Людибиографии, истории, факты, фотографии

Александр Ширвиндт

   /   

Alexander Schirvindt

   /
             
Фотография Александр Ширвиндт (photo Alexander Schirvindt)
   

День рождения: 19.07.1934 года
Место рождения: Москва, СССР
Возраст: 86 лет

Гражданство: Россия
Соцсети:


Любить пересмешника

Актер и юморист

Рейтинг мужской силы неуклонно растет, и в свои 75 лет Александр Анатольевич по-прежнему представляет собой поколение среднее, а уж никак не старшее, в чем ему помогают регулярные актерские телепосиделки с шутками и байками и регулярно случающиеся юбилеи коллег, на которых он выступает в роли тамады.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

09.04.2010

Александр Ширвиндт: «...В своей последней книжке Марк Захаров написал, что «Ширвиндт, наверное, все-таки не артист... Тем более не режиссер. Если спросить, кто он такой, отвечу, что профессия у него уникальная. Он – Ширвиндт». Марк, выпустив книжку, позвонил узнать, как я отнесся. А как я отнесся?! Хамские, конечно, строчки, но он прав. Нет во мне этой лицедейской страсти. Есть актеры патологические, физиологические. Они не могут не играть. И есть актеры, ставшие таковыми, ну, в силу обстоятельств, что ли. Я из вторых. Хотя первым всегда завидовал... А я играть ведь не очень люблю. Репетиции люблю, премьеры. А вот выходить на сцену в сотом спектакле – скучно. Иногда я думаю, что все-таки с профессией не угадал».

Александр Ширвиндт фотография
Александр Ширвиндт фотография

Художественный руководитель Театра сатиры Александр Анатольевич Ширвиндт наверняка допускал мысль о том, что рано или поздно он станет руководителем Театра сатиры. Во-первых, он в этом театре сто лет работает. Во-вторых, он является бесспорным лидером театра вообще и Театра сатиры в частности. В-третьих, он вечный дамский угодник и записной шутник – устоять перед его обаянием практически невозможно, что является немаловажным фактором для выбора руководителя любого ранга. Рейтинг мужской силы неуклонно растет, и в свои 75 лет Александр Анатольевич по-прежнему представляет собой поколение среднее, а уж никак не старшее, в чем ему помогают регулярные актерские телепосиделки с шутками и байками и регулярно случающиеся юбилеи коллег, на которых он выступает в роли тамады. Эти обаятельные иллюстрации театральных анекдотов (или реальных историй, что совершенно неважно) способствуют популяризации бессменного дуэта – Ширвиндт – Державин, привлекая в качестве поклонников огромные массы российского народонаселения. Народ давно поставил концертный дуэт драматических артистов в один ряд с Тарапунькой и Штепселем, Петросяном и Степаненко, Цветочком и Матреной. Аудитория же продвинутая, интеллектуальная, своя – к шуткам своего коллеги относится снисходительно, тем более, что на закрытых тусовках, без зрителей и камер, Александр Анатольевич, как и в былые советские домактеровские годы, с убийственным сарказмом доскажет все, что не сказал на официальных концертных площадках. И мало не покажется… Числиться в ряду его друзей – почетно и престижно, но по-настоящему близких у него не много, хотя на «ты» он, кажется, со всеми – возраст собеседника для него значение не имеет. Он мудр, осторожен, теплолюбив и домашнеобразен – чувство долга активным образом распространяется на членов его семьи и особ приближенных. Главная его страсть - ирония, и этой даме он никогда не изменял, что позволяет ему вполне благополучно существовать в любых социально-политических условиях и без труда отмываться от кухонных интриг. Впрочем, грязь к нему не прилипает – и это еще одна загадка Ширвиндта. Он не любит сводить счеты в прямых эфирах, не любит подписывать письма ни за, ни против, не любит обличительных и оправдательных речей. О политике – шутит, перед женщинами – фонтанирует, с детьми и внуками – сентиментальничает, студентами и учениками – гордится. О себе он написал две книжки: совместно с Борисом Поюровским «Былое без дум» и самостоятельно – «Город Ширвиндт, стертый с лица земли». Это самое искреннее, что он мог сказать о себе. Потому что помимо задорного социалистического юмора в этих книжках есть настоящая нескрываемая боль – за нереализованные роли, за незаслуженные обиды, за близорукость режиссеров, за легкомыслие, с коим прожита жизнь, за имидж клоуна.

Реклама:

В другой книге, в свое время наделавшей много шума, художественном мемуаре актрисы Татьяны Егоровой «Андрей Миронов и я» одного из героев – артиста по кличке Шармер, в котором угадывается Александр Ширвиндт – автор наделила всеми возможными человеческими пороками, образ получился отвратительный, такой Мерзляев из рязановской комедии про гусаров. Книга Егоровой произвела закулисный взрыв. Толпа требовала завершения этой кровавой драмы, толпа требовала публичных склок и ответных обвинений. Но Ширвиндт промолчал. И это тот случай, когда молчание – золото.

О нем не скажешь – выдающийся артист. И он знает, что о нем так никогда не скажут. В какой-то момент его биографии кто-то невидимый словно перевел стрелки – и из амплуа молодого социального героя, рефлексирующего интеллектуала, он неожиданно впрыгнул в образ обаятельного пройдохи, язвительного ироничного циника, появления которого всегда ждут, когда необходимо разрядить обстановку или переменить тему. Ширвиндт начинался у Эфроса и Радзинского – сыграв небольшую, но очень важную и в высшей степени драматическую роль Феликса в «104 страницы про любовь» (эту же роль он сыграл в фильме с участием Дорониной) и – главную – кинорежиссера Нечаева в спектакле «Снимается кино». Это был спектакль легендарный и опальный - впервые в советской пьесе речь шла о выборе художника, о творчестве и власти, о трагическом, разрывающим изнутри состоянии внутреннего побега. Эта роль была заявкой на судьбу. Он ушел вслед за Эфросом на Малую Бронную, но этот поступок оказался бессмысленным – искра не высекалась, и спустя два года Александр Ширвиндт стал премьером Театра сатиры.

Его нынешний выход в булгаковском Мольере – дань памяти несыгранным ролям. В той же пьесе у свого любимого режиссера Анатолия Эфроса сорок с лишним лет назад Александр Ширвиндт сыграл короля Людовика.

10 лучших ролей

Театр им. Ленинского комсомола:

Тригорин, «Чайка» А.Чехова, реж. А.Эфрос

Людовик, «Мольер» М. Булгакова, реж. А.Эфрос

Феликс, «104 страницы про любовь» Э.Радзинского,

Лучшие дня

Мастер эксцентрики и гротеска
Посетило:24519
Георгий Вицин
Другая теория Эйнштейна
Посетило:12150
Альберт Эйнштейн
Рекорд в ящике
Посетило:4042
Скай Броберг

реж. А.Эфрос

Нечаев, «Снимается кино» Э. Радзинского, реж. А.Эфрос

Театр сатиры:

Граф Альмавива, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше, реж. В.Плучек

Молчалин, «Горе от ума» А.Грибоедова, реж.В.Плучек

Думающий о России, «Привет от Цюрупы» Ф.Искандера,

реж. С.Коковкин

Орнифль, «Орнифль» Ж.Ануя, реж. С.Арцибашев

Мольер, «Мольер» М.Булгакова

Театр Антона Чехова:

Скотти, «Чествование» Б.Слэйда, реж. Л.Трушкин




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Другая теория Эйнштейна
Посетило:12150
Альберт Эйнштейн
Давно уже не Гермиона
Посетило:9745
Эмма Уотсон
Свен Фишер. Биография
Посетило:14138
Свен Фишер

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history