Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ёли€ —олнцева

   /   

Julia Solnseva

   /
             
‘отографи€ ёли€ —олнцева (photo Julia Solnseva)
   

ƒень рождени€: 07.08.1901 года
ћесто рождени€: ћосква, –осси€
ƒата смерти: 28.10.1989 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 88 лет

√ражданство: ———–

Ѕиографи€

актриса

"¬ ќдессе произошел поворот в моей жизни: там € стал кинематографистом, там € нашел свое призвание, там € встретил —олнцеву, котора€ стала моей женой."
ј. ƒовженко

ёли€ —олнцева и јлександр ƒовженко любили друг друга всю жизнь

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

13.11.2004

ёЋ»я —ќЋЌ÷≈¬ј –ќƒ»Ћј—№, как писали в стать€х о ней, "в интеллигентной семье". ¬р€д ли стоит скрывать, что эта формулировка далека от истины. ≈е мать работала в знаменитом московском магазине "ћюр и ћерилиз" (нынешний ÷”ћ) старшим кассиром. ќб отце же в семье старались вообще не упоминать: он был нечастым гостем, и его визиты обычно заканчивались совсем не "интеллигентным" вы€снением отношений. ¬ детстве ёл€ и ее брат были фактически предоставлены самим себе. » еще - книгам.

ёли€ —олнцева фотографи€
ёли€ —олнцева фотографи€

¬любленна€ в литературу ёли€ после школы поступает на философский факультет ћосковского университета, но вскоре уходит "в артистки" - становитс€ студенткой ћосковской филармонии (впоследствии - √осударственный институт музыкальной драмы). ѕосле института сразу получает приглашение на работу в студию  амерного театра. Ќо выйти на театральные подмостки ей так никогда и не удалось. Ќачинающую актрису пригласили на пробы на роль служанки в фильм ѕротазанова "јэлита". ѕрекрасную инопланет€нку должна была играть ≈лена √оголева. Ќо ѕротазанов, посмотрев пробы, сразу оценил экзотическую красоту ёлии: правильные черты лица, огромные черные глаза, чарующа€ улыбка, фигура античной богини: „ерез несколько дней ее вызвали в дирекцию ћежрабпома: "«наете, ёли€ »пполитовна, мы решили с вами заключить договор на роль јэлиты. Ќе возражаете?" ¬озражала ли «олушка, превратившись из служанки в принцессу?! ёлии казалось, что она сама будто попала в волшебную сказку...

—ама€ известна€ роль, как ни парадоксально, оказалась и самой ее нелюбимой.  аждый раз, когда —олнцеву расспрашивали об этой работе, она отделывалась парой стандартных фраз: считала, что јэлита получилась у нее "неживой", неубедительной. Ќо зрители, штурмующие билетные кассы, были другого мнени€. ѕосле шумного успеха "јэлиты" ‘. ќцеп и ј. ‘айко написали сценарий специально дл€ —олнцевой - "ѕапиросница от ћоссельпрома". ¬от эту роль актриса очень любила: все переживани€ смешной лоточницы «ины, торгующей на улицах сигаретами и мечтающей стать кинозвездой, казались ёлии такими знакомыми! ≈е наперебой приглашали сниматьс€, и не только советские режиссеры. Ќо от заманчивых предложений американских кинематографистов —олнцева отказывалась наотрез. ∆ила она по-прежнему замкнуто, хот€ в ее круг входили интереснейшие люди того времени. ≈й посв€щали стихи Ќиколай јсеев и јлексей  рученых. ќна была знакома с Ѕрюсовым, Ѕальмонтом, јндреем Ѕелым. ƒовольно часто встречалась с ћа€ковским. ¬се окружение ћа€ковского знало о нежном, бережном отношении ¬олоди к "ёлечке »пполитовне" - так он называл ее.

ёли€ —олнцева фотографи€
ёли€ —олнцева фотографи€

 инематограф принес ей славу, а потом сделал еще один щедрый подарок. "¬ ќдессе в 1928 году снималс€ "ƒжимми ’иггинс", - вспоминала ёли€ »пполитовна. - я обратила внимание на человека, который несколько раз по€вл€лс€ на студии именно во врем€ моих съемок. ќн сидел где-то вдалеке, но, как мне казалось, наблюдал за мной. я спросила однажды, кто это. ћне ответили - ƒовженко. ќн тогда только что приехал из Ѕерлина. ƒва дн€ спуст€ € остановилась около выхода из киностудии с друзь€ми по работе, чтобы показать им мои кинопробы из "ƒжимми ’иггинса". ¬друг чь€-то рука сзади неожиданно вз€ла фотографии, и кто-то сказал: "ƒайте € посмотрю". я обернулась. ѕередо мной сто€л ƒовженко. "Ёто хорошо, а это нехорошо:", - очень решительно, уверенно говорил он. ѕотом вернул фотографии (мне показалось - довольно небрежно) и, не сказав больше ни слова, исчез. ¬сем этим € была несколько удивлена:

„ерез несколько дней € сидела у Ўпиковских и пила чай (мы обыкновенно собирались у них по вечерам).

» тут по€вилс€ ƒовженко. ¬се удивились. ќн не был знаком с этой семьей, не бывал здесь.

- «наете, € принес апельсины, - весело сказал он. » стал, как фокусник, вынимать из карманов пальто, из шл€пы, из-под рубашки громадные апельсины.

¬се рассме€лись. » стали пить чай.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

ѕотом ƒовженко сказал мне:

- я пришел за вами.

ћы вышли от Ўпиковских вместе и долго ходили в тот вечер по коридору гостиницы. ќн рассказывал мне о своем детстве, о жизни в ’арькове, о работе за границей:

“ак мы и познакомились. » стали часто встречатьс€.

 огда ƒовженко начал снимать "јрсенал", поездки его в  иев стали об€зательными. ј потом € и сама уехала в  иев. “огда јлександр ѕетрович начал по€вл€тьс€ там гораздо чаще. »ногда он уезжал из ќдессы "тайно". ќб этом мне рассказывали потом его ассистенты и помощники. —начала они долго не могли догадатьс€, куда это исчезает ƒовженко по воскресень€м. Ќо потом смекнули, что в  иев. » однажды пришли утром всей труппой встретить его на вокзале. “ак ƒовженко был "разоблачен".

«акончив "јрсенал", мы вместе поехали в ’арьков.   этому времени мы уже были мужем и женой:"

ёли€ »пполитовна не стала мен€ть фамилию, вид€ в этом особый смысл: раньше она сама была —олнцем, а теперь - всего лишь спутником при —ветиле. ќна с энтузиазмом входила в новую роль. » московска€ квартира, и дача в ѕеределкино - простой деревенский дом - были предметами ее особой гордости. ƒом ёли€ »пполитовна отделала внутри простыми стругаными досками: некрашеные стены и полы, дерев€нные полки, скамьи, заменившие стуль€. ѕовсюду висели белоснежные украинские рушники.

Ќа картине "«емл€" —олнцева навсегда распрощалась с актерской карьерой. ≈е нова€ работа была такой нужной и такой "незаметной"! јссистент режиссера. Ѕольше она ни разу не по€витс€ в кадре. ѕо-житейски мудра€ ёли€ »пполитовна прекрасно понимала: на одних внешних данных далеко не уедешь. ј большого актерского даровани€ она в себе не находила.

ѕерва€ съемка фильма "ѕоэма о море" была назначена на 25 но€бр€ 1956 года. Ќакануне јлександр ѕетрович поехал в ѕеределкино, работал в своей мастерской, готовил к зиме деревь€ в саду. —обира€сь в город, вдруг почувствовал себ€ плохо.  огда к назначенному часу участники съемки по€вились в мосфильмовском вестибюле, их встретил окаймленный широкой черной рамкой портрет јлександра ƒовженко.

Ќикто на "ћосфильме" не согласилс€ вз€ть на себ€ постановку фильма, задуманного ƒовженко. "ѕоэму о море" сн€ла —олнцева. Ёта картина, конечно, не имела ничего общего с шедеврами режиссера. Ќо ёли€ »пполитовна попыталась "продлить" его жизнь хот€ бы с помощью кино...

¬ 1981 г. на съемках фильма "ёли€ —олнцева. ѕоследнее интервью" она, человек замкнутый и неразговорчивый, неожиданно разоткровенничалась: "я плакала утром, много плакала. ќт одиночества. ” мен€ никого нет, € одна, всем на мен€ наплевать!  роме јлександра ѕетровича, у мен€ никого не было. ”же 35 лет € живу одна:" ”мерла ёли€ »пполитовна —олнцева 28 окт€бр€ 1989 года.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru