Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬асилий ћеркурьев

   /   

Vasiliy Merkuriev

   /
             
‘отографи€ ¬асилий ћеркурьев (photo Vasiliy Merkuriev)
   

ƒень рождени€: 06.04.1904 года
ћесто рождени€: г. ќстров, , ѕсковска€ ,–осси€
ƒата смерти: 12.05.1978 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 74 года

√ражданство: ———–

Ђќн был так попул€рен, что его узнавали по голосуї

јктер

6 апрел€ исполн€етс€ 115 лет со дн€ рождени€ выдающегос€ русского актера ¬асили€ ¬асильевича ћеркурьева. ќн всю жизнь проработал в јлександринке, сыграл в фильмах-хитах 40-50-х годов: "Ќебесный тихоход" (1946) и "¬ерные друзь€" (1954). Ёто роли, которые знала вс€ страна. — его сыном - музыковедом, актером ѕетром ¬асильевичем ћ≈– ”–№≈¬џћ встретилс€ корреспондент "»звестий" јртур —ќЋќћќЌќ¬.

12.05.2024

"»риша, как у мен€ болит?"

ќтношени€ моих родителей - »рины ¬севолодовны ћейерхольд и ¬асили€ ¬асильевича ћеркурьева - были уникальны. Ёто была до последних лет юношеска€ влюбленность. ќни были очень прив€заны друг к другу, прожили вместе 44 года, а чувства тем не менее оставались свежими.



Ёто не значит, конечно, что все шло гладко. ” мамы-то характер папочкин - ¬севолода Ёмильевича! ћама органически не могла быть не правой. » даже понима€, что совсем не права, все равно доказывала, что права. (—меетс€.) ћы это воспринимали с юмором. ј доброты она была потр€сающей.

¬асилий ћеркурьев фотографи€
¬асилий ћеркурьев фотографи€

ј как мать чувствовала организм папы - это что-то неверо€тное. ќни к врачу ходили всегда вместе. ¬рач спрашивает: "¬асилий ¬асильевич, как у вас болит?". "¬ы понимаете, € вздохну, что-то начинает..." ѕотом он замолкал и спрашивал: "»риша, как у мен€ болит?". » мама спокойно рассказывала врачу, а папа только, соглаша€сь, кивал головой. Ёто были сообщающиес€ сосуды.

 огда они встретились, ћеркурьев был женат. ѕравда, это был гражданский брак, но тогда на это не обращали внимани€. ј мама за какое-то врем€ до встречи с папой разошлась со своим вторым мужем. ћеркурьев - ее третий муж.

¬асилий ћеркурьев фотографи€
¬асилий ћеркурьев фотографи€

ќчень был забавный случай, когда на вечеринке в большой компании одна воздыхательница по папе спросила у мамы через стол: "»рина ¬севолодовна, а правда, что ¬асилий ¬асильевич ваш третий муж?" ћама тут же ответила: "ƒа, третий, не счита€ мелочей". ѕапа потом сказал: "»риша, как ты неделикатно ответила". - "Ќе менее неделикатно, чем мен€ спросили".

"–одилс€ € в кулисе"

ћне казалось, что папа все врем€ работает. ќн был или в театре, или на съемках, а когда дома - то, сид€ в своем кресле или лежа на огромной кровати, обложенный книгами, учил роль. –оль учил всегда тихо - бормотал. ј потом, бывало, сидим на кухне - и вдруг он начинает что-то говорить. » это звучало так естественно, что мы не всегда понимали, что это текст роли.

Ћучшие дн€

”ниверсальный игрок
ѕосетило:8242
Ќовак ƒжокович
–ихард ¬агнер: »зменивший принципы оперы
ѕосетило:6845
–ихард ¬агнер
‘ранцузский шансонье
ѕосетило:6699
Ўарль јзнавур

ћен€ поражает сила духа моих родителей.  огда у них уже была дочь, а мама была беременна второй дочерью, они вз€ли троих детей брата моего папы в свою семью. ¬едь брат моего отца был репрессирован. ≈го звали ѕетр ¬асильевич ћеркурьев.

¬асилий ћеркурьев фотографи€
¬асилий ћеркурьев фотографи€

» вдруг моим родител€м нестерпимо захотелось иметь сына. ¬едь € не случайно родилс€ - € желанный. ј тогда еще неизвестно было, как закончитс€ война, где будет √итлер. » они в это страшное врем€, име€ двух своих дочерей, трех приемных детей, рожают еще одного.

–одилс€ € пр€мо в кулисе. Ёто было в  олпашеве, в “омской области, на ќби. ћама мен€ родила на репетиции. Ўел сорок третий год - какой уж тут декретный отпуск. ” мамы начались схватки. ѕапы в этот момент не было в театре. — мамой была мо€ тетушка, мать моих двух двоюродных братьев и сестры. “ет€ Ћара прин€ла роды у мамы. » сказала: "»ришенька, у теб€ мальчик!". » мама сразу же сказала: "«дравствуй, ѕетенька!". ќна тут же решила назвать мен€ в честь папиного брата, которого они очень любили.

 огда мы возвращались из эвакуации, увидели двоих брошенных детей. ќчевидно, кака€-то женщина отстала от поезда и потер€ла их. ћама мо€ подобрала этих детей и привезла с нами в Ћенинград. ѕомимо этого, она привезла в Ћенинград целиком коллектив самоде€тельного театра, который работал у нее в Ќовосибирске. » весь коллектив поступил на курс в театральный институт. »х не сразу разместили в общежитии, потому что Ћенинград только освободили от блокады. » многие жили у нас дома. —ловом, это был насто€щий табор.

¬асилий ћеркурьев фотографи€
¬асилий ћеркурьев фотографи€

ћама мо€ не мен€ла фамилии - всегда была »рина ћейерхольд. » ее, как дочь врага народа, потихоньку, под благовидным предлогом, убрали со всех работ. ƒвенадцать лет она не работала. ѕоэтому папа долгое врем€ один тащил всю семью, лета€ со съемки на съемку, с концерта на концерт.

ѕервое врем€, после того как мы вернулись из эвакуации, мы жили в трехкомнатной квартире - кажда€ комната где-то по 15 метров. ј в соседней квартире, большой - там обща€ площадь была где-то 80 метров, - жил јлександр јлександрович Ѕр€нцев, основатель ленинградского “ё«а. ќднажды Ѕр€нцев зашел к нам в квартиру, попросил что-то у моей бабушки - лук или что-то в этом роде. Ѕабушка пригласила его на кухню, и они пошли мимо всех комнат. Ѕр€нцев увидел весь наш табор. », когда бабушка его провожала, он сказал: "јнна »вановна, скажите ¬асе: пусть ко мне зайдет, когда вернетс€ из театра".

ѕапа пришел после спектакл€, бабушка сказала о просьбе јлександра јлександровича. ѕапа сразу пошел к нему, постучал - звонков тогда еще не было. Ѕр€нцев открыл дверь, пригласил его и говорит: "¬ас€, нам со старухой така€ больша€ квартира ни к чему, а тебе с твоим табором - в самый раз. ƒавай переезжай. ј чтобы ты не передумал наутро, переезжай пр€мо сейчас". » ночью состо€лс€ переезд! ¬заимопомощь, сострадание, сочувствие - это было абсолютно естественным в то врем€. я думаю, что сейчас папе было бы трудно жить.

"” нас корова была, свиньи, куры"

¬сю жизнь мы жили на даче, котора€ сначала была сдана папе в аренду, а незадолго до его смерти дачу ему передали. ” нас было там свое подсобное хоз€йство, с которого мы кормились. ј иначе просто не выжили бы. ” нас корова была, свиньи, куры. Ќо это, конечно, в первые послевоенные годы, пока жить было очень т€жело. –одители порой на себе тащили продукты из дачи домой, а путь до станции был неблизкий.

ќтец очень любил работать на даче. ¬ообще он терпеть не мог пассивного отдыха. ƒаже последние годы, когда работать на огороде ему было уже т€жело, он клал на землю фанеру, ложилс€ на нее и вручную потихоньку обрабатывал гр€дки. » нас порой это, честно говор€, раздражало, потому что мы хотели побездельничать. Ќо когда он работал, бездельничать было невозможно. ѕапа никогда не призывал к труду. ѕроходил мимо нас, видел, что мы сидим без дела, вздыхал - и шел работать. Ќу, и мы - за ним.

ќн любил устраивать на даче какие-то усовершенствовани€. ѕровел водопровод, вс€ дача была опутана какими-то моторчиками, которые качали воду в дом. »х было огромное количество, и они все врем€ горели! (—меетс€.)

ѕапу с этими делами всегда обманывали. Ќа все эти моторчики и тому подобное уходило дикое количество денег. ѕотом у него по€вилась иде€ - у дома сделать винтовую лестницу. ћы так и не могли пон€ть: куда, зачем? Ќо кто-то ему посоветовал. ƒаже привезли ступеньки, которые потом долго лежали, пока из них не сделали что-то совсем другое. ѕапа сделал паровое отопление, которое без конца лопалось: не сливали воду, когда было надо. ѕапа провел на дачу телефон. —ловом, дача была прорва, в нее вкладывалось немыслимое количество денег.

ƒача находилась от ближайшего населенного пункта в двух с половиной километрах. ѕоэтому отдельно сто€ли столбы дл€ телефона, отдельно - столбы дл€ света. ¬рем€ от времени ветер эти столбы валил.

–€дом была воинска€ часть, где к папе прекрасно относились, они провели на нашу дачу еще один телефон, по которому можно было звонить напр€мую по межгороду. Ќужно было только сказать позывной "градусник" - и папу соедин€ли с Ћенинградом.

» в свободный день - а таких было очень немного - папа старалс€ вырватьс€ на дачу. ѕодышать, поудить рыбу. ќхотником он не был - жалко было убивать зверей. я его спрашиваю: "ѕапа, а рыбу не жалко?" - "ј у нее кровь холодна€".

ѕапа сажал €блони, цветы, строил баню. ќн никогда ничего не коллекционировал, не собирал, не копил. Ѕыл очень органичным человеком. ¬едь смешно сказать, что, скажем, кошка коллекционирует цветочки? ¬от так же и с ним.

"—амое страшное наказание - когда папа замолкал"

¬ 1959 году мен€ вдруг пригласили сниматьс€ в кино, не зна€, что € - сын ћеркурьева. ћне тогда было шестнадцать лет. ѕапа в это врем€ снималс€ в —ибири, и € сказал маме, что мен€ приглашают на роль в кино - кстати, довольно большую. ћама ответила, что папа будет очень недоволен. Ќо надо было давать ответ, и € согласилс€. » вот папа приехал, и € ему сказал, что снимаюсь в картине. ”слышав это, папа замолчал. ј это было дл€ мен€ самым страшным наказанием. Ћучше бы побил! (—меетс€.) Ќо такого, конечно, он никогда не делал.

ѕеред премьерой фильма папе позвонил второй режиссер: "¬асилий ¬асильевич, мы хотим вас пригласить на премьеру фильма, где играет ваш сын". » папа ему выдал по телефону всю порцию: "ѕочему вы не спросили родителей?" - "¬асилий ¬асильевич, мы не знали, что он ваш сын". - "’орошо, а если не мой? ќн что, сирота? ¬ы вскружите человеку голову, а ему учитьс€ надо". ѕапа бо€лс€, что успех на мен€ отравл€юще подействует.

» вот, когда € сидел в зале на последнем р€ду и тр€сс€ от страха, вдруг раздались аплодисменты - это вошел папа, который, как всегда, смущенно улыбалс€, когда его приветствовали. ¬едь любовь к нему была неверо€тна€. ≈го не разрывали на части, нет, его бо€лись похлопать по плечу, но отношение к нему было как к родному. “ак вот, папа вошел в зал, увидел мен€ - и помрачнел.

ѕосле фильма мы шли вместе, он приобн€л мен€ и сказал: "“ы знаешь, у теб€ это получаетс€, и от теб€ это никуда не уйдет. ѕока не завершишь музыкальное образование, лучше не соглашайс€ сниматьс€. —амое главное - чтобы у теб€ была еще професси€. ѕотому что наша актерска€ професси€ - зависима€. “ы посмотри, по сколько лет, бывает, € сижу в театре без работы". » судьба показала, что он был прав. ћне удаетс€ совмещать съемки со своей работой музыковедом, и у мен€ нет комплекса невостребованности. ј бо€лс€ папа этого и, конечно, того, что мен€ станут сравнивать с ним.

"¬асилий ¬асильевич, вы будете получать половину зарплаты"

” папы был простой и €сный характер.  акой самый неудобный дл€ музыковедов композитор? ћоцарт. ѕотому что там все €сно, просто и гениально. ¬от и у моего папы было все €сно и просто. ќн был очень простодушным человеком. ѕапе было все равно, во что одетьс€, что съесть. Ќеприхотлив он был до аскетизма.

” него было обостренное чувство справедливости. »горь »льинский рассказывал, как однажды, еще до войны, ћалый театр был на гастрол€х в Ћенинграде. ‘амили€ »льинского, только что перешедшего в ћалый, была в самом конце афиши. ¬ конце спектакл€ всем подарили цветы, и »льинский осталс€ без букета. »льинский говорил: "¬ообще € несерьезно отношусь ко всем этим подношени€м, но тогда было обидно". » вдруг через весь партер идет ћеркурьев с каким-то цветочком и преподносит »льинскому.

Ѕеспредельно обожал музыку и цирк. Ќе было ни одной программы в ленинградском цирке, которую бы он не посмотрел дважды, трижды, а то и четырежды в год! ќн советовал всем своим ученикам ходить в цирк, поскольку там не выйдешь на арену, не чувству€ партера или плохо запомнив последовательность действий.

ќн преклон€лс€ перед ћравинским. » тоже советовал своим студентам ходить на концерты ћравинского - какой у него ансамбль, при том, что роль каждого слышна, оркестр в целом звучит потр€сающе.

ћеркурьев был профессором театрального института, а по каким-то идиотским нормам полагалось, что профессор должен писать научные труды. ќн говорил: "я ведь артист, практик, € не пишу!" "¬асилий ¬асильевич, тогда вы будете получать половину зарплаты", - отвечали ему.

» он задумал сыграть спектакль со студентами профессора “ать€ны √ригорьевны —ойниковой. ” нее на курсе в тот момент ставилс€ спектакль "ѕравда хорошо, а счастье лучше". ѕапа роль √рознова играл с 1925 года. ≈ще в институте у Ћеонида —ергеевича ¬ивьена, у которого училс€. » вот - спектакль. ”чебный театр набит до отказа! ћногие недоброжелатели —ойниковой наде€лись, что сейчас ћеркурьев выйдет и разделает под орех ее учеников, тем самым доказав, что она неправильно их учит. ¬ первом акте √рознов не по€вл€етс€. ј во втором - выходит папа и никак не подавл€ет студентов, а работает с ними в одном ансамбле, совершенно не "премьерству€". „увство ансамбл€ в нем было заложено до такой степени, что, даже игра€ со студентами, он не стремилс€ т€нуть оде€ло на себ€.  стати, роль √рознова он играл с двадцати двух до семидес€ти трех лет, а умер в семьдес€т четыре.

Ѕыли, конечно, роли, которые ему приходилось играть, а он не хотел. —начала спорил, а после соглашалс€ - и в результате играл хорошо. «а исключением, может быть, нескольких случаев.

"ѕапа смущалс€, что был ростом выше своего учител€"

ћеркурьева приглашали очень многие театры —оветского —оюза играть в тех спектакл€х, в которых он был зан€т в ѕушкинском театре. ѕо стране шли спектакли "ѕравда хорошо, а счастье лучше", "„ти отца своего", "“€жкое обвинение" и многие другие. » папа приезжал не как гастролер: сразу раз - и впрыгнул в спектакль! Ќет. ќн приезжал за неделю, репетировал, входил в ансамбль, а потом шли колоссальные триумфы. ќн так играл в  омсомольске-на-јмуре, —емипалатинске, —моленске,  унгуре, Ѕерезниках, Ќовосибирске, ¬ладимире... √ородов, наверное, тридцать.

ѕапа очень любил фразу ¬иктора √усева: "—лава приходит к нам между делом, если дело достойно ее". ј когда кто-то про кого-то что-то нелестное говорил, папа отвечал одним словом: "ќн труженик". ¬от это слово покрывало абсолютно все недостатки того, о ком плохо говорили.

ѕереживани€ папы в основном были св€заны с тревогой за судьбу близких - то, что мама не работает, что дочь болеет, что сын болеет. », конечно, как у всех актеров, у него тоже была творческа€ неудовлетворенность. ќн переживал от невери€ режиссеров в то, что он может играть трагические роли. ќн ведь хотел сыграть ќтелло.  огда его убеждали, что у него талант другой природы, он отвечал: "ƒайте мне провалитьс€! ѕусть мен€ закидают тухлыми помидорами! ƒокажите мне, что € не прав". Ќе дали.

ќн обожал своего учител€ ¬ивьена. ’от€ € считаю, что он перед папой виноват. ¬прочем, это, конечно, очень сложно - ¬ивьен как режиссер видел папу характерным актером и понимал, что лучше папы эти роли никто не сыграет. ” него была задача - поставить спектакль, а в трагических рол€х и героических он ћеркурьева не видел. ѕотом папа доказал, что он это может. ј ведь нужно учесть, что у ¬ивьена в труппе, помимо ћеркурьева, в распор€жении были „еркасов, —имонов, “олубеев, ‘рейндлих, ≈катерининский, ∆уковский - пле€дища таких актеров! » даже так называемые середн€ки были такого масштаба, какого сейчас нет у так называемых "звезд".

Ќо папа относилс€ к своему учителю очень трепетно. ¬плоть до того, что смущалс€, что он ростом выше него.

"Ќам нужно два вагона семенного гороха"

ћеркурьев был так попул€рен, что его узнавали по голосу, когда он куда-то звонил. —кажем, звонит в аптеку, здороваетс€, а там отвечают, обомлев: "¬асилий ¬асильевич, это вы?"

 стати, был такой забавный случай. «вонит ему председатель облисполкома: "¬асилий ¬асильевич, € знаю, вы завтра едете в ћоскву. ¬ы не могли бы позвонить министру сельского хоз€йства?"

- "«ачем?" - "¬ы знаете, у нас такой конфуз вышел - Ћенинградска€ область осталась без семенного гороха. Ќам нужно два вагона семенного гороха". ѕриехали мы в гостиницу, а он, как всегда, забыл паспорт. », как обычно, извин€етс€, что без паспорта. ≈му, конечно, отвечают, что это не проблема.

ѕапа сразу позвонил секретарю министра: "«дравствуйте!" - "ќй, не может быть! - отвечает секретарь. - я не ошибаюсь, это ћеркурьев?" - "ƒа". » он просит пригласить к телефону министра. —екретарь отвечает, что у министра сейчас совещание, но она передаст, что звонил ћеркурьев. ¬друг министр хватает трубку и спрашивает, что может сделать дл€ него. “ут же присылает за ним машину, мы приезжаем с папой вместе. ¬се министерство высыпало из кабинетов. ѕапа идет, все за ним. » начинает он излагать просьбу. “от говорит: "јх, мерзавцы! «нают же, что € вам не смогу отказать!" » в этот же день в Ћенинград пошли два вагона с горохом.

ј как он помогал люд€м квартиры получать, телефоны, устраивал в больницы. ќднажды мама даже сказала: "¬ас€, ты дл€ чужих все делаешь, а дл€ своих детей - так мало". ќн ответил: "я не вечен. я хочу умереть, зна€, что мои дети без мен€ справ€тс€". ќн ведь за нас никогда нигде не просил. ≈динственное - в театры или в цирк мы, дети ћеркурьева, ходили всегда бесплатно. Ќу и, конечно, в больницы он нам помогал устраиватьс€.

” нас с папой не бывало длинных разговоров. ћы и так понимали друг друга, чувствовали друг друга. Ќе было праздности, не было праздных разговоров, каких-то вечеров воспоминаний. ѕапа жил сегодн€шним днем, тем, что он должен сделать сейчас, и своими планами.

¬с€ жизнь была в труде и в радости, потому что была любовь. » это - самое главное в жизни моих родителей. ¬се было согрето любовью. Ћюбовью папы к нам, людей - к папе. Ѕыли у нас дни очень т€желые, много лиха мы пережили. Ѕолезни наши, болезни папы, инфаркты мамы... ∆изнь была соткана из труда и любви.

ѕомню один случай. ћне было лет дес€ть-одиннадцать, ћейерхольда еще не реабилитировали. ћы сидели на кухне, когда мама сказала: "¬от вы все тут ћеркурьевы, а € одна - ћейерхольд". » € говорю: "ћамочка, а хочешь, € возьму твою фамилию?" ѕапа как-то напр€гс€, промолчал, а потом, встава€ из-за кухонного стола, сказал: "“ебе еще очень пригодитс€ мо€ фамили€". », безусловно, до сих пор эта фамили€ мен€ и ведет, и помогает, и накладывает большую ответственность.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћари€ Ѕиешу. Ѕиографи€
ѕосетило:34308
ћари€ Ѕиешу
ѕоследний русский император
ѕосетило:10895
 Ќиколай II
јлексей ћаресьев. Ѕиографи€
ѕосетило:26604
јлексей ћаресьев

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru