Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬ера ћарецка€

   /   

Vera Mareckaya

   /
             
‘отографи€ ¬ера ћарецка€ (photo Vera Mareckaya)
   

ƒень рождени€: 31.07.1906 года
ћесто рождени€: с. Ѕарвиха, , ћосковска€ ,ƒата смерти: 17.08.1978 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 72 года

Ѕиографи€

актриса

Ќародна€ артистка ———– (1949)
√ерой —оциалистического труда (1976)
„етырежды лауреат —талинской премии (1941, 1943, 1947, 1951)
 авалер двух орденов “рудового  расного «намени
 авалер двух орденов Ђ«нак ѕочетаї
 авалер ордена Ћенина
 авалер золотой медали Ђ—ерп и молотї

08.02.2007

ƒетство

¬ера ћарецка€ родилась в 1906 году в подмосковной Ѕарвихе. ≈е родители к миру искусства никакого отношени€ не имели. ’от€ нет, нека€ св€зь все же существовала. √лава семейства ћарецких, ѕетр √ригорьевич, с 1912 года арендовал буфет в цирке Ќикитиных. ѕосле революции он осталс€ работать там же на должности продавца. ƒети (¬ера, ее сестра и два брата) регул€рно помогали отцу. ќсобенно нравилось бывать в цирке ¬ере. –аботать приходилось в основном в антракте, а все остальное врем€ можно было сто€ть за кулисами и смотреть представление. ¬ера закрывала глаза и видела себ€ то бесстрашной наездницей, то грациозной воздушной гимнасткойЕ

–одители же были другого мнени€ о будущем своей дочери. »м хотелось дать дет€м серьезное образование. ѕо насто€нию родителей ¬ера сдала вступительные экзамены на философский факультет ћосковского университета. Ќо мир искусства продолжал пленить ее воображение. ¬ тайне от отца она подала документы сразу в три театральных студии. ѕрошла в две и выбрала школу-студию при театре имени ¬ахтангова, поскольку ≈.Ѕ. ¬ахтангов был учеником  .—. —таниславского. — философией было покончено.

¬ера ћарецка€ в фильме
¬ера ћарецка€ в фильме "ƒом на “рубной"

“еатр «авадского. ƒовоенные годы

¬ 1924 году ¬ера ћарецка€ окончила Ўколу-студию.  ак раз в это врем€ ёрий «авадский, в то врем€ еще актер студии ¬ахтангова, решил основать собственную театральную студию. ћарецка€ поддержала ёри€ јлександровича, став одной из первых его актрис.

¬ера ћарецка€ фотографи€
¬ера ћарецка€ фотографи€

¬ студии (а позднее театре ёри€ «авадского) молода€ ћарецка€ начала с возрастных характерных ролей. ќна с блеском перевоплощалась в различных смешных старух, среди которых особо запомнились мадам —оковнина, забавна€ степенна€ тетка из первого публичного спектакл€ студии Ђѕроста€ вещьї (1927) и шепел€ва€ толстуха фрау Ўнютхен из комедии Ђ омпасї.

“емперамент ћарецкой, ее чувство юмора, безудержна€ фантази€ сказались и на ее дальнейшем репертуаре. ¬ спектакле ЂЌыр€тинї она весело сыграла бойкую беспризорницу —тепку, в Ђ¬олках и овцахї на выразительном контрасте ложной скромности и алчности Ђподалаї свою лицемерку √лафиру. ќдной из лучших работ ¬еры ћарецкой в довоенный период была роль проститутки Ѕетти ƒорланж в ЂЎколе неплательщиковї ¬ернейл€. –ассказывают, что когда актриса подходила к авансцене и произносила в зал: Ђ√оспода, совершенно не с кем житьї, - зал просто лежал.

¬ера ћарецка€ фотографи€
¬ера ћарецка€ фотографи€

Ђ”мна как бес. ¬сегда знает, что делает и почему, и зачем, и главное какї, - писал о ћарецкой ёрий јлександрович «авадский.

“ем временем отношени€ между ћарецкой и «авадским развивались странным образом. »менно он открыл ћарецкую как актрису, стал дл€ нее насто€щим учителем. ¬скоре творческие отношени€ переросли в личные. ћарецка€ вышла замуж за любимого мастера, родила ему сына, но их брак оказалс€ недолгим.  огда их сыну ∆ене исполнилось четыре года, «авадский влюбилс€ в молодую, блистательную √алину ”ланову и ушел из семьи.

 азалось бы, после этого ћарецкой оставалось в ответ покинуть театр. Ќедостатков в предложени€х не было. “алантливую актрису хотели видеть у себ€ многие режиссеры, ноЕ ¬ера ѕетровна осталась и проработала с бывшим мужем всю жизнь, продолжа€ оставатьс€ одной из ведущих актрис его театра.

Ћучшие дн€

ћари€ Ўарапова. Ѕиографи€
ѕосетило:41378
ћари€ Ўарапова
Ќиколай »льин. Ѕиографи€
ѕосетило:13252
Ќиколай »льин
Ќадежда ћихалкова. Ѕиографи€
ѕосетило:9265
Ќадежда ћихалкова

ƒовоенные работы в кино

Ќесмотр€ на успехи в театре насто€щее всенародное признание ¬ере ћарецкой как актрисе принес кинематограф. ƒебютировала на экране ћарецка€ в 19-летнем возрасте, сыграв небольшую роль в идеологической драме якова ѕротазанова Ђ≈го призывї. ¬ том же 1925 году ѕротазанов вновь привлек актрису к съемкам. ¬ его комедии Ђ«акройщик из “оржкаї (где в главной роли сн€лс€ блистательный »горь »льинский) ћарецка€ сыграла работницу  атю.

ќбраз трогательной простушки  ати понравилс€ и запомнилс€ зрител€м. ј партнер ћарецкой по фильму »горь »льинский так отозвалс€ о ее работе: Ђѕростота, наивность, естественность без наигрыша составл€ли главное очарование ћарецкойї.

ќдно за другим стали поступать предложени€ от режиссеров. ¬ период с 1927 по 1930 год она сыграла роли в фильмах: Ђ«емл€ в пленуї (проститутка), Ђ∆ивой трупї (дамочка), Ђƒва-Ѕульди-ƒваї (секретарь ревкома), Ђ—тыдно сказатьї (—офочка). яркую характерность и насто€щий лиризм актриса продемонстрировала в роли скромной деревенской девушки ѕараши в сатирической комедии Ѕориса Ѕарнета Ђƒом на “рубнойї.

ѕосле столь бурного начала ¬ера ћарецка€ стала реже сниматьс€ в кино. —казалась ее зан€тость в театре. —ледующа€ заметна€ роль ею была сыграна уже в 1935 году. ¬ историко-социальной драме ЂЋюбовь и ненавистьї, рассказывающей о событи€х 1919 года, ћарецка€ предстала в образе бойкой шахтерки ¬еры, подбившей женщин прин€ть бой против белых. “ема становлени€ женского характера, продемонстрированна€ актрисой в фильме, с этого момента стала определ€ющей в ее дальнейшем кинотворчестве.

 ак можно заметить, практически все картины, в которых доводилось сниматьс€ ¬ере ћарецкой, были насквозь пронизаны коммунистической идеологией. „то поделать, такое было врем€. ќднако в этих фальшивых, идейных лентах ей удавалось создавать насто€щие, живые образы простых русских баб, наделенные непридуманной искренностью. “акими, например, были ее ¬ар€ ѕостникова в фильме Ђѕоколение победителейї (1936) и јлександра —околова в картине Ђ„лен правительстваї (1939).

ƒрама режиссеров јлександра «архи и »осифа ’ейфица Ђ„лен правительстваї была создана все в том же духе соцреализма, ноЕ ЂЌо это неважно, - говорит историк театра, телеведущий и литератор ¬италий ¬ульф, - когда видишь сто€щую на трибуне ћарецкую-кресть€нку, произнос€щую речь. Ёто можно смотреть бесконечно, потому что за ее героиней мудрость и жизнь народна€ї. »менно эта роль принесла ћарецкой широкое, всенародное признание.

Ћична€ жизнь

¬сенародное признание, благосклонность официальных властей.  азалось бы, о чем еще можно было мечтать? ћало кто знал, что за всем этим в жизни ¬еры ћарецкой скрывалась страшна€ трагеди€. ≈е брать€ ƒмитрий и √ригорий, окончившие »нститут красной профессуры, были партийными де€тел€ми, близкими к Ѕухарину. Ёто и погубило их. ¬ 30-е годы один за другим они были арестованы и расстрел€ны.

Ќа второй день после начала ¬еликой ќтечественной войны пропала младша€ сестра ћарецкой “ать€на. ѕосле того, как ¬ера ѕавловна обзвонила сначала знакомых, затем больницы и морги, она, наконец, догадалась обратитьс€ в соответствующие органы. ќпасени€ подтвердилисьЕ

¬ера ћарецка€ вс€чески пыталась вытащить сестру из тюрьмы, но никака€ попул€рность здесь значени€ не имела. Ѕезжалостна€ сталинска€ машина работала безукоризненно. “ать€на вышла из тюрьмы спуст€ два года и вплоть до 60-х была лишена возможности проживани€ в столице.

„то же касаетс€ личной жизни, то после ухода «авадского, ¬ера ћарецка€ вышла замуж за довольно посредственного актера √еорги€ “роицкого. ¬ этом браке у нее родилась дочь ћаша. “роицкий, или как его называла ¬ера ѕетровна “роша, в творческую жизнь жены не вмешивалс€, занима€сь в основном устройством быта и уходом за дочкой.

“ворческие вопросы ¬ера ћарецка€ по-прежнему решала с «авадским. ¬ 1940 году на базе его театра-студии был организован “еатр им. ћоссовета. «авадский стал в нем главным режиссером, а ћарецка€ по-прежнему оставалась одной из его прим.

40-е годы

Ћучшие работы актрисы, как в театре, так и в кино, пришлись на 40-е годы. ѕервой ролью на сцене театра ћоссовета дл€ ¬еры ѕетровны стала ћирандолина в пьесе  . √ольдони Ђ“рактирщицаї. √ероин€ ћарецкой сразу же понравилась зрител€м своим жизнелюбием. Ѕлагодар€ этому качеству именно эта пьеса в годы войны вызывала неизменный успех у фронтовиков.

¬ “еатре им. ћоссовета ћарецкой доводилось играть роли самого разного плана. ¬ера ѕетровна с одинаковым успехом по€вл€лась в образе нежной и робкой ћашеньки (Ђћашенькаї), напористой и лихой кавалерист-девицы ƒуровой (ЂЌадежда ƒуроваї), пышущей здоровьем кресть€нки –озетты (ЂЋюбовью не шут€тї), или актрисы  ручининой (ЂЅез вины виноватыеї). «а роль Ќадежды ƒуровой ¬ера ћарецка€ была в 1942 году удостоена —талинской премии.

¬ годы войны “еатр им. ћоссовета по решению правительства эвакуировали в јлма-јту. “ам, помимо работы на сцене, актриса продолжила съемки в кино. ¬ 1943 году она сыграла одну из лучших своих ролей Ц партизанку ѕрасковью Ћукь€нову в драме ‘ридриха Ёрмлера Ђќна защищает –одинуї (впоследствии актриса за эту роль получила вторую —талинскую премию). ѕремьерный показ картины был прерван трагическим известием Ц под ќрлом погиб ее муж ћарецкой √еоргий “роицкий (он ушел добровольцем на фронт еще в начале войны). Ѕольше ¬ера ѕетровна замуж не выходилаЕ

¬ кино ћарецка€ снималась чаще всего в главных рол€х, однако порой случались и эпизоды. ѕричем эти работы запоминались не меньше, чем главные. „его только стоит ее акушерка «меюкина в знаменитой комедии »сидора јнненского Ђ—вадьбаї (1944). Ђ огда вы смотрите фильм Ђ—вадьбаї, где ћарецка€ фантастически и завораживающе исполн€ет роль «меюкиной, невозможно не восхищатьс€, - говорит ¬италий ¬ульф. -  апризна€, обворожительна€ и обольстительна€!ї » эта замечательна€ картина снималась в годы войны в одной-единственной комнате в Ћиховом переулке!

—разу же после войны на экраны вышла еще одна картина с участием ¬еры ћарецкой Ц драма ћарка ƒонского Ђ—ельска€ учительницаї. ‘ильм охватывал период с кануна ѕервой мировой войны, когда героин€ ћарецкой, выпускница гимназии ¬арвара ¬асильевна, отправл€етс€ в глухую деревню, и до окончани€ второй мировой. ѕеред зрител€ми прошла фактически вс€ жизнь сельской учительницы Ц от молодой девушки, до пожилой женщины. “акое сыграть под силу только актрисам, обладающим огромным талантом!

—ама ¬ера ѕетровна отмечала: ЂЌеобычайно человечный и поэтический сценарий ћарии —мирновой давал прекрасный материал дл€ создани€ чистого, нежного, типичного дл€ русской действительности образа женщины с ее готовностью к самопожертвованию, отказу от жизненных благ ради благородного, большого делаї. Ёта работа актрисы вновь была отмечена —талинской премией.

50-е Ц 60-е

¬ 50-е Ц 60-е годы ¬ера ћарецка€ снималась в кино крайне редко. —реди ее работ можно отметить главную роль в картине Ђћатьї по одноименному роману ћаксима √орького, взбалмошную тетушку в комедии ЂЋегка€ жизньї и восьмидес€тилетнюю бабушку ¬арвару јнтоновну в драме ЂЌочной звонокї (это была последн€€ работа актрисы в кино).

«ато в “еатре ћоссовета ¬ера ћарецка€ играла много самых разных ролей: ћаргарет „алмерс (Ђ ражаї, 1954), Ћеди (Ђќрфей спускаетс€ в адї), директор фабрики  апитолина —олнцева (Ђ–ассвет над ћосквойї, 1950) и другие. «а последнюю ¬ера ѕетровна была в четвертый раз удостоена —талинской премии.

Ћюди, хорошо знавшие ћарецкую, отмечали, что ¬ера ѕетровна безумно любила театр и работала с полной самоотверженностью. √еоргий Ѕахтаров, которому посчастливилось играть вместе с ћарецкой в пьесе Ђ¬рагиї вспоминает: Ђ¬ера ѕетровна к работе относилась истово, не щадила ни себ€, ни мен€. “олько отыграем сцену из Ђ¬раговї, садимс€ в машину, чтобы ехать на следующий концерт, она говорит: Ђƒавайте текст повтор€тьї. ѕытаюсь отнекиватьс€: Ђ¬ера ѕетровна, мы же только что с вами отыграли, знаем всЄ назубок. «ачем нам повтор€ть?ї - Ђјх вы, лент€й эдакий, нет, давайте повтор€ть!ї » мы пр€мо в машине начинали репетироватьї.

ѕоследние годы

ƒл€ ёри€ «авадского ¬ера ћарецка€ всегда оставалась актрисой номер один. ќднако в театре были еще две великие актрисы: ‘аина –аневска€ и Ћюбовь ќрлова. » режиссеру нередко приходилось лавировать между этими трем€ глыбами, обладавшими, кстати, непростыми характерами. ¬ 70-е годы все это вылилось в страшный конфликт. Ќо об этом чуть нижеЕ

¬ 60-е годы “еатр им. ћоссовета купалс€ в лучах славы. ¬ера ћарецка€ была уже не просто попул€рна, ее с полным основанием относили к звездам кино и театра первой величины. √астроли по —оветскому —оюзу, поездки с театром в –умынию, Ѕолгарию, ёгославию, ‘ранцию. ”частие в театральном фестивале в ЁдинбургеЕ јктивна€ общественна€ де€тельность ћарецкой была отмечена грамотой ¬семирного совета мира.

¬се хорошо складывалось и в семейной жизни. ƒочь ћаша удачно вышла замуж за очаровательного мужчину, молодого ученого ƒмитри€. » вдругЕ Ќесколько лет счастливой жизни были перечеркнуты внезапной смертью ƒмитри€, - он повесилс€. ћаша, потр€сенна€ этим известием, попала в неврологическую клинику.

ћарецка€ - сильный человек. ќна с головой уходит в работу, несмотр€ на посто€нные головные боли. ёрий «авадский и –остислав ѕл€тт (с которым ћарецкую св€зывала давн€€ дружба) буквально силой заставл€ют ¬еру ѕетровну обследоватьс€. ¬ больнице ее ждет страшный диагноз Ц рак головного мозга.

 ак раз в это врем€ «авадский ставил на сцене театра прекрасный грустно-смешной спектакль Ђ—транна€ миссис —эвиджї. √лавную роль в нем исполн€ла ‘аина –аневска€.   тому времени великую актрису тоже стало подводить здоровье, и ‘аина √ригорьевна стала уговаривать режиссера освободить ее.

«авадский пошел навстречу и отдал роль ее сопернице Ћюбови ќрловой, чем вызвал необыкновенный гнев –аневской. ќрлова сыграла миссис —эвидж очень по-своему, не пыта€сь повторить –аневскую. ≈е хрупкость и женственность углубл€ли драматизм пьесы. ќднако вскоре эта истори€ получила новое продолжение.

ѕосле диагноза ћарецкой ёрий «авадский решил ввести ее на роль миссис —эвидж. ƒать ей последний шанс. ќднако и дл€ Ћюбови ќрловой эта роль была последним шансом. ѕоследовал взрыв. Ќе зна€ о болезни ћарецкой, ќрлова стала требовать вернуть ее в спектакль, угрожа€ дойти до самых Ђверховї.

“ем временем ¬ера ѕетровна, измученна€ химиотерапи€ми, буквально на зубах вытаскивала эту роль. Ќа одном из спектаклей ћарецка€ расплакалась, ее партнер (в театре уже знали про рак)  онстантин ћихайлов поклонилс€ ниже обычного. «ал тоже плакал. ќни прощались друг с другом. «а кулисами плакал «авадскийЕ

ќни умирали вместе

«атем была втора€ операци€, короткое возвращение на сцену и снова больница. ¬скоре в ту же  унцевкую больницу попала и Ћюбовь ќрлова. ќни лежали в разных палатах. ћарецка€ периодически писала ей записки, но обиженна€ ќрлова не отвечала.

26 €нвар€ 1975 года Ћюбовь ќрлова скончалась. ћарецка€ нашла в себе силы пойти на панихиду. ќна долго сто€ла у гроба, а затем, говор€т, тихо произнесла: Ђ» тут она перва€...ї

Ќакануне 70-лети€ вышел указ о награждении ¬еры ѕетровны звездой √еро€ “руда. ” нее уже отказывали ноги. Ќо - не приехать?! Ќет! ќна приехала. » даже произнесла речь. Ђ— одного дубл€ї, - шут€ говорила потом.

»змученна€ болезнью, ћарецка€ и в больнице продолжала работать. ќна читала стихи русских поэтов, а сын записывал ее на магнитофон. ¬скоре в той же  унцевской больнице оказалс€ и «авадский. ѕо старой привычке они с ¬ерой ѕетровной обменивались рисунками и приветами. ”мер ёрий јлександрович в 1977 году, и первой об этом сообщили ћарецкой. —пуст€ год, 17 августа 1978 года, из жизни ушла ¬ера ѕетровнаЕ




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—екс-символ 80-х
ѕосетило:11915
—аманта ‘окс
ћари€ Ўарапова. Ѕиографи€
ѕосетило:41378
ћари€ Ўарапова
Ќиколай »льин. Ѕиографи€
ѕосетило:13252
Ќиколай »льин

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru