Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

“ать€на ѕельтцер

   /   

Tatiana Peltcer

   /
             
‘отографи€ “ать€на ѕельтцер (photo Tatiana Peltcer)
   

ƒень рождени€: 06.06.1904 года
ћесто рождени€: ћосква, –осси€
ƒата смерти: 16.07.1992 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 88 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


“ать€на ѕельтцер по прозвищу Ѕабушка

јктриса театра и кино

’от€ в ЂЋенкомеї (тогда он называлс€ более официально: “еатр имени Ћенинского комсомола) ее называли Ѕабушкой, бабушкой в пр€мом смысле она не была. «а свою долгую жизнь так и не обзавелась детьми и внуками. ƒа и не походила на нашу советскую бабушку: и в старости была худой, как палка, €зыкастой и непоседливой.

06.06.2023

¬ас никто не любитЕ кроме народа!

—≈Ѕя она называла Ђсчастливой старухойї. ¬ этом была правда: в семьдес€т п€ть, игра€ самых разных старух, она прыгала с забора, танцевала на кровле дома, каталась на крыше троллейбуса. —нималась много, говорила, что иначе ее забудут и она Ђумрет с голодуї. ћам, бабушек, учительниц, уборщиц, медицинских сестер и просто соседок играла так заразительно, что они иногда затмевали главных героев, откровенно перет€гива€ на себ€ внимание зрител€. ¬ихрь чувств, фантастическа€ энерги€, врожденна€ комедийна€ жилка и посто€нна€ жажда работы Ч вот что такое была “ать€на ѕельтцер. ¬ ней соедин€лись все жанры: комеди€ и драма, цирк и слезы, опереточный темперамент и тонкий психологизм. ќднако работать с ней было непросто. ѕеред тем как выйти на съемочную площадку, она любила довести отношени€ с режиссером до температуры кипени€. Ёто было необходимо ей как допинг. Ќо стоило “ать€не »вановне услышать боевой клич ЂMотор!ї, как все капризы и недовольства куда-то пропадали. ¬ театре перед началом спектакл€ она кричала на одевальщиц и гримерш: Ђ–азвелось вас тут, вс€ких бездельниц!  уда вы подевались, дармоедки?!ї ѕоорет, поорет Ч и к выходу на сцену успокаиваетс€, играет, словно ничего и не было: хорошо, собранно. ¬ партнеров своих она влюбл€лась, однако характер имела вздорный: могла и похвалить, и Ђзадать трепкуї, наговорить вс€ких резких замечаний.  ак-то в театре на собрании прорабатывали одного актера за по€вление в нетрезвом виде. ѕосле критического выступлени€ ѕельтцер он сказал: Ђј вы, “ать€на »вановна, помолчали бы. ¬ас никто не любитЕ кроме народа!ї



“оварищ ѕизнер!

ј Ќј–ќƒ действительно ее любил.  ак-то труппа “еатра сатиры поехала в √ерманию выступать перед нашими военными. Ќа первом же контрольно-пропускном пункте к ним стали придиратьс€ по поводу не так оформленных документов. » тут вдруг строгий майор узнал “ать€ну »вановну. Ђ ого € вижу! Ч закричал майор. Ч “оварищ ѕизнер!ї

«наменитой она стала после сорока, сыграв Ћукерью ѕохлебкину в спектакле Ђ—вадьба с приданымї. —пектакль настолько удалс€, что его сн€ли на пленку и пустили в кинопрокат. ¬скоре вышел Ђ—олдат »ван Ѕровкинї. —ценарий уже писалс€ с расчетом на нее. ѕосле этого ѕельтцер окрестили Ђматерью русского солдатаї (как она сама говорила: Ђ«а мной утвердилось амплуа Ђколхозной мамашиї) и начали снимать беспрестанно. ‘ильмов с ее участием не меньше ста, сколько точно Ч никому не известно. ј до того, до этой всесоюзной славы, до “еатра сатиры Ч где только она не работала. »грала в провинциальных театрах: в ≈йске, Ќахичевани. ≈здила как актриса ѕередвижного театра ѕолитуправлени€. –аботала в јкадемическом театре имени ‘едора ¬олкова в ярославле и в  олхозном театре в ћоскве, в “еатре путей сообщени€, ставшем потом “еатром имени ћоссовета. ¬ ћосковском театре миниатюр Ч вместе с ћарией ћироновой и –иной «еленой. ¬ перерывах между театрами зарабатывала машинописью. ¬ тридцать четвертом, когда ее уволили из театра Ђза профнепригодностьї, пошла на машиностроительный завод јћќ (который позже стал заводом им. Ћихачева).

“ать€на ѕельтцер фотографи€
“ать€на ѕельтцер фотографи€

√лавным конструктором на заводе был ее брат јлександр. ¬ тридцать шестом јлександр неизвестно по какой причине ушел со своего поста и вообще покинул столицу. ¬озможно, загадка объ€сн€етс€ ¬ременем, которое сто€ло на дворе. “ем более у јлександра уже был страшный жизненный опыт: еще когда он училс€ в јвтодорожном институте, его вз€ли по самой попул€рной в то врем€ статье, 58-й Ч Ђконтрреволюционна€ де€тельностьї. Ќо тогда еще не давали всем без разбора, как поетс€ в песне, Ђсрока огромныеї, и через два года его выпустили. ќн доучилс€, дослужилс€ до высокой должности, стал трижды рекордсменом —оветского —оюза по автогонкам Ч и исчезЕ

∆ена немецкого коммуниста

ƒј, ¬ Ѕ»ќ√–ј‘»» артистки ѕельтцер были, с точки зрени€ ѕервого отдела, некоторые минусы. Ђћинусомї можно считать и ее брак с √ансом “ейблером, немецким коммунистом и философом. ќн приехал в ћоскву учитьс€ в Ўколе  оминтерна. ¬ тридцатом году “ейблер привез ее в √ерманию. “ам она вступила в  оммунистическую партию √ермании и устроилась машинисткой в наше торговое представительство. ¬ Ѕерлине в то врем€ работал крупный режиссер Ёрвин ѕискатор. ѕискатор сам был членом  ѕ√ и на театральное искусство смотрел как на инструмент воспитани€ масс. ќн периодически открывал свои театры, обращенные в первую очередь к рабочим, Ч а власти их закрывали.  ак раз в 1930-м в рабочем районе Ѕерлина, в помещении Ђ¬альнертеатраї, он открыл свой третий театр. ѕрослышав, что фрау “ейблер Ч профессиональна€ актриса, он предложил ей роль в советской пьесе Ђ»нгаї √лебова.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

ѕосле прихода к власти √итлера ѕискатор вынужден был оставить страну. ¬скоре вернулась в –оссию и “ать€на »вановна. ¬идно, не сумела, несмотр€ на свою немецкую кровь, обрести там вторую –одину. —о своим бывшим мужем они оставались друзь€ми всю жизнь. √анс женилс€ на другой женщине, родил с нею сына, и, когда мальчик приехал в ћоскву учитьс€, он бывал у “ать€ны »вановны, даже жил у нее какое-то врем€. ¬тора€ жена √анса ревновала мужа к ѕельтцер, выражала недовольство их перепиской, но совсем оборвать отношени€ между бывшими супругами не смогла.  огда спуст€ почти полвека “ать€на »вановна отдыхала в  арловых ¬арах, “ейблер приехал повидатьс€ с нею, и они шумно вы€сн€ли, по чьей вине произошел разрыв. ѕредставьте себе: два пожилых человека (ей семьдес€т, ему чуть больше) шумно спор€т, писала ли “ать€на »вановна записку, в которой назначала свидание другу √анса.

“ать€на ѕельтцер фотографи€
“ать€на ѕельтцер фотографи€

Ч „то ты врешь! Ч кричит ѕельтцер. Ч Ќикаких свиданий € не назначала и писем не писала! “вой при€тель мне не нравилс€!

Ч “ы вспомни, € записку на столе в книге нашел.

¬ общем, любовна€ сцена дл€ комической актрисыЕ

“ать€на ѕельтцер фотографи€
“ать€на ѕельтцер фотографи€

»з всех семейных св€зей самыми прочными оказались отношени€ с отцом. »ван –оманович ѕельтцер был актером и режиссером, учеником ћ. ѕ. —адовского. ¬ начале прошлого века играл в “еатре  орша, позже Ч в крупнейших провинциальных театрах. ¬ 1925 году даже получил звание заслуженного. ¬ернувшись в ћоскву, работал в разных театрах Ч от Ђ омедииї до ћоссовета и  иноактера. —нималс€ в кино. »ван –оманович был единственным учителем дочери. Ђ”ниверситетамиї “ать€ны ѕельтцер стали театральные подмостки. ќна рассказывала, что когда ребенком впервые вышла на сцену, то испытала полное счастье. Ќо стоило занавесу опуститьс€, как отец объ€снил ей, что если бы она не так радовалась, то играла бы лучше.

“ать€на ѕельтцер фотографи€
“ать€на ѕельтцер фотографи€

¬ каком возрасте она дебютировала, точно сказать нельз€: все говор€т разное. ѕерва€ ее роль Ч јн€ в пьесе Ќайденова Ђƒети ¬анюшинаї. ¬ Ђјнне  аренинойї она играла —ережу. ѕо воспоминани€м, сцена свидани€ јнны с сыном доводила многих дам до слез.

“ать€на ѕельтцер фотографи€
“ать€на ѕельтцер фотографи€

 ак «ахаров Ђотбилї ѕельтцер у ѕлучека

 ќ√ƒј отмечали в “еатре сатиры ее семидес€тилетие, пытались подсчитать, сколько лет она на сцене. ÷ифры выгл€дели абсолютно нереальными: 55? 60? ѕо моему подсчету, на тот момент ее актерский стаж составл€л 63 года. Ќо то был Ђеще не вечерї: она играла еще лет Едцать. ј самое любопытное Ч в семьдес€т три она бежала из своего “еатра сатиры, где прослужила тридцать лет. Ѕежала в одночасье. »стори€ скандала была недлинной и энергичной. Ўла последн€€, предпремьерна€ репетици€ Ђ√ор€ от умаї. “ать€на »вановна репетировала старуху ’лестову. „ацкого играл јндрей ћиронов, —офью Ч “ать€на ¬асильева, выступавша€ тогда под фамилией »цыковичЕ Ћюбой театральный человек знает, что перед выпуском спектакл€ все особенно нервничают (слезы и валокордин Ч без счету).  огда ѕельтцер задала обычный дл€ актера вопрос: Ђ уда мне идти?ї Ч ѕлучек раздраженно ответил: Ђ уда хотите!ї ј когда она, не удовлетворившись, поинтересовалась, куда ей сесть, он взорвалс€: ЂЌу конечно, вы должны быть в центре, а остальные Ч вокруг!ї ƒальше Ч больше: крик, крепкие выражени€. ѕельтцер выбежала из зала и побежала к выходу из театра, оборачива€сь и выкрикива€ то, что еще не успела сказать разъ€ренному ѕлучеку. ѕродолжать репетицию было невозможно, и ѕлучек потребовал, чтобы срочно нашли не зан€тую в спектакле ќльгу јросеву, близкую подругу ѕельтцер. ќн хотел передать ей роль. јросева же в это врем€ уводила из театра “ать€ну »вановну, еще не выпустившую пар, на ходу доругивающуюс€. јросева понимала: если она сыграет ’лестову, ѕельтцер больше не по€витс€ в —атире. Ђ—кажите, что мен€ нету!ї Ч замахала она руками на посланного за ней актера, вталкива€ “ать€ну »вановну в такси. ј та кричала: Ђя к ћарку «ахарову пойду!   ћарку «ахарову!ї

“ать€на ѕельтцер фотографи€
“ать€на ѕельтцер фотографи€

ћарк «ахаров к тому времени успел поставить несколько спектаклей в “еатре сатиры и только что получил свой театр Ч “еатр имени Ћенинского комсомола. —вое начало в “еатре сатиры «ахаров вспоминал потом с большой иронией. ќн пришел в —атиру молодым режиссером из художественной самоде€тельности. “ать€на »вановна работать с ним согласилась, но однажды в сердцах сказала: Ђ» чего это вы в режиссуру подались?! „его ради? ѕисали бы лучше свои рассказы!ї (ћарк «ахаров в юности сочин€л рассказы и сам читал их на радио.) ѕервой их совместной работой была роль  укушкиной в легендарном спектакле Ђƒоходное местої. –епетировала она замечательно. ƒо того момента, пока не уронила на ногу т€желую чугунную сковородку. «ахаров попросил ее с силой бросить на пол две сковороды. ќдна упала ей на ногу, тут-то “ать€на »вановна и высказала все, что она думает о Ђсовременной режиссуреї. ќднако быстро успокоилась и дальше работала во всех спектакл€х, которые ћарк јнатольевич делал в —атире, а потом и перебежала в ЂЋенкомї. ѕо поводу ее перехода друзь€ разразились эпиграммой:

“ать€на ѕельтцер фотографи€
“ать€на ѕельтцер фотографи€

ќна легка, как јйседора,

“ать€на ѕельтцер фотографи€
“ать€на ѕельтцер фотографи€

’от€ теперь уже седа,

ѕо комсомольскому задору

ƒавно пора бы ей сюда.

ќна была за€длой преферансисткой. »грала весело, азартно. „аще проигрывала, чем выигрывала: ее увлекал сам процесс, вечер в при€тной компании.  омпани€ была действительно при€тной, а главное Ч посто€нной: актрисы ќльга јросева и ¬алентина “окарска€ и главный администратор “еатра сатиры √ена «ельман. »грали обычно у “окарской, у нее был специальный карточный столик, обитый сукном. ѕосле смерти “окарской пам€тный столик перешел к јросевой. Ќо это произошло в 1996-м, когда ѕельтцер уже не было в живых.

Ђѕельтцер, мать твою!ї

«ј Ќ≈— ќЋ№ ќ лет до ее смерти € пыталась познакомитьс€ с “ать€ной »вановной. ∆или мы с ней в соседних домах у метро

Ђјэропортї. ƒома были Ђкиношныеї, кооперативные, там обитало множество известных людей: артисты јлла Ћарионова, Ќиколай –ыбников, Ћюбовь —околова, режиссеры Ћеонид √айдай и јлександр јлов, сценарист Ёмиль ЅрагинскийЕ ¬се жители знали друг друга, бегали занимать по-соседски деньги, а встреча€сь в лифте, обменивались новост€ми и впечатлени€ми о последней премьере в ƒоме кино. ѕельтцер переехала туда в п€тидес€тых, еще был жив ее отец.  аждое утро »ван –оманович выходил со своим попугаем. ¬есь двор ждал этого утреннего выхода Ч это был Ђцирковой номерї. —тоило »вану –омановичу вступить с кем-нибудь из соседей в разговор, как попугай начинал ревновать. ќн раскачивалс€ из стороны в сторону и звал его: Ђ¬ан€! ¬ан€!ї ≈сли »ван –оманович не реагировал Ч попугай сердилс€ и свойски орал: Ђѕельтцер, мать твою!ї

Ќо потом »ван –оманович всех удивил: хорошо за восемьдес€т женилс€ на молодой женщине. “ут они с “ать€ной »вановной разделились. ќн был крепкий старик и любил зайти в ресторан ƒома актера Ч пропустить рюмочку, а главное Ч поговорить. „асто он встречал в ресторане свою дочь, прибегавшую вместе с подругой ќльгой јросевой после спектакл€. »ван –оманович отчитывал их:

Ч Ќу что вы в ресторан пришли, две бабы, без мужиков? ѕить пришли?

Ч Ќо ведь и вы тоже сюда ходите, Ч делала попытку защититьс€ јросева.

Ч я Ч другое делоЕ » актеры прежде были другие. ¬ы кого играете Ч ¬алек, ћашек, “анек? „его о них говорить! ј мы Ч √амлета и ћакбета играли! ѕосле таких ролей не отправишьс€ домой жрать макароны в одиночествеЕ

ѕо тексту это очень напоминало сцену из ЂЋесаї ќстровского, где Ќесчастливцев объ€сн€ет јркашке разницу между трагиками и комиками.

–оль, написанна€ специально дл€ ѕельтцер

» ¬ќ“ € решила позвонить “ать€не »вановне, так сказать, по-соседски, познакомитьс€. Ѕыл конец восьмидес€тых. ћне очень хотелось сделать с нею интервью. ќна отказала.  ак € ни упрашивала, она отвечала: ЂЌе могу. —тара€ стала, сил нет Ч ни с кем не встречаюсьї. ќна и вправду болела, лежала в больнице Ч как раззвонила одна из московских газет Ч с Ђпсихамиї, которые ее обижали. ѕосле газетной статьи ЂЋенкомї засуетилс€, “ать€ну »вановну перевели в больницу поприличнее, в отдельную палату (вначале она лежала вместе с п€тнадцатью Ђсокамерникамиї). ≈е подлечили как сумели, но играть ей становилось все труднее. ќднако на сцену она все-таки выходила. “еатр ЂЋенкомї присылал за ней машину, ее привозили на спектакли и отвозили домой.

ѕоследними ее рол€ми были ‘едоровна в пьесе Ђ“ри девушки в голубомї Ћюдмилы ѕетрушевской и Ђѕоминальна€ молитваї √ригори€ √орина. ќба спектакл€ поставил обожавший ее ћарк «ахаров. ¬ Ђѕоминальной молитвеї ѕельтцер играла старую Ѕерту, а јлександр јбдулов Ч ее сына, ћенахема, комичного свата, посто€нно попадающего впросак. “ать€на »вановна уже не могла запоминать текст, да и ходила с трудом. Ќо «ахаров и вс€ труппа хотели, чтобы ѕельтцер была зан€та в спектакле: она была талисманом театра. –оль Ѕерты √орин писал специально дл€ нее. ќна играла старую еврейку, которую сын привозит к дальним родственникам, в деревню јнатовку, погостить. ј родственников вместе со всем еврейским населением как раз в это врем€ высел€ют из јнатовки: власти передвинули так называемую Ђчерту оседлостиїЕ ћенахем дрожал над своей мамой, как насто€щий еврейский сын. Ѕерта плохо понимала, куда ее привезли. јбдулов выводил ѕельтцер на сцену так бережно, словно она была хрупкой драгоценностью, фарфоровой чашечкой тонкой китайской работы. ¬ доме главного геро€, домашнего философа “евье-молочника (≈вгени€ Ћеонова), был патетический момент. ”же были собраны чемоданы и узлы. ∆енщины плакали, мужчины угрюмо молчали. ѕри виде ћенахема и его мамы все столбенели. ќказываетс€, пару дней назад ћенахем отправил “евье телеграмму: Ђѕриезжаем пожитьї, а “евье получил: Ђѕриезжайте пожитьї Ч и обрадовалс€, что есть куда приткнутьс€ хот€ бы на первое врем€ с детьми и внуками. Ќо теперь Ч ехать некуда. „то делать?! Ђ√осподи, милосердный, Ч говорил Ћеонов, вздыма€ руки к небу, Ч и ты хочешь, чтобы € молчал?ї » все начинали сме€тьс€. ќдна стара€ Ѕерта не понимала, что происходит. Ђћен€ в поезде так тр€сло, Ч жаловалась она, вызыва€ взрыв смеха. Ч ѕочему смех, “евье, почему смех?ї Ђј что нам остаетс€ еще в этой жизни, Ѕерта?ї Ч отвечал “евье, утира€ слезы. » на скрипочку со скрипачом, на весь этот гвалт, смех и плач Ч опускалс€ занавес.

ћне кажетс€, лучшей последней роли дл€ артиста не придумаешь.

____________________________________________

  работе Ч как юный пионер Ч “ать€на »вановна была Ђвсегда готова!ї. ƒаже в свои восемьдес€т, лишь позовут, мчалась Ѕог знает куда на съемки. „асто снималась у неизвестных режиссеров, объ€сн€€ друзь€м, мол, надо помочь. Ќа такой случай у нее всегда была наготове Ђкомандировочна€ї сумка с об€зательным ковриком дл€ утренней зар€дки. ј однажды в театре, на репетиции, услышав от молодых жалобы на неустроенность, в сердцах сказала: Ђƒа что вы плачетесь! ∆ивите и тому радуйтесь Ч ведь какое это благо Ч жить!ї




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru