, а может, действительно, ты что-то из себ€ представл€ешь.

√лава 4. –одные стены.

„етверть века он в этом театре. –одные стены, атмосфера. ќ спектакл€х ¬иктор Ќиколаевич по фотографи€м в фойе рассказать может. ¬ них и его жизнь. Ќа сцене уже столько всего переиграно, а он в себе все новое отрывает, отверга€ пон€тие актерского амплуа.

¬иктор «апорожский: „то такое амплуа? Ёто такой искусственный разграничитель, так режиссерам и продюсерам легче разбивать артистов на группы. ј каждому артисту интересней про€вл€тьс€ в разных ипостас€х. —егодн€ ты используешь одну грань своих способностей, а завтра ты открываешь в себе нечто. ¬ этом и состоит интерес, в этом состоит привлекательность профессии. ¬от камень огранили, ты так повернул - там один спектр, так поставил - другой спектр, а камень один и тот же.

ќдин знаменитый актер однажды сказал: Ђ“еатр рождает актера, а кино делает его попул€рнымї. “рудно не согласитс€. јктера ¬иктора «апорожского театр воспитал давно, а вот кино делать попул€рным почему-то не торопилось.

¬иктор «апорожский: ѕоскольку € училс€ в Ћенинграде, там была киностуди€. », как всем студентам, нам врем€ от времени удавалось сниматьс€. я не скажу, что мо€ работа в кино складывалась хорошо, у мен€ было 2-4 картины. ”пом€нул € в своей фильмографии только две. ѕотому что они мне представл€лись более значительными дл€ мен€. ј потом € уехал в ќрел. ≈динственный раз мне предложили съездить в ћоскву и поговорить с –астоцким, когда он начал снимать Ђќтпуск по ранениюї, собиралс€ начать снимать, мне сказали: Ђ“ы так хорошо играешь, съезди к –астоцкому и предложи свою кандидатуруї. я с –астоцким не разговаривал, но € разговаривал с его ассистентом по актерам, она сказала, что он отсутствует, что он сейчас в санатории, идет подготовительный период, если вы оставите свои координаты, то мы вас вызовем. ¬от и все. ‘ильм он так и не сн€л, к сожалению, поэтому мен€ никто не вызывал. ј потом –ига.

ј в –иге киностуди€ была ориентирована либо на москвичей, либо на латышей. ќставил «апорожский эту затею с кино и в ћоскве. Ќе до того ему в 90-е годы было.

¬иктор «апорожский:  ино практически не снимали. “ех денег, которые мы в театре зарабатывали, не хватало. ” мен€ была семь€, уже было двое детей, которых надо было кормить, и приходилось все свободное врем€ тратить на заработки. я ездил по всему городу и даже к ближайшим пригородам и красил ванны, зато семь€ жила безбедно. ћы это врем€ преодолели легко. ѕотом, когда уже здоровье стало не позвол€ть, это ведь работа вредна€, € стал делать ремонты. » каким-то образом нам удалось все это преодолеть безболезненно. » вот, наконец, когда кино встало на ноги, тут уже, слава Ѕогу, что-то закрутилось.

«апорожский не просил. –ежиссеры сами пришли, сами все дали. ¬ его фильмографии Ђћарш “урецкогої, Ђ—тудентыї, Ђ√ромовыї, Ђѕод небом ¬ероныї, ЂЋичный номерї, Ђƒети јрбатаї. » отчего-то хочетс€ сказать: Ђ“о ли еще будет!ї

Ёпилог.

¬ театре он консервативен. —цену ћа€ковского вр€д ли на что-то помен€ет. ¬ жизни тоже верен своим принципам. ќн отча€нный семь€нин, люб€щий сын, люб€щий отец.

¬иктор «апорожский:  о многим вещам человек измен€ет отношение в течение всей своей жизни, потому что у него мен€етс€ опыт, пристрасти€. Ќо что касаетс€ семьи, любимого человека, профессии - это дл€ мен€ вещи посто€нные. ƒл€ мен€ они основополагающие.

 стати, сыновь€ ¬иктора Ќиколаевича тоже пошли по стопам отца. ѕапа своих мальчишек особо не отговаривал. ƒа и сложное это дело - отговаривать от того, во что сам по уши влюблен уже целую жизнь.

¬иктор «апорожский: ≈сли бы € не любил эту профессию, если бы € считал, что здесь больше потерь, чем приобретений, может быть, € бы и отговаривал. Ќо, на мой взгл€д, она обогащает человека - как того, который приходит в зрительный зал, так и того, который приходит на сцену. ѕотому что если ты внутренне не работаешь над собой, над своим мировоззрением, если ты не размышл€ешь, то вр€д ли у теб€ что-то получитс€. “ак что если ты чего-то хочешь добитьс€ на этом поприще, тебе надо работать над собой.

Ђ–аботай, работай, работайї, - заладила фортуна как ненормальна€. ѕорой можно сойти с ума, а она не останавливаетс€. ¬от и остаетс€ «апорожскому работать, идти вперед и ни о чем никогда не жалеть. Ќа первый взгл€д, выбор не огромен, но кто знает, когда в очередной раз фортуна лукаво подмигнет.

¬иктор «апорожский: Ќе надо никогда ни о чем жалеть. Ёто дело не продуктивное. Ќадо все-таки жить будущим.

—ердце в будущем живет.

Ќасто€щее уныло.

ћгновенно все пройдет,

„то пройдет, то будет мило.

ƒаже ѕушкин говорил об этом так. » как ему не поверить?




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

 оролева спринта
ѕосетило:17853
Ћюдмила  ондратьева
ѕервый покоритель Ёвереста
ѕосетило:15470
Ёдмунд ’иллари
ћастер визуальных эффектов
ѕосетило:10158
–идли —котт

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru