Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

≈катерина ¬асильева

   /   

Ekaterina Vasileva

   /
             
‘отографи€ ≈катерина ¬асильева (photo Ekaterina Vasileva)
   

ƒень рождени€: 15.08.1945 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
¬озраст: 75 лет

√ражданство: –осси€

ћое прошлое Ц ужас

актриса


ѕонимаете, театр Ц это перевертыш церкви. ќн даже устроен как насмешка над церковью Ц сцена как алтарь за занавесом. ¬ театре все с точностью до наоборот, это €вление совершенно дь€вольское.  аждый режиссер настаивает на том, что он месси€. ѕоэтому все актеры воспитываютс€ в духе, что театр Ц это храм, и в нем служат. »менно служат, а не работают.  аждый режиссер как бы колдует, став€ спектакль.

26.08.2005

15 августа одна из самых известных актрис российского кино ≈катерина ¬асильева отметила свой юбилей. ≈е знают и люб€т за роли в таких картинах, как ЂЅумбарашї, Ђќбыкновенное чудої, ЂЁкипажї, Ђ„ародеиї, Ђѕриходи на мен€ посмотретьї. ¬ последние годы актриса с головой ушла в православие. Ќакануне своего дн€ рождени€ ≈катерина ¬ј—»Ћ№≈¬ј в интервью нашему корреспонденту рассказала, что заставило ее пересмотреть жизненные позиции и ценности.

≈катерина ¬асильева фотографи€
≈катерина ¬асильева фотографи€

Ц ≈катерина —ергеевна, некоторые, говор€ о вашем уходе в ÷ерковь, ехидно замечают: Ђ√рехи замаливает...ї

Ц ќни близки к истине. Ћюбой человек, приход€щий в ÷ерковь, замаливает грехи. ћне только не нравитс€ интонаци€, с которой говор€т об этом Ц говор€т без любви. Ќо € продолжаю сниматьс€ в фильмах, играть в антрепризах и никуда, как кто-то говорит, не уходила. я лишь вернулась к вере. —ейчас весь наш народ возвращаетс€ в свое нормальное состо€ние Ц он возвращаетс€ к православной вере, котора€ была, есть и будет основой смысла предназначени€ государства российского и русского народа. ¬ера Ц это стержень народа, его смысл, его талант, его мисси€. ѕоэтому сегодн€ не быть верующим человеком все равно что раньше быть верующим. ¬спомните, как уничтожали веру, ’рущев обещал Ђпоследнего попа показать по телевидениюї. ¬ двадцатом веке ÷ерковь была почти на грани уничтожени€, и посмотрите Ц какое чудо! Ц все храмы переполнены.

Ц ƒл€ вас вера и ÷ерковь одно и то же?

Ц ј как же? Ѕез ÷еркви невозможно спастись.

Ц ј почему так много течений в православии?

Ц ¬ы, наверное, про секты говорите.  аноническа€ вера одна Ц православие.  огда ÷ерковь называют консервативной, то это или от непонимани€, или от ненависти. ќна не изменилась со времен ’риста.

Ц ≈сть така€ поговорка: Ђѕодальше от ÷еркви Ц поближе к Ѕогуї.

Ћучшие дн€

ќснователь группы Boney M.
ѕосетило:9079
‘рэнк ‘ариан
¬иктор Ћ€гин. Ѕиографи€
ѕосетило:7258
¬иктор Ћ€гин
ќлег „угунов. Ѕиографи€
ѕосетило:198
ќлег „угунов

Ц ќй, нет, нет. Ёто не дл€ мен€. ћое Ц это Ђ ому ÷ерковь не мать, тому Ѕог Ц не отецї. ћо€ позици€ Ц без ÷еркви спасени€ нет. “олько в ней мы получаем благодать, и в ней свершаютс€ семь таинств.  онечна€ цель наша Ц спасение души, и без ÷еркви она невозможна.

Ц ¬аш сын ƒмитрий поступил в семинарию сразу после окончани€ ¬√» а?

Ц я даже не мечтала об этом и не думала, что он решитс€ на такой поступок. ” него были все данные дл€ того, чтобы быть успешным в своей профессии.

Ц Ќо он, кажетс€, так и не сн€л ни одного фильма?

Ц Ќет, он поставил дипломный спектакль, и все. Ќа дипломном курсе ему нужно было выбирать между искусством и ÷ерковью. ќн был очень способным.

Ц ƒа и ваше им€, наверное, помогло бы.

Ц я не та мама, котора€ стала бы помогать. ѕотом, € же не ћихалков и не янковский. Ќо € хочу сказать, что эта сфера, кино, Ц это определенные отношени€, определенный тон, определенна€ эстетика поведени€ и жизни, определенные взаимоотношени€ с людьми.

Ц —егодн€ актеров приглашают на передачи как экспертов по разным вопросам. “акое ощущение, что без них ничего не решитс€. Ќасколько оправданны эти ожидани€?

Ц ћы везде, даже в проповедниках, мы Ц самые попул€рные люди. –аньше нас, как шутов, даже на порог дома не пускали, а теперь Ц вот что сатана сделал: сама€ богонеугодна€ професси€ делает нас учител€ми нравственности. јртистов как важных людей приглашают в разные передачи, и люди слушают их, как гуру. ѕоэт в –оссии больше, чем поэт. “ак же и артист в –оссии больше, чем артист. ћы стали непререкаемыми авторитетами, а жизнь у нас далеко не св€та€. ћы не имеем права быть лидерами, а в телепередачах решаем важные государственные проблемы. ‘антастика кака€-то!

Ц ’от€ вы не совсем лестно отзываетесь о творческой среде, вы раньше, подозреваю, чувствовали себ€ в ней комфортно. ¬споминаете о той жизни?

Ц ¬споминаю. я была во ћ’ј“е ќлега ≈фремова 14 лет, в самый расцвет его театра. ¬о ћ’ј“е тогда был звездный состав, и у нас были фантастические актеры Ц они были моими партнерами, € была их партнершей.   кино € относилась не так, как к театру. ¬ кино мною мало чего хорошего сделано, одни эпизоды, хот€ сн€лась в огромном количестве картин. ¬ театре € работала полноценно, сильно и мощно. √рех жаловатьс€. ћне повезло, ведь € работала с лучшими режиссерами страны, мною дорожили.  роме благодарности к ним € ничего не испытываю, но это прошлое с духовной точки зрени€ Ц ужас. ” мен€ были крупные роли, например,  литемнестра в постановке ѕитера Ўтайна Ђќрестаї. Ёто одна из самых сложных ролей мирового женского репертуара. „тобы ее сыграть, нужно что-то уметь. Ќо € согласилась на предложение Ўтайна не только из-за работы, еще и из-за денег. я с 1987 года стала ходить на работу из-за денег.

Ц ј до этого бесплатно ходили?

Ц ѕо любви. ѕо страсти. я очень любила театр, очень любила играть в театре. “еатр был моей жизнью, как и у любого актера. “ут ничего не поделаешь, такова актерска€ среда: если серьезно работаешь, то живешь этой работой.

Ц ¬аши коллеги очень часто обожествл€ют режиссеров. ¬ам тоже это свойственно?

Ц Ќет. ѕонимаете, театр Ц это перевертыш церкви. ќн даже устроен как насмешка над церковью Ц сцена как алтарь за занавесом. ¬ театре все с точностью до наоборот, это €вление совершенно дь€вольское.  аждый режиссер настаивает на том, что он месси€. ѕоэтому все актеры воспитываютс€ в духе, что театр Ц это храм, и в нем служат. »менно служат, а не работают.  аждый режиссер как бы колдует, став€ спектакль. ≈му об€зательно нужны единомышленники. ѕочти все режиссеры помешаны на своей профессии и требуют фанатичного отношени€ к работе от актеров, даже если они собирают их на короткое врем€ Ц на один спектакль или на съемку фильма. Ёти постановочные группы Ц как маленькие секты. ” мен€ никогда не было очаровани€ режиссером, никогда никого из них не обожествл€ла. √осподь хранил мен€ от этого. я понимала, кто из них талантлив больше, а кто меньше, но чтобы обожествл€ть Ц никогда! Ќе было ни одного режиссера, с которым у мен€ не было

бы вы€снени€ отношений на эту тему, потому что они чувствуют кожей, что человеку не интересно и что у него есть друга€ жизнь, вне сцены. ” мен€ всегда была еще кака€-то друга€ жизнь. ј мы, актеры, по их логике должны были умереть на сцене.

Ц » вы спорили со всеми режиссерами?

Ц ѕо-разному. ≈динственный, кто не говорил со мной на эту тему, Ц «анусси. ќн очень умный человек, и у него самого очень большой зазор между тем, что он делает, и тем, что внутри него самого. ќн очень верующий человек, и в этом смысле с ним очень просто.

Ц ¬ам было легко с ним работать?

Ц ќн великий режиссер, мастер, и он прекрасно понимает цену своей работы, поэтому требует от актеров пор€дка, дисциплины и отдачи. ќн брал мен€ в свой спектакль как звезду, котора€ умеет работать быстро и грамотно, которой не надо долго и по сто раз объ€сн€ть, что от нее хочет режиссер. Ќо «анусси Ц это исключение. ѕитер Ўтайн один раз перед премьерой собрал всю труппу и кричал €вно в мой адрес о том, что театр дл€ него Ц религи€. ≈му патологически не хватало моей преданности. ѕоэтому мы с ним и разругались в кровь, когда закончилс€ контракт. ≈му недоставало моего фанатизма, моего присутстви€ в спектакле. “ехнически ему не к чему было придратьс€ в моей работе, но он понимал, что мо€ душа не на сцене.

Ц ѕолучаетс€, что режиссеры Ц богоборцы?

Ц  онечно.

Ц ј как же тогда ћихалков, публично бьющий земные поклоны?

Ц Ќикита Ц верующий человек. Ќо € говорила не о верующих режиссерах, не о церковных. я вот не понимаю тех, кто говорит: Ђя верующий, но это очень интимное. Ќе надо об этом говоритьї. ѕочему не надо говорить? ≈сли человек так говорит, значит, он не ходит в церковь, не причащаетс€.

Ц ≈сть роль, которую вы часто вспоминаете?

Ц Ќет.

Ц ј вот некоторые актеры говор€т: Ђя эту роль, как ребенка, родилї.

Ц я не люблю такие сравнени€. ћне кажетс€, что это пошло. Ќикогда не говорила Ђмое творчествої, Ђэту роль € родила в муках творчестваї, Ђэта роль как ребенокї. Ёто ужасно так говорить. ƒл€ мен€ было чем-то ужасным, когда люди, умира€ на сцене, потом бились в истерике, плакали. я не могла смотреть на это без сожалени€.

Ц ¬ этом году вы возглавл€ли жюри Ђ«олотого вит€з€ї. ¬ам нравитс€ иде€ фестивал€ православного кино? ¬едь не существует фестивалей буддийского или мусульманского кино.

Ц ≈сть фильмы с религиозным содержанием. ј где вы видели православное кино? я его не вижу. “о есть оно есть, но его не показывают широко.

Ц Ќо фестиваль-то есть.

Ц Ќа него отбирают фильмы, которые повествуют о жизни человеческого духа. Ќа этом фестивале, кстати, всегда очень сильна€ программа документальных фильмов. ƒокументалистика Ц это самое сильное, что есть у нас в кинематографе. Ќа фестивале было очень много фильмов о нормальной, добродетельной жизни людей, которые живут по заповед€м. ƒобродетель не скучна, но телевидение и кино стали индустри€ми, которые работают против нее.

Ц ћожно ли назвать Ђ—трасти ’ристовыї христианским фильмом?

Ц я не видела его и вообще ничего не смотрю, что св€зано с самим ’ристом, и не понимаю этого.  ак это нужно смотреть? —то€? —ид€? ¬ любом случае, это кощунство. ѕонимаете, у каждого из нас есть свое представление о ’ристе, свои взаимоотношени€ с ним. ’отите вы или нет, но после просмотра перед глазами навсегда остаетс€ определенна€ картинка. я категорически против этого. ћожет быть, кому-то этот фильм пошел на пользу, может, кто-то уверовал после него, но лично мне эта картина не нужна.

Ц ¬ы снимались в фильмах ƒинары јсановой. »х можно назвать христианскими?

Ц ј где там говоритс€ о вере? я же говорю конкретно о вере в Ѕога, о религиозном содержании, вы же говорите о нравственности. ƒуховность и нравственность Ц это совершенно разные вещи.  ультура Ц это культура, а духовное Ц это религиозное. «ачем морочить голову тем, что писатели, поэты, художники, театры Ц это духовное. Ёто совершенно другой институт Ц нравственный, культурологический, но не духовный. ƒух есть только в ÷еркви. Ќикакой претензии на воспитание духовности де€тели культуры не имеют. ћен€ каждый раз возмущают разговоры, что у актеров есть что-то духовное.  ультура именно на этом и погорела Ц она претендовала на институт воспитани€ и проиграла, потому что интеллигенци€ была неверующа€. “аким образом, проиграла и –осси€. ѕоэтому де€тели культуры несут огромную ответственность за то, что произошло с –оссией. ѕомню, как € обратила внимание, что на очень многих могилах царских офицеров на кладбище —ент-∆еневьев-де-Ѕуа нет ни дат, ни регалий, а есть только надпись Ђ√осподи, спаси –оссиюї. Ќикогда не забуду, какое впечатление произвели на мен€ эти слова. ќни как вопль.

Ц ј кто сейчас, на ваш взгл€д, способен спасти –оссию?

Ц “олько вера. “олько √осподь. ƒругих вариантов нет. ќн всегда ее спасал. ѕосмотрите, сколько св€тых мучеников дал ’’ век! —только не дала вс€ ÷ерковь за 20 веков своего существовани€. Ќикака€ интеллигенци€ –оссии не поможет. ѕосле расстрела Ѕелого дома в 1993 году по просьбе ¬ладимира ћаксимова € дала интервью Ђѕравдеї. “ам € сказала примерно следующее: куда ни ткнись, везде виноваты мы, интеллигенци€, это мы довели страну до такого состо€ни€, это с нашего упущени€ и благословени€ страна стала такой.

Ц „то вам сказали на это коллеги?

Ц я мало общаюсь с теми, кто когда-то был кругом моего общени€. ѕомню, что в тот день, когда вышла эта стать€, € была в ѕеределкино, в доме творчества. «а завтраком ко мне подошел јнатолий √ребнев и спросил, читала ли € свою статью? я обрадовалась тому, что она вышла, а √ребнев сказал мне, что это страшна€ стать€: Ђ ак ты могла такое сказать?ї я до сих пор считаю, что все, что сказала в том интервью, так и есть. » не отмежевываю себ€ от того, что делала интеллигенци€ Ц сама участвовала в этом.

Ц  ак вы думаете, почему ќлег янковский при его-то возможност€х не стал снимать дорогосто€щий сериал, а сн€л фильм Ђѕриходи на мен€ посмотретьї?

Ц ћолодец, что сн€л! ћожет, ему √осподь так подсказал. Ѕожеска€ ведь картина получилась. ѕо сценарию главной героине было столько же, сколько и мне в тот момент Ц 55 лет, и € думала, что янковский предложит мне эту роль. Ќо он попросил мен€ сыграть старуху. ¬ театре € играла старух, но там был грим, на экране он более заметен. я говорила ему, что буду стесн€тьс€ и думать посто€нно о гриме, на что он мне, улыба€сь, сказал: ЂЌу, не така€ уж ты и молоденька€ї. я уговаривала его отдать мне роль героини, а он говорил, что ему это не интересно будет, говорил, что роль старухи интереснее. ћне очень понравилс€ сценарий, и € быстро согласилась. ѕотом думала, что так не бывает в жизни Ц такой сказочный материал дл€ православной актрисы. Ќикаких внутренних преп€тствий у мен€ не было.

Ц ≈сть, значит, христианское кино?

Ц ƒа, но таких картин Ц единицы.

Ц ¬ы признались, что в последнее врем€ играете только из-за денег. ” ћеньшикова тоже из-за них сыграли в его спектакле Ђ√оре от умаї?

Ц «наете, в этом случае как-то складно все вышло Ц и из-за денег, и спектакль хороший получилс€. Ёто было очень удачное сочетание. ћне очень нравилс€ этот спектакль. я играла саму себ€, и, кажетс€, зрители понимали это. я избалованна€ актриса, привыкла к большим рол€м, аплодисментам, цветам. ¬ Ђ√оре от умаї прием был потр€сающий, мне было при€тно, что мен€ не забыли Ц как актрису и человека. Ќеверо€тно тепло встречали. я не знаю, чем заслужила такую любовь, но она очевидна.

Ц ” вас ведь есть и украинские корни. Ќаверн€ка следили за прошлогодней Ђоранжевой революциейї на ”краине?

Ц я очень переживала все это. ћо€ мама украинка, она плем€нница јнтона ћакаренко. я часто бываю в  иеве, в Ћавре. „то касаетс€ ёщенко, то € ко всему, что исходит с «апада, отношусь отрицательно.

Ц ј ёщенко Ц человек «апада?

Ц ћне так кажетс€, хот€ мы знать, наверное, ничего не можем. Ќе вдава€сь в подробности, скажу: все, что св€зано с «ападом, подвергаю сомнению. ѕравда, с 1993 года € особенно не вникаю в политику. “огда мой батюшка сказал мне, что будет лучше, если € буду молитьс€ в храме, чем бегать по баррикадам.

Ц ¬аши браки с —ергеем —оловьевым и ћихаилом –ощиным были не очень продолжительными. ќни подтверждают, что творческие люди не могут долго сосуществовать?

Ц Ќе думаю, что это так, хот€ посто€нные творческие браки в творческой среде редкие, их мало. «наете, нам искалечили всю жизнь, отн€в у нас Ѕога. ≈сли бы € знала, что делаю, то никогда не прожила бы свою жизнь так, как прожила. ≈сли бы € знала о Ѕоге так, как знают о нем сейчас с детства мои внуки, то ничего из того, что € делала, не сделала бы Ц не пошла бы в актрисы, ни с кем не разводилась бы, нарожала бы много детей, вообще все делала бы по-другому. ¬се, что € делала, было от безбожи€, от самости, гордыни, тщеслави€...

Mnogo voprosov
Katerina 15.01.2007 01:54:48
U menya staroverskie korni (chisto istoricheski) i hotelos| by zadat| neskol|ko voprosov uvazhaemoy Ekaterine Semenovne. V svete ee zayavleniy , chto vera i cerkov| - odno i pravoslavie - edinstvennaya kanonicheskaya vera, zadumalas| o meste v pravoslavnoy hierarhii staroobryadcev-bespopovcev, samie chto ni na est| kanonicheskie i istovye i bez popov i nichego veruut i spasautsya uzh skol|ko vekov bez vsyakih reform. I esche, ne sovsem ponyala kak batushka blagoslavlyaet uchastvovat| v besovskom zanyatii (po slovam Vasilievoy) radi deneg, tak ved| mozhno chto ugodno opravdat|, esli chast| dohoda idet cerkvi (i vodkoy torgovat|, i podayaniya "gryaznymi" den|gami prinimat|). Stranno...




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ѕосол —очи 2014
ѕосетило:20190
ќлес€ ¬ладыкина
–естлер, балагур и любитель пускать газы
ѕосетило:43638
 јндре √игант
јлла Ћарионова: ∆изнь как в сказке?
ѕосетило:20213
јлла Ћарионова

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru