Людибиографии, истории, факты, фотографии

Олег Борисов

   /   

Oleg Borisov

   /
             
Фотография Олег Борисов (photo Oleg Borisov)
   

День рождения: 08.11.1929 года
Место рождения: Приволжск, , Ивановская ,СССР
Дата смерти: 28.04.1994 года
Место смерти: Москва, Россия
Возраст: 64 года

Гражданство: Россия

Счет шел на годы, и Олег спешил сыграть, что еще не успел

Актер театра и кино

Олег Иванович был очень принципиальным человеком, не любил, когда при нем кого-то обижали. Даже кошку! К нам как-то пришла журналистка и сказала про нашу кошку: "У нее фашистские глаза". Все - эта журналистка больше у нас не появлялась.

14.01.2005

8 ноября исполнилось бы 75 лет великому русскому актеру Олегу Ивановичу Борисову. С его вдовой, Аллой Романовной БОРИСОВОЙ, встретился корреспондент "Известий" Артур СОЛОМОНОВ.

Олег Борисов фотография
Олег Борисов фотография

- Известия: Вы бывали вместе с Олегом Ивановичем в Приволжске - городе, где он родился?

Алла Борисова: Да, были - мы с ним гуляли и по Приволжску, и по Плесу, где он долгое время жил. Искали в Плесе дом, где он жил, но не нашли. Он показал техникум, где директором работал его отец и училась его мама. Она играла в самодеятельности - репетировала Катерину в "Грозе". Так что все не случайно в этой семье...

О детстве своем он рассказывал мало и с неохотой - видимо, это была не очень светлая пора. Трудно им жилось - двое детей, бабушка... Отец его, Иван Степанович, был начальником санитарного поезда. Его контузило во время войны, он почти все время находился в больнице. Иван Степанович очень любил книги, писал стихи, и я думаю, любовь к книгам и к театру - это у Олега от отца. Он никогда не мог пройти мимо книжного или букинистического магазина.

Школу заканчивал Олег в Москве. Класс у них был очень дружный, и после окончания школы большая компания друзей договорилась поступать в Институт востоковедения. А потом кто-то сказал: "Это скучно". И все пошли поступать в Школу-студию МХАТ. Приняли только Олега. Школу-студию он вспоминал всю жизнь как самое счастливое время. Распределили его в Театр имени Леси Украинки. Пять выпускников его курса были приглашены в этот театр и переехали в Киев в 1951 году.

- Известия: Помните свою первую встречу с ним в Киеве?

Борисова: С Театром Леси Украинки связаны все мои детские годы. Папа был директором театра с 1937 по 1947 год. Жили мы в Киеве в театральном доме - со всеми актерами, работниками театра.

Приехал Олег в сентябре 1951 года, когда я, закончив школу, поступила на первый курс университета. И вот иду я как-то из университета мимо театра. Слышу, зовет меня из окна моя приятельница-актриса: "Подожди меня, я сейчас выйду". Я жду, а она выходит из театра с молодым человеком и знакомит его со мной. Это и был Олег Борисов. Оказывается, он увидел у моей подруги в гримерной мою фотографию и настоял на том, чтобы она нас познакомила. (Это, естественно, я узнала потом.)

Лучшие дня

Шотландский мастер электронной музыки
Посетило:25804
Келвин Харрис
Искусство быть собой: Егор Кончаловский и его мир
Посетило:18392
Егор Кончаловский
Кто придумал машину для заливки льда?
Посетило:17460
Фрэнк Замбони

Мне было восемнадцать лет, а ему двадцать два. Встречались мы два года. Ухаживал он очень интеллигентно. Встречал меня около университета каждый день и провожал до дома. Но ведь в Киеве трудно было что-нибудь скрыть, и все уже знали, что меня провожает молодой человек, и, конечно, сообщили маме с папой. И родители мне сказали: "Ну, познакомь нас с ним". И хоть ни у меня, ни у моих родителей не было желания, чтобы муж мой был актером, тем не менее он им очень понравился. Маме он напомнил молодого папу...

Два года пролетели быстро, я перешла на третий курс, и в феврале 1954 года мы поженились. Однако свадьбу переносили с осени на зиму, потому что у меня шли зачеты, потом экзамены. Приехала мама Олега Надежда Андреевна и сшила мне прекрасное свадебное платье. Правда, Олег был летом на гастролях в Запорожье и купил мне отрез красного крепа на свадебное платье. И очень был огорчен, узнав, что платье должно быть белым.

Собрались мы поздно вечером - весь тот день у Олега была репетиция. Все актеры пришли на наш праздник... И началась наша общая жизнь. В 1956 году родился наш сын Юра.

- Известия: Его коллеги говорят, что Олег Иванович был человеком замкнутым.

Борисова: Он был закрыт и замкнут для праздных мероприятий, для общественной жизни и предельно открыт для семьи, друзей, для того круга занятий, которые были ему интересны.

- Известия: Например, Товстоногов сказал про него: "Характер - уф-ф!"

Борисова: О его характере я слышу до сих пор очень много нелестных отзывов, но я, как человек, проживший с ним сорок лет, могу сказать: мне было очень легко с ним. Я с ним была счастлива - со мной рядом был талантливый человек, увлеченный своим делом.

Я думаю, что Товстоногов имел в виду его въедливость и дотошность в работе над каждой ролью. При этом Олег Иванович никогда не пресмыкался и не гнул спину ни перед каким режиссером, даже перед таким, как Георгий Александрович, которого он любил и очень уважал.

Олег не любил, когда при нем кого-то обижали. Даже кошку!

Когда он впервые увидел БДТ на гастролях в Киеве, то сразу влюбился и в режиссуру Георгия Александровича, и в актерский ансамбль этого театра. И потом, когда он уже начал работать в БДТ, идя на репетиции к Товстоногову, волновался, как неопытный студент. Товстоногов был для него авторитетом непререкаемым. Хотя первые годы работы в БДТ для Олега были сложными - много вводов в идущие спектакли. Но потом наступил самый насыщенный творческий период работы Олега Ивановича в этом театре - "Три мешка сорной пшеницы", "Тихий Дон", "Дачники", "Кроткая". Это его самые любимые роли в БДТ, и, по-моему, совершенные.

А характер... Олег Иванович был очень принципиальным человеком, не любил, когда при нем кого-то обижали. Даже кошку! К нам как-то пришла журналистка и сказала про нашу кошку: "У нее фашистские глаза". Все - эта журналистка больше у нас не появлялась. Он был очень темпераментный человек, его реакции были молниеносными. Но он быстро остывал.

- Известия: Лев Додин рассказывал, что его, до репетиций "Кроткой", просто "пугали Борисовым", а потом выяснилось, что пугали-то напрасно.

Борисова: Вот видите - вы сами себе ответили на этот вопрос. В новой книге об Олеге Ивановиче "Иное измерение" дают ответ на этот вопрос его коллеги по театру и кино.

- Известия: Подавляющее большинство людей знает Олега Борисова только как замечательного киноактера. Как вы думаете, чему он сам отдавал предпочтение - театру или кино?

Борисова: Театру. Это живое искусство. Он любил неслучайных, подготовленных зрителей. Радовался, когда в зале были зрители, разделявшие его понимание Достоевского или другого автора.

- Известия: Он делился с вами в процессе работы над ролью - какие трудности у него возникают, какие он подбирает ключи, чтобы "отомкнуть" тот или иной образ?

Борисова: Это был процесс очень интимный. Он работал над ролью постоянно - даже если смотрел телевизор. Начиная работу над ролью, он любовно переплетал текст. Вырезал картинки, наклеивал их на обложку, прошивал листочки. Мы с сыном все это храним.

Он очень много читал литературы об авторе, о роли, которую готовил. Допустим, готовясь к роли Хлестакова, он прочитал все, что написано о пьесе "Ревизор".

Он никогда не смотрел спектакли коллег, если они работали над той же пьесой. Это ему мешало. Порой, перед началом репетиций, мы обсуждали с ним - что за герой, которого он собирается играть, каковы его отношения с другими персонажами. Но работал над ролью он только один. Мы с сыном иногда, когда он репетировал дома, подавали реплики за его партнеров, чтобы он просто запомнил текст. Так было, например, когда он работал над образом Версилова в фильме "Подросток".

Он траву косил, хотел, чтобы газон у нас был как в Лондоне.

- Известия: Кого Олег Борисов называл "своим" режиссером?

Борисова: Прекрасным педагогом был Константин Хохлов, главный режиссер Театра имени Леси Украинки. На театре, конечно же, - Георгий Товстоногов и Лев Додин. В кинематографе - Владимир Венгеров и Вадим Абдрашитов.

- Известия: Анатолий Смелянский пишет в книге "Предлагаемые обстоятельства", что решение уйти во МХАТ созрело у Олега Борисова окончательно, когда в Чехословакии почти одновременно гастролировали БДТ и МХАТ.

Борисова: После спектакля "Кроткая" в постановке Льва Додина у Олега Ивановича наступила длительная пауза - репетировали Чехова, потом Островского, а он не был занят в этих спектаклях. Олег Иванович к этому времени уже был серьезно болен. А человек, который так болен, уже живет в другом временном измерении - счет идет не на десятилетия, а на годы... Он спешил сыграть то, что еще не успел.

Предложили ему работу во МХАТе действительно в Праге. Был банкет по случаю гастролей МХАТа и БДТ в Братиславе. К Борисову подошел Анатолий Миронович Смелянский и сказал: "Олег, Ефремов тебя приглашает во МХАТ". И Борисов ответил: "Согласен". Это был декабрь 1982 года.

И в конце сезона мы переехали в Москву. Сын Юра работал в Москве, и мои родители тоже жили в этом городе. Олег был рад этому предложению - он всегда в душе оставался мхатовцем. Придя в театр, он сыграл Астрова в "Дяде Ване", сыграл в "Серебряной свадьбе". Но и во МХАТе наступила пауза. Анатолий Смелянский предложил к юбилею Борисова поставить во МХАТе "Павла Первого" Мережковского. Ефремов сказал: "Плохая пьеса!"

В это время Леонид Хейфиц переходит в Театр Армии и приглашает Борисова на роль Павла. День премьеры в Театре Армии совпадает с открытием сезона во МХАТе - спектаклем "Серебряная свадьба", в котором Борисов играл в паре с Евстигнеевым. Но Евстигнеев заболел, и нужно было играть Борисову. Когда Олег Ефремов узнал об этой ситуации, то распорядился: "Пусть Борисов выбирает, в каком театре работает". Олег, не задумываясь, ответил: "Я уже выбрал". Забрал из МХАТа трудовую книжку и год проработал в Театре Армии. В шестьдесят лет ушел на пенсию.

И началась его новая, свободная жизнь. Ему очень нравилось жить на даче - он перевез туда всю библиотеку, много читал, слушал музыку. Он траву косил, хотел, чтобы газон у нас был как в Лондоне, как в Гайд-парке. Мечтал заняться пчеловодством, перечитал массу книг на эту тему. Он любил ухаживать за деревьями. Помидоры выращивать хотел, но - посадил помидоры и огурцы в одном парнике, и они, естественно, плодов не дали (смеется). Он говорил: "Я бы с удовольствием был садовником". Очень любил природу.

Но и о театре не забывал - они с сыном пытались создать "Антрепризу Олега Борисова". Успели сделать "Пиковую даму", "Человека в футляре"...

- Известия: Если сравнить список ролей, которые сыграл Олег Иванович, с ролями, например, Смоктуновского, то у Борисова список окажется несравнимо короче. Когда думаешь о его театральных скитаниях, понимаешь, что Олег Борисов, актер громадного таланта, по каким-то причинам сыграл в театре много меньше своих знаменитых коллег.

Борисова: Это актерская судьба. Почему так случилось - я комментировать не буду. А откуда у актера болезни? Я не хочу сейчас опять все это ворошить, но поверьте, у Олега Ивановича был повод уйти - и от Товстоногова, и от Ефремова. Он в своем "Дневнике" подробно анализировал каждую ситуацию. Это всегда были творческие мотивы - неудовлетворенность творческая. Но толчки к каждому из поступков, конечно, были разные. Он никогда не выяснял отношений. Просто писал заявление и уходил.

- Известия: Никогда не возникало у Олега Ивановича желания совсем бросить театр и заняться чем-то другим?

Борисова: Он был хорошим актером и никем другим не должен был быть. Я уже говорила, что он очень любил природу. Но садовник, пчеловод, электрик, переплетчик - это, если хотите, хобби. Олега интересовало все, что его окружало. Но родился он актером, и в этом было его предназначение.

- Известия: Борисов не вступил в компартию?

Борисова: Нет. Он говорил, что на семью достаточно одного партийного человека - то есть меня.

- Известия: Вот отрывок из дневника Олега Ивановича: "Говорят, что зазнался. Мне это всю жизнь говорят". Это не преувеличение?

Борисова: Вы знаете, почему ему пришлось уйти из Театра имени Леси Украинки? Его командировали на Дни советского кино в Варшаве с кинофильмом "За двумя зайцами". Но Театр Леси Украинки не отпустил его, поскольку надо было заменить два спектакля. Ему вручил авиабилет помощник министра культуры, и Олег должен был лететь в Польшу. А коллектив театра собрался и осудил его: зазнался, бросил театр... И все его друзья-товарищи, молодые артисты написали письмо в "Советскую культуру" о зазнавшемся молодом актере. Когда он приехал, узнал, что больше в этом театре не работает. Потом его вызвал министр и отменил приказ об его увольнении. Но вернуться в театр Олег уже не захотел...

Кстати, два или три года назад ему открыли скульптуру в Киеве (показывает фото скульптуры - Олег Борисов в роли Голохвастого в комедии "За двумя зайцами"). И недавно я получала за него государственную премию Украины.

- Известия: Правда, что Анатолий Эфрос предлагал Борисову роль в спектакле "Вишневый сад"?

Борисова: Да. И Олег отказался. Эфрос предложил ему эту роль после смерти Высоцкого, игравшего Лопахина. Он не захотел играть эту роль после Владимира Семеновича. Ему показалось это неэтичным.

Мы венчались за три года до ухода Олега Ивановича.

- Известия: Болел Олег Иванович, конечно, за киевское "Динамо" - как человек, долгое время проживший в Киеве?

Борисова: Да. Он был очень постоянным в своих привязанностях. Он дружил с тренерами киевского "Динамо" Валерием Лобановским и Олегом Базилевичем. У него была постоянная потребность в общении с ними, хотя жили они в разных городах. Научный подход к тренировкам, применяемый этими тренерами, основанный на глубоком знании медицины, психологии, теории спортивной подготовки, был ему очень интересен и он многое брал на вооружение в своей творческой работе. Лобановский приезжал к нам каждый год в Ленинград. И однажды привел всю команду на спектакль "Три мешка сорной пшеницы".

- Известия: Дружба Олега Ивановича с Виктором Некрасовым тоже началась в Киеве?

Борисова: Их подружил фильм Венгерова "В родном городе" по одноименной повести Некрасова. Олег очень высоко ценил талант и личные качества Виктора Платоновича Некрасова. Некрасов перед отъездом в Париж приезжал в Ленинград прощаться со своими друзьями. Был и у нас на прощальном ужине. Потом из-за границы передавал нам весточки, приглашал в гости. Но, к великому сожалению, мы с Олегом смогли побывать только на его могиле.

- Известия: Первое имя Борисова - Альберт. В честь кого его так назвали?

Борисова: В год его рождения приехал австрийский принц Альберт в Москву с визитом, и в честь этого принца родители его и назвали. Но никто его так в семье не называл: бабушка звала Аликом, а мама - Олегом.

- Известия: Он не видел ничего мистического в том, что живет не с тем именем, какое ему дали в детстве? Он вообще был склонен к мистическому миропониманию?

Борисова: Нет. Его вера была в глубине души. У нас есть замечательный друг семьи, наш духовный наставник - отец Михаил Рязанцев. Он и венчал нас за три года до ухода Олега Ивановича.

- Известия: Вы решили венчаться на тридцать седьмом году совместной жизни?

Борисова: Чтобы потом встретиться. Он, наверное чувствовал, что скоро уйдет. Но никогда на эту тему разговоров не было. Мы с сыном очень надеялись, что он преодолеет болезнь, но... Все эти десять лет со дня его ухода, я чувствую, что он всегда со мной рядом. И активно участвует в нашей жизни.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Аристотель Онассис: Олигарх и его женщины
Посетило:42657
Аристотель Онассис
Звездные трагедии: загадки, судьбы и гибели
Посетило:103498
Валерий Харламов
Альдо Гуччи: Человек, который создал легенду
Посетило:20650
Альдо Гуччи

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru