Людибиографии, истории, факты, фотографии

Ростислав Плятт

   /   

Rostislav Plyatt

   /
             
Фотография Ростислав Плятт (photo Rostislav Plyatt)
   

День рождения: 13.12.1908 года
Место рождения: Ростов-на-Дону, Россия
Дата смерти: 30.06.1989 года
Место смерти: Москва, СССР
Возраст: 80 лет

Гражданство: СССР

«Я в театре - солдат».

Актер

Отмечать юбилеи Ростислав Плятт не любил. А если и отмечал, то просил обойтись без подношений и пафоса. С легкой руки Плятта в Центральном Доме актера появился новый жанр актерских капустников – «Антиюбилей». На пригласительных билетах красовалась фотография: народный артист СССР Ростислав Плятт почти «лицом в салате» – зависший над тарелкой с оливье…

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

16.12.2008

«Я не люблю штампы»

За кулисами Плятт часто шутил, обожал остроумные розыгрыши. А незадолго до смерти написал в своих мемуарах:

Реклама:

«Никто не может лишить меня права существовать в оптимистическом ключе. Но если вы ощутите некоторую горечь, поймите ее правильно: я страстно не люблю штампы».

Ростислав Плятт фотография
Ростислав Плятт фотография

В самом деле, Плятт никогда не повторялся. В каждой новой роли он был другим. Казалось, он может сыграть все – от трагедии до фарса. От Скалозуба в «Горе от ума» до завхоза Бубенцова в фильме «Весна». Впрочем, этот успех не всегда давался ему легко: артист очень зависел от мнения своих коллег.

– В 1975 году я ставил спектакль по пьесе Азерникова «Возможны варианты», – говорит художественный руководитель Театра Моссовета Павел Хомский, – где Ростислав Плятт играл роль Постоянно Действующего Персонажа (ПДП). Начинался спектакль с небольшой кинозарисовки: на экране демонстрируются районы Москвы, Плятт едет в метро, ему оборвали пуговицы, он идет через сад «Аквариум», подходит к театру… На этом эпизоде кино останавливалось, и на сцене появлялся Плятт. И вот когда мы репетировали, мне ужасно нравилось, как он играет. Большого опыта общения у меня с ним еще не было. Но я удивлялся, что на каждую репетицию Ростислав Янович приходит подготовленным, играет своего героя с особой иронией. И вдруг я замечаю, что настроение у Плятта портится. Несколько дней спустя ко мне подошла актриса Сошальская и говорит: «Паша, вы видите, что Слава нервничает?» Я говорю: «Вижу, но не понимаю, в чем причина: то ли ему пьеса разонравилась, то ли жена болеет». – «Нет, он нервничает, потому что вы ему не делаете замечаний». И с этими словами я ушел домой, не спал полночи – долго искал повод «придраться» к любимому артисту. На следующий день Плятт снова репетировал блестяще, но я осмелел и сказал: «Ростислав Янович, мне кажется, вот в этом месте у нас с мизансценой нехорошо, надо как-то иначе». Он сразу же оживился и говорит: «Давайте, попробуем». Я ответил, что сегодня пробовать не будем, но завтра что-нибудь решим. И вот дома я изобретал какие-то варианты, чтобы не ударить перед Пляттом в грязь лицом. Хотя особенной надобности в смене мизансцены не было, Но Сошальская оказалась права: у Плятта и правда поднялось настроение, в тот же день он стал вспоминать байки и анекдоты.

«Он эстет, а я хулиган»

Артист Евгений Стеблов в 1969 году поступил в труппу Театра Моссовета именно потому, что здесь в ту пору играл Плятт, а компанию Плятту составляли Фаина Раневская, Вера Марецкая, Любовь Орлова, Георгий Жженов и многие другие.

– Когда я только пришел в театр, Плятт стал обращаться ко мне (относительно молодому человеку) за советом, – говорит Евгений Стеблов. – Он не мог иначе, он отовсюду советов ждал. Очень часто он был моим сценическим отцом, как, например, в «Братьях Карамазовых». Иногда мы с ним были приятелями по ролевым функциям, как, например, в спектакле «Миллион за улыбку» Софронова. Ростислав Янович, конечно, был уникальный артист, уникальная личность. Очень интеллигентный человек, с одной стороны. Очень позитивный человек по своему внутреннему содержанию. В Алма-Ате во время гастролей мы гуляли с ним по городу и чего-то вдруг заговорили о Завадском. Ростислав Янович мне сказал: «Понимаете, Женя, я ученик Завадского, хотя он ненамного меня старше. Но честно сказать, ничего общего между нами нет. Потому что он эстет, а я хулиган».

Плятт и в самом деле обожал похулиганить, что подтверждает и Павел Хомский:

– Ростислав Янович рассказывал мне, как в конце 1930-х годов он на спор голый купался под стенами Кремля. Вы можете себе представить, как это было опасно в ту пору?! Его, конечно же, арестовала милиция, было заведено дело. Но поскольку в это время фильм «Подкидыш» уже вышел на экраны и Плятт стал популярным артистом, то его из милиции выпустили, но исключили из профсоюза. Как ни странно, это не отбило у него желания хулиганить в дальнейшем. Например, в 1974 году во время гастролей мы собрались на читку пьесы у Плятта в номере. Было очень жарко, поэтому он встречал нас, завернувшись в белую простыню, но почему-то с пыжиковой шапкой на голове, которую ему подарили на концерте. А еще он часто соревновался с Никулиным, поскольку жил с ним в одном доме на Малой Бронной. Я знаю, что однажды Плятт, возвращаясь со спектакля, увидел, что машина Никулина очень грязная. И он пальцем на ней написал: «Помой машину, дурак». В 2 часа ночи в квартире Плятта раздался телефонный звонок. Плятт взял трубку, в ней – голос Никулина: «Машину помыл, сам дурак».

Лучшие дня


Иоанн Аргиропул
Посетило:274
Иоанн Аргиропул
Полина Виторган
Посетило:271
Полина Виторган
Последний русский император
Посетило:265
  Николай II

В дверь позвонили артисты МХАТа

Ростислав Плятт родился в Ростове-на-Дону в семье юриста. Правда, прожил там всего лишь год. Вскоре его отец по совету врачей перевез семью в Кисловодск, поскольку мама Ростислава Плятта страдала болезнью легких. А когда она умерла, Ростислав с отцом переехали в Москву. Будущий артист был еще совсем юным, ему едва исполнилось 9 лет, однако он крепко запомнил Шаляпина в роли Мефистофеля.

К 16 годам он окончательно заболел театром, собирал рецензии и программки, ежедневно пытался протиснуться без билета во МХАТ. Однажды в своей квартире юный Плятт открыл дверь и не поверил глазам: на пороге стояли артисты его любимого театра.

Оказывается, они пришли к отцу просить о юридической помощи. А дело вот в чем: автор юмористических рассказов по фамилии Угрюмов написал рецензию, в которой оскорбительно отозвался об актрисе Пыжовой. Актриса, равно как и ее коллеги, обиделась. Артист Ключарев встретился с Угрюмовым и влепил ему пощечину. Угрюмов подал в суд, а защищать мхатовца пригласили отца Ростислава Плятта. Дело завершилось успехом: Угрюмов был наказан, а Ростислав получил возможность ходить во МХАТ через служебный ход. Правда, в труппу его не взяли, но посоветовали поступать в студию Юрия Завадского. А вскоре о нем заговорила Москва: спектакли с участием Плятта пользовались особенной популярностью в Театре-студии Завадского. В 1938 году их судьбы разошлись, правда, ненадолго. В 1943 году, когда Завадский возглавлял Театр Моссовета, Ростислав Плятт вернулся к нему в коллектив. С тех пор, вплоть до 1980-х годов, он выходил на эту сцену. Правда, в последние годы жизни в спектаклях не играл, поскольку получил травму и стал хромать.

– Я предлагал ему спектакль, где главную роль можно сыграть сидя, – вспоминает Павел Хомский, – Но Плятт мне ответил: «А как же я на поклоны выйду?» Он ужасно не хотел огорчать зрителей своим нынешним видом, перестал выходить из дому, что, мне кажется, ускорило его уход из жизни.

«Славик, ты уже решил?..»

К театру Ростислав Плятт относился предельно строго. Ему не раз предлагали взять студенческий курс в ГИТИСе или поставить спектакль. Но он отвечал: «Это не для меня, я в театре – солдат».

– Я помню, как однажды мы должны были встретиться с Пляттом, но он приболел, – вспоминает Павел Хомский, – поэтому пригласил меня к себе домой. А так получилось, что во время моего визита к Плятту пришел в квартиру некий инструктор из ЦК. Он просил Ростислава Яновича подписать письмо с требованием, чтобы Солженицын выехал из СССР. И я думал: «Как же Плятт сейчас поступит? Ведь если откажет, его пригласят куда следует, начнется политический скандал». Но Плятт и бровью не повел, а сказал этому чекисту: «Пожалуйста, привезите мне «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «Один день Ивана Денисовича». Я почитаю и, если они действительно окажутся мерзкими, – тогда подпишу». Инструктор исчез и больше не появлялся.

Пожалуй, в Театре Моссовета не было человека, который не любил бы Плятта. Но особенная дружба связывала его с Верой Марецкой.

– Я вспоминаю, например, день, когда хоронили Любовь Петровну Орлову, – говорит Евгений Стеблов. – Мы стоим в почетном карауле у гроба. Я, Плятт, Ия Саввина. А Вера Петровна Марецкая сидела там у гроба, где обычно родственники сидят и где сидел Григорий Александров в совершенно ужасном состоянии. Он ничего не видел. Потом, уже на поминках, Ростислав Янович произнес какую-то речь. Марецкая подошла к нему и очень тихо спросила: «Славик, ну ты уже решил, что будешь обо мне на похоронах говорить?» Он говорит: «Верочка, ну что ты такое говоришь?!» Она продолжает: «Нет, ну ты приди ко мне, и мы с тобой вместе порепетируем, а то будешь какую-нибудь ерунду нести». Плятт испытывал к Марецкой некое рыцарское чувство, преклонялся перед ней. И я помню, когда Веры Петровны не стало, мы пришли в театр играть спектакль, а в антракте Плятт позвал меня в свою гримерку. Он присел на стул и спросил: «Вы смотрели вчера по телевизору «Член правительства» с Марецкой?» Я говорю: «Конечно, смотрел». Он говорит: «Правда, здорово?» И на глазах его были слезы.

Лучшие роли в Театре им. Моссовета

Болинброк («Стакан воды» Э. Скриба)

Нинкович («Госпожа министерша» Б. Нушича)

Дорн («Чайка» А.Чехова)

Казарин («Маскарад» М. Лермонтова)

Бернард Шоу («Милый лжец» Д. Килти)

Цезарь («Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу)

Купер («Дальше – тишина» В. Дельмара)

ПДП («Возможны варианты» В. Азерникова)

Генерал Фицбатресс («На полпути к вершине» П. Устинова)

Федор Карамазов («Братья Карамазовы» по Ф. Достоевскому)

Ростислав ПЛЯТТ (13.12.1908–30.06.1989)

Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР

Родился 30 ноября (13 декабря) 1908 года, в Ростове-на-Дону, в семье адвоката.

С 1916-го жил в Москве, учился в Девятой школе МОНО имени Томаса Эдисона, куда часто приезжали со спектаклями артисты 2-й и 4-й Студий МХАТа.

В 1926-м поступил в театральную студию Ю. А. Завадского на Сретенке. Дебют – в спектакле «Простая вещь» (по рассказам Б. Лавренева), где Плятт сыграл Человека в пенсне и Офицерика на вечеринке. В 1936-м Плятт вместе с театром Завадского переехал в Ростов-на-Дону из-за отсутствия подходящего помещения в Москве.

На ростовской сцене играл Болинброка («Стакан воды» Э. Скриба, 1937), Скалозуба («Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1937) и др. Тогда же сыграл роль, ставшую для него переломной, –Фон Ранкена («Дни нашей жизни» Л. Н. Андреева, 1938), доказав, что рамки комических персонажей для него тесны.

В 1938-м Плятт вернулся в Москву и до 1941-го работал в Театре им. Ленинского комсомола, где создал значительный образ Крогстада («Нора» Ибсена, 1939). В 1943 году Плятт вернулся к Завадскому и остался до конца верным Театру им. Моссовета.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Богат и знаменит
Посетило:996
Джон Ву
Украшает мужика борода
Посетило:1064
Антанас Контримас
Маргарита Дуглас
Посетило:1005
Маргарита Дуглас

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history