Людибиографии, истории, факты, фотографии

Всеволод Санаев

   /   

Vsevolod Sanaev

   /
             
Фотография Всеволод Санаев (photo Vsevolod Sanaev)
   

День рождения: 23.02.1912 года
Место рождения: Тула, Россия
Дата смерти: 26.01.1996 года
Место смерти: Москва, Россия
Возраст: 83 года

Гражданство: Россия

Артист из народа

Советский киноактер, народный артист СССР

25 февраля исполняется 106 лет со дня рождения народного артиста СССР Всеволода Санаева. Своими воспоминаниями об отце и замечательном актере с «Долгожителем» поделилась заслуженная артистка РСФСР Елена Санаева.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

27.01.2023

«Пропадешь под забором»

ОТЕЦ прожил большую жизнь: родился в 1912 году, а ушел, немного не дожив до конца XX века, в январе 96-го. Его детские годы прошли на пыльной улице рабочей окраины Тулы, рядом с оружейным заводом и кладбищем. Многодетная семья Санаевых была очень дружной — со своими традициями и правилами, только шустрый Севка доставлял много огорчений: учился неважно, частенько стоял за дверью класса за всякие проделки. А дома получал от матери крепкие подзатыльники. «Ты не в нашу породу», — не раз говорила она. Отец семейства Василий Санаев, человек трудолюбивый и суровый, увидев, что никакими колотушками толку от сына не добьешься, однажды сказал: «Ну вот что, Ломоносова, брат, из тебя не выйдет, учись-ка гармонному делу». Так, не закончив среднюю школу, Севка стал работником гармонной фабрики.



Реклама:

Профессию половинщика будущий актер освоил на удивление быстро. К 16 годам у него уже было 4 ученика. Но собрать гармонь — полдела. Потому и половинщик. Куда более трудная и тонкая задача — настроить инструмент, заставить его петь. Этим занимался Василий Санаев. Но, безусловно, звуки гармони, заливистые и грустные, на всю жизнь поселились в душе Санаева-младшего. Неслучайно критики впоследствии отмечали «чистоту тона», «отсутствие фальши», «абсолютный слух и достоверность» его игры.

Всеволод Санаев фотография
Всеволод Санаев фотография

По праздникам к Санаевым приходили гости, и Василий, желая развеселить их, говорил: «Ну-ка, закройте глаза, угадайте, кто это? Давай, Севка!» И Севка пародировал любого из присутствующих. Отец радовался успеху сына, не предполагая, во что выльется эта забава. Но вот в Тулу с гастролями приехал прославленный МХАТ. Первый спектакль, который увидел Санаев, был «Дядя Ваня» Чехова. Барская усадьба, люди в старинной одежде, чужая, незнакомая, но совершенно настоящая жизнь… «Я бы так не мог», — думал Сева, возвращаясь домой.

Он продолжал собирать гармони, пока однажды… Все начинается с этого слова. Однажды он встретил знакомого — рабочего оружейного завода Гурия Карнеева, который спешил на репетицию в клуб «Серп и молот» и позвал его за компанию. Там, к своему великому удивлению, Санаев увидел директора гармонной фабрики Синявина — необщительного, вечно задумчивого типа, который, стоя на сцене, с пафосом читал какой-то текст, держа его в вытянутой руке. На следующий день, видя будничную физиономию директора, Сева был в недоумении: «Как можно так перевоплощаться?» С тех пор он стал часто захаживать на репетиции в клуб. Отец не возражал: «Это лучше, чем на улице болтаться, — все от греха подальше». А вскоре в Туле открылась театральная студия, но Севе Санаеву с его четырьмя классами образования в приеме отказали. Однако упрямство парня взяло верх. Когда же в городе стали играть настоящие актеры, 18-летний студиец немедленно подался к ним: «Буду делать все, что нужно, только возьмите!» И взяли. Отныне днем он работал на гармонной фабрике, а вечером бежал в театр, где был то рабочим сцены, то шумовиком, то осветителем. И даже сыграл две крохотные роли. Но недосягаемой мечтой для него по-прежнему оставался МХАТ. Чтобы играть в настоящих спектаклях, надо серьезно учиться — это было очевидно. Наставником Санаева стал актер тульского городского театра Кудашев — именно он помог парню подготовиться к экзаменам на театральный рабфак в Москве.

Всеволод Санаев фотография
Всеволод Санаев фотография

Для родителей желание Всеволода пойти в актеры было ударом. Мать с отцом решили, что он просто не хочет трудиться. «Умрешь, пропадешь под каким-нибудь московским забором», — говорили они. Даже спрятали зимнее пальто и не дали денег на дорогу в надежде, что сын вернется. Но он не вернулся.

Два года Всеволод Санаев проучился на рабфаке, год — в театральном техникуме на курсе замечательного вахтанговца Николая Плотникова. Жил в общежитии на Собачьей площадке. По ночам, как и многие иногородние, подрабатывал на вокзалах — разгружал вагоны. Родителям обратного адреса не сообщал, пока наконец не стал студентом ГИТИСа.

Всеволод Санаев фотография
Всеволод Санаев фотография

«Или вернусь собирать гармони, или научусь играть, как они»

ОДНИМ из первых спектаклей, увиденных Санаевым в Москве, был опять-таки мхатовский «У врат царства» с участием великого Качалова. Потрясенный, он говорил потом: «Только в этом театре я хочу служить, только таким должен быть настоящий актер. Или вернусь собирать гармони, или научусь играть, как они».

Всеволод Санаев фотография
Всеволод Санаев фотография

В ГИТИСе молодому актеру удивительно повезло. Курс вели два прославленных артиста — Тарханов и Плотников. Мастера очень разные, но оба — педагоги милостью Божьей. Михаил Тарханов — настоящий друг театральной молодежи. «Он для нас был школой жизненной правды в искусстве, — вспоминал Санаев. — Знал много секретов актерского мастерства, учил студентов, как обращаться со своим телом и окружающими предметами, как произносить слова на сцене таким образом, что, даже если говорить шепотом, тебя услышат и поймут на галерке». Иногда Всеволоду удавалось проводить Тарханова до дому, и тогда тот щедро делился со студентом своими мыслями об искусстве, профессии.

Лучшие дня

Олег Лундстрем. Биография
Посетило:26039
Олег Лундстрем
Сергей Жарков. Биография
Посетило:8408
Сергей Жарков
Всемирно известный сказочник
Посетило:6124
Ханс Кристиан Андерсен

В год окончания Санаевым ГИТИСа МХАТ объявил конкурс для молодых актеров-мужчин. Всеволод прочитал перед комиссией отрывок из повести Гоголя «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Из семисот претендентов Станиславский и Немирович-Данченко выбрали троих выпускников ГИТИСа, в том числе и Санаева. Произошло чудо! Театр, о котором он так мечтал, открывал ему свои двери. Сразу молодых в штат не брали — только «кандидатами», во вспомогательные составы. Труппа МХАТа тогда была настолько сильная, с таким количеством актеров с громкими именами, что пробиться в подобном коллективе было очень и очень не просто. Тем не менее Всеволод довольно быстро перешел в основной состав. В МХАТе была незыблемая традиция: на первом этаже одевались и гримировались «старики» — «золотой фонд» театра, а молодежи отводился четвертый этаж. Санаевский «спуск к славе» был стремительным: сыграв кроме эпизодов лишь роль Пикалова в «Любови Яровой» да Чепурина в пьесе Островского «Трудовой хлеб», он практически за один год спустился с четвертого этажа на первый!

Будучи на гастролях в Киеве, он встретил свою единственную любовь — Лиду, студентку филологического факультета. Стройная, румяная, со вздернутым носиком… Когда она шла по улице, не было ни одного человека, который бы не обернулся, потрясенный ее красотой. Труппа МХАТа выступала в Киеве всего месяц, этого времени ему как раз хватило, чтобы уговорить девушку выйти за него замуж и уехать в Москву. Ее родня бежала за поездом с криками: «Лидуся, одумайся! Вернись!» Может, тогда этот союз и мог кому-то показаться легкомысленным, однако молодые прожили вместе всю жизнь.

Всеволод Санаев фотография
Всеволод Санаев фотография

В эти же первые театральные сезоны Санаев начал сниматься в кино. Не так давно по телевизору показывали «Любимую девушку» Ивана Пырьева — это одна из первых ролей Всеволода Санаева в кино. Поражает, как хорош собой был молодой Всеволод Санаев, какое красивое и одновременно мужественное лицо, какая копна черных кудрей! Фильмов тогда выпускалось мало, но их смотрела вся страна, поэтому даже незначительный эпизод делал актера известным. Но съемки в кино — очень ответственная и тяжелая работа! Санаев рассказывал, что работать с Пырьевым было нелегко. Однажды в павильоне очень долго выставляли свет, а молодые актеры тем временем, сидя за декорациями, травили анекдоты. Их смех вывел режиссера из себя. Он вскочил со своего кресла, дико закричал и погнался за актерами, размахивая палкой. Догнав их в коридоре, гневно сверкая глазами, Пырьев сказал, глядя на Санаева: «Ты еще сниматься будешь, а ты — никогда!» — пригвоздил он актера, игравшего приятеля главного героя. И действительно, больше своего коллегу Санаев на «Мосфильме» не видел. Помимо «Девушки с характером» Всеволод тогда снялся в «Волге-Волге» и «Сердцах четырех».

Всеволод Санаев фотография
Всеволод Санаев фотография

Вернуться домой не пришлось

НО УСПЕШНЫЙ старт молодого актера прервала война. Как и многие москвичи, Всеволод Санаев, простившись с молодой женой и маленьким сыном, отправился на сборный пункт, который находился в саду «Эрмитаж», но в последний момент перед отправкой на фронт призывникам было приказано явиться в свои военкоматы и ждать дальнейших указаний. В это же время началась срочная работа над агитационными киносборниками для фронта. Санаев на несколько дней уехал со съемочной группой в Борисоглебск в авиационную школу им. Чкалова, взяв с собой только бритву и две смены белья. Съемки закончились, но вернуться домой ему не пришлось. Въезд в Москву был закрыт, враг подошел к самому городу. МХАТ эвакуировался. Супруге Всеволода удалось выехать из столицы в Алма-Ату, но он об этом ничего не знал.

Всеволод Санаев фотография
Всеволод Санаев фотография

Линия фронта приближалась… Санаеву предложили поработать в Борисоглебском театре им. Каверина, который два раза в день показывал спектакли для солдат, — порой играли на вокзале, после спектакля раздавался крик: «По вагонам!» — и эшелоны уходили на фронт. А порой — в госпиталях, для тех, кто был искалечен войной… Как сам он вспоминал, актерам-мужчинам тогда не давала покоя горькая мысль: «Зачем мы здесь со своим искусством? Наше место в бою!» Тем не менее после каждого выступления их плотным кольцом обступали бойцы, пожимали руки, благодарили и обещали драться насмерть. Где только не приходилось выступать — и на заводах, и в госпиталях, и на передовой. Как-то играли для снайперов. Был февраль, они пришли прямо со своих постов в белых маскировочных халатах. Кто-то из бойцов нарвал крохотный букетик подснежников, который и был преподнесен актерам после концерта. Не было для Санаева дороже этой награды! Тогда и отлегло от сердца, пришло понимание, что и его работа тоже нужна и важна…

А в это время в переполненном беженцами холодном спортивном зале Алма-Аты от кори и дифтерита умирал его первенец Алеша. Двухлетний малыш горел в жару и задыхался, но при этом еще утешал плачущую мать: «Мамочка, дорогая, не плачь, я поправлюсь». Похоронив сына, безутешная Лида Санаева несколько месяцев пробиралась к мужу и чудом нашла его. А потом, еще во время войны, у них родилась я — рахитичная, с тоненькими ручками-ножками, совсем не похожая на крепыша и умницу брата. Наверное, поэтому родители воспитывали меня с удвоенной строгостью и любовью. То есть, если я падала, мама могла мне еще за это и поддать. А на вопрос «почему?» обычно отвечала: «Проклятие воодушевляет, а благословение расслабляет!»

Из театра — в кино

ПОСЛЕ войны наша семья вернулась в Москву, в девятиметровую комнатушку в Банковском переулке. Отец работал день и ночь, чтобы поменять ее на большую, но накопления съела одна реформа, после войны — другая. Однажды на большой коммунальной кухне Лида Санаева неосторожно рассказала какой-то анекдот про царей, и вскоре пришли «люди в штатском» — стали интересоваться, чем «дышит» эта молодая женщина, почему не работает. Мама очень тяжело переболела этот эпизод, на несколько месяцев попала в психиатрическую больницу с диагнозом «мания преследования». Всеволод Санаев очень хотел оградить жену от подобных историй и злых языков соседей по коммуналке, но отдельную квартиру в кооперативном доме купил только к сорока четырем годам, после того как пережил обширный инфаркт во время съемок в картине «Алмазы»… В этой двушке они с Лидой прожили до конца дней.

Шло время, МХАТ менялся, уходили великие старики. Заменить Станиславского и Немировича-Данченко не мог никто. Без ролей Санаев не сидел, но и выдвинуться не удавалось, а сниматься в кино тогда почти не получалось — из театра очень неохотно отпускали. Однажды, возвращаясь домой после спектакля вместе с директором МХАТа Аллой Константиновной Тарасовой, Всеволод Санаев сказал ей, что решил уйти из театра в кино. Помолчав немного, она ответила: «Наверное, вы поступаете правильно, Севочка. Пока живы ОНИ (она имела в виду корифеев МХАТа) — они вам играть не дадут». Отец не пожалел о своем выборе, об уходе из театра он говорил: «Оставить МХАТ, друзей, сцену — дело, конечно, нелегкое. Но манило кино, и думалось, что в кинематографе удастся сделать больше. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом».

А тут как раз подоспело очень хорошее предложение от Михаила Калатозова — роль директора совхоза в первом целинном фильме. Калатозов собрал замечательных молодых актеров: Олега Ефремова, Изольду Извицкую, Нину Дорошину, Татьяну Доронину. Роль прозвучала, о Санаеве заговорили. К этому времени отец снялся у Пырьева, Герасимова, Пудовкина. С последним они подружились. «Вы прирожденный комедийный актер», — не раз говорил он. Действительно, немного жаль, что Всеволоду Санаеву почти не довелось сыграть комедийные роли. Он совершенно изумительно шутил, рассказывал анекдоты: сам никогда не смеялся, только бесенята в уголках глаз поигрывали, а смешил ужасно.

Довелось Всеволоду Санаеву сыграть и у мэтра советского кино Сергея Юткевича в фильме «Рассказы о Ленине», и у корифея Лео Арнштама в картине «Пять дней, пять ночей» — о спасении советскими солдатами Дрезденской галереи.

Оплакивал Шукшина, как родного сына

ОТЕЦ мне часто говорил: «Мы, Санаевы, — народ талантливый, ты только верь в себя, а случай придет, будь к нему готова!» Я эти слова запомнила на всю жизнь. А ведь, по сути, роли, которые сделали Санаева Санаевым, пришли довольно поздно и, несомненно, благодаря его верности профессии, терпению, мужеству, основательности, присущей мастерам своего дела.

В Театре киноактера, куда отец ушел из МХАТа, шли замечательные спектакли — «Мандат», «Завтрак у предводителя», «Бедность не порок», «Софья Ковалевская». При постановке «Софьи Ковалевской», где был занят Санаев, у режиссера Самсона Самсонова родилась идея снять «Оптимистическую трагедию» с участием Бориса Андреева, Вячеслава Тихонова, Эраста Гарина, братьев Стриженовых. Отцу Самсонов доверил роль Сиплого. Успех был ошеломительный. Мальчишки, завидев Санаева, повторяли коронную фразу его героя: «По два раза сифилисом болели». Картина поехала на Каннский кинофестиваль и получила премию за лучшее воплощение революционной эпопеи. Для советского актера тогда было большой проблемой торжественно одеться на церемонию. Помню, отец с трудом разыскал модный костюм и с отчаяния купил надеванную болонью, которая в ту пору была страшным дефицитом.

В том же 1963 году Вилен Азаров пригласил Санаева на главную роль в фильм «Это случилось в милиции» по повести Меттера. Причем отец, как, впрочем, и режиссер, считал, что Сухарь — не его герой, что его должен играть другой актер. Но время шло, а подходящую кандидатуру так и не нашли. Стали пробовать Санаева. Через три дня, зайдя в группу, он увидел приунывшего режиссера, оператора и директора картины, который объявил: «Вас утвердили». На что Санаев ответил: «Да вы не расстраивайтесь. Я так устал после «Оптимистической», что сейчас возьму бюллетень, а вы пока ищите замену». Но время поджимало, руководство настаивало, и работа началась. Майор милиции Сазонов — Сухарь получился у Санаева совсем не таким, как его задумывал автор. Актер создал свой образ героя — внешне неприметного, сдержанного, скромного, но одновременно полного света, доброты, порядочности, надежности. Про таких обычно говорят — «соль земли», «золотой фонд нации».

В 60-е годы Всеволод Санаев стал народным артистом РСФСР, а затем и СССР. О нем заговорили как о серьезном художнике. Однажды ему позвонил молодой режиссер и попросил сняться в своей первой работе. Это был Василий Шукшин, а фильм назывался «Живет такой парень». «А сценарий чей?» — поинтересовался отец. «Тоже мой». «Сам снимает, сам сценарий пишет…» — доверия это не вызывало, и Санаев вежливо отказался. «Жаль, — сказал молодой режиссер. — Буду ждать другого раза». Потом отец увидел блестящий дебют Шукшина, сам разыскал его на студии и сказал: «Вась, замечательная картина! И я жалею, что отказался сниматься у тебя. Если будет что-то, даже эпизод — с радостью пойду!» Так Всеволод Санаев стал актером Шукшина и снялся в трех его фильмах: «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Печки-лавочки». За картину «Ваш сын и брат» они получили Государственную премию братьев Васильевых. Роль Ермолая Воеводина была у Санаева любимейшей. Шукшин собирался снять фильм про Степана Разина. Засел за сценарий. Встретив Санаева, сказал: «Васильич, поработаем. Пишу для вас хорошую роль». Смерть Шукшина — не просто режиссера, а друга и единомышленника — стала для отца огромной потерей. Большего горя со смерти сына Алеши он не испытывал.

У режиссеров Бобровского и Ладынина Санаев сыграл полковника Зорина, благодаря чему стал заслуженным работником МВД. Его приглашали на все торжества, но главное — в порядочность, надежность и профессионализм его героя верили люди. А ведь отец никогда себя не хвалил, я от него ни разу не слышала, как от многих других представителей нашей профессии: «Ну я дал! Ну сыграл!» Бывало, спросишь его: «Пап, ну как ты?» — «Ничего, Лель. Нормально».

«Мне стыдиться нечего»

ПЯТНАДЦАТЬ лет Всеволод Санаев был секретарем Союза кинематографистов. Отвечал за самую склочную секцию — бытовую. Это путевки, больницы, похороны, квартиры. Телефонные звонки донимали его с 8 утра, какой-нибудь истерический голос вопил: «Вы дали путевку актрисе N, а вместо нее поехала сестра!» На что он спокойно отвечал: «А вы что хотите, чтобы я стоял на вокзале и проверял, кто едет по путевке?» Отец никогда никому не отказывал в помощи и сам при этом никогда не жаловался: «У меня все хорошо. Мне всего хватает». Жена все время ворчала: «Ну правильно, одни секретари едут в Лондон, Париж, а тобой все дыры затыкают». А он и не рвался туда. Другое дело — рыбалка. Леонид Дербенев, Николай Крючков, Вячеслав Тихонов были желанными товарищами в этом занятии. Как говорил ему Николай Афанасьевич: «Старичок, я теперь, когда мне роль предлагают, спрашиваю: рыбалка есть? Есть — я ваш, а нет — отказываюсь». Когда разваливался СССР, многие выкидывали партбилеты. Отец не выкинул: «Мне стыдиться нечего. Я наверху не был. А на своем месте кому мог — помогал».

В последние годы жизни отца часто узнавали на улице, подходили к нему, пожимали руки или просто улыбались с неизменными словами: «Как мы вас любим, как мы вам верим. Вы только живите, живите подольше». А он потом говорил мне: «Лель, конечно, мы стреляные гильзы, но все же приятно, что люди так относятся». И улыбался в усы.

Прошло уже больше 10 лет, как Всеволода Санаева нет с нами, но не бывает и дня, чтобы я не вспомнила о нем. У отца на руке была татуировка, сделанная еще в молодости, — якорь. Перед спектаклем или съемками он густо замазывал ее гримом. Теперь мне думается, что она, несмотря на то что отец потом пытался ее свести, была очень символична. Ведь Всеволод Санаев и есть человек-якорь — надежный, золотой человек.

Фильмография

«Волга-Волга» — 1938

«Девушка с характером» — 1939

«Любимая девушка» — 1940

«Первопечатник Иван Федоров» — 1941

«Сердца четырех» — 1941

«Иван Никулин — русский матрос» — 1944

«Алмазы» — 1947

«У них есть Родина» — 1949

«В степи» — 1951

«Возвращение Василия Бортникова» — 1952

«Вихри враждебные» — 1953

«Пути и судьбы» — 1955

«Первый эшелон» — 1955

«Разные судьбы» — 1956

«Полюшко-поле» — 1956

«Рассказы о Ленине» — 1957

> «Страницы былого» — 1958

«На дорогах войны» — 1958

«Песня о Кольцове» — 1959

«Баллада о солдате» — 1959

«Пять дней, пять ночей» — 1960

«Взрослые дети» — 1961

«Оптимистическая трагедия» — 1963

«Это случилось в милиции» — 1963

«Встреча на переправе» — 1964

«Большая руда» — 1964

«Ваш сын и брат» — 1965

«За нами Москва» — 1967

«Скуки ради» — 1968

«Главный свидетель» — 1969

«Странные люди» — 1969

«Возвращение «Святого Луки» — 1970

«Украденный поезд» — 1970

«Освобождение» — 1968–1971

«Печки-лавочки» — 1972

«Черный принц» — 1973

«…И другие официальные лица» — 1976

«Версия полковника Зорина» — 1978

«Любовь моя, печаль моя» — 1978

«Незваный друг» — 1981

«С вечера до полудня» — 1981

«Надежда и опора» — 1982

«Белые Росы» — 1983

«Тайна «Черных дроздов» — 1983

«В распутицу» — 1986

«Апелляция» — 1987

«Забытая мелодия для флейты» — 1987 и др.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Павел Буре. Биография
Посетило:39566
Павел Буре
Многодетная мать или мошенница?
Посетило:17322
Леонтина Эспиноза
Мировой рекорд, который не состоялся
Посетило:12492
Анита Шварц

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history