Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ќина —азонова

   /   

Nina Sazonova

   /
             
‘отографи€ Ќина —азонова (photo Nina Sazonova)
   

ƒень рождени€: 07.01.1917 года
ћесто рождени€: с.  онстантиновское, , ћосковской губернии ,–осси€
ƒата смерти: 29.02.2004 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 87 лет

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

јктриса

ќдна из самых €рких сценических работ актрисы в 1980-е годы Ц роль –аисы √урмыжской в ЂЋесеї ј.Ќ. ќстровского Ц спектакле, поставленном кинорежиссером ¬. ћотылем. —азонова играла √урмыжскую острокомедийно, на грани гротеска. Ќе менее интересна и роль √ул€чкиной в спектакле Ђћандатї, поставленном ј. Ѕурдонским по пьесе Ќ. Ёрдмана в 1988 году. ѕри всей внешней простоте и предсказуемости √ул€чкина была характером объемным Ц столько сошлось в нем нелепого, лукавого, оба€тельного и смешного.

08.10.2006

–одилась 7 €нвар€ 1917 года в селе  онстантиновском ћосковской губернии.

Ќина —азонова фотографи€
Ќина —азонова фотографи€

Ѕольша€ часть детства и юность Ќины —азоновой прошли на ¬олге, в  имрах. ¬ семье все были очень музыкальны: мать, ћатрена —еменовна, прекрасно играла на гитаре, отец был скрипачом.

Ќина впервые вышла на сцену еще школьницей. ¬ студию ÷ентрального академического театра  расной армии (ныне –оссийской армии) она пришла, когда ей еще не было и 17 лет. —вой путь в театре она начала под руководством выдающегос€ мастера Ц ј.ƒ. ѕопова. —азонова органически впитала все то, что говорил јлексей ƒмитриевич о работе актера, о воспитании внутреннего мира, без Ђстроительного материалаї которого персонаж предстанет обедненным, лишенным человеческих свойств, черт личности.

ќдна из первых ролей молодой актрисы в театре Ц ћаша в водевиле ЂЋев √урыч —иничкинї, сыгранна€ в 1939 году. ѕозже были “ан€ Ѕойцова в ЂЅессмертномї ј. јрбузова, медсестра ћарус€ в пьесе Ђ‘ронтї ј.  орнейчука, —тепанида Ћукь€новна в Ђ—тепи широкойї Ќ. ¬инникова, ƒомна ≈встигнеевна в ЂЌе было ни гроша, да вдруг алтынї ј. ќстровского, ѕолина  арповна  рицка€ в Ђќбрывеї ». √ончарова, Ћушка в Ђѕодн€той целинеї ћ. Ўолохова, ‘екла »вановна в Ђ∆енитьбеї Ќ. √огол€.

Ќачало театрального пути Ќины —азоновой совпало с началом ¬еликой ќтечественной войны. 22 июн€ 1941 года она вместе с подругой, молодой актрисой “еатра армии, выступала на Ѕелорусском вокзале перед теми, кто отправл€лс€ на фронт. ѕотом, за 4 года войны, Ќина —азонова дала более 3 тыс€ч фронтовых концертов, зимой 1941 года с театральной бригадой побывала на всех участках ћосковской битвы, в мае 1942 года чудом выжила, попав в окружение под ’арьковом... Ќо тот первый день войны осталс€ незабываемым дл€ Ќины јфанасьевны Ц день, когда она осознала себ€ одной из поколени€, обожженного войной, одной из актрис, которым дано выразить высокие и обобщенные пон€ти€ боли, страдани€, счасть€. —хожее чувство актриса ощутила много лет спуст€, работа€ над небольшой, но €ркой ролью Ёммы в спектакле Ђ√осподин ѕунтила и его слуга ћаттиї Ѕ. Ѕрехта. ќдна из нескольких равных в коллективном образе брехтовского ’ора, Ќина —азонова выдел€лась не только своим уникальным, живым и теплым, сильным и выразительным голосом, но и характером, который актриса сумела создать несколькими точными, крупными штрихами.

  теме войны актриса вернетс€ и в спектакле Ђ—неги палиї по пьесе –. ‘еденева, поставленном к 30-летию ѕобеды в 1975 году. —азонова играла –аису —еменовну Ўитову, женщину, вынесшую все т€готы военных лет, мать в высоком смысле этого слова, вз€вшую главенство в семье в свои надежные руки. «десь, как и во многих других спектакл€х, Ќина јфанасьевна пела Ц исполн€ла песню Ѕулата ќкуджавы (ЂЅудьте прокл€ты, дороги наших бедствий, вы не смеете вернутьс€ к нам оп€ть!..ї). »менно этот эпизод спуст€ годы вошел в спектакль, подготовленный театром к 55-летию ѕобеды, Ц Ђ“ы помнишь...ї.

 акую бы роль ни играла Ќина јфанасьевна —азонова, она всегда оставалась по-человечески простой и близкой той аудитории, что заполн€ла зрительный зал. ќдна из первых послевоенных ролей актрисы Ц Ќаталь€ “узикова из спектакл€ по пьесе ј. —алынского ЂЅарабанщицаї. ’ватка€, жадна€ до жизненных впечатлений, сыгранна€ €рко, с веселой и злой фантазией, озорством, она захватывала зрител€, была абсолютно открыта Ц кажда€ ее эмоци€ подавалась крупно, отчетливо. ћастерство актрисы делало характер Ќатальи узнаваемым, очень конкретным, хорошо знакомым тем, кто пережил войну.

Ќина —азонова принадлежала к редкому типу актрис, которые умеют привлечь внимание зрител€ к тому, что в реальной жизни привычно, обыденно, казалось бы, незаметно. »нтересной и характерной в этом смысле была роль “ать€ны в спектакле ЂЌадежда ћиловановаї по пьесе ¬еры ѕановой Ђѕоговорим о странност€х любвиї. Ѕуквально несколькими уверенными, точными мазками она создала такой образ благополучно-равнодушной женщины, которой все положено и всегда недостает того, что положено...

Ћучшие дн€

ћари€ Ўарапова. Ѕиографи€
ѕосетило:41548
ћари€ Ўарапова
Ќиколай »льин. Ѕиографи€
ѕосетило:13420
Ќиколай »льин
Ќадежда ћихалкова. Ѕиографи€
ѕосетило:9272
Ќадежда ћихалкова

–азных по характеру героинь —азоновой объедин€ло поистине завораживающее воздействие личности актрисы Ц сильной, верной, мужественной, умеющей страдать и сострадать, чутко ощущающей любую беду и умеющей пропустить ее через собственную душу. ¬ спектакле Ђ”жасные родителиї французского драматурга ∆ана  окто героин€ Ќины —азоновой Ц »вонн была едва ли не первой и единственной среди сыгранных актрисой ролей Ђпросто женщинойї Ц слабой и капризной, простодушной, но наделенной сердечной теплотой, умением остро чувствовать, переживающей весь драматизм слепой материнской любви. Ёта роль открыла новые грани мастерства актрисы.

Ќина —азонова Ц актриса очень русска€, одаренна€ €рко выраженным национальным характером, самоощущением, что давало ей возможность находить точные краски дл€ самых разных образов. Ёто и ее генеральша ≈панчина в спектакле Ђ»диотї, неумело скрывающа€ под властностью и Ђметаллическим голосомї м€гкую, чувствительную натуру. » словно сошедша€ со страниц ƒостоевского Ѕабушка в Ђ»грокеї Ц столько было в актрисе капризного, сумбурного, энергичного, страстного. » конечно, ¬асса ∆елезнова, которую Ќина јфанасьевна играла в театре в течение 10 лет, Ц одно из лучших и зрелых сценических созданий актрисы. Ёту роль —азонова исполн€ла по-своему. ≈е ¬асса была и властной, и сильной, и хитрой, и всемогущей, и деспотичной. ќдновременно в ней ощущалась женщина, вынужденна€ многочисленными и непростыми обсто€тельствами стать такой, и только такой. √лубоко запр€танную боль, непрощение человеческого предательства, несправедливость судьбы несла ¬асса —азоновой. “рагическа€ мощь ее героини была оттенена только любовью к дет€м. ¬ игре актрисы возникли неожиданные новые оттенки: напр€женный, словно исподтишка след€щий за всеми взгл€д, неспокойные руки, нервна€ нат€нутость, в которой рождалась и утверждалась обща€ дл€ спектакл€ атмосфера тревоги, нечистых тайн и их разоблачений.

ƒес€тилетие спуст€ после ¬ассы ∆елезновой, в 1986 году, Ќ.ј. —азонова сыграла Ѕабушку в своем бенефисном спектакле по пьесе ј.  асоны Ђƒеревь€ умирают сто€ї. — глубоким психологизмом рассказывает актриса о неброском, повседневном мужестве своей героини Ц доньи Ёухении, убеленной сединами женщины, знающей цену жизни и смерти. ¬ этой роли соединились, органически слились черты многих сыгранных прежде героинь, придав образу исключительный объем и типичность. √орда€ в своем горе, озорна€, когда вспоминает о молодости, одержима€ в утверждении любви как основы жизни, полна€ внутреннего достоинства в горе, порой беззащитна€, щедра€ душой и проницательна€ Ѕабушка —азоновой стала стержнем всего спектакл€.

ќдна из самых €рких сценических работ актрисы в 1980-е годы Ц роль –аисы √урмыжской в ЂЋесеї ј.Ќ. ќстровского Ц спектакле, поставленном кинорежиссером ¬. ћотылем. —азонова играла √урмыжскую острокомедийно, на грани гротеска. Ќе менее интересна и роль √ул€чкиной в спектакле Ђћандатї, поставленном ј. Ѕурдонским по пьесе Ќ. Ёрдмана в 1988 году. ѕри всей внешней простоте и предсказуемости √ул€чкина была характером объемным Ц столько сошлось в нем нелепого, лукавого, оба€тельного и смешного.

ѕомимо уже упом€нутых ролей Ќина јфанасьевна сыграла в спектакл€х “еатра армии: Ђ аса мареї, Ђѕтицы нашей молодостиї и Ђќбретениеї ». ƒруцэ, Ђ»гра без правилї Ћ. Ўейнина, Ђ–аскинулось море широкої ¬с. ¬ишневского и др.

Ќельз€ представить себе Ќину —азонову без ее киноработ. ћногие из них вошли в золотой фонд отечественной кинематографии. ѕервым режиссером, который пригласил ее в кино, был јлександр ƒовженко. ≈го картина Ђѕоэма о мореї (1958) Ц начало творческого пути актрисы на экране. ¬ кино Ќина јфанасьевна сыграла около 30 ролей, создав такие замечательные образы, как ≈катерина “имофеевна в фильме Ђ∆енщиныї (1965), ћать в ЂЌашем домеї (1965), тет€ ѕаша в одном из первых отечественных телесериалов Ц Ђƒень за днемї. ќна также сн€лась в картинах: Ђѕовесть пламенных летї (1960), Ђѕроста€ истори€ї (1960), Ђѕервый троллейбусї (1963), Ђ“етка с фиалкамиї (1964), Ђ∆ивет такой пареньї (1964), Ђ—вет далекой звездыї (1964), Ђ–ано утромї (1965), ЂЌе самый удачный деньї (1966), ЂЅабье царствої (1967), Ђƒлинный день  ольки ѕавлюковаї (1968), Ђ«игзаг удачиї (1968), ЂЌовенька€ї (1968), Ђ—транные людиї (1969), Ђ онец Ћюбавиныхї (1971), Ђ—ибир€чкаї (1972), Ђѕотр€сениеї (1993), телефильмах Ђћо€ улицаї (1971), Ђёркины рассветыї (1974).

 ем бы ни были героини Ќины —азоновой, в какие бы жизненные обсто€тельства ни попадали, в них всегда была та жизнестойкость, тот дух поэзии, без которого невозможен полнокровный художественный образ русской женщины. Ќине јфанасьевне об€заны своей попул€рностью песни, которые она исполн€ла в художественных фильмах: Ђ—естричкаї, Ђ—тою на полустаночкеї, Ђ–омашки спр€талисьї, Ђ¬альсокї. » даже в театре, в антракте, когда актриса торопилась в свою гримерную, чтобы немного отдохнуть, ее часто останавливали возле будочки помощника режиссера монтировщики, мебельщики, рабочие сцены: ЂЌина јфанасьевна, спой, ну, пожалуйста, спой!..ї » она всегда пела Ц чуть приглушенно, чтобы не слышно было в зале, ставшие известными благодар€ ее же кинорол€м песни.

Ќ.ј. —азонова удостоена звани€ народной артистки ———–, награждена орденом Ћенина, медал€ми, другими знаками отличи€.

—кончалась 29 феврал€ 2004 года в ћоскве.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

„то оставил после себ€ ƒональд ¬инникот?
ѕосетило:12919
ƒональд ¬инникотт
Ќиколай »льин. Ѕиографи€
ѕосетило:13420
Ќиколай »льин
”частник прославленной группы 'Ќа-Ќа'
ѕосетило:10659
¬ладимир јсимов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru