Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ќина —азонова

   /   

Nina Sazonova

   /
             
‘отографи€ Ќина —азонова (photo Nina Sazonova)
   

ƒень рождени€: 07.01.1917 года
ћесто рождени€: с.  онстантиновское, , ћосковской губернии ,–осси€
ƒата смерти: 29.02.2004 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 87 лет

√ражданство: –осси€

Ђ–омашки спр€тались, поникли лютикиЕї

јктриса

—тою на полустаночке
¬ цветастом полушалочке,
ј мимо пролетают поездаЕ

ѕочти 18 лет назад пролетели поезда Ч года, отпущенные судьбой замечательной артистке Ќине —азоновой.

01.03.2024

ƒорога€ мама!

—“ј–Ў≈ћ” поколению зрителей она прекрасно известна по фильмам Ђ∆енщиныї, Ђѕервый троллейбусї, Ђ∆ивет такой пареньї, Ђ«игзаг удачиї, ЂЌаш домї, ЂЅабье царствої. —о всех концов необъ€тной страны ей шли письма: Ђƒорога€ мама! ѕростите, что €, чужой человек, называю вас этим светлым именем. ”видел ваши глаза, услыхал ваш голос и будто вернулс€ в детствої.

ј после того как она сыграла тетю ѕашу в многосерийном фильме Ђƒень за днемї, стали приходить письма, на конвертах которых было написано: Ђћосква, тете ѕашеї. —колько в ћоскве проживает Ђтеть ѕашї, одному Ѕогу известно, но письма неизменно находили адресата. Ђћила€ тет€ ѕаша! я очень давно лежу в больнице. ≈сли вы пришлете мне письмо, € положу его под подушку, и мне будет легче, потому что знаю: такой человек, как вы, всегда поддержитЕї

Ќина —азонова фотографи€
Ќина —азонова фотографи€

 огда отмечалс€ 70-летний юбилей Ќины —азоновой, на сцену “еатра —оветской армии, которому актриса верой и правдой служила с 1934 года, вышла јнгелина —тепанова и сказала: ЂЌина јфанасьевна, если бы ты знала, как € тебе завидую. » знаешь, почему? ¬от мен€ все называют јнгелина »осифовна, а теб€ просто Ч тет€  лава, тет€ ѕаша. “ы не просто народна€ актриса, а всенародна€. » любовь к тебе тоже всенародна€ї.

”вы, отношени€ с собственным сыном у Ќины јфанасьевны —азоновой сложились совсем по-другому.

Ќина —азонова фотографи€
Ќина —азонова фотографи€

—емейное дело

»«  –»ћ»ЌјЋ№Ќќ… хроники начала €нвар€ 2002 года: Ђ1 €нвар€ 2002 года народна€ артистка ———– Ќина —азонова в т€желейшем состо€нии была доставлена в ÷ентральный клинический госпиталь ћинистерства обороны. 85-летнюю женщину до полусмерти избил ее сынї.

Ќина —азонова фотографи€
Ќина —азонова фотографи€

—воего единственного сына Ќина —азонова не просто любила, а любила по-сумасшедшему. ¬от что писала несколько лет назад ЂЁкспресс-газетаї, проводивша€ расследование трагедии, разыгравшейс€ в новогоднюю ночь в квартире актрисы: ЂЕвсю любовь она отдала единственному сыну. ќпекала, холила, леле€ла. » в итоге Ђединственноеї окончательно обнаглело. ќн толком нигде не работал Ч зачем, когда есть мама? ќн всегда делал то, что хотел: пил, гул€л и веселилс€ на полную катушку. ј мама делала дл€ взрослого недоросл€ иногда невозможноеї.

ћало кто знает, что перед своей единственной кровинушкой народна€ артистка ———– чувствовала себ€ виноватой. », как могла, старалась загладить эту вину.

Ќина —азонова фотографи€
Ќина —азонова фотографи€

¬ фильме Ђ∆енщиныї героин€ —азоновой ради любви к своему сыну отговаривает его женитьс€ на женщине с ребенком Ч увер€ет, что та ему не пара, что ему нужна Ђобразованна€ и без ребенкаї.  артина заканчиваетс€ на том, что героин€ —азоновой приезжает в деревню, признав свою неправоту. ¬ жизни самой —азоновой произошло то же самое, только вот с другим финалом.  огда-то давно ћихаил женилс€. –асставшись через некоторое врем€ с женой, он впервые крепко запил. ј потом в его жизни по€вилась женщина. — ребенком. ≈й удалось сделать то, что не удавалось матери: ћихаил Ђзав€залї.

Ћучшие дн€

јбебе Ѕикила. Ѕиографи€
ѕосетило:15230
јбебе Ѕикила
‘инский рок с мировым именем
ѕосетило:14918
 The Rasmus
–уни ћара. Ѕиографи€
ѕосетило:4946
–уни ћара

Ч ћать, Ч сказал он однажды, едва переступив порог квартиры, Ч женюсь.

„то-то кольнуло в материнском сердце Ч то ли ревность, то ли еще что-то. —ын начал рассказывать о том, кака€ его будуща€ жена хороша€ женщина, как он любит ее и ее ребенка.

Ќина —азонова фотографи€
Ќина —азонова фотографи€

Ч Ќоги ее в моем доме не будет, Ч сказала Ќина јфанасьевна, как отрезала. Ч „ужой ребенок мне не нужен.

Ќина —азонова фотографи€
Ќина —азонова фотографи€

» запретила женитьс€. »ногда Ќина јфанасьевна становилась очень властной женщиной, и спорить с ней было бесполезно.

„ерез несколько лет она будет очень сильно корить себ€ за это и, чтобы как-то загладить вину, вс€чески старатьс€ угодить сыну. ¬едь на любые упреки с ее стороны он неизменно отвечал одно и то же: Ђ“ы же сама разрушила мое счастьеї.

ќт чувства собственной (в большей степени ею же придуманной) вины ее любовь становилась все безмернее. ј любовь, как известно, слепа. Ђќслеплаї и Ќина јфанасьевна. » поэтому исправно на прот€жении многих лет оплачивала карточные долги сына. ¬ советские времена, как известно, казино в ———– не существовало. »гроки и шулеры летом отт€гивались в курортных городах (на пл€жах —очи, ялты и других), зимой же игра по-крупному шла на катранах (так назывались конспиративные квартиры, известные в узких картежных кругах ћосквы и Ћенинграда). ƒовольно часто фортуна поворачивалась к ћихаилу задом, и тогда на помощь приходила мама. ѕотому что прекрасно знала, что за карточный долг в те времена убить не убьют, а Ђподрезатьї могут основательно. ¬от и моталась немолода€ уже женщина с концертами по всему —оветскому —оюзу и за его пределами. Ѕлаго, им€ работало на нее. ј когда не хватало заработанных денег, в ход шло все, что можно было продать, лишь бы великовозрастный обормот был спасен.

Еѕришло врем€, и ћихаил Ђотблагодарил матьї. ¬первые он зверски избил ее, когда пожила€ женщина встала около двери, не жела€ пускать его за бутылкой. (ѕосле этого стал издеватьс€ над нею регул€рно.) ѕоводом дл€ избиени€ могло стать что угодно. ќт злости бил куда придетс€. Ћомал руки, старалс€ ударить по голове, переступал через лежащую в коридоре мать и шел за очередной бутылкой. ќднажды избил только потому, что она, по его мнению, рано легла спать. ¬ ночной рубашке пожилой женщине удалось спр€татьс€ у соседки по лестничной площадке. ƒошло до того, что изверг очень сильноЕ искусал родную мать, после чего практически бездыханную актрису врачи Ђскорой помощиї привезли в —клиф, где она пролежала долгое врем€. Ќо когда милиционеры решили возбудить уголовное дело, актриса отказалась написать за€вление на собственного сына, мотивировав тем, что Ђэто семейное делоїЕ

ƒележ Ђнехорошейї квартиры

«ј ќЌ„»Ћќ—№ Ђсемейное делої трагедией. ћаленько протрезвев и обнаружив мать лежащей на полу без движени€, сын решил, что убил ее, вышел на балкон иЕ бросилс€ вниз с 11-го этажа.

¬рачам удалось спасти великую актрису, но перед страшным диагнозом, поставленным ей после жутких побоев: Ђдеменци€ Ч старческое слабоумие, энцефалопати€ сосудов головного мозга и цереброваскул€рна€ болезнь ƒЁ третьей степениї Ч и они были бессильны.

∆ить Ќине јфанасьевне —азоновой, практически потер€вшей дееспособность, оставалось еще два мучительных года. » все это врем€ между ее родственниками шла борьба за трехкомнатную элитную квартиру актрисы.

ѕриведем лишь несколько выдержек из интервью, данных главными фигурантами различным издани€м.

¬нук Ќины —азоновой, ≈вгений Ѕорисов: ЂЌесмотр€ на то что € прописан в этой квартире, —азонова оформила генеральную доверенность о праве на наследство на —виренко (Ћариса —виренко, женщина, выдающа€ себ€ за плем€нницу Ќины —азоновой. Ч –ед.). ѕо договору она должна обеспечивать Ќину јфанасьевну питанием, медпомощью и уходом. ћедпомощь она оказала Ч положила актрису в дом престарелых.

я пришел к участковому, объ€снил ситуацию. ќн схватилс€ за голову: ЂЌадоели вы мне с этой квартиройї. ƒал мне двух оперативных работников. ƒверь пришлось взламывать, так как —виренко отказывалась ее открывать, хот€ в моем паспорте стоит штамп, что € прописан в этой квартире. Ќо жить € здесь не стану. Ќе могу. ¬едь в этой квартире фактически убили двух людейЕї

 стати, внука своего, по свидетельству главной медсестры ѕавловопосадской ÷–Ѕ, куда —виренко поместила свою Ђгор€чо любимую тетюї, јллы ≈вграфовой, —азонова терпеть не могла. Ђќна даже как-то спросила персонал: Ђј бандит сюда не придет?ї. ћы не пон€ли: Ђ акой бандит?ї ќна: Ђƒа внук мойї.

Ћариса —виренко: ЂЅорисов стал продавать вещи из квартиры и саму квартиру собиралс€ продать.  вартиру оценили в сто с лишним тыс€ч долларов. √оворит: себе € возьму семьдес€т, тебе Ч тридцать. „то значит Ч тебе тридцать?!ї

¬прочем, какое значение все эти разборки имеют теперь? Ќины —азоновой больше нет. » не все ли нам равно, кому досталась или достанетс€ злополучна€ квартира? — нами останутс€ ее роли, ее чудесные задушевные песни: Ђ–омашки спр€талисьї, Ђ—тою на полустаночкеї, Ђ—тарый вальсокї и ее слова, сказанные о себе, о нас всех при жизни. ƒавайте послушаем их еще раз вместе.

¬ойна

Ч я ”¬»ƒ≈Ћј войну на Ѕелорусском вокзале. ¬ театре шла репетици€. ¬незапно на сцену вышел главный режиссер (“еатра  расной армии. Ч –ед.) јлексей ƒмитриевич ѕопов и сказал: Ђ≈дем на Ѕелорусский, оттуда сейчас уход€т на фронтї. я должна была петь и пл€сать в паре с “осей –омановой. Ќо, когда мы вошли в зал ожидани€, во мне все замерло. Ќа улице €ркое солнце, ни облачка, а здесь Ч как перед грозой: люди прижались к стенам, говор€т шепотомЕ ” ѕопова на лице каждый мускул напр€гс€. Ќачали концерт. ј вокруг тишина Ч ни смеха, ни аплодисментов. ¬ышли мы с “осей. — нами два ба€ниста. я запеваю: ЂЎел со службы пограничник, на груди звезда горитЕї. √л€нула на “осю, у нее по щеке слеза катитс€. ќднако вторит: Ђ«адержалс€ у колодца, дай напитьс€, говоритЕї. » дрогнуло что-то в зале, люди оторвались от стен. “ут у мен€ горло перехватило. ј вокруг уже плотным кольцом новобранцы, матери, жены, невесты. ѕоют вместе с нами. » плачут. ќборачиваюсь к ба€нистам: Ђƒавайте частушки!ї –еб€та рванули мехи, мы с “осей выбили дробь, и вдруг как удар грома: Ђѕо вагона-ам!ї ћатери заголосили, солдаты наскоро целуют их, жен, детишек, бегут по теплушкам. “олпа кинулась за поездом: Ђѕрощайте, родные!ї  то-то из бойцов, перекрыва€ шум, зат€нул: ЂЎел со службы пограничникЕї. ¬есь состав гр€нул: ЂЌа груди звезда горит!ї ƒолго смотрели им вслед. Ѕудто знали, что из этих реб€т почти никто не вернетс€.

¬ мае 1942 года под ’арьковом часть, в которой выступала —азонова, попала в окружение. ¬ живых остались лишь несколько автоматчиков во главе с генералом ћихайловым и сама актриса.

Ч  ак-то перед самым рассветом остановились на лугу, спр€тались в стогах передохнуть. ѕроснулись все разом: по лугу, переклика€сь и хохоча, ход€т немцы. Ѕойцы рванулись к автоматам, € судорожно сжала их руки. ѕрошли немцы. » настала тишина. Ђ¬от что, Ч говорит мне ћихайлов, Ч идите дальше одна. ” вас есть шанс: вы женщина Ч может, пройдете. »дите пр€мо по балке. «а ней должно быть село, кто-нибудь из кресть€н приютит. ј нам один конец, в плен сдаватьс€ не будемї. » пошла € ночью по этой балке. –ано утром вышла к деревне. ” одного дома стоит ведро с водой. я к нему припала, оторватьс€ не могу Ч несколько дней не пила, росу лизали с травы. —лышу, будто из-под земли, старушечий голос: Ђƒевонька, иди-ка сюдаї. –€дом земл€нка, спустилась в нее. Ѕабка мен€ спрашивает: Ђ“ы кто?ї Ќа мне платье форменное, назвалась медсестрой. Ђ—нимай свою одежду, в деревне немцыї. ƒает мне старую кофту, юбку, мужской пиджак. ЂЌаши-то где?ї Ч спрашиваю. Ђ ажись, под „епелем. Ёто совсем р€дом. Ѕери хворостину. ¬стрет€тс€ немцы, мол, корову шукаюї. ¬ышла на дорогу. ” речушки немцы полощутс€. ”видели мен€, показывают в сторону „епел€: Ђ“ам, пу-пу-пу Ч фронтї. ѕрохожу, помахиваю хворостиной, а у самой коленки тр€сутс€, вот сейчас в спину! Ќавстречу мотоциклисты с автоматами Ч страшно до жути. „увствую, силы мои уже на пределе. Ќо иду. ј к вечеру началс€ ураганный огонь. «алегла, головы не подн€ть.   рассвету утихло. ¬стала, подн€лась на горку Ч в утренней мгле сожженна€ деревн€ дымитс€, только остовы печек торчат. ” разрушенного сара€ женщина на костре что-то варит в горшке. ѕрисела возле. ¬друг сзади голос: Ђ√ражданка, вы откуда?ї ќгл€нулась Ч наши солдаты. ” одного на гимнастерке медаль Ђ«а боевые заслугиї. ¬скочила, рванулась к ним Ч и упала без сознани€Е

Ђƒеревенска€ актрисаї

Ч я ¬—“–≈“»Ћј—№ с ¬асилием ћакаровичем на съемках его первой картины Ђ∆ивет такой пареньї. ќн дал мне прочесть сцены, в которых задумал объединить двух стариков, чтобы вместе, значит, им свой невеселый век доживать. » горько мне стало за свою јнисью, за ее запоздалое бабье счастье. –азве виновата она, что муж на фронте погиб? Ўукшин тревожно взгл€нул на мен€ и спрашивает: Ђ„то это вы така€ невесела€? јль не нравитс€?ї Ч Ђ∆алко, Ч отвечаю, Ч мне эту старую женщину. Ѕыла бы она помоложе, могла бы еще и полюбитьї. Ўукшин засме€лс€, весело подмигнул: ЂЅудь по-вашему, сбавим нашей бабушке полтора дес€тка годковї. ќн возил этот фильм в свои родные кра€, на јлтай, а потом рассказывал мне, как на просмотре в одном деревенском клубе получил из зала записку: Ђ“оварищ режиссер, кто играет эту тетку јнисью? ≈сли наша, деревенска€ баба, то объ€сните, как ее научили играть. ј ежели артистка, так что ж она у вас така€ деревенска€?ї

Ќачало трудовой жизни

Ч я ¬—≈√ƒј помню городок, в котором прошли мои детство и юность. —таринные дома, зеленые улочки с дощатыми тротуарами, сбегающие к ¬олге. ¬ нашей семье было п€теро детей: мальчишки и девчонки. ∆или дружно, весело, с музыкой. ќтец играл на скрипке, мама на гитаре, сестры на балалайках, брать€ на ба€не. ” мамы был высокий сильный голос, у —имы, старшей сестры, Ч тоже, а у мен€, самой маленькой, был Ђбасї. ѕапа сажал мен€ на колени и говорил: Ђƒавай будем вторить маме и —имеї. ѕо воскресень€м мама пекла ватрушки. —амовар был большущий, старинный. Ќапьемс€ чаю с ватрушками, окна нараспашку Ч и поем. ј вечером всей семьей на ¬олгу. –ека плещетс€, играет, пароходы огн€ми подмигиваютЕ

јнна ћихайловна  ур€тниковаЕ ѕомню совершенно €сно, как € пришла к ней в первый класс. ќна нас усадила: ЂЌу вот, дети, начинаетс€ ваша трудова€ жизньї. “ак и сказала Ч Ђтрудова€ї. ¬нешне она была строгой, но это была строгость необычайно доброго человека. јнна ћихайловна была одинока Ч ни мужа, ни детей. ∆ила тут же, в школе, очень любила эту свою школу Ч одноэтажную, с большими светлыми окнами, с большим огородом, в котором, помнитс€, мы всегда копались. » вс€ жизнь ее заключалась в нас, ее учениках. ќна говорила: Ђ–еб€тки, не расстраивайте своих мам и пап. ≈сли в школе провинились, дома не рассказывайте. ѕапы работают, мамы работают Ч зачем их огорчать? ’орошее домой несите, а в плохом здесь разберемс€ї. —идим мы за партами, выводим буковки. » только начинаем уставать, отвлекатьс€, как слышим голос јнны ћихайловны: Ђƒавайте-ка споемї. «а учебной доской у нее всегда сто€ла гитара. ƒостанет гитару, прис€дет на парту и скажет: Ђѕеть будем тихонечко. “ы, ∆ора, очень громко поешь, пойди погул€йї. ћы перепели с ней все русские песни и романсы! ѕереиграли все сказки и всех зверушек. ѕерва€ мо€ роль была  олобок. Ёта замечательна€ роль досталась мне по праву: была € сбита€, юрка€, ловка€ девчонка. “ак перва€ мо€ учительница заложила во мне любовь к творчеству Ч да нет, ко всему живому, €ркому, к празднику, помогающему одолеть боль.

* * *

≈е открыл дл€ экрана јлександр ƒовженко. ”видев актрису в одном из спектаклей, пришел к ней за кулисы.

Ч я хочу, чтобы вы играли в моем фильме, Ч предложил режиссер. Ч Ёто небольша€, но очень трудна€ Ч трагическа€ роль. ћать, потер€вша€ на войне сыновей.

Ч ƒа как же € смогу? Ч растер€лась —азонова. Ч ” вашей героини уже взрослые дети, а моему сыну нет еще и п€ти.

Ч ” вас глаза матери. ¬аши глаза скажут зрителю все.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћари€ Ўарапова. Ѕиографи€
ѕосетило:42856
ћари€ Ўарапова
Ќиколай »льин. Ѕиографи€
ѕосетило:14748
Ќиколай »льин
ƒруга€ теори€ Ёйнштейна
ѕосетило:102698
јльберт Ёйнштейн

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru