Автор: Андрей Пуминов [19.07.2021]

Фаина Раневская: Королева сарказма

Актриса была беспощадна к окружающим, и в первую очередь, к самой себе. Ее саркастические выражения, в которых она не гнушалась и площадным словцом, сражали наповал и, без преувеличения, стали крылатыми. Хотя Раневская уже давно ушла из жизни, и ее театральные роли помнит только старшее поколение зрителей, интерес к фильмам с ее участием не проходит, а сборники афоризмов продаются большими тиражами, подтверждая точность парадоксальных оценок актрисы.

Следует заметить, что парадоксы сопровождали Фаину с самого детства. Она появилась на свет в тихом провинциальном Таганроге в 1896 году (15/27 августа). Отец семейства, Гирш (Григорий или Георгий) Фельдман был одним из богатейших купцов города, и его пятеро детей (старший умер в трехлетнем возрасте) ни в чем не нуждались. Однако Фанни, доставляла родителям немало беспокойства. Младшая дочка считала себя очень некрасивой (особенно по сравнению с сестрой Беллой), долго страдала заиканием и не ладила с окружающими, а позже отказалась посещать школу и училась на дому. При этом в три года Фанни устроила кукольный театр и подолгу разыгрывала сцены из 'Петрушки', а в 8 лет самостоятельно прочла первое серьезное произведение – чеховскую 'Скучную историю', судьба главной героини которой мистически отразилась в ее собственной.

В 14 лет, увидев спектакли московского МХАТа, девочка стала буквально грезить театром и начала брать частные уроки. Отец неодобрительно относился к этим увлечениям, надеясь, что Фанни со временем их перерастет. Однако, когда в 19 лет девушка заявила, что уезжает в Москву и станет актрисой, произошел скандал. Отец отказал дочери в материальной поддержке, она все же уехала, и поддерживала отношения только с матерью, тайком присылавшей ей небольшие суммы. Во всех театральных школах и студиях Фаина получила решительный отказ, и после серии уроков у частных педагогов ей с трудом удалось устроиться в подмосковный 'Летний театр'. Среди его актеров были такие знаменитости, как Садовская, Петипа, Певцов. Фаина выбрала псевдоним 'Раневская' (сходство между собой и чеховской героиней) и стала выходить на сцену в массовках, одновременно обучаясь актерскому мастерству. Наконец, Раневской дали первую роль – правда, без слов - и ее удостоил похвалы сам режиссер Певцов. Окрыленная успехом, Фаина поступила в антрепризу Ладовской на амплуа 'гранд-кокет'. Трудно сказать, что послужило провалом антрепризы, но революционный 1917 год Раневская встретила в Крыму, кочуя по разным театрам, и даже не смогла попрощаться с семьей, выехавшей за границу.

Фаина Раневская - фотография из открытых источников
Фаина Раневская - фотография из открытых источников
Посмотреть фото →

Начиная с 1920 года, актриса состоит в труппе крымского 'Первого советского театра'. По воспоминаниям Раневской, ей и Павле Вульф удалось стать первыми слушательницами 'Красной пасхи' Максимилиана Волошина, написанной им в ночь, когда шла ожесточенная стрельба. В то время Раневская играла и Настю из 'На дне', и Машу из 'Чайки'. Однако в ее репертуаре преобладали характерные и возрастные образы: сумасшедшая барыня в 'Грозе', Шарлотта ( 'Вишневый сад), сваха из 'Женитьбы' и т.д.

После Крыма, в течение нескольких лет, Раневская играла на сценах различных городов – Баку, Сталинграда, Смоленска и других. Она исполняла почти весь чеховский репертуар, была неподражаема в острохарактерных ролях Мерчуткиной и Змеюкиной. Однако одной из лучших ее ролей, отзывы о которой печатали даже московские газеты, стала Дунька из 'Любови Яровой', поставленной в Смоленском театре в 1926 году.

Фаина Раневская - фотография из открытых источников
Фаина Раневская - фотография из открытых источников
Посмотреть фото →

В 1931-м Раневская пришла в труппу Московского камерного театра, где блестяще исполняла Зинку в 'Патетической сонате'. В 1934 году состоялся и ее кинодебют – она сыграла госпожу Луазо в 'Пышке'. С 1935 года Раневская состояла в труппе театра Красной армии, где, кроме традиционных для нее ролей Щукиной в 'Беззащитном существе' и Глафиры в 'Последней жертве', она сыграла Вассу Железнову, а также Оксану в 'Гибели эскадры'. Этот период ознаменовался также интенсивной работой Раневской на 'Мосфильме'. Кроме попадьи в 'Думе про казака Голоту' (1937) и жены портного в 'Ошибке инженера Кочина' (1939), она блистательно сыграла в 'Подкидыше' (1939, Ляля). Призыв 'не нервировать' стал визитной карточкой актрисы, хотя со временем она возненавидела эту фразу и даже выразила свое недовольство Брежневу, имевшего неосторожность сказать это при награждении Фаины Георгиевны орденом Ленина.

Яркой и очень смешной была и исполненная Раневской второстепенная роль в 'Человеке в футляре' (1939), а ее мадам Скороход в 'Мечте'(1941) удостоилась восторженных откликов Рузвельта. В годы войны Фаина Георгиевна играла в Театре драмы, много снималась. Среди ее киногероинь – таперша в 'Александре Пархоменко' (1942), тетя Адель в 'Новых похождениях Швейка' (1943), и наконец, мать невесты в 'Свадьбе' (1944). В 1947 году Раневская появилась в образе неподражаемой Маргариты Львовны в 'Весне', впоследствии отдельные фрагменты этой роли она использовала, озвучивая фрекен Бок в 'Карлсоне' (1970). В том же 1947 Ф. Г. Раневская снялась в 'Золушке', причем большинство реплик для своей роли мачехи она придумала сама. К сожалению, последующие экранные героини великой актрисы, включая сюжеты 'Фитиля', были менее выразительными, хотя, безусловно, становились украшением любого фильма.

Фаина Раневская - фотография из открытых источников
Фаина Раневская - фотография из открытых источников
Посмотреть фото →

В 1949 году она поступила в труппу театра Моссовета. В пьесе 'Шторм' с разрешения Билля-Белоцерковского слова для своей героини Маньки актриса написала самостоятельно. Фаина Георгиевна выходила на сцену в первом действии, многие зрители сразу же после этого покидали театр, что естественно, вызывало недовольство ее коллег. В конце концов, у актрисы окончательно разладились отношения с Завадским, и она ушла в театр Пушкина. Возвращение в Моссовет произошло только в 1963 году, и раскрыло драматические и трагические стороны дарования Раневской. Она исполняла центральные роли в 'Странной миссис Сэвидж' и в 'Дальше тишина' (этот спектакль был экранизирован в 1978 году).

Последняя работа Фаины Раневской – Фелицата в 'Правда хорошо, а счастье лучше', которую она играла с 1980 по 1983 год. Последние годы великой актрисы были очень тяжелыми – она страдала как от болезней, так и от одиночества. В начале шестидесятых годов по специальному разрешению Фурцевой к Раневской приехала из Франции ее сестра Бэлла, которая скончалась в 1964 году. Самыми близкими существами для Фаины Георгиевны стали собаки, которых она подбирала на улице. В 1983-м Раневская перестала выступать, а еще через год, 19 июля, легендарной актрисы не стало.


Tags: #раневская #раневской #фаина #актрисы #однако #театр #театра #играла #актриса #фанни #очень #героини #стала #исполняла #сыграла

Дополнительные фотографии

Фаина Раневская - фотография из открытых источников

Фаина Раневская - фотография из открытых источников

Посмотреть фото
Фаина Раневская - фотография из открытых источников

Фаина Раневская - фотография из открытых источников

Посмотреть фото
Установка памятника Фаине Раневской в Таганроге

Установка памятника Фаине Раневской в Таганроге

Посмотреть фото
Фаина Раневская - фотография из открытых источников

Фаина Раневская - фотография из открытых источников

Посмотреть фото
Фаина Раневская - фотография из открытых источников

Фаина Раневская - фотография из открытых источников

Посмотреть фото
Фаина Раневская - фотография из открытых источников

Фаина Раневская - фотография из открытых источников

Посмотреть фото
Фаина Раневская - фотография из открытых источников

Фаина Раневская - фотография из открытых источников

Посмотреть фото

Поделитесь

Фаина Раневская

Фаина Раневская

Великая актриса

Родилась: 27.08.1896 (87)
Место: Таганрог (RU)
Умерла: 19.07.1984
Место: Москва (RU)

Последние новости

Люди Дня

Последние комментарии

  • 15.11.2025 19:00 Сложности с безопасностью Ситуация, возможно, отражает необходимость защиты ... [ «Кошелек Зеленского» сбежал из Украины на премиум-такси ]
  • 15.11.2025 18:55 Почему ЕС "пощекочет" Украину? Возможно, европейские страны чувствуют себя втянут... [ Европа готовит болезненный ответ Киеву из-за «кошелька Зеленского» ]
  • 15.11.2025 04:55 Конфликт на концерте и правовые последствия Ситуация выглядит сложной, ведь в таких случаях вс... [ Галкину грозит тюрьма в Израиле: что произошло на концерте и почему это стало уголовным делом ]
  • 15.11.2025 04:00 Суд над политическим деятелем Интересно, как это может быть связано с текущими п... [ В России заочно приговорили Юрия Дудя к почти двум годам колонии ]
  • 15.11.2025 03:55 Дипломатические напряжения Воскрешение писем Эпштейна вызвало волну споров, н... [ Письма Эпштейна вновь всколыхнули Вашингтон ]
  • 15.11.2025 03:00 Геополитика в Карибском море Интересно, что Карибское море стало очередной зоно... [ Госсекретарь США Рубио жестко ответил Франции на критику военных операций в Карибском море ]
  • 15.11.2025 02:55 Стиль как отражение личности Интересно, как внешний вид публичных фигур может б... [ Наталья Рудова удивила розовым образом и новой челкой ]
  • 15.11.2025 02:00 Скандал в ЕС: границы уважения Возможно, скандал с евродепутатом отражает сложнос... [ В Финляндии призвали уволить фон дер Ляйен после скандального выступления евродепутата ]
  • 15.11.2025 01:55 Личные узы и государственные интересы Вопрос о мобилизации всегда затрагивает не только ... [ Захарова напомнила Кличко о сыновьях за границей при обсуждении мобилизации ]
  • 15.11.2025 01:00 Экономика и энергетика Лукашенко, возможно, видит в майнинге возможность ... [ Лукашенко поддержал развитие майнинга в Белоруссии ]

Комментарии

Drew17.03.2006 в 00:22
"Семитские черты..."
Насколько я помню, слова Большакова относились конкретно к пробам Раневской на роль русской княгини Ефросиньи в фильме "Иван Грозный"...по-моему, в этом контексте, они не имели того националистического подтекста, что явно подразумевается в данной статье. Понятно, что актриса с выраженным семитским типом лица просто не вполне подходила на данную роль ПО ТИПАЖУ, так же, как, скажем, негритянский актёр не подходит на роль рыцаря Круглого Стола (хотя в "политкорректном" Голливуде, похоже, считают иначе).

Оставьте Комментарий

Имя должно быть от 2 до 50 символов
Введите корректный email
Заголовок должен быть от 3 до 200 символов
Сообщение должно быть от 15 до 6000 символов