Людибиографии, истории, факты, фотографии

Олег Борисов

   /   

Oleg Borisov

   /
             
Фотография Олег Борисов (photo Oleg Borisov)
   

День рождения: 08.11.1929 года
Место рождения: Приволжск, , Ивановская ,СССР
Дата смерти: 28.04.1994 года
Место смерти: Москва, Россия
Возраст: 64 года

Гражданство: Россия

Олег Борисов

Актер театра и кино

Театр был для него каторгой и алтарем. Как для многих, нет, для немногих гениев русской сцены, сумевших обмануть провидение и не выдавливать из себя раба по капле, а избавиться от него в одночасье и навсегда, по Пушкину: "Ты - царь, живи один".

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

14.01.2005

Его никогда не было много. Восторженная улыбка провинциального мальчика с годами не потеряла ни своего доверчивого обаяния, ни детской способности удивляться миру, людям, его населяющим, собственным грехам и чужим страданиям. Стремительное превращение в звезду советского искусства обещало, казалось, мягкое покачивание на лаврах, ленивую снисходительность к товарищам. Но в нем всегда было такое бушующее, вырывающееся наружу достоинство ума, которое отличало многих актеров Товстоногова. Такими были Копелян, Луспекаев, Стржельчик, такими остались Юрский и Басилашвили. В книге Караулова о нем бесстыдно обнажились все его сомнения и боли, причиненные величественным худруком БДТ. Но это скорее закономерность, чем несправедливость. Последнее его ленинградское произведение - "Кроткая" по Достоевскому - было поставлено Львом Додиным. "Кроткой" Борисов опрокинул сытую, привыкшую к гениям Москву. Уникальность его личности в уникальном умении совместить трагедию и фарс, безумие и логику, разрушительность и созидание. Так не бывает. Так и не было. Научить такому невозможно. Круглосуточность его труда ощущалась при первых словах, что на сцене, что в быту. Он манипулировал залом без суеты и старания. Но огромная, магическая сила его всегда тревожного всегда насмешливого взгляда втягивала в себя целые миры, утрачивая реальность окружающих предметов и запахов. Он уносил нас с собой и там, в неведомом и невидимом пространстве, творил с нами нечто. МХАТ встретил его с подозрением, восприняв как очередного заезжего гастролера. Но и это не помешало ему филигранно сыграть чеховского Астрова, не нарушая чужие законы и с благодарностью принимая серебристые дожди партнеров: Мягкова, Евстигнеева, Вертинской. Полы его развевающегося плаща и жгучий эротизм коротких реплик и страстных, смеющихся монологов о лесе воспринимались, и по праву, Еленой Андреевной на откровенно постельном уровне. И противостоять его желанию было невозможно. Его приход к Мефистофелю в картине сына Юрия "Мне скучно, бес" вполне оправдан. Он так до конца и не открыл сию тайну, чего в нем было больше - бога или дьявола. Он и сам пытался это исследовать, играя и того и другого одновременно. И видимо, подозревал, что что-то в нем не так. Гарин, Рафферти, Джон Сильвер, театральные классические герои - все они пылали бешеным огнем. Темперамент и звериное желание жизни не вмещались в физической оболочке кожи, извергаясь наружу оглушительным потоком. И все вокруг орело, расплющиваясь под силой неведомого оружия. А рядом были "Рабочий поселок", "За двумя зайцами", "На войне как на войне", "Рецепт ее молодости" и наконец, "По главной улице с оркестром". Ничего не растрачивая, он отдавал все. И болезнь сжирала его, и друзья предавали. Театр был для него каторгой и алтарем. Как для многих, нет, для немногих гениев русской сцены, сумевших обмануть провидение и не выдавливать из себя раба по капле, а избавиться от него в одночасье и навсегда, по Пушкину: "Ты - царь, живи один".




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Зоя Зарубина — человек-легенда
Посетило:24655
Зоя Зарубина
«Король русского шансона»
Посетило:17910
Михаил Круг
В плену иллюзий
Посетило:31076
Говард Хьюз

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru