Людибиографии, истории, факты, фотографии

Светлана Брагарник

   /   

Svetlana Bragarnik

   /
             
Фотография Светлана Брагарник (photo Svetlana Bragarnik)
   

День рождения: 24.05.1944 года
СССР
Возраст: 76 лет

Гражданство: Россия

Диагноз: актриса

Российская актриса

Брагарник - известная в театральных кругах фамилия. Лариса Гузеева дала однажды Светлане точную характеристику: нигде не светится, никогда не тусуется, ни с кем не выпивает, а все ее знают...

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

09.07.2009

О ее работоспособности по театрам ходят легенды - она, пожалуй, единственная народная артистка в Москве, которая выдерживает режим в двадцать спектаклей в месяц и каждый играет на таком накале - как в последний раз. Плюс красивая, талантливая и притом совершенно некапризная - невероятный в актерской среде факт. Ее дважды, еще при Олеге Ефремове, приглашали перейти во МХАТ, но она предпочла остаться в Театре им. Гоголя, в котором работает и держит на себе весь репертуар уже более тридцати лет.

Светлана Брагарник фотография
Светлана Брагарник фотография

Наедине со всеми

Вы никогда не жалели, что, если бы вы приняли предложение перейти во МХАТ, жизнь бы сложилась иначе?

- Если бы я пошла во МХАТ девочкой, просидела бы с вязаным чулком все тридцать лет дальнейшей жизни, сгнила бы в могучей труппе. Кто знает? Там все решают за нас. Меня в Театре Гоголя держит репертуар. Он нарабатывается годами. Составлять новый - это сколько еще надо, а сколько их у меня еще осталось? Хоть ноешь, вот, нормальные люди домой возвращаются, а ты идешь куда-то сердце надрывать... Но ту же Сарру в "Иванове" играешь - встречаешься с замечательным человеком. Ведь счастье - общаться с человеком, с которым можно дышать полной грудью, - часто ли это в жизни удается?

Реклама:

Вы играете Констанс в "Верной жене", Аркадину в "Записных книжках Тригорина", Марлен Дитрих в "Марлене", Сарру в "Иванове"... Кого из них вы могли бы назвать своей подругой?

- Всех. Везде я играю что-то свое. Я понимаю, что это банальные слова, но вам так все нормальные артисты скажут. Из себя персонажей вынимаем - неоткуда больше. Роль - это же не маскарад и не перемена платья. Есть такие дарования - внешне играют, и очень хорошо, но я так, к сожалению, не умею. В театральной школе не научили.

Со своими героинями вы ведете диалог или монолог?

- Скорее монолог, трезвый и здоровый. Это не два я, а одно. Вообще существование актера - это его монолог с жизнью, а не с самим собою или с кем-то воображаемым вторым.

Этот монолог сильно меняется со временем?

- Конечно. Когда я была молодой, мне казалось, что все друг друга любят и все друг другу добра желают. И долго я так считала. Может, так оно и было, или я другая была. А последнее время у меня ощущение, что я совсем одна. То ли это с возрастом знания умножают печали, то ли это правда... Какое раньше у меня было ощущение от театра, от товарищества, от радости, что я сейчас всех увижу, что я с этими людьми выхожу на сцену, они мне братья, - такой полный девичий восторг. Ах, мы творцы собрались, будем делать общее дело... Сейчас же я стремлюсь побыстрее остаться наедине с ролью.

Лучшие дня

Людмила Савельева. Биография
Посетило:309151
Людмила Савельева
Василий Суриков
Посетило:12264
Василий Суриков
Самая большая модель железной дороги
Посетило:10644
Брюс Закканьино

А можно ли войти в роль счастливого человека?

- Можно поверить в это. Был один момент, я страстно хотела сыграть счастливого человека. У меня шли подряд совершенно надрывные, мучительные роли. Я приходила со спектакля и долго-долго стояла под душем, мне казалось, вода смывает черную энергетику и отрицательные эмоции. Я играла наркоманку, сумасшедшую, которая чуть было не кончает с собой, репетировала Сарру в "Иванове" - женщину, которая умирает от туберкулеза, точнее, не от болезни, а от равнодушия человека, которого она любит. И когда я ложилась спать, думала: Господи, ну где бы мне такую идиотку голливудскую сыграть, которая пляшет, хохочет...

Спектакль "Записная книжка Тригорина", в котором вы играете Аркадину, - болезненно правдивый. О том, чем человек жертвует, чтобы заниматься любимой профессией. Чем вам приходилось платить за счастье ходить на работу с удовольствием?

- Многим... Чего уж говорить - не так выглядят счастливые женщины и не так живут. Платила иногда личным счастьем... Но этого же никто не требует - плати. Так сложилось. Актрисой вообще быть нелегко. Расшатанная нервная система, ненормальные роды, когда роль рожаешь, минуты простоя, а потом наступает момент, когда задумываешься: а кому это нужно, и не сбрасываешь ли ты свои патологические комплексы в профессию, и не занимаешься ли ты этим потому, что не очень здоровый человек?..

Три минуты на счастье

Вы в режиссуре себя не пробовали? Хотя бы со своими студентами -вы ведь вели актерский курс?..

- Я не брала на себя грех самоутверждаться на маленьких детях, выламывать им руки своей неумелой режиссурой. Что вы, я никогда в жизни себе этого не позволю.

Когда вы были студенткой, как вам удалось избавиться от прибалтийского акцента? Он ведь очень сильный.

- Это был даже не акцент, а жуткий говор. Он один из самых трудных. Украинский - от него вообще избавить невозможно, и прибалтийский. Но у меня за четыре года он как-то ушел. На первом курсе никто не понимал, что я говорю. А когда я поступала в ГИТИС, отрывок читала, не выговаривая ни одной буквы русского языка, - мало того что с прибалтийским акцентом, да еще и с дефектами речи. Кончилось тем, что меня отправили к логопеду - проверить, нет ли у меня патологических изменений зева, смогут ли они меня выучить нормально разговаривать. Я говорила: "Я из Гиги", то есть из Риги. Памятник надо поставить Раевскому, что он все-таки что-то разглядел...

Бытует мнение, что прибалты - люди самодостаточные, с очень высокой культурой одиночества.

- Сказав, что у меня есть культура одиночества, вы не ошибетесь. Не знаю, высокая ли она, и культура ли, но одинока я безусловно. Я имею в виду даже не сложившиеся условия жизни, а человеческую потребность. Я могу дня два-три с человеком находиться, но потом мне надо идти отдохнуть.

В одиночестве приятнее мечтать - о несыгранных ролях...

- Странно, но у меня нет никакой актерской мечты. Хотелось бы только сняться в очень хорошем кино у очень хорошего режиссера. Не то чтобы мне не хватает киношной популярности, я уже кинозвездой не стану, а ролью больше - ролью меньше... Ну стоит у меня дома приз "Кинотавра" за лучшую женскую роль 92-го года - за фильм "Сатана". Поставила я его на шкаф. Думала, все будут приходить и восхищенно спрашивать: "Что это?", а я буду скромно отвечать: "Ах, да это приз "Кинотавра" за лучшую женскую роль..." А он такой страшный, что все, когда его видят, вскрикивают: "А! Боже!! Что это???"

То есть большое художественное искусство и шумная фестивальная жизнь не совсем обошли вас стороной?

- Первое, можно сказать, все-таки пролетело мимо меня на больших крыльях. А на фестивали я ездила, ездила. Хорошо, приятно. Но я люблю ездить работать, а не шарахаться: ой, одна звезда пошла, ой, другая. Фестивальная культура у нас еще не сформирована. Не очень естественно все там происходит. Неестественно наряженные женщины, изображающие из себя высокую светскую оскароносную тусовку в вечерних туалетах...

Сейчас это довольно многочисленная категория девушек, живущих по западному фестивальному протоколу - полная смена туалета три раза в день, горы чемоданов...

- Между прочим, я наблюдала за Анни Жирардо и другими западными звездами на фестивалях - они отличались поразительным демократизмом и скромностью в одежде. Наши дурочки выходят уже с утра в кружевных перчатках по плечи и судорожно пытаются в них завтракать. А Анни Жирардо я видела только в одном шелковом костюмчике, наверное, очень хорошем, но главное, удобном. На премьеру, на прием надо иметь что-то просто по протоколу. Но одежда не предмет самовыражения.

Если возвращаться к кино - сняться в очень хорошем фильме у очень хорошего режиссера сегодня - никакой популярности не заработать. Для этого надо сыграть в плохом сериале у плохого режиссера, тогда примелькаешься. А хорошее кино мало кто видит - снимись, предположим, у Германа, и тридцать лет лежи на полке. Но я хочу испытать это ощущение. Подобное у меня уже было - у Виктора Аристова. До него, будучи упертой театральной актрисой, я думала, что в кино нет места для настоящего творчества, когда у тебя душа взлетает, и ты понимаешь, что готов отдать все. Только ради того, чтобы выйти на сцену и три минуты что-то замечательно сыграть... Я считала, в кино это невозможно. Но, работая с Аристовым, эти три минуты я испытала. И чем они еще были прекрасны - на сцене они пролетели, и все, а тут их можно увидеть еще раз, и еще. В театре ведь как - сыграла, после пришла твоя соседка по гримерной, замечание какое-нибудь отпустила, и ты думаешь: ой, нет, что-то я про эти три минуты себе придумала... Мы ведь очень хрупкие. Даже самые защищенные.

Все впереди

В сентябре в театре будут отмечать ваш юбилей. Но актрисы свой возраст обычно считают не годами, а сыгранными ролями. На сколько лет вы сами себя ощущаете?

- Внутренне совершенно не чувствую возраста. Иногда только думаю - а чего ты так веселишься? Тебе скоро все меньше и меньше будут давать ролей, на твои годы уже меньше остается репертуара, что ты все надеждой живешь? А у меня настроение, что завтра будет лучше... Хоть я не оптимистка по натуре, но как-то верю, что все еще будет. Мало того, я еще, ненормальная, думаю, ой, да я еще любовь свою настоящую встречу, она еще придет, придет... Куда?..

- Мне кажется это более чем нормальным, и потому я желаю вам и любовь свою настоящую встретить, и не растерять ощущения, что завтра будет все гораздо лучше. А главное - чтобы сегодня было все всегда хорошо.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Самая большая модель железной дороги
Посетило:10644
Брюс Закканьино
Николай Панин-Коломенкин. Биография
Посетило:9446
Николай Панин-Коломенкин
Людмила Савельева. Биография
Посетило:309151
Людмила Савельева

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history