Людибиографии, истории, факты, фотографии

Сергей Маковецкий

   /   

Sergey Makovetsky

   /
             
Фотография Сергей Маковецкий (photo Sergey Makovetsky)
   

День рождения: 13.06.1958 года
Место рождения: Киев, СССР
Возраст: 62 года

Гражданство: Россия
Соцсети:


Чехов сам выбирает, кому нравиться

Советский и российский актёр театра и кино

Недавно Сергей Маковецкий сыграл Войницкого в "Дяде Ване" Римаса Туманиса.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

28.01.2010

Спектакль, вышедший на сцене Театра им. Вахтангова, стал одной из самых обсуждаемых премьер в Москве. Но в актерском багаже, да и в душе самого Маковецкого вот уже более десяти лет есть и другая очень важная для него чеховская роль - Андрей Коврин из "Черного монаха". О Чехове в своей жизни Сергей Маковецкий специально для "Известий" рассказал Марине Вашуковой.

Сергей Маковецкий фотография
Сергей Маковецкий фотография

известия: Может ли актер считать себя состоявшимся, если у него нет чеховских ролей?

Реклама:

-сергей маковецкий: Наверняка бывают судьбы актерские, в которых нет Чехова. Я бы не сказал, что эти актеры несчастны. Можно вспомнить гениальную фразу Фаины Раневской в ответ на чью-то реплику, что Мона Лиза "не производит впечатления". "Эта дама уже сама может выбирать, на кого ей производить впечатление". Не исключено, что Антон Павлович тоже выбирает. Так же как, например, Булгаков. Я не верю в мистику, вернее, не хочу в нее погружаться, но наверняка что-то присутствует рядышком с таким произведением, как "Мастер и Маргарита". Давайте так будем говорить: они сами избирают актеров и режиссеров.

и: Со временем как-то менялось ваше актерское ощущение Чехова?

-маковецкий: Да. Я помню свою первую чеховскую роль в студенческие годы. У нас был дипломный спектакль по Чехову из нескольких рассказов. Я играл рассказ "Свидание, хотя и состоялось, но...". Прелестный рассказ, я до сих пор его играю, когда встречаюсь с публикой. Вообще люблю Чехова, читаю его с удовольствием. Но когда мы стали репетировать "Черного монаха" с Камой Гинкасом, где я играю Коврина, я взглянул на Чехова иначе. Вообще Гинкас удивительно знает Чехова и понимает его. Я убедился, что Антон Павлович - уникальный монтажер. Например, в "Черном монахе", когда Коврин уже просто издевается над Таней и ее отцом, повторяя "Я - Ирод, а ты и твой папенька - египетские младенцы", Чехов пишет: "Его лицо показалось Тане некрасивым и неприятным... Ей захотелось сказать ему что-нибудь обидное, но тотчас же она поймала себя на неприязненном чувстве, испугалась и пошла из спальни". Возможно, другой автор описал бы, что именно услышал Коврин и что с ним стало происходить. Но у Чехова далее: "Коврин получил самостоятельную кафедру... Он известил инспектора студентов телеграммой, что читать лекции не будет по болезни. У него шла горлом кровь". Сколько всего произошло между этими двумя абзацами, а тут такой резкий монтаж. Это уникальный актерский миг - достаточно услышать то, что хотела сказать ему Таня, внутри отреагировать и ответить, при этом не переживая на публику, без всяких сантиментов.

Вообще Чехов не любит сантиментов, на мой взгляд, у него очень жесткие предлагаемые обстоятельства. Антон Павлович не был тем, кем его часто подают, - таким интеллигентом в очках. Он был очень жестким, циничным в меру, а иногда и не в меру. Ему женщины писали, что готовы покончить с собой. "Да не обращайте внимания на такой пустячок", - советовал Чехов. Циник, но и тем не менее романтик. Во всех его пьесах звучит мысль о том, что пройдет время и все узнают, что мы страдали, мучились, жили. Очень интересно погружаться в письма Чехова, мне их предложил прочитать Анатолий Смелянский в своем цикле "Живешь в таком климате". Например: "Готов распределять роли: кто больше заплатит, тому и дам". Шутит, конечно. Ощущения от писем любопытные, так как он был уникальной, очень сложной личностью. Категорически не приемлю, когда говорят про Чехова: "Он такой душка!". Не душка. Достаточно понять, что он имел в виду: стреляется Треплев, а "Чайка" - комедия. "Вишневый сад" - тоже комедия, а там Фирса заколачивают, саму жизнь заколачивают, прошлое и настоящее. Все эти наши страдания для него были комедией. Чехов очень переживал, что не пишет романов. Даже Тургенев написал роман, а он... "Что написали?" - спрашивали Чехова. "Пустячок на медицинскую тему". Это он имел в виду "Черного монаха", в котором абсолютно предугадал свою судьбу, свой финал. Только гениям свойственно это.

и: Кама Гинкас признавался, что смог поставить "Черного монаха" только тогда, когда встретил актера на главную роль. Как вы восприняли это предложение?

-маковецкий: Вообще это гениальная трилогия Гинкаса, в нее входят потрясающие произведения, которые я очень люблю, - "Дама с собачкой", "Черный монах" и "Скрипка Ротшильда". "Скрипку Ротшильда" я даже когда-то записал на радио. Я очень обрадовался, когда Кама Гинкас предложил мне роль Коврина. Не могу сказать, что мы сразу нашли все решения и заставили текст работать на себя. Иногда Антон Павлович побеждал, и мы это чувствовали. Тогда шел такой литературный театр. "Черный монах" - это рассказ, но кто-то после просмотра назвал его пьесой. Это была самая замечательная похвала. Раз сложилось ощущение, что это пьеса, с ее диалогами и монологами, мы себе сказали: значит, мы играем, существуем верно.

Лучшие дня

Николай Пржевальский. Биография
Посетило:28935
Николай Пржевальский
Каспаров Гарри Кимович
Посетило:22377
Гарри Каспаров
Передачка в тюрьму, или отвратительная анатомия
Посетило:2450
Андре Силва Де Хесус

и: Спектакль идет уже более десяти лет. Как за это время изменился ваш Коврин? Сам спектакль?

-маковецкий: Наверное, Коврин стал другим. Я же изменился, повзрослел на десять лет, и он вместе со мной. Но основное в нем осталось - его вихрь, его сумасшествие. Может быть, десять лет назад он был более незащищенным в самом начале, более открытым. А какой он сейчас, нужно спросить у публики, мне сложно ответить. Я по-прежнему в чем-то соглашаюсь, в чем-то не соглашаюсь с Антоном Павловичем. Сложно принимать за истину эту фразу: "Ты гений, но только слабая человеческая оболочка не может быть вместилищем для гения". И думаешь: неужели он прав? Но - прав. Как бы душа ни кричала, но слабая человеческая оболочка имеет особенность превращаться в свою противоположность. "Талант устаревает" - есть такая фраза. Сам спектакль по-прежнему очень живой, долго не отпускает. Мы недавно играли его два дня подряд. В первый день спектакль был хороший, но излишне нервный - я спорил с публикой, слишком обращал на нее внимание. Второй же был просто фантастический, все мои партнеры об этом сказали.

и: Публика так серьезно может влиять на ход спектакля?

-маковецкий: Да, конечно. Во второй вечер я себя настроил: что бы ни происходило, кто бы ни хихикал - это хихикает не публика, это хихикают колосья, которые у нас на сцене (в этой роли павлиньи перья). Все это мир спектакля - и павлиньи перья, и публика, и мобильные телефоны, - это все происходит внутри. Зазвонил телефон - не нужно вызверяться: кто посмел? у кого зазвонил? Может быть, у Степана, который работает в саду. Хотя это очень мешает - не дай Бог телефон с какой-то смешной мелодией в драматической сцене. Сколько потом приходится тратить внутренних сил! Или чрезмерный кашель... Ну что же, какая-то бедная женщина кашляет, не может остановиться, и ты во время спектакля умудряешься выскочить и принести ей стакан воды. Она его принимает, а потом возвращает стакан, в котором ручка в знак благодарности. Все это атмосфера спектакля позволяет, хотя она безумно сложная, поскольку мы играем очень близко к публике. На большой сцене можно спрятаться, даже немного соврать, зритель не заметит. А здесь видно все, и атмосферу создают не только актеры, но и люди, сидящие в зале.

и: Вы играете одного человека или - в начале и в финале - это два разных Коврина?

-маковецкий: Конечно, это не два человека, но отличие очень заметное. Вначале Коврин - это веселье, но веселье, которое вызывает оторопь. Когда человек начинает смеяться, ты сначала смеешься вместе с ним, он продолжает - другую, третью, пятую минуту, - и тебе становится страшно. Вот Коврин появляется в имении Песоцкого таким. Он приходит, полностью готовый к встрече с монахом, он его уже создал. Не спит ночами, а если поспит пару часиков днем, то потом работает, ему кажется, все легко. Он вообще спать не ложится - изучает итальянский язык, курит сигары, о чем-то фантазирует, беседует с монахом. Главная перемена произошла с Ковриным, когда его излечили, - он стал скучным сам для себя: "Я видел галлюцинации, но кому это мешало? Я был весел, бодр и даже счастлив". У Антона Павловича есть фраза, которую мы не произносим: "А теперь я такой, как все". Мы ее исключили, потому что это лучше сыграть. Происходит разрушение, и Антон Павлович задает вопрос: где грань между гениальностью и безумием, в чем ее предел? Очень сложный вопрос и с Таней. Да, она его излечила, тем самым сделав несчастным. Но каково ей? Может быть, Таня таким образом наказала Коврина? После его признания в любви, когда Коврин вихрем взял ее - она даже не поняла, Таня как будто постарела на десять лет. Это страшное признание в любви. Быть может, за это месть: "Ты не гений, ты болен". Когда начинаешь обо всем этом думать, понимаешь, какое счастье, что у тебя есть такая работа: ты идешь на нее и каждый раз задаешь себе эти вопросы, пытаясь на них отвечать.

и: Телеканал "Культура" с 30 января начинает показ трилогии Камы Гинкаса "Жизнь прекрасна! По Чехову", в которую входит "Черный монах"...

-маковецкий: Я с нетерпением жду премьеры на канале "Культура", чтобы увидеть, как атмосферу, нерв спектакля передает пленка. Я помню день, когда снимали: спектакль был очень взвинченный, в хорошем смысле слова. Это был один из последних спектаклей Владимира Терентьевича Кашпура, и мы все поддерживали его, были рядом. Поэтому немного резкий спектакль, но невероятный! И я счастлив, что удалось снять спектакль с участием Владимира Терентьевича, он прекрасно играл роль Песоцкого.

и: Что в жизни и профессии дает вам ощущение внутренней правоты?

-маковецкий: В жизни никогда не настаиваю на своей правоте. Не люблю быть ментором, который учит кого-то жить. Жизнь прекрасна, потому что она прекрасна, - со всеми сарказмом, иронией, бурями, неожиданностями. В профессии правота - это мои собственные ощущения, и тут я безжалостен и считаю, что прав. Не согласны - сделайте по-своему, но сегодня я исполняю роль и искренне предлагаю вам именно такого человека. Вот вам предложен Коврин, которому уже десять лет, Войницкий, которому меньше года. Вы можете принять, можете не принять, я не буду вас переубеждать. Именно в этом правота, в ощущениях своего героя. Кто-то придет, сделает иначе, еще страшнее, еще безумнее. Но я вправе предложить то, каким человек найден, создан, рожден мною. Благодаря режиссеру, партнерам, семье, которые тоже работают над созданием персонажа - своим отношением, своим терпением. И я его предъявляю: укладчик такой-то, даже фамилию могу написать. Я ставлю собственный знак ОТК, а остальное зависит совсем не от меня. В этом мой собственный эгоизм. Если актер начинает меняться в угоду кому-то, заигрывать, он теряет автора, теряет режиссера, теряет себя.

и: Какие проекты и роли интересны вам сегодня? Зарождается что-то новое?

-маковецкий: Сейчас только одно: размышления. Это связано и с театром, и с кино. Поиск персонажа, темы, героя. Я думаю о том, что мне сегодня хотелось бы сделать. Обращаюсь к Чехову, Островскому... Пока без ответа, но ощущения есть...




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Первый прыжок из космоса
Посетило:12265
Джозеф Киттингер
Меценат Савва Иванович Мамонтов
Посетило:37473
Савва Мамонтов
Егор Дронов. Биография
Посетило:41162
Егор Дронов

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history