Людибиографии, истории, факты, фотографии

Ирина Мирошниченко

   /   

Irina Miroshnichenko

   /
             
Фотография Ирина Мирошниченко (photo Irina Miroshnichenko)
   

День рождения: 24.07.1942 года
Место рождения: Барнаул, СССР
Возраст: 77 лет

Гражданство: Россия

У меня никогда не было звездной болезни

Актриса

Блондинки известней в советском кино сложно представить. Ирина Мирошниченко была музой Олега Ефремова, Андрона Кончаловского. Она может сыграть все: любовь, ненависть, боль – по-настоящему, так, что веришь. Ирина Петровна отдала кино жизнь. Ее роли - дети, рожденные подчас в муках, но взбудоражившие мир советского кино.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

06.01.2008

-Мирошниченко: Я думаю, что все равно через какое-то время, я уже вижу даже сейчас по сегодняшним фильмам, по сегодняшнему образу жизни и по сегодняшнему стилю общения людей, что возникает желание этой, как ни странно, красивой жизни. Потому что ведь Бог создал эту землю безумно красивой. У Чехова в «Трех сестрах», когда Тузенбах идет на дуэль и понимает, что он не вернется, и, прощаясь с девушкой, которую он очень сильно любил, ему не хочется уходить. Он все-таки возвращается и говорит: ай, какие красивые деревья, какая вокруг них должна быть красивая жизнь. Где она?

Ирина Мирошниченко фотография
Ирина Мирошниченко фотография

Блондинки известней в советском кино сложно представить. Ирина Мирошниченко была музой Олега Ефремова, Андрона Кончаловского. Она может сыграть все: любовь, ненависть, боль – по-настоящему, так, что веришь. Ирина Петровна отдала кино жизнь. Ее роли - дети, рожденные подчас в муках, но взбудоражившие мир советского кино.

Реклама:

-Мирошниченко: У меня было очень счастливое детство, хотя по меркам сегодняшнего дня оно было очень скромное, простое, но счастливое атмосферой, потому что город был для меня всегда сказочно теплым, родным, не надо было ничего завоевывать, ничего доказывать. Я выросла среди этой красоты старинных домов, маленьких двориков, изумительного Тверского бульвара, где на лавочке можно было сидеть хоть круглосуточно и ничего (по меркам сегодняшнего дня оно, может быть, было очень скромное, простое) не бояться. Двери были открыты, ходил трамвай, света столько не было. Занималась на этих скамейках, учила уроки, ждала, когда приходила мама. Мама что-то делала дома, потом выходила, звала меня в дом. Вдруг идет папа, распахнув руки, в галифе, в сапогах, поскольку послевоенное время, и я к нему лечу. И столько счастья…

Ирина Мирошниченко фотография
Ирина Мирошниченко фотография

Тверской бульвар не только самый первый, но и самый длинный из московских бульваров. Появившись в 18-ом веке на месте Тверского вала и стены Белого города, он соединил Тверские и Никитские ворота. Это было излюбленным местом гуляний и деловых встреч московской богемы. Здесь жили писатель Александр Герцен и актриса Мария Ермолова.

-Мирошниченко: А рядом, в соседнем дворе, брат гонял голубей. Там были голуби сказочной красоты. Мама вечно ворчала, что он всякой ерундой занимается, но тем не менее меня брат тащил, я забиралась к нему туда, на эту голубятню и смотрела. Как все было здорово!

Ирина Мирошниченко фотография
Ирина Мирошниченко фотография

Маленькая Ирина мечтала быть хирургом, а еще хотела стать летчиком. Она занималась балетом, учила с 6 лет французский. Однажды ее старший брат получил водительские права и прокатил сестренку на машине. В тот день она решила стать чемпионкой мира по ралли.

-Мирошниченко: Наверное, прелесть советского времени – один из очень важных компонентов для человека – была такова, что ты можешь все; то есть тебя воспитывали с тем, что в твоих руках все. Пусть даже это неправда, но ты к чему-то стремился, ты понимал, что ты всего можешь достичь. Мне хотелось быть великой актрисой, кому-то другому чего-то еще и так далее, но тем не менее - жажда знаний, жажда самосовершенствования, постоянная учеба и возможность себя раскрыть в совершенно разных ипостасях. Наверное, оттого что жили достаточно скромно, поэтому мечталось, чтобы дочь обязательно выучила французский язык, играла на скрипке, на арфе, на фортепиано, на аккордеоне, чтобы она все умела, чтобы она прекрасно танцевала, чтобы она когда-нибудь стала знаменитой и полетела в Париж. Так мечтали об этом родители, и от того, что они мне это вкладывали, они расправляли крылья за моей спиной. Мама была актрисой, к сожалению, не состоявшейся. И всю свою любовь к театру, к прекрасному, к искусству она в меня вкладывала. Я пришла в школу-студию МХАТ из другой студии, в которой год занималась до этого, которой руководили Андреев, Шатров и Ворошилов. Ворошилов был моим первым режиссером, Владимир Яковлевич, который ставил со мной «Бесприданницу», я была абсолютно школьницей.

Ирина Мирошниченко фотография
Ирина Мирошниченко фотография

Всю свою сознательную жизнь Ирина Петровна работает в Московском художественном театре имени Чехова. Окончив школу-студию МХАТ в 65-м году, она сразу была зачислена в труппу театра, где работает и по сей день.

Лучшие дня

Мао Асада - чемпионка мира и рекордсменка Книги Гиннесса
Посетило:23537
Мао Асада
Сергей Бондарчук: Голливудский размах советской эпохи
Посетило:4093
Сергей Бондарчук
Майкл Дуглас: Идеальный мужчина
Посетило:1832
Майкл Дуглас

-Мирошниченко: Почему именно во МХАТ? Наверное, мама очень любила МХАТ, да и вообще МХАТ всегда считался лучшим театром страны, да и (пусть простят меня все остальные труппы нашей Москвы) потому, что - достаточно самонадеянно я это говорю, наверное, - я его очень люблю. Это правда.

Ирина Мирошниченко фотография
Ирина Мирошниченко фотография

Курс Ирины Петровны был по-настоящему звездным. Владимир Меньшов, Вера Алентова, Владимир Салюк, Андрей Мягков, Анастасия Вознесенская и Валентина Малявина, с которой по вечерам после лекций Ирина Петровна любила возвращаться домой. Любимая актриса Андрея Тарковского жила неподалеку от Мирошниченко.

-Мирошниченко: Работали, как шальные, с 9 утра до 11 вечера. Перерыв был один-единственный, с 12 до часу, и, кажется, с 5 до 6 или с 6 до 7 шли лекции. Более того, в 9 уже начало занятий, профессиональное мастерство, потом танец, потом сцена речи, масса еще. Фехтование, специальное сценическое движение. Потом шли лекции: история искусства, история партии, история театра, литература. Я выбрала на первом курсе уже ни больше ни меньше - пьесу Уильяма Гиббсона «Двое на качелях», которую посмотрела в театре «Современник», где потрясающе играли Татьяна Лаврова и Михаил Казаков в постановке Галины Волчек. Изумительный спектакль. И вот я, тогда еще студентка, замахнулась на это произведение. Сыграть эту женщину, причем, что интересно, она по роду своей профессии – проститутка, а надо учесть, что я была совсем девчонка в прямом и переносном смысле этого слова, и играть мне это было достаточно трудно, то есть непонятно. Но это была очень для меня важная роль. Я потом сделала ее полностью, сначала один акт, мы с партнером, сначала был Рогволд Суховерко. Нет, сначала был Дима Чуковский, а потом Рогволд Суховерко. Потом мы полностью сыграли этот спектакль

Поступив во МХАТ им.Чехова, Ирина Петровна сразу взялась за главные роли: Маша в «Чайке», Ольга в «Трех сестрах», Елена Андреевна в «Дяде Ване».

Ирина Мирошниченко фотография
Ирина Мирошниченко фотография

-Мирошниченко: Вообще, это была, наверное, лотерея, а может быть - какая-то закономерность и неожиданность. Потому что, не скрою от вас, я совершенно не ожидала, что в репертуаре чеховском буду играть всю свою жизнь. У меня 8 ролей чеховских. Этим не каждая актриса может похвастаться, тем более - на сцене Московского художественного театра. То есть в первоисточнике. И получала я путевку в жизнь, и учили меня эти старики, который учились у Станиславского, которые сами играли Чехова при Немировиче-Данченко. И Чехов писал эти пьесы для Художественного театра. В этом, если серьезно подумать, в этом мое счастье огромное и большая радость судьбы. Я играла роли, которые играли Книппер-Чехова, Тарасова, а потом уже следующая, через поколение, играла я, на этой же самой сцене, гримировалась в той же гримерной, что и Книппер-Чехова, сидела за ее столом в гримерной, смотрелась в ее зеркало, висел рядом портрет Антона Павловича, которого она любила. На этой кушетке, где она лежала, потом я отдыхала. Так подумать, вот эта традиция, она вот так вот как-то так шла, и я к ней прикоснулась. В этом есть большое богатство, большое счастье, я бы сказала, достояние. В то время он был очень моден, французский язык, в Москве. Сейчас самый лучший считается, самый разговорный – это английский, но тогда был французский, потому что французский - это прежде всего, конечно, Франция – самый культурный центр мира, который… Достаточно взять Толстого - там главы целые по-французски, это вся наша аристократия, которая дворянство, - они говорили все по-французски. Были горничные, выписывались из Франции повара, то есть язык был самый что ни на есть распространенный. Не говоря уж о том, что в Московском художественном у нас очень многие говорили по-французски. Степанова могла с легкостью с русского перейти на французский язык. Там, на углу Пушкинской и Камергерского была театральная библиотека. Вот в этой библиотеке, помимо огромных тонн книг, которые надо было изучать по всем предметам, я всегда брала под расписку - такая была возможность брать - журнал «Синемонд». Это был предел мечтаний того времени. Потому что в этом «Синемонде» - естественно, он был на французском языке - писали все: все фильмы, которые существуют, суперобложки с кинозвездами, как они одеты, как причесаны, какой макияж, реклама. Я, как губка, все это вбирала, мне это безумно нравилось. Смотрела Антониони. Для меня был самый любимый режиссер. Он совсем недавно умер. Ужасно жалко, удивительно интереснейший режиссер. Моника Вити! Просто была для меня… Вот я смотрела на ее фотографии, как она играет, как она себя держит, я с нее брала, наверное, вот этот белый вид.

Ирина Мирошниченко фотография
Ирина Мирошниченко фотография

От природы у Ирины Мирошниченко каштановые волосы. Однажды, собираясь на первые пробы на «Мосфильм», она решила поэкспериментировать с внешностью и помыла волосы отваром ромашки. Новый оттенок очень пошел молодой актрисе. Так она стала самой известной блондинкой советского кино.

Ирина Мирошниченко фотография
Ирина Мирошниченко фотография

-Мирошниченко: Первый курс. Вот такая талия и огромные юбки. Эти юбки!.. Я помню, только появился капрон. Матушка мне купила и сама сшила изумительное белое с голубыми цветами - такой воротничок, с фонариком – платьице, и с огромной юбкой, которая внутри из полотна, с оборками, которую мы крахмалили, естественно, я ее отглаживала. Это адский труд. Но юбка вот так торчком стояла. От этого талия такая, юбка такая, ножки тоненькие, худенькая. Это было очень красиво. Это было очень модно.

Ирина Мирошниченко фотография
Ирина Мирошниченко фотография

Мода 60-х - преобладание так называемого «стиля Лолиты». В это время возникает парадоксальный имидж женщины-девочки, инфантильной, но в то же время много познавшей. Детские платьица и сарафанчик с завышенной линией талии «беби-долл», в гольфах и туфлях на низком каблуке и несколько инфантильный взгляд. Этот образ очень напоминал Лолиту из скандально известного романа В.Набокова, вышедшего в 55-м году.

Ирина Мирошниченко фотография
Ирина Мирошниченко фотография

-Мирошниченко: Кино очень рано вошло в мою жизнь, сразу, но поскольку я все-таки была театральной актрисой и на карту поставлено было все, именно связанное с театром, то кино у меня было вторично, хотя это и парадоксально. Кино приносило и приносит популярность намного больше, нежели театр, но все равно я была склонна больше к сцене. Я понимала, что это мой дом, это моя судьба, при всем том, что было время, когда так кино разрывало меня на части. У меня было два-три фильма в год, и от многого я отказывалась, просто потому что не могла уезжать. Скажем, фильм… Да каждый, все, что я снималась, в Киеве или в Одессе – все понедельники были отданы. В понедельник только прилетаешь или приезжаешь, и весь день до ночи, потом обратно в поезд, обратно на репетицию в театр, спектакль. Потом еще день вырываешь, опять летишь. Бесконечные поезда, самолеты. Когда снималось «Это сладкое слово – свобода!»… Оно снималось в Ялте, это лететь до Адлера и оттуда через перевал на машине. Я утром вылетела. Снималась весь день, а вечером обратно в Москву, потому что на следующий день у меня репетиция, и я не могла подвести. Я обязана была быть на репетиции. Представляете? И как-то казалось, что это нормально. Сейчас, конечно, я представить себе этого не могу. Но тогда это было нормально.

Ирина Мирошниченко фотография
Ирина Мирошниченко фотография

Первым из режиссеров, который увидел и открыл в театральной актрисе Мирошниченко прекрасную, тонко чувствующую киноактрису, был Андрон Кончаловский. Да она и сама она к тому времени начала ощущать, что не может ограничиться в творчестве только театром.

Ирина Мирошниченко фотография
Ирина Мирошниченко фотография

-Мирошниченко: Прежде всего Кончаловский - изумительный режиссер, другого слова я не могу сказать, изумительный. Высочайшего класса режиссер. Интереснейший, с которым работать было – как с Антониони, я бы сказала так: только в нашей стране. Чехов! Сами понимаете, пьеса хороша! И роль сумасшедшая. Елена Андреевна в «Дяде Ване» – для каждой актрисы это Эверест. Оператор Рерберг - я так понимаю, что это легенда. Вы можете себе представить - работали с ним? Молодые все. Сколько он делал мне, шесть кинопроб, я никогда не забуду. Я уже была утверждена. Он шесть раз звал меня на съемку, мне делали каждый раз разный грим, искали тон, искали свет и ракурс, пока он наконец не нашел и не сказал мне: Ира, запомни - вот это твое, вот так тебя надо снимать. Уникальный, творческий, интереснейший человек, который в те годы за два месяца снял картину вместе с Андреем Сергеевичем без озвучивания практически. Мы озвучивали, но были сцены, которые вообще не озвучивались. В полной тишине все это лилось. Очень интересно. Изумительный художник. Не говоря уже об артистах. Это Смоктуновский, Бондарчук, Зельдин, Ирочка Купченко, мы две молодые… Это просто легенды, мы с ними работали. Все эти фильмы, они были попыткой, а уж критикам судить. Это был предмет искусства. А предмет искусства всегда предполагает, что все стоит чуть-чуть возвышенно над всей землей. Над всем миром, над всем тем, что происходит сегодня. Потому что любой фильм, любой спектакль, любой концерт, любая сцена, любая живопись - это предмет искусства, она должна быть всегда НАД. Даже документальное кино требует отбора. Это зависит от вкуса, от интеллекта человека, который делает эту работу. Потому что полностью показывать всю грязь и гнусь жизни, которая есть, – это не предмет искусства.

Ирина Мирошниченко фотография
Ирина Мирошниченко фотография

Обедать в ресторане «Националь» Ирина позволяла себе крайне редко. Однако именно здесь ее заметил режиссер Андрей Тарковский. На другой день – звонок с «Мосфильма»: пригласили сниматься в картину «Андрей Рублев». Актриса исполнила почти незаметную, но очень значимую в сложной структуре фильма роль Марии Магдалины. Те, кто уже наблюдал за карьерой Ирины Петровны, удивлялись не только тому, что в этом фильме актриса очень точно следует режиссерскому заданию, но и тому, что у нее совершенно библейский тип лица.

Ирина Мирошниченко фотография
Ирина Мирошниченко фотография

-Мирошниченко: Я помню, мы едем из одного города в другой на машине всей командой, и справа была глубокая осень. В городе ее не ощущалось, не было снега, было просто зябко и холодно, а тут вдруг снег. И он говорит: нет, ну вы посмотрите! Теперь я понимаю, как Брейгель писал, это пейзаж Брейгеля. Эти домики, эти люди, кажется, что сейчас на санях проедут - как раз то самое! Я подумала: как интересно, как он ощущает то, где пребывает, через живопись. И когда мы уезжали, ему подарили большую книгу, толстую, как сейчас помню, «Изобразительное искусство», это было модно, и очень трудно было доставать эти книги Брейгеля. Он был такой счастливый, что получил эту книгу.

Ирина Мирошниченко фотография
Ирина Мирошниченко фотография

Картины «Андрей Рублев» и «Дядя Ваня» актриса представляла в Люксембурге и Брюсселе на Неделях советского кино. В те дни очереди в кинотеатры за билетами были сравни советским за колбасой.

Ирина Мирошниченко фотография
Ирина Мирошниченко фотография

-Мирошниченко: Все были удивлены моим видом, потому что они не понимали: они думали, что советские женщины в те времена – я приеду в кожанке, автомат, револьвер, что-то такое советское, кондовое, военизированное. И там первый раз написали, что к нам приехала советская Мэрилин Монро, на что я жутко расстроилась и испугалась: все-таки в те года это было нарицательное имя для нашей страны, я подумала, что после этого никуда не пустят вообще, ни в какую страну. Но, наоборот, это считался большой комплимент.

Ирина Мирошниченко фотография
Ирина Мирошниченко фотография

В 70-х годах Ирина Мирошниченко была одной из самых знаменитых и любимых актрис в Советском Союзе. Девочкой она мечтала побывать в Париже, хоть кончиком пальцев дотронуться до незнакомой ей жизни. Она приехала во Францию. Тогда ей было около тридцати, и она была известная на весь мир кинозвезда.

-Мирошниченко: Я вышла на сцену, меня представляли, в зале сидела расфуфыренная совершенно элита Парижа и посольство наше, естественно, разные представители разных посольств. И вышел человек, который объявлял, и говорил: сейчас я вам представлю и т. д. Ирина Ми…ры-ро..ре..ченко. Они похлопали, я вышла и тихо, набравшись смелости - но сейчас я понимаю, что наглости, - я сказала: «Я понимаю, что моя фамилия очень трудная и длинная, но я постараюсь, чтобы через некоторое время, когда я приеду к вам снова, мою фамилию выговаривали легко». В зале овация. Такая нахалка молодая была.

В следующий раз, когда Ирина проехала в Париж с труппой МХАТа и спектаклем «Дядя Ваня», ее имя произносили с легкостью: Ирина Мирошниченко.

-Мирошниченко: У меня никогда не было, слава Богу, и не могло быть звездной болезни, потому что не было такого фетишизма. Было огромное уважение, огромный интерес – это правда. Нас очень любили, актеров, в нашей стране, раньше – очень. Меня все узнавали, мне это было очень приятно, меня пропускали, какие-то знаки внимания оказывали просто люди на улице. Это дало мне сразу же привычку и ощущение, что оттого, что меня все знают, я должна соответственно себя всегда вести, потому что, где бы я ни была, знают, кто я. Что я не имею права потерять свое лицо.

Подушечками пальцев мы прикасаемся к миру, узнаем его, оставляя свой след. Ирина Мирошниченко - актриса вне времени, она вошла в историю советского кинематографа изящной, тоненькой девушкой, мечтающей покорить мир кино. Легким движением руки она заставила его пасть к своим ногам.

-Мирошниченко: Что-то свершилось - что-то нет, что-то сбылось - что-то не получилось. Наверняка была масса ошибок, потому что жизнь прожить без каких-либо ошибок и каких-то погрешностей невозможно, нет идеальных, совершенных людей. Но мы всегда к этому должны стремиться. Так и я старалась.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Ник Кейв. Биография
Посетило:12520
Ник Кейв
Мао Асада - чемпионка мира и рекордсменка Книги Гиннесса
Посетило:23537
Мао Асада
Роми Шнайдер: Жизнь, полная страданий
Посетило:8840
Роми Шнайдер

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history