Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

—офь€ ѕил€вска€

   /   

Sofia Pilyavskaya

   /
             
‘отографи€ —офь€ ѕил€вска€ (photo Sofia Pilyavskaya)
   

ƒень рождени€: 17.05.1911 года
ћесто рождени€:  расно€рск, –осси€
ƒата смерти: 21.01.2000 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 88 лет

√ражданство: –осси€

 ќћ” ЅџЋј Ќ”∆Ќј јЌ“»—ќ¬≈“— јя  –ј—ќ“ј?

актриса

Ёта женщина -- из поколени€ советских людей, возвеличенного и переломанного ’’ веком. ¬ самом начале его она по€вилась на свет и на самом его излете была отпущена им на свидание с Ѕогом...
Ќесколько историй из "√рустной книги" —офьи ѕил€вской издательства "¬агриус".

13.02.2003

јристократка на театре

ќна умерла на 89-м году жизни в кремлевской больнице, куда навестить ее приходили коллеги из ћ’ј“а и актеры других московских театров, соседи по престижному "сталинскому" дому в центре столицы и супруга президента –оссии. ќтпевал —офью —таниславовну сам митрополит ѕитирим. Ќекролог напечатали газеты, озвучили теле- и радиопрограммы. ѕеред гробом несли подушечки с орденами и медал€ми.  азалось бы, долга€ счастлива€ жизнь... Ќо вспоминала она перед смертью отца, сгинувшего в √”Ћј√е, мхатовского актера ё.Ё.  ольцова, проведшего в лагер€х 17 лет, и посто€нно возвращалась к теме страха, преследовавшего ее всю жизнь.

ќна родилась в  расно€рске, куда был сослан на вечное поселение ее отец. —ибирское детство запомнилось светлым и веселым. ¬ начале 1917-го —.—. ѕил€вский уехал "делать революцию", а следом и семь€ перебрались в столицу -- сперва в ѕетроград, потом в ћоскву. (Ќо лишь много лет спуст€ из воспоминаний Ћуначарского дети узнали, что их папа, "старбол" ленинской когорты, был крупным партийным чиновником.)

¬ дуэте с јлександром ¬ертинским в спектакле
¬ дуэте с јлександром ¬ертинским в спектакле "«аговор обреченных"

ѕосле зан€тий с сестрой "самого" —таниславского «ос€ была зачислена в труппу ћ’ј“а. «десь она вышла замуж за актера Ќикола€ ƒорохина. ”видев в музее ¬енеру, молодой муж вполне серьезно заметил: "ћо€-то «ос€ получше будет!" (ќн умер на пороге квартиры ќ.Ћ.  ниппер-„еховой, куда они шли праздновать Ќовый 1954 год. — тех пор «ос€ 46 раз нар€жала елку в своей квартире и в одиночестве сидела у нее в ночь с 31 декабр€ на 1 €нвар€.)

”вы, велика€ красота ѕил€вской оказалась невостребованной ее временем. Ёто была, если так можно выразитьс€, совершенно антисоветска€ красота.  расота тонкости и благородства, аристократизма и породы. “рудно, да невозможно было представить ее в рол€х комсомолок и ткачих, трактористок и лихих пулеметчиц. Ќа несколько блистательных ролей -- долгие годы личного театрального безвремень€. Ѕольше всего на свете ѕил€вска€ не выносила плебейства, а плебейства вокруг становилось все больше. Ќаверно, поэтому она твердо отказалась продолжать мемуары, остановившись на 1970 годе. ќна ненавидела и презирала нынешнее театральное закулисье, не любила и не понимала новых театральных нравов (и не пыталась пон€ть!). ’от€ именно тогда дожила до своей востребованности -- в 70-м во ћ’ј“ пришел ќлег ≈фремов и, разгл€дев в благородной даме великую актрису, занимал ее в рол€х беспрестанно. Ќемалое удовлетворение давало ей преподавание в Ўколе-студии. » все-таки она не ощущала с новым временем духовных св€зей. "я так не хотела дожить до столети€ ћ’ј“а. ј вот дожила. я так одинока", -- сказала она однажды...

— Ќиколаем „еркасовым в спектакле
— Ќиколаем „еркасовым в спектакле "¬се остаетс€ люд€м"

≈е похоронили на Ќоводевичьем кладбище в могиле мужа. ¬ том же р€ду лежат „ехов,  ниппер-„ехова, “арханов, ћосквин, Ќемирович-ƒанченко. ќна вернулась к своим...

ћаленькие послы

¬  ремле € знала каждый закоулок. ќн тогда был другим -- и с нестрогими пор€дками, с сочетанием несовместимых примет времени -- вроде старого дворцового лаке€, мол€щихс€ старух в храмах и латышских стрелков или кремлевских курсантов. Ќа первом этаже ќфицерского корпуса располагалась совнаркомовска€ столова€ -- своеобразный клуб, где ответработники, приход€ кто когда мог, общались вне работы. ќбедали они так: ели суп, а "второе" укладывали в плоской таре в портфель -- отнести домой. ”жин давали сухим пайком: полбатона из серой муки, кусок колбасы или сыра. ¬  ремле жили —талины, ¬орошиловы, „ичерины,  аменевы, Ѕонч-Ѕруевичи, “роцкие. “елефонов не было, срочные вызовы давались под расписку нарочным, и нам, дет€м, часто приходилось бегать в столовую к папам. ќднажды, посланна€ с запиской к отцу, € выскочила из "вертушки", попала кому-то головой в живот и получила шутливый подшлепник. „то-то со смехом было сказано в ответ на мое "ой!" -- и € влетела в открытую дверь столовой. ѕишу так подробно потому, что человек этот был ¬ладимир »льич Ћенин.  огда его хоронили, он показалс€ мне совсем не крупным, не таким, как в раннем моем детстве. ¬ 1924-м мне шел 13-й год, € понимала горе и тревогу отца и его товарищей. ƒома их было не застать: смен€€сь, они круглые сутки несли почетный караул у гроба. ј со всех сторон страны, да и из-за границы ехали на похороны люди.  огда загудели заводы и паровозы, зазвонили церковные колокола, мы с братом сто€ли на стене  ремл€, куда пускали по пропускам. —тало жутко. ѕрошло более шестидес€ти лет, а € помню все, словно это было вчера.

Ћучшие дн€

–ейф ‘айнс: ќт –омео до ¬олан-де-ћорта
ѕосетило:8964
–эйф ‘айнс
Ћеони Ѕек. Ѕиографи€
ѕосетило:337
Ћеони Ѕек
”олдо —емон. Ѕиографи€
ѕосетило:322
”олдо —емон

"ѕи€вка «ыза"

¬ начале зимы 1919 года семейным советом было решено определить мен€ в так называемую "лесную школу". Ёто была перва€ в новой стране попытка как-то учить детей, которые оставались без присмотра дома или вовсе этого дома не имели. я не без рева подчинилась, и мама повезла мен€ на станцию ћамонтовскую. ¬ одноэтажной дерев€нной школе было несколько комнат, тесно в р€д сто€ли железные кровати с тощими тюф€ками, жидкими оде€лами и плоскими подушками. ƒве суровые воспитательницы, сторож и повариха, а главное -- много стриженых наголо девочек, одетых кто во что, вышли погл€деть на новенькую. я закаменела от страха, когда в адрес мамы посыпались словечки "Ѕарын€!", "Ѕуржуйка!" (она была в потертом, еще сибирском пальто из жеребенка с котиковым воротником и такой же шапке). ћне отвели кровать у окна, мама пошептала мне по-польски о том, кака€ € хороша€ и терпелива€, что надо слушатьс€ и что она приедет в воскресенье. ѕроводив ее, € вернулась в комнату и увидела, что в моем бауле хоз€йничают большие девочки. –азбрасыва€ мои пожитки, они со смехом кричали: "ѕодбирай, буржуйка!" ѕодбирать € не смела и, сид€ на краешке кровати, в страхе разгл€дывала своих товарок. ќдна из них спросила: " ак тво€ фамили€?" я ответила: "«ос€ ѕил€вска€". ѕошептавшись, они стали выкрикивать: "ѕи€вка, пи€вка, «ыза!" ’орошо, что € не заревела...

¬ столовой мен€ посадили тоже с краю. ƒавали кашу-размазню в олов€нных мисках и кружку морковного чаю. —идевша€ р€дом девочка прошипела: "ќставишь полкаши". я оставила. я очень их бо€лась. —разу после еды погнали спать. ѕододе€льников не было, от оде€ла шел чужой запах. я вт€нула под него пальтишко, положила под голову мешок, который мама сшила из наволочки с диванной подушки, и затаилась. ¬ эту ночь мешок был мокрым от слез, но даже шмыгать носом € не смела.  огда утром воспитательница зычно крикнула "¬ставать!", € увидела свой пустой баул. »счезло все, а главное -- кусочек мыла. ¬ытерлась не помню чем, только не полотенцем. "ѕочему опухла? ѕочему красна€?" -- спросила одна из начальниц и отослала мен€ как больную лежать. Ќикто мной не интересовалс€, девочки с криком носились по саду. Ќаверное, они не были злыми, наверное, в их коротеньких биографи€х было много трудного, а € была им чужа€. «десь никто никого ничему не учил. ¬се болтались без зан€тий от еды до еды, воспитательницы следили только за тем, чтобы не было побегов и серьезных драк. ћен€ так и звали ѕи€вкой и «ызой, но больше особенно не задирали. Ќаверное, сочли очень глупой и от глупости -- тихой.

  маминому приезду у мен€ созрел план бегства. ƒенег на билет не было, да и в какую сторону ехать, € не знала, а потому решила: когда мама пойдет обратно, € потихоньку последую за ней и обнаружу себ€ только на станции. » вот мы сидим на дровах за террасой, € поедаю привезенные лепешки и складно вру: девочки прин€ли хорошо, уроки проход€т интересно, корм€т вкусно...  огда после проводов € возникла перед мамой со своим мешком, лицо у нее стало испуганное, потому что € сразу заревела во всю мочь и, захлебыва€сь слезами, стала рассказывать правду. ќна тоже заплакала. ƒома, вымыта€ и счастлива€, в чистой постели, € блаженно провалилась в сон. Ќо еще не раз мама или брат будили мен€, когда € кричала по ночам.

Ѕлистательна€ ћарина ћнишек -- репетици€ спектакл€
Ѕлистательна€ ћарина ћнишек -- репетици€ спектакл€ "Ѕорис √одунов"

ѕод крылом чайки

—овершенно непон€тно, как мен€ переводили из класса в класс! я почти не готовила уроков -- была околдована театром. ѕересмотрела все спектакли в Ѕольшом и ћалом, во ћ’ј“е и театре ћейерхольда, в ¬ахтанговском, поставила в школе "∆енитьбу" √огол€, сыграв... ѕодколесина. Ќа выпускные экзамены шла как на казнь, но сдала все, к изумлению близких, и даже на четверки. ј на вступительном экзамене в —тудию —таниславского «инаида —ергеевна —околова сказала ласково: "ћила€ барышн€, у вас сильный акцент, и на русской сцене вам вр€д ли удастс€ быть". Ќаревевшись вдоволь, € за€вила домашним, чтобы при мне не смели говорить по-польски. я исключила дл€ себ€ €зык своих родителей! ¬ то трудное врем€ в моем гардеробе была одна юбка и две блузки -- фланелева€ и полотн€на€, которые € стирала по очереди. ќтглаженна€ с вечера юбка висела на плечиках, и надевала € ее в последнюю минуту перед выходом в студию. ќднажды € очень торопилась (об опоздании не могло быть и речи!) и, прид€ и расстегнув пальтишко, остолбенела: на мне были только байковые голубые штаны. ¬оспитанный партнер ждал, когда можно будет прин€ть и повесить пальто, а €... Ќа мое счастье, кто-то из девочек пришел раньше. ќни выгнали парн€ и, дав€сь от смеха, пошли с рассказом к «инаиде —ергеевне. ¬ конце концов мен€ облачили в ее юбку, убрав излишки объема булавками. ѕеред экзаменом из папиных черных брюк и старого серого пиджака мне соорудили платье -- довольно приличное "миди" с белым воротником и манжетами. » вот уже € во вспомогательном составе ћ’ј“а, и оклад -- целых 40 рублей в мес€ц!!! ќчень просто и

Ќаст€ (
Ќаст€ ("Ќа дне" ћ. √орького)

доброжелательно прин€ли мен€ в свой круг красивые молоденькие актрисы Ќина ќльшевска€, »рина ¬ульф и прекрасна€ ¬ероника ѕолонска€ (за год до моего по€влени€ в театре она пережила гибель ћа€ковского, и сейчас еще на ней лежала печать того потр€сени€). ” моих новых подруг были мужь€, а у Ќины и необыкновенно оба€тельный смешной малыш лет двух-трех -- будуща€ звезда јлексей Ѕаталов. я часто помогала купать его.  огда Ќина стала женой ¬иктора јрдова, в их доме € встречала ќлешу, —ветлова, »льфа и ѕетрова, Ёрдмана, познакомилась с опальной јхматовой и ее сыном... Ќа репетиции "ћертвых душ" (у мен€ была така€ фраза: "јх, боже мой, ѕавел »ванович!") € впервые увидела Ѕулгакова. Ёлегантный, холодный, даже чуть чопорный с чужими, на генеральном прогоне "дл€ своих" он был взволнованным, восхищенным, благодарным. ќднажды ћихаил јфанасьевич и ≈лена —ергеевна пригласили нас на слушание "«аписок покойника" ("“еатральный роман"). Ѕыло так интересно узнавать скрытых под смешными псевдонимами мхатовцев! ћы буквально падали со стульев, так это было остро, а иногда и беспощадно. Ќо это не было просто злым высмеиванием, это -- о своем, близком, дорогом (хот€ кто-то все же восприн€л роман как памфлет на ћ’ј“).

ћуж Ќиколай ƒорохин был надежным и преданным другом. —офь€ —таниславовна была верна его пам€ти до конца...
ћуж Ќиколай ƒорохин был надежным и преданным другом. —офь€ —таниславовна была верна его пам€ти до конца...

"ѕостельна€ принадлежность"

Ќаши артистические застоль€ проходили под пшенную кашу и печеную картошку, а на скромную выпивку гости-мужчины "скидывались". »ногда в безденежье и в дождь, когда нельз€ было сидеть "в дровах" (так называли мхатовский двор, где хранились дерев€нные декорации и сто€ли поленницы), ¬адим Ўверубович звал всех к себе. —ын  ачалова жил сравнительно с нами роскошно -- у него была отдельна€ комната! ћы пили чай, спорили, фантазировали, как будет шефствовать впервые сформированна€ актерска€ бригада над армией Ѕлюхера...

ќчаровательна€ тетушка из
ќчаровательна€ тетушка из "ѕокровских ворот"

ѕутешествие на ƒальний ¬осток длилось тогда 10 суток, поезда топились углем, все были черны от копоти, но шумны и веселы. —урова€ красота —ибири поражала и завораживала. » вот ’абаровск, цветы, приветстви€, почетный караул... ≈динственно омрачал нашу поездку начальник, приданный от Ќ ¬ƒ. ќн всюду рвалс€ произносить речи: "“оварищи бойцы и командиры! „то была артистка до революции? ќна была постельна€ принадлежность! ј теперь эта принадлежность приехала в вашу армию"... (¬о врем€ спектаклей он спал где-нибудь в сене или на травке, но на заключительные овации, на вручение грамот, где смешно искажали почти все наши фамилии, €вл€лс€ непременно.) Ќа обратный путь во ¬ладивостоке к нам присоединилс€ ‘адеев -- как был, без вещей. (ѕри въезде в ћоскву мой муж одолжил ему парадную рубашку.) ѕосле он часто приходил на наши посиделки, пел "–€бину" и обучал мен€ блатным песн€м с "ћиллионки".

ћиссис „ивли в
ћиссис „ивли в "»деальном муже" ќ.”айльда. ¬ роли лорда „илтерна -- ѕавел ћассальский

¬ 1958 году мы летели на гастроли в японию. ќстановились в ’абаровске, приехали в гостиницу, и тут јлексей √рибов закричал: "—он€, —он€, иди скорей сюда! Ёто же наша мужска€ спальн€, это же 35-й год!" ¬зволнованные, они с √ригорием  онским все показывали какие-то предметы прошлого, а € с трудом узнавала, но тоже очень волновалась. » думала о том, что уже три года, как нет ‘адеева. ƒо конца дней € буду благодарна судьбе за радость и честь дружбы с ним.

–одители и старший брат незадолго до ссылки в  расно€рск
–одители и старший брат незадолго до ссылки в  расно€рск

Ёхо √”Ћј√а

јрестовали ћишу Ќазванова и ¬алю ÷ишевского -- оба были совсем еще мальчики. —удьба ћихаила ћихайловича -- попул€рного впоследствии артиста (кто не помнит  лавди€ в фильме "√амлет"!) -- общеизвестна, а ¬ал€ пропал бесследно.  огда в 1937 году ’удожественный театр командировали в ѕариж на ¬семирную выставку, мен€ не оказалось в составе "јнны  арениной" (€ играла кн€гиню Ѕетси).  то мне отказал -- театр или извне? я волновалась не только за себ€, но и за отца -- он был тогда председателем коллегии ¬ерховного суда ———–. ¬ы€снилось, все-таки театр (мою роль отдали подруге мхатовского парторга). " омпенсировали" мою непоездку квартирой в √линищевском переулке (ныне улица Ќемировича-ƒанченко). ѕогул€ли мы с  олей по пустым, но таким прекрасным комнатам, и € проводила его на вокзал. ѕо возвращении муж с ног до головы одел мен€ во все парижское и мы поехали в ƒом на Ќабережной (у отца была там 4-комнатна€ квартира). ѕр€мо из передней € увидела запечатанную дверь кабинета и все пон€ла. Ќам рассказали, что мой брат уволен с работы, дочь отца от второго брака исключена из комсомола. (¬ 1955-м мне дали справку: "¬виду отсутстви€ состава преступлений считать ѕил€вского —.—. и —миттен ≈.√. невиновными". ћать Ќаташи умерла в лагере в 1941-м, отца расстрел€ли сразу.) ≈го обвин€ли в сотрудничестве с трем€ разведками (по числу знани€ €зыков?!), газеты не стесн€лись в выражени€х: "волчьи глаза матерого хищника", "подлый изменник" и т.п. ƒиректор театра сказал мне шепотом: "¬се, что могу дл€ вас сделать, -- пишите "по собственному желанию". ќтношение окружающих было разное: большинство избегали, кто-то сочувствовал открыто (таких было мало), а кто-то -- только взгл€дом, кивком, наспех. ‘адеев, заход€ к нам, прижимал мен€ к себе и говорил: "Ќу прости, ну прости мен€!" — увольнением не спешили (оказалось, —таниславский не завизировал мое за€вление), но когда на спектакль приезжало правительство, за кулисами было тесно от незнакомых людей и "штатские" перед моим выходом на сцену проводили руками по бокам (нет ли оружи€?).

—офь€ ѕил€вска€ фотографи€
—офь€ ѕил€вска€ фотографи€

ј сколько пришлось претерпеть мужу из-за того, что € стала дочерью "врага народа"! ѕервый инфаркт случилс€ у него в 33 года, последний -- в 48. ј где-то между -- повестка из Ќ ¬ƒ. ≈го вынуждали к "сотрудничеству". —перва вежливо, потом все настойчивей, с намеками -- "не выпустим". ‘изически его не тронули, но к концу "беседы" -- когда пон€ли, что он не согласитс€, -- не выбира€ выражений, срыва€сь на крик, смешива€ матерные слова с угрозами, стуча кулаками по столу, выгнали.

¬ойна. “ыл

ћоскву начали бомбить, и мы стали привыкать к новой жизни: репетиции, шефские концерты, дежурства на крыше, телефонный перезвон после отбо€ воздушной тревоги (живы?). ¬ окт€бре ћ’ј“ эвакуировали в —аратов. ѕомню, по приезде расположилс€ наш табор в театральном буфете. я задремала и вдруг проснулась. ѕр€мо надо мной сидела и принюхивалась больша€ крыса. «амерев, € в ужасе смотрела на нее. ”виденное казалось мне символом всего тоскливо-мучительного, что ждало нас впереди.  ак только в городе узнали о нашем приезде, цены на рынке подскочили. ѕочему-то нас не любили (и это м€гко сказано) жители окрестных сел и кое-кто из саратовцев. ќднажды €, замерзша€, в коротких резиновых ботиках, досто€ла свою очередь за картошкой, а торговка с воза отрезала: "ѕроходи-проходи, курчава шуба!" (на мне была шуба из мерлушки). я чуть не со слезами спрашивала, почему, но никто не вступилс€: все бо€лись, как бы и им не отказали.

Ќаша коммуна кормилась, доеда€ привезенные из ћосквы остатки круп, жар€ оладьи Ѕог знает из чего и на чем. Ќеприкосновенный запас муки, заветную банку консервов и тайный "погребок" мы хранили дл€ новогоднего праздника. «а стол тогда вместе с нами сели драматург Ќиколай Ёрдман и поэт ћихаил ¬ольпин, которых незадолго до этого незаметно увели наши мужчины, которые оказались на станции при выгрузке заключенных из теплушек. ¬ гостинице их отмыли, сожгли лохмоть€, подлечили... ј в новогоднюю ночь в дверь постучали, и вошел военный: "Ёрдман и ¬ольпин здесь?" Ќаступила мертва€ тишина. ”видев наши лица, вошедший улыбнулс€: "Ќе пугайтесь, их приглашают в ансамбль Ќ ¬ƒ как авторов". јх, какое мы испытали облегчение! ¬се кинулись обнимать порученца, чем-то поить, кормить, играли туш на гитаре... ¬от такие сюрпризы преподносила тогда судьба.

ѕосле праздников решили "делать коммерцию". ¬едуща€ актриса держала на руке розовое в оборках концертное платье: "ј вот кому, вечернее!" «амшелый дед, колупа€  олину калошу, спросил мен€, сколько. "“риста рублей", -- заученно ответила €. "ј по харе тебе этой калошей не дать?" ѕо€вилась тетка с маслом в двух бидонах: "ћен€ю на колун".  то-то из наших сбегал за топором. “етка сплюнула: " олун, который на шею, -- дочка замуж выходит". ≈ще она купила мое платье: "Ќе больно модно -- пуговиц мало, но у мине п€ть кобылиц-дочек, какой-нито сойдет". Ќаши над моим рассказом сме€лись, а € ночью тихонько ревела от обиды... ќднажды на стене умывальника в гостинице по€вилось объ€вление: "¬чера € забыл здесь мыльницу с кусочком мыла -- надо бы вернуть. »ван ћосквин" (уж не знаю, вернули ли, но записка эта сейчас в музее театра).

¬ но€бре 42-го по€вилась уверенность, что самое страшное позади. “еатр возвратилс€ в ћоскву, Ўкола-студи€ ћ’ј“ прин€ла первых абитуриентов.

¬ойна. ‘ронт

¬о всех бригадных поездках нам приходилось изощр€тьс€, чтобы не пить до дна (иначе хороши бы мы были -- ведь угощали нас от души). ќднажды за ужином молодой летчик рассказал, что у него родилась дочь и что ему дают 10-суточный отпуск (он скромно промолчал, за какие заслуги). я пожелала ему радостной встречи и благополучного возвращени€ в часть, все за это выпили -- и тут он вдруг сорвал с себ€ цейсовский бинокль, надел мне на шею и, побледнев, сказал: "—охранишь -- буду жив. — фрица сн€л -- трофейный!"

...„ерез много лет в дачном поселке ѕестово јлексей Ќиколаевич √рибов попросил у мен€ этот бинокль -- зачем-то он ему был нужен, а спуст€ час прибежал с дрожащими губами: "—он€, € его потер€л!" —ердитьс€ было невозможно -- такой растер€нный и огорченный был вид у моего старшего товарища. —тали спрашивать, где он мог забыть столь дорогую вещь, и все, кроме мен€ (€ после перелома ноги была не ходок) бросились искать... » нашли! ќказываетс€, √рибов укрыл оптику лопухами (от реб€тишек) и, увлеченный рыбалкой, обо всем позабыл. "∆ив, жив твой летчик!" -- кричали мне хором бегущие взрослые мужчины.

ѕрикосновение к св€тыне

«имой 1951-го ќльга Ћеонардовна  ниппер-„ехова дала мне ключик и попросила сн€ть со шкафа чемодан. "“олько осторожно, он уже давно не открывалс€..."  огда € откинула крышку, руки у мен€ задрожали: это был чемодан „ехова. ƒве батистовые сорочки, пенсне со шнурком, письма, пузырьки с прикрепленными рецептами... "ћне нужно все распределить по музе€м. ¬от в этой сорочке јнтон ѕавлович скончалс€. я не хочу отдавать ее такой -- возьмешьс€ выстирать и накрахмалить?" ќт растер€нности и волнени€ € плохо представл€ла себе, как это сделать -- ведь прошло без трех лет полвека! Ќо сказала: "¬озьмусь".  огда € рассказала об этой просьбе мужу, он за€вил: "“ы авантюристка и нахалка. „то, если батист от твоих стирок поползет?!" Ќо отступитьс€ € не могла. ќбернув сорочку марлей, опустила в разведенную теплой водой мыльную стружку (химии тогда не было) и стала осторожно отжимать. –аз за разом мен€€ воду, успокаивалась: не ползет, значит, можно крахмалить и гладить.

"—пасибо тебе!" -- сказала ќльга Ћеонардовна, провед€ рукой по моему лицу. ¬скоре она пригласила нотариуса и передала весь чеховский материал в музеи ялты, ћосквы, ћелихова и ћ’ј“а.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ћариса √узеева: √лавное женское достоинство Ц независимость
ѕосетило:9574
Ћариса √узеева
Ѕеверли —иллз. Ѕиографи€
ѕосетило:14617
Ѕеверли —иллз
„еловек, который изменил музыку
ѕосетило:9964
Ѕоб ƒилан

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru