Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ћюбовь ќрлова

   /   

Lubov Orlova

   /
             
‘отографи€ Ћюбовь ќрлова (photo Lubov Orlova)
   

ƒень рождени€: 29.01.1902 года
ћесто рождени€: «венигород, –осси€
ƒата смерти: 26.01.1975 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 72 года

√ражданство: ———–
—оцсети:


»стори€

јктриса

Ќародна€ артистка ———– (1950).
Ћауреат √ос. премий ———– (1941 - за участие в фильмах "¬олга-¬олга" и "÷ирк").

29.12.2006

ƒетство

ќрловы - один из двенадцати старейших русских двор€нских родов. —реди славных сынов этой семьи был тот самый √ригорий ќрлов, который участвовал в дворцовом перевороте, возведшем на престол ≈катерину II и принимал участие в убийстве двух императоров, ѕетра III и ѕавла II. »мператрица к тому же страстно любила его, и он был усыпан коронованной любовницей несметным количеством титулов, должностей и чинов. ¬ роду Ћюбови ѕетровны был герой 1812 года декабрист ћихаил ќрлов, женатый на старшей дочери генерала –аевского ≈катерине, в которую был безнадежно влюблен ѕушкин. Ѕолее двадцати портретов ≈катерины Ќиколаевны оставил ѕушкин на пол€х рукописи "Ѕориса √одунова"! ќна стоит в р€ду обворожительных, женских персонажей, который столетие спуст€ логически завершилс€ образом Ћюбови ќрловой...

ќтец, Ћюбови ѕетровны, ѕетр ‘едорович ќрлов, был женат на ≈вгении Ќиколаевне —ухотиной, плем€ннице мужа дочери “олстого “ать€ны “олстой-—ухотиной. ¬ приданое ≈вгении Ќиколаевне досталось имение —ватово в ¬оскресенском уезде (ныне »стринский район). »мение это было скромнее легендарных  очетов, где частенько собирались семьи “олстых и —ухотиных, но в страшные годы революции, чудом оставшись жить в —ватове, где они держали корову, родители Ћюбочки и ее сестры Ќонны не умерли с голоду.

Ћюбовь ќрлова фотографи€
Ћюбовь ќрлова фотографи€

ƒве сестры, две судьбы... тоненька€, из€щна€ Ќонна - в раевскую породу и крепенька€ Ћюбочка - в орловскую. Ѕыло в ней какое-то лобастое упорство. „уть позже она стала заниматьс€ музыкой, брать уроки драматического и балетного искусства, мечта€ стать актрисой... ј пока сестры ќрловы носили по утрам в ћоскву молоко. ќт т€жести бидонов суставы краснели и распухали. Ћюбочка потом свои руки не любила и пр€тала - вы никогда не увидите их в кадре.

”спешный дебют

ѕервым, кто восхитилс€ Ћюбочкой ќрловой, был сам ‘едор Ўал€пин, €вл€вшийс€ другом семьи ќрловых. —лучилось это в 1908 году на детском балу, который великий певец устраивал в своем особн€ке на Ќовинском бульваре в ћоскве. —реди детворы он приметил маленькую девочку с белокурыми локонами до плеч и с восторгом подн€л ее на руки. Ћюбочке было тогда шесть. ј когда она сыграла роль –едьки в домашней оперетте "√рибной переполох", Ўал€пин первым же предрек ей славу артистки. ќн так увлекс€ и подружилс€ с маленькой Ћюбочкой, что сочинил ей стихи и подарил автопортрет.

¬начале, после окончани€ ћосковской консерватории (1919-1922), а затем и хореографического отделени€ ћосковского театрального техникума (1922-1925), Ћюбовь ќрлова работала в ћосковском музыкальном театре, которым руководил ¬ладимир »ванович Ќемирович-ƒанченко. “ам она выступала как оперна€ певица и исполнительница хореографических номеров.

ƒебютом в кино стало исполнение роли √рушеньки в картине "ѕетербургска€ ночь" (1934) режиссера √ригори€ –ошал€. Ёто была одна из первых экранизаций романа ƒостоевского "Ѕрать€  арамазовы", поставленна€ еще в эпоху немого кино. Ёта роль потребовала от ќрловой навыков работы драматической актрисы. ƒалее - роль Ёллен √етвуд в немом фильме Ѕориса ёрцева "Ћюбовь јлены".

Ћучшие дн€

–эпер из –остова
ѕосетило:6846
 Ѕаста
јлександр Ћебедь. Ѕиографи€
ѕосетило:3546
јлександр Ћебедь
¬€чеслав ‘етисов. Ѕиографи€
ѕосетило:2888
¬€чеслав ‘етисов

‘ильмы јлександрова

ѕоворотным моментом в ее творчестве стала роль домработницы јнюты в фильме √. јлександрова "¬еселые реб€та". ≈ю восхитилс€ сам —талин в 1934 году, когда посмотрел в  ремле эту комедию. » уже через две недели после премьеры комедии, в €нваре 1935 года, когда отмечалось 15-летие советского кино, подписыва€ указ о награждении высшими наградами корифеев кино —. Ёйзенштейна, —. ёткевича, Ћ.  улешова и других, —талин собственноручно вписал в этот блистательный р€д и Ћюбовь ѕетровну ќрлову, фактически дебютантку. ј вот главный герой комедии Ћеонид ”тесов, под которого делалс€ фильм, не получил ничего, кроме фотоаппарата...

—ледующим фильмом был "÷ирк", основой которого €вилс€ мюзикл "ѕод куполом цирка"  атаева, »льфа и ѕетрова.  ак всем нравились ее подпрыгивающие брови и наивно распахнутые в дежурной комедийности глаза! јлександров успел изучить некоторые свойства ее лица. ќн оттачивал каждый жест, полуповорот, взмах ресниц. Ќо, правда, и ќрлова со своей энергией и упорством была адекватна этому вниманию.

Ќеизменную команду - режиссера јлександрова, композитора ƒунаевского, поэта Ћебедева- умача - окрестили орловскими рысаками, поскольку зрители раз и навсегда прин€ли "÷ирк" как фильм ќрловой. Ћюбовь ќрлова вошла в каждую семью советских людей. Ќа улице встречные замедл€ли шаг, мужчины снимали шл€пы, а на самых суровых лицах по€вл€лось выражение радуши€. ѕесни, которые пела ќрлова, пела вс€ страна. ќна стала любимой актрисой —талина. Ќаверное, именно это и дало возможность јлександрову и ќрловой полностью реализоватьс€ в те годы. » выжить...  огда вышел фильм "¬олга-¬олга", —талин на даче часто устраивал его просмотры, на которые приглашались самые избранные. Ќо Ћюбови ѕетровны среди них не было.  ак-то так повелось, что она изначально не стала посещать кремлевские и неофициальные приемы, а потом это уже было обыкновенно. "ќрловой нет?" - "ќрлова зан€та!"

ƒругие роли в кино

Ћюбовь ќрлова была очень красивой и талантливой, обладала безупречным мастерством, прекрасно пела и танцевала. ќна стала одной из самых попул€рных и любимых актрис конца тридцатых - начала сороковых годов. ¬начале она играла только комедийные роли, которые и принесли ей известность.

√ероини Ћюбови ќрловой - американска€ актриса ћарион ƒиксон из фильма "÷ирк" (1936), почтальон ƒун€ в "¬олге-¬олге" (1938), ткачиха “ан€ в фильме "—ветлый путь" (1940), профессор Ќикитина в комедии "¬есна" - были разными по характеру, специальности, образу жизни, но у всех них было одно общее: все они создавали облик времени, где торжествовало добро и справедливость, где исполн€лись все мечты и сбывались желани€. Ёти фильмы напоминали красивые сказки со счастливым концом, которые происходили как бы в реальной жизни, где-то р€дом.

√ероини Ћюбови ќрловой были близкими и пон€тными миллионам зрителей, и они с восторгом следили за всеми перипети€ми их экранной жизни.

«рители больше знают Ћюбовь ќрлову по ее комедийным рол€м, однако она так же успешно работала над драматическими образами - ѕаолы ћенотти в картине режиссера –ошал€ "ƒело јртамоновых" (1941), журналистки ƒженет Ўервуд в фильме режиссера јлександрова "¬стреча на Ёльбе" (1949). ¬ годы войны Ћюбовь ќрлова сн€лась в нескольких боевых киносборниках.

Ћюбопытно, что Ћюбовь ќрлова сохран€ла верность одним и тем же режиссерам и старалась их не мен€ть. ѕричина была простой. ќна легко усваивала замечани€ режиссеров и в то же врем€ могла проиграть весь рисунок фильма или спектакл€, каждый раз станов€сь как бы соавтором постановщика. Ќо такое ей мог позвол€ть далеко не каждый режиссер, поэтому их выбор в творческой жизни актрисы был весьма ограничен.

ѕо сравнению с другими актрисами (скажем, ћариной Ћадыниной, котора€ также обладала незаур€дной внешностью и талантом) Ћюбовь ќрлова всегда выигрывала. ќна находилась на экране в посто€нном действии, и, кроме того, каждое ее движение было филигранно точным, продуманным, ос€заемым. Ќесмотр€ на то, что все ее героини совершенно разные, иногда кажетс€, что актриса всегда играла только саму себ€.

¬ последнем фильме "—кворец и Ћира" Ћюбовь ќрлова сыграла роль советской разведчицы, вс€ жизнь которой проходит перед зрител€ми. Ётот образ как бы соединил в себе знакомые черты всех героинь Ћюбви ќрловой, которые актриса обогатила новыми красками. «десь в полной мере раскрылс€ драматический талант актрисы, поскольку она впервые не пела и не танцевала на экране. ¬се свое внимание она сосредоточила на внутренних переживани€х своей героини.

ѕоследние годы жизни

¬ последние годы жизни актриса почти перестала сниматьс€ в кино и работала в ћосковском театре имени ћоссовета (с 1947), где создала р€д замечательных актерских работ в спектакл€х режиссера ёри€ «авадского. ќдна из них - роль миссис —эвидж в спектакле "—транна€ миссис —эвидж".

јктриса Ќаталь€ Ѕогунова, которой посчастливилось работать вместе с ќрловой, рассказывает о ней с неподдельным восхищением: Ђќрлова была звезда. <Е> ¬от мы ездили в –остов-на-ƒону на сбор урожа€. я была ведущей концерта, и она с одной чечеткой в своем номере, так ее отчечечит, люди просто вообще там умирали от восторга. ≈й было около 70. Ќо она была независима в театре. ќна была актрисой вне интригї.

¬ последние мес€цы жизни, уже в больнице, перерыв весь мировой драматургический материал, Ћюбовь ѕетровна выбрала к своей следующей постановке пьесу румынского автора јурэла Ѕаранчи "“равести" (или "ћаска"). ≈е героин€ - театральна€ прима, в первом акте предстает в возрасте сорока лет, во втором ей уже за восемьдес€т, а в перспективе - она и вовсе бессмертна. —мерть ќрловой оборвала эти планы неув€дающей актрисы, и в гроб она положила плохую копию Ћюбочки, как бы из мести за то, что та так долг ускользала от ее зловещего оскала.

Ћична€ жизнь. «вездна€ пара

¬есной 1933 года молодую актрису ћузыкального театра Ћюбовь ќрлову пригласили на кинопробы в один из павильонов "ћосфильма". ƒо этого ей с кинематографом не везло, да и сейчас, когда на нее нап€лили нелепую широченную юбку и полосатые чулки, заплели две торчащие, как рожки, дурацкие косички и, не объ€снив толком, что требуетс€, повели в фотостудию, она пон€ла, что предлагаема€ роль невелика и неинтересна, ей совершенно не подходит, и хотела только одного - чтобы этот маскарад скорее кончилс€.

Ќо уже через минуту после пробы она знала, что готова сниматьс€ в этом фильме в любой роли, пусть даже в эпизоде - как угодно, в чем угодно, лишь бы сниматьс€ и чтобы это началось как можно быстрее и продолжалось как можно дольше...

„еловек, ненадолго по€вившийс€ в студии на пробах фильма "ƒжаз-комеди€", был тогда молод, быстр, насмешлив и, надо сказать, совершенно не догадывалс€ о том впечатлении, которое произвел на актрису. —пуст€ двадцать лет она сказала об этой встрече: "я увидела голубоглазого золотоволосого бога, и все было кончено".

јвтору и режиссеру первой советской музыкальной "ƒжаз-комедии", прогремевшей впоследствии на весь мир под названием "¬еселые реб€та", √ригорию ¬асильевичу јлександрову, было в ту пору 30 лет. ќрловой на год больше...

¬прочем, судьбе еще хотелось поиграть с ними в кошки-мышки, подразнить встречей-невстречей, и неизвестно, чем бы все закончилось, если бы поиски героини не привели јлександрова в ћузыкальный театр Ќемировича-ƒанченко на спектакль "ѕерикола", а потом и за кулисы, чтобы познакомитьс€ с актрисой ќрловой, исполн€вшей главную роль. ќна не напомнила ему о тех, кажетс€, не очень удачных кинопробах. «ачем?  онечно же, он не запомнил их первую встречу... «ато теперь рассыпалс€ в комплиментах.

јлександров пригласил ее на вечер, где должны были состо€тьс€ торжества, посв€щенные юбилею Ћ.¬. —обинова. — банкета они ушли вместе.   дому в √агаринском переулке, где жила ќрлова, они подошли, когда совсем рассвело. –асстались, так и не перейд€ на "ты". » не переходили уже никогда. —ловно хрупкое "вы" было защитой от хаоса, залогом будущих встреч или просто личным кодом. Ёту интонацию задала она, ќрлова, суеверно бо€сь, что сизо-сиренева€ ночь их знакомства может выцвести до серовато-бурых оттенков очередного топотливого дн€.

»м было с чем сравнивать. ѕервые браки оставили: одной - ощущение боли по напрасно загубленному человеку, мужем ќрловой был руковод€щий работник јндрей  аспарович Ѕерзин, погибший в сталинских лагер€х. ƒругому - досаду, невн€тицу и сына ƒугласа. — его матерью јлександров рассталс€ еще до поездки в јмерику.

¬ один из июльских вечеров 1933 года она по€вилась дома с јлександровым. –одные замерли - вместо привычной темноволосой Ћюбочки в прихожей сто€ла ослепительна€ блондинка. » в тот же день состо€лось утверждение ќрловой на роль јнюты в фильме јлександрова "¬еселые реб€та". “огда и возник тот самый легендарный образ первой советской кинозвезды с мировой известностью!

” них было любимое место на земле - дача во ¬нуково. “ам они и жили практически всегда, когда не требовалось посто€нного присутстви€ в ћоскве, на Ѕронной. ј в особый весенний день они оставались вдвоем, отмен€€ все дела независимо от их важности. Ѕыл ли это день их знакомства или еще что-либо более личное?.. »звестно только, что если в этот день √ригорий ¬асильевич был вне ¬нукова, то в каминной комнате на даче задергивались шторы, на столе сто€л бокал красного вина - неизменный "‘илипп ћоррис" - и телефонный аппарат. Ћюбовь ѕетровна ждала его звонка...

"я храню каждую √ришину записочку, - как-то призналась она, - даже такие: "Ѕуду в шесть" или "«аеду после восьми". ј потом погрозила пальцем в сторону кабинета мужа: "ј он, наверное, нет!" ¬ этих записках они тоже оставались на "вы", даже если речь шла о каких-то банальност€х.

Ќеверо€тна€ зан€тость јлександрова - действительна€ и по инерции перешедша€ позднее в разр€д при€тной легенды - старательно поддерживалась ќрловой. √риша был гений, а гений не должен ничего делать дома, только снимать свои гениальные фильмы и любить ее - Ћюбочку. ѕравда, фильмов в 70-е годы јлександров уже не снимал. ¬ремена бодро-счастливых советских людей канули в Ћету... ƒа и годы уже были не те, изменилс€ имидж "босоногого комиссара". ѕочтенный, величественный јлександров, мэтр отечественной кинематографии, с удовольствием участвовал во всевозможных симпозиумах, преподавал, писал книгу.

Ќовый год они встречали всегда вдвоем. «имний внуковский лес, негатив снега, берез и темноты окон в гостиной. ѕроводы —тарого года... «а п€ть минут до Ќового вс€кий раз совершалось одно неизменное действие. ѕод бой курантов двое выходили из дома - из года - и шли по расчищенной тропинке вперед, до тех пор, пока не вступали в Ќовый год.

“ака€ примета - только вперед, по заснеженному лесу, вперед - все 365 очередных дней. ¬ лесу у них была особа€ скамь€, на которой они сидели несколько минут, выпивали по бокалу шампанского и возвращались домой. ¬сегда вдвоем - Ћюба и √риша... «вездна€ пара, два люб€щих сердца, над которыми не властно врем€...




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

”частник прославленной группы 'Ќа-Ќа'
ѕосетило:10678
¬ладимир јсимов
¬ениамин јлександров. Ѕиографи€
ѕосетило:11094
¬ениамин јлександров
„то оставил после себ€ ƒональд ¬инникот?
ѕосетило:12941
ƒональд ¬инникотт

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru