Людибиографии, истории, факты, фотографии

Клара Лучко

   /   

Klara Luchko

   /
             
Фотография Клара Лучко (photo Klara Luchko)
   

День рождения: 01.07.1925 года
Возраст: 79 лет
Место рождения: Чутово, Украина
Дата смерти: 26.03.2005 года
Место смерти: Москва, Россия

Гражданство: Россия

Я пытаюсь не потеряться в хаосе жестокостей

Актриса

В последнюю субботу марта 2005 года в Москве ушла из жизни народная артистка СССР - Клара Степановна Лучко. Одно из своих последних интервью Клара Лучко дала ведущей русской радиостанции в Америке Маргарите Минеевой в её авторской программе "Остановиться, оглянуться..." Сегодня мы публикуем его в нашем интернет-журнале с любезного разрешения автора материала.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

28.08.2007

- Какое всё-таки чудо - современная телефония. Клара Степановна, могли ли Вы ещё 20 лет назад подумать, что будете вот так просто, забыв про океан между нами, общаться с соотечественниками, говорить о том, что для нас и для вас одинаково дорого и живёт, независимо от географии - о русской культуре...

Клара Лучко фотография
Клара Лучко фотография

- Знаете, я даже разволновалась. Ведь я разговариваю со своими земляками через годы, через океан, через такие просторы, через такое количество судеб...

Реклама:

- Само ваше имя - Клара Лучко - в сочетании со словами "советское кино" дает такой магический сплав ассоциаций, чувств, воспоминаний, что традиционное интервью с вопросами сейчас будет звучать наивно и простовато. Поэтому я постараюсь не столько задавать вопросы, сколько просто наводить вас на темы, а уж ваша память сделает свое дело.

- Давайте попробуем.

- Ваша внешняя молодость и стильность диссонируют с немодными нынче вашими манерами, интеллигентностью, обходительностью. Сейчас актуально другое: агрессивность, напористость. Непохоже, что вы обладаете этими качествами…

- Вы знаете, нет и даже, не сожалею об этом. Я думаю, что мы все очень разные, а время сложное, тяжелое. Действительно, люди становятся прагматиками, заботятся о себе, о своей семье. Все остальное их, как бы, не касается. Но я, какой была, такой осталась - как в песне из "Кубанских казаков". Может быть, во мне говорит мое провинциальное происхождение: я все-таки родилась в селе, жила в Полтаве на Украине. Я не завистлива и даже не ревнива, и от этого мне легко жить. Эти ненужные чувства только съедают человека изнутри. А у меня на душе спокойно. Я благожелательно отношусь к людям, радуюсь, если у моего товарища удача. Ведь то, что ему принадлежит, так и будет - только его. И чего я должна завидовать? Я также не сужу людей, даже тех, которые стараются как-то устроиться за счёт других. Я их прощаю, потому что, думаю, они совпали со временем. Это такие люди и такое время. Я не совпала.

- Значит, ваш кинообраз, символизирующий верность, дружбу, чистоту человеческих отношений, надежность, любовь, доброту, отражает ваше собственное мировоззрение…

- И в жизни, и в кино эти образы актуальны. Должны быть актуальными. Я считаю, что это неправильно - культивировать уродливые стороны жизни. На экране постоянно происходят убийства, грабежи. Люди к этому привыкают и начинают воспринимать, как норму. И, если то же самое случается в жизни, для них это уже не событие. Ну, убил и убил. Даже мультфильмы сейчас очень жестокие. В них действующие лица с огромными зубами, открытой пастью, страшными глазами… Они кричат, глотают, убивают… Нельзя воспитывать людей в жестокости. Нельзя.

Лучшие дня


'Мужчина без возраста'
Посетило:172
Александр Збруев
Джо Диффи
Посетило:141
Джо Диффи
Маршал Сталина
Посетило:135
Родион Малиновский

- У каждой актрисы, независимо от послужного списка, мнения зрителей и критики, есть свой главный фильм, тот, что ей всего дороже, у вас это...

- Я не могу сказать, что это один фильм. У меня всего фильмов больше пятидесяти и, верите ли, я даже не помню всех названий. Это звучит, как шутка, но у фильмов такая же судьба, как у людей. И встречи с фильмами, как с людьми: бывает, снялась и забыла. А бывает – на всю жизнь, как "Кубанские казаки".

- ...а бывает даже, что фильмы, как люди болеют, а потом выздоравливают. И это тоже случилось с "Кубанскими казаками"...

- Совершенно верно. У этого фильма трудная судьба. Когда картина вышла, все в неё влюбились. А потом вдруг стали ругать…

- ...ругали за лакировку. Фильм, действительно, был не жизненным. Но столько в нём было радости, света и мечты. Клара Степановна, вы думаете, что искусство должно отражать действительность или пусть бы оно себе рисовало картинки-мечты, радовало глаз, душу, сохраняло тепло в сердце?

- Я понимаю вас и, думаю, вы правы. Есть фильмы, которые, действительно, отражают время, показывают искалеченные души людей, жизни неудачников. И пусть будут. Но есть фильмы добрые, как мечта. И они тоже необходимы. Фильм "Кубанские казаки" вышел в первые десятилетия после войны и люди измученные, потерявшие друг друга, отчаявшиеся, приходили в кино, чтоб забыть о своей боли. Они слушали лирические песни, смотрели красочный фильм и думали: "Ну вот, пройдёт немного времени, мы отстроимся, залечим военные раны, и у нас будет такая жизнь". Ведь и в Америке было тяжелое время, а выражение "хеппи-энд" стало международным. Человеку нужна мечта. Как же я могу не любить "Кубанские казаки"? На этой картине я стала актрисой. Вот так: снялась никому не известная Лучко и вдруг стала всем известная.

- Обидно было, когда фильм ругали?

- Конечно, обидно. Потому, что это было не заслуженно. Никто же не говорил, что время такое-сякое родило такую картину. Критиковали по принципу: "Я не видел "Кубанские казаеи", но я согласен, что это не соответствует действительности". Кстати, мы снимали в совхозе-миллионере "Кубань". Кубань тогда была житницей страны, и в этих огромных совхозах, действительно, неплохо жили. Но, речь не о том. К этой картине не нужно подходить с позиций исторической правды. Это просто мюзикл.

- Бердяев говорил, что русский человек презирает реальность, презирает жизнь такую, какая она есть и весь устремлен к построению некоего "града Китежа", к царству Божию на земле... Ваш фильм как раз и отражал эту идею... В нём не было лжи. Там просто была наивная мечта... Но, нужно сказать, что эта тотальная мечтательность, присущая русским людям, стоила стране нормального человеческого благополучия. Все мечтали о возвышенном, живя при этом в нищете и ничего не делая, чтобы как-то изменить эту реальность. Теперь иной менталитет, но он чреват другими пороками. Один из них - бездуховность...

- Вы правы. Каждое время имеет свои недостатки. Это не выразить одной-двумя фразами. Если говорить по настоящему о том, как жили и о чем мечтали, то нам не хватит всей вашей передачи. Но всё же, картина наша вошла в Золотой фонд кино.

- Клара Степановна, вы ведь, на самом деле казачка, пусть и не кубанская. Возможно, вам не понравится тема, которой я коснусь, но обойти её невозможно. Я говорю об участии казаков в массовых расстрелах, о сотрудничестве с фашистами...

- Это очень сложный вопрос. Говорили об этом много и каждый говорил, как ему было выгодно. А люди, которые ничего про это не знали, представляли всё по-своему. Я сама запорожская казачка и мои родные - деды, прадеды казаки. Это сильные люди, у которых есть своя гордость, свое достоинство. Они воины, они работяги, они всегда хорошо жили потому, что работали с утра до ночи. А власть у них всё отбирала. Что же касается предательства, то предатели были и среди русских, и среди других национальностей.

- Вернёмся к мирным темам. Ваш фильм "Двенадцатая ночь", наверное, был одним из самых сложных, хотя создавалось впечатление, что в нём вы не играли, а "витали"...

- Спасибо. Это самая высокая оценка нашей работы. Не должны быть видны рабочие швы. Актер должен жить в роли естественно, независимо от того, как далеко от него время, в котором он вдруг оказался. Манера шекспировских героев - походка, жесты, костюм, шпага - атрибуты, которые были каждодневными тогда - должны присутствовать в моей жизни так, как будто это со мной каждый день. Это непросто, но зритель не должен об этом догадываться. Я брала свой костюм со съёмок в гостиницу и не снимала его до самого вечера. Я привыкала к этому костюму. Лишь, когда я достигала состояния комфорта, чувствовало что мне легко и приятно, что все это мое – вот тогда я обретала уверенность. Вы, наверное, говорите об этом.

- В фильме "Двенадцатая ночь", Вы играли сразу три роли: Виолу, брата Себастьяна и юношу Цезарио, за которого выдает себя Виола. Сегодня, наверное, проще все это сыграть, я имею в виду перевоплощение в мужской образ: кругом много образцов поведения. А в те годы - с вашей-то женственность играть мужчину...

- Одно дело играть переодетую в мужской костюм женщину, а другое – настоящего мужчину. Зрители все знают, что Цезарио - это переодетая женщина. И, если что-то у меня не так, то они мне прощают, просто подумают: "а вот здесь она себя выдала". То есть, это даже в какой-то мере работает на драматургию образа. А вот Себастьян – это, действительно, молодой человек. Вивьен Ли когда-то играла в американском фильме "Двенадцатая ночь". Но она играла только Виолу и Цезарио. Себастьяна играл другой артист - мужчина. Конечно, я сначала струсила, но потом как-то свыклась с мыслью. Я нашла и другую поход­ку, же­с­ты, го­лос дру­гой. И все по­лу­чи­лось.

- На ва­шем сче­ту око­ло 60 фильмов. Пер­вый из них да­ти­ро­ван 1948 го­дом. Сколь­ко по­пы­ток вы про­шли, по­ка ва­ше имя засияло в ореоле сла­вы?

-Тьфу-тьфу, как го­во­рят. Я удач­ли­вый че­ло­век. Ко мне судь­ба всегда по­во­ра­чи­валась хорошей стороной. Я при­е­ха­ла в Мо­с­к­ву из ма­лень­ко­го го­ро­да и с первой же попытки поступила в институт. Ме­ня при­гла­сил зна­ме­ни­тый Пырь­ев - и первая же картина принесла мне успех. У ме­ня не бы­ло этих известных трех по­пы­ток, обя­за­тель­ных, что­бы по­бе­дить. Как-то всё само собой сразу получалось. Я бла­го­дар­на судь­бе за всё.

- Вот толь­ко что вы говорили о Пырь­е­ве, но учи­лись-то у Сер­гея Апо­ли­нарь­е­ви­ча Гера­си­мо­ва. Были одной из лучших студенток, а Ульяну Громову в его «Молодой гвардии» сыграли не вы…

- А знаете, произошло просто не­до­ра­зу­ме­ние. На экзамене за четвёртый курс Ульяну Громову играла я. В романе Фадеева, Ульяна - ли­ри­че­с­кая героиня. Она любила сти­хи, из всех мо­ло­до­гвар­дей­цев бы­ла самой ду­хов­ной де­вуш­кой. Это мне бы­ло срод­ни. Фадеев видел меня на экзамене и очень хвалил. А по­том так случилось, что я за­бо­ле­ла и долго отсутствовала. А когда вернулась, уже играла Нона Мордюкова. Ну, так бы­ва­ет, ниче­го не по­де­ла­ешь. Вна­ча­ле я пе­ре­жи­ва­ла, а по­том по­ня­ла, что в ки­но случается по­л­но не­ожи­дан­но­стей и на­до быть го­то­вой ко все­му.

- Пырь­ев, Ге­ра­си­мов, Дов­жен­ко, Хей­фец, Пу­дов­кин, Ют­ке­вич, от од­них этих имён го­ло­ва кру­жит­ся. Вы ра­бо­та­ли с ни­ми со все­ми. На­ив­но спра­ши­вать, с кем из этих ве­ли­ких вам было интереснее работать. Но всё же, они такие разные…

- Ге­ра­си­мов учил нас, не подавляя сво­ей ли­ч­но­стью. Он ис­кал в каждом ин­ди­ви­ду­аль­ность, ста­рал­ся ее под­черк­нуть, и по­э­то­му все, кто учил­ся у Ге­ра­си­мо­ва, ста­ли ли­ч­но­стя­ми в ки­но. Юткевич – это ре­жис­сер-эрудит. В кру­гу ки­не­ма­то­гра­фи­стов - ак­те­ров, ре­жис­се­ров было не так мно­го лю­дей его уровня. При этом на съёмках он был очень мяг­ким и сговорчивым. Пу­дов­кин - сплош­ной тем­пе­ра­мент. С ним бы­ло не то, что тру­д­но ра­бо­тать - невыносимо. Он был вспыль­чив, не­тер­пе­лив, полон эмо­ций. С ним было очень не про­с­то. Но это был Пу­дов­кин, и мы его боготворили. Хей­фец - уди­ви­тель­но тон­кий ре­жис­сер, он ни­че­го не на­вя­зы­вал, толь­ко выска­жет ка­кое-то замечание, и ты уже понимаешь, что ну­ж­но де­лать. Он никогда не объяснял, не по­ка­зы­вал, просто да­вал сво­бо­ду ак­те­ру, а по­том выбирал то, что ну­ж­но для ро­ли.

- Говорят, у Пырь­ева был со­вер­шен­но не­сно­с­ный характер. У вас с ним воз­ни­ка­ли кон­фли­к­ты?

- Пе­ред тем как ехать в экс­пе­ди­цию на съёмки «Кубанских казаков», мы за­пи­сы­ва­ли пе­с­ни в ра­дио­ко­ми­те­те. Это, ведь, и понятно: все пе­с­ни, которые в фильме исполнялись на гру­зо­ви­ке, в по­ле, были записаны в студии. Вот тогда я впервые уви­де­ла, как ве­дет се­бя Пырь­ев в работе. Однажды, я по­те­ря­ла дар ре­чи от страха: «как же я бу­ду сни­мать­ся, ес­ли во время съёмок он бу­дет со мной об­ра­щать­ся так же, как с ак­те­ра­ми во время записи музыки. Я ведь и рта не смогу открыть. Но Пырьев был ге­ни­аль­ный че­ло­век. Он хорошо понимал, кто и как реагирует на его крики и топанья ногами. Ко­г­да он уви­дел мои испуганные, на­ив­ные гла­за, то сообразил, что из меня такими методами ничего не выдавить. По­э­то­му со мной он был очень де­ли­ка­тен и, ес­ли я что-то не так де­ла­ла, он оглядывался по сторонам, ища, на ком бы со­р­вать злость. А потом снова поворачивался ко мне и говорил: “Де­то­ч­ка, по­ни­ма­ешь, вот это на­до де­лать вот так”. Он на ме­ня ни ра­зу не за­кри­чал, ни­ко­г­да.

- Теперь – совсем о личном. Сер­гей Вла­ди­ми­ро­вич Лукь­я­нов, за­ме­ча­тель­ный рус­ский ар­тист, был ва­шим му­жем. Он сы­г­рал в “Ку­бан­ских ка­за­ках” глав­ную роль - пред­се­да­те­ля кол­хо­за Гор­дея Во­ро­на. А потом…

- Знаете, Маргарита, вначале я не по­няла, что это и есть лю­бовь. Это было пер­вое чув­ст­во. Я не знала, что любовь - это страдания, переживания, бессонные ночи. Что-то во мне про­ис­хо­ди­ло, но, что это - я понять не мог­ла. Сер­гей Вла­ди­ми­ро­вич был стар­ше ме­ня на 15 лет. К тому времени у не­го уже сло­жи­лась ак­тер­ская судь­ба, бы­ло имя. Он мне казался очень взрослым… Да, мы познакомились на картине и сразу после окончания съёмок поженились. Мы были очень счастливы. Но слу­чи­лась беда: он слишком ра­но ушел из жиз­ни.

- А бы­ва­ет лю­бовь вто­рая, тре­тья?

- Я ду­маю - да. У ме­ня так и произошло. Че­рез не­сколь­ко лет я вы­шла за­муж за из­ве­ст­но­го жур­на­ли­ста Дмитрия Мамлеева. Мы уже много лет вместе. Глав­ное, это по­ни­мать друг дру­га. Я часто уез­жаю на съёмки, в экс­пе­ди­ции. Он не уп­ре­ка­ет ме­ня за то, что до­ма что-то не так, что я чего-то не успеваю. Он по­ни­ма­ет, что та­кое работа, и я его по­ни­маю. По­э­то­му, на­вер­ное, мы и жи­вём так хо­ро­шо.

- В актёрской среде долгий брак – не частое явление. С одной такой яркой парой вы были хорошо знакомы. Я говорю о знаменитых Александрове и Орловой…

- Впервые я увидела афишу Лю­бови Пе­т­ров­ны Ор­ло­вой с Але­к­сан­д­ро­вым еще, когда жила в Пол­та­ве. Мы с де­вчонками по­бе­жа­ли за би­ле­та­ми, пропустили шко­лу, по­па­ли на днев­ной кон­церт и, с за­ми­ра­ни­ем сердца, я слу­ша­ла, что го­во­рит Але­к­сан­д­ров. Он был, дей­ст­ви­тель­но, очень хорош собой. У не­го бы­ли кра­си­вые руки. Я это запомнила. А по­том вы­сту­пала Лю­бовь Пе­т­ров­на. Она ока­за­лась ма­лень­ко­го ро­с­та, изящ­ная, в очень кра­си­вом пла­тье. Она хо­ро­шо пе­ла, а ко­г­да все за­кон­чи­лось, мы с подругами, дождавшись у служебного выхода, шли на поч­тен­ном рас­сто­я­нии, рас­сма­т­ри­ва­я Орлову. И вдруг она по­вер­ну­лась и обратилась прямо ко мне: “Де­во­ч­ка, где здесь у вас бу­ки­ни­сти­че­с­кий ма­га­зин?” Я не зна­ла, что та­кое бу­ки­ни­сти­че­с­кий. Я училась в украинской школе и многих слов по-русски не знала. Она догадалась об этом и объяснила: “Ну, там, где про­да­ют ста­рые кни­ги”. Я ей ответила. Потом гордилась тем, что говорила с Орловой. И вот прошли годы, я уже сня­лась в не­сколь­ких кар­ти­нах и вдруг уз­наю, что от кино де­ле­га­ция едет в Кан­ны. Руководит делегацией Але­к­сан­д­ров. Лю­бовь Пе­т­ров­на Орлова, естественно, в составе. В группу включена и я. Пред­ста­в­ля­е­те, Любовь Орлова - с детства мой кумир, недоступный, как божество. И вдруг я с ней еду в Канны. Мы - чле­ны де­ле­га­ции. На рав­ных! При этом поч­те­ние, ко­то­рое у ме­ня бы­ло к ней с дет­ст­ва, ос­та­лось на всю жизнь. Я от­но­си­лась к ней очень тре­пет­но и с боль­шой лю­бо­вью. Там в Каннах репортёры одолевали нас. Газеты очень хо­ро­шо обо мне пи­са­ли: на­зы­ва­ли ме­ня пре­ле­ст­ной де­вуш­кой, со све­же­стью па­с­тушки, а киноманы толпились в очереди за автографом.

Однажды, на одной из улиц Канн произошёл со мной курьёзный случай. Толпа любителей автографов лавиной надвинулась на меня и я, отступая назад, уткнулась в витрину ресторана и, представляете, выдавила её. Я очень ис­пу­га­лась: «как я расплачусь за выдавленное стекло»? - первая мысль. Я была просто в оцепенении. Но тут появился хо­зя­ин того самого ре­с­то­ра­на. Его лицо сияло улыбкой. Я не сразу поняла, чему он радуется. Только потом сообразила: вокруг куча документалистов. Всё случившееся они сняли на плёнку. Хо­зя­ин поблагодарил меня за рекламу его ресторана.

- А вы го­во­ри­те, что не сни­ма­етесь в ре­к­ла­ме…

- Да, я отказываюсь. Мне как-то по­зво­ни­ли из Но­вой Зе­лан­дии и ска­за­ли, что они видели меня в художественных фильмах и пред­ла­га­ют кон­т­ракт. Там, где должна стоять сум­ма, они ни­че­го не напи­шут. Я могу сама назвать цену за контракт. Я да­же не представляла, сколь­ко это мо­жет сто­ить. И не ин­те­ре­со­ва­лась. Я не хо­чу быть на эк­ра­не шесть раз в день в те­че­ние долгого вре­ме­ни в ка­кой-то ре­к­ла­ме. Актёр, ко­то­рый не­пре­рыв­но ре­к­ла­ми­ру­ет зубочистки или ещё что-то, не может создать полноценный классический образ в кино или в театре. Представляете, со мной на экране про­ис­хо­дят тра­ги­че­с­кие со­бы­тия - я плачу, страдаю - а лю­ди в это время ассоциируют меня с суповыми кубиками. Нет, я не со­г­ла­ша­юсь сни­мать­ся в рекламе.

- В од­ном из ин­тер­вью вы рассказывали, что ваше дет­ст­во про­шло без по­дар­ков, без дней ро­ж­де­ний, без но­во­год­них елок. От­ку­да же в вас эта лу­че­зар­ность, доброта, сер­де­ч­ная энер­гия? Ведь все на­чи­на­ет­ся с дет­ских вос­по­ми­на­ний.

- Я жи­ла с ба­буш­кой. Это была ма­ми­на родная сестра, но мы на­зы­ва­ли её ба­буш­кой. В ней бы­ло столь­ко юмора и доброты, что это заменяло мне всё, чем обычно взрослые стараются украсить жизнь ребёнка. Я с ней про­жи­ла почти всю свою жизнь. От неё у меня эта, как вы точно выразились, сердечная энергия.

- Го­во­рят, что те­ле­ви­зи­он­ная се­рия “Цы­ган” появилась на экранах, благодаря вашим усилиям. У вас бы­ли ка­кие-то осо­бые от­но­ше­ния с то­г­даш­ним пред­се­да­те­лем Ко­ми­те­та по ра­дио­ве­ща­нию и те­ле­ви­де­нию Ла­пи­ным?

-Я до того не ви­де­ла его и не бы­ла с ним зна­ко­ма. Но мне ска­за­ли, что от не­го за­ви­сит за­пу­ск картины в про­из­вод­ст­во. Я по­зво­ни­ла его се­к­ре­та­рю, представилась - я ведь была уже известная актриса – и попросила назначить мне встречу с председателем Комитета. Мне перезвонили буквально через двадцать минут и пригласили приехать прямо сразу. Я при­е­ха­ла. Лапин очень вни­ма­те­льно выслушал меня и спро­сил: “Ска­жи­те че­ст­но, дей­ст­ви­тель­но ли это хо­ро­ший ма­те­ри­ал и мо­жет получиться хо­ро­шая кар­ти­на?”. Я ему по­обе­ща­ла, что кар­ти­на бу­дет иметь ус­пех. “Я вам ве­рю”, - ска­зал он, по­зво­нил в про­из­вод­ст­вен­ный от­дел и дал рас­по­ря­же­ние за­пу­с­кать в про­из­вод­ст­во. Вот и все.

- Но вы не толь­ко про­би­ли кар­ти­ну, вы поч­ти на­вя­за­ли ре­жис­се­ру Александру Бланку на главную роль артиста Ми­хая Во­лон­тира ...

- Нет, нет. Я не навязывала. Просто я уже была утверждена на роль Клавдии, а ре­жис­сер всё никак не мог найти Будулая. Однажды на пробы приехал из провинции че­ло­век ма­лень­ко­го ро­с­та, с ог­ром­ным но­сом, ка­кие-то у не­го, как про­во­ло­ч­ки, за­ви­тые длин­ные во­ло­сы, ма­лень­кие пле­чи, ху­день­кий, щу­п­лень­кий. Я на не­го гля­ну­ла и ду­маю: «нет, я его лю­бить не мо­гу, ну - никак». И го­во­рю ре­жис­се­ру: “Са­ша, ну как же я бу­ду с ним сни­мать­ся, это­ про­с­то не­воз­мо­ж­но”. А режиссёр в ответ: «Клара. Он по­хож на Ии­су­са Хри­ста, а мне на­до иметь де­ло с зем­ным че­ло­ве­ком». В общем, мы оба поняли, что кандидат нам не подходит. А время поджимало. И тут я вспомнила молдавского артиста Михая Волонтира. «Вот иде­аль­ное лицо для это­го цы­га­на», – сказала я режиссеру. В тот же день к Волонтиру послали ас­си­стента ре­жис­се­ра, и он со­г­ла­сил­ся сни­мать­ся.

- Клара Степановна. Вы - ве­ли­кая ак­т­ри­са, рус­ская ук­ра­ин­ка с ка­зачь­и­ми кор­ня­ми. Ес­ли про­из­не­сти все эти ипо­ста­си враз, то пред­ста­в­ля­ет­ся силь­ный, мужественный об­раз. И совсем не такой воздушный, как показалось в начале нашего разговора…

- Знаете, я мо­гу рас­те­рять­ся, что-то не сде­лать, я бываю не уве­рен­на в се­бе. Но, про­жи­тые го­ды и же­ст­кая жизнь в ки­но сде­ла­ли из ме­ня силь­ную жен­щи­ну. Ина­че бы ни­че­го не по­лу­чи­лось. Я ни­че­го не до­би­ва­юсь, я про­с­то жи­ву. Но, то, что я де­лаю, де­лаю как мо­ж­но луч­ше. И в этом от­но­шении я сильная. Ес­ли ну­ж­но, то, не умея пла­вать - поплыву, не умея гре­сти - бу­ду гре­сти, не умея прыгать с высоты – прыгну. Я бу­ду де­лать всё, по­то­му что это на­до для ки­но, для ро­ли.

- Же­ст­кая жизнь сей­час не толь­ко в ки­но. Вы ин­те­ре­су­е­тесь по­ли­ти­кой?

-Я знаю, что кругом про­ис­хо­дит, но я не по­ли­тик. Прав­да, ме­ня при­гла­ша­ют в по­ли­ти­че­с­кие шоу, серь­ез­ные. Я вы­ска­зы­ваю свою то­ч­ку зре­ния. Мне, на­вер­ное, про­ще: от меня мало, что зависит. Но я всегда говорю то, что думаю. Не лу­ка­в­лю, не под­стра­и­ва­юсь ни под ко­го, не ­ста­ра­юсь быть та­кой, ка­кой ко­му-то ну­ж­но. Я про­с­то нор­маль­ный че­ло­век, ко­то­рый го­во­рит то, что ду­ма­ет.

- И все-та­ки, что вам нра­вит­ся и что уд­ру­ча­ет в России?

- Ме­ня уд­ру­чают боль­ше все­го - де­ти. Ка­ж­дый ше­с­той ре­бе­нок у нас бо­лен, ро­ж­да­ет­ся боль­ным. Мно­го бес­при­зор­ных, мно­го де­тей не учат­ся в шко­ле, бро­дя­ж­ни­ча­ют. Мно­го не­бла­го­по­лу­ч­ных се­мей. Вот я иг­ра­ла та­кую те­тю Ма­ру­сю, ко­то­рая вы­кор­ми­ла и вы­рас­ти­ла двух чу­жих де­тей. После этого фильма я получила много писем из раз­ных дет­ских до­мов. Писали дети о том, что они лю­бят ме­ня «за до­б­рые гла­за и ла­с­ко­вые руки». Понимаете, значит, им не хватает ма­те­рин­ской ла­с­ки, у них нет до­ма, се­мьи. Они стараются казаться взрослее и самостоятельнее, но на самом деле, они про­с­то де­ти. Я очень пе­ре­жи­ваю за лю­дей, ко­то­рые бедно жи­вут, и ес­ли я мо­гу по­мочь, то обя­за­тель­но по­мо­гаю. А о чем го­во­рят по­ли­ти­че­с­кие де­я­те­ли, ме­ня ма­ло ин­те­ре­су­ет.

- Вашу счастливую актёрскую судь­бу ле­пи­ли та­кие бле­стя­щие ре­жис­се­ры как Ио­сиф Ефи­мо­вич Хей­фец, Сер­гей Ио­си­фо­вич Ют­ке­вич, Ян Бо­ри­со­вич Фрид, Але­к­сандр Бланк, ка­жет­ся, то­же - не титульной национальности… А по­том За­ко­но­да­тель­ное со­б­ра­ние Кра­с­но­дар­ско­го края, где мно­го лет гу­бер­на­тор­ст­во­вал са­мый ярый ан­ти­се­мит батька Кон­д­ра­тен­ко, по­да­ри­ло вам за за­слу­ги в ки­не­ма­то­гра­фе автомобиль бе­лую “Вол­гу”…

- Я понимаю, о чём вы говорите. Для ме­ня это не во­п­рос. В Пол­та­ве, где я росла, есть ули­ца Шо­лом-Алей­хе­ма. Там жило много евреев. И в шко­ле, где я учи­лась, по­ло­ви­на ре­бят бы­ли ев­реи. Моя луч­шая под­ру­га Ри­та Морис - ев­рей­ка. Антисемитизм и вообще отношение к малым народам для меня не понятно. Ведь и цыган многие не любят, а вот нашего Цыгана они все любили… Сме­ют­ся и над хох­ла­ми, а я са­ма ук­ра­ин­ка. Сме­ют­ся над гру­зи­на­ми, копируют ев­ре­ев, цы­ган. Да, у нас это есть. Но я это­го не по­ни­маю. Я вос­при­ни­маю че­ло­ве­ка по тому, что он де­лает. Для меня – это главное.

- Ваш внук живёт в Монреале…

- Да. Саша о­кон­чил университет, потом двух­го­ди­ч­ную ака­де­мию, на­шел хорошую ра­бо­ту. Там и же­нил­ся. Я несколько раз была у него. Очень по нему скучаю. Но мне бы там де­лать было нечего. Я без сво­ей ра­бо­ты не мо­гу жить. Вну­ка люб­лю боль­ше жиз­ни, но и без работы не могу. Да и вообще, мой дом здесь: иду по Мо­с­к­ве, все здо­ро­ва­ют­ся, меня узнают, и ес­ли у ме­ня дурное на­стро­е­ние, я вы­хо­жу на ули­цу, ви­жу гла­за, ко­то­рые мне рады и все пло­хое улетучивается.

- Наверное, это взаимный процесс. Ваша улыбка так ос­ле­пи­тель­на, как бы­ва­ет толь­ко в юно­сти…

- Вы знаете, те, кто могут открыто улыбаться, всегда молоды. Открытый человек не держит камня за пазухой. Он не накопил ни зла, ни врагов.

- Вы всегда кра­си­во и стиль­но оде­ты, а ва­ша страсть к шля­пам из­ве­ст­на все­му све­ту. Вы и прежде слы­ли кра­са­ви­цей, те­перь - тем бо­лее. Откуда этот уни­каль­ный дар: с воз­рас­том не растерять, а приумножить жен­ское оба­я­ние и при­вле­ка­тель­ность?

- Я пы­та­юсь не по­те­рять­ся в ха­о­се же­с­то­ко­стей.

- Ви­ди­мо прав­да, что не так ва­ж­но пла­тье, ко­то­рое жен­щи­на на­де­ва­ет на свое те­ло, как вы­ра­же­ние, ко­то­рое она но­сит на сво­ем ли­це.

- Вы нашли очень точные слова, Маргарита. И вообще, спасибо вам за то, что вы ме­ня отыскали, и за эту беседу спасибо, и за то, что хоть на часок со­еди­ни­ли с мо­и­ми зе­м­ля­ка­ми. Мне этих встреч очень не хватает.

- А ведь могла и не застать вас дома. Вы сказали, что только вернулись из Петербурга. Что вы там делали?

- Там снимается сериал - три­на­д­цать по­лу­то­ра­ча­со­вых филь­мов. Очень серь­ез­ная и боль­шая ра­бо­та. Из-за неё я теперь жи­ву в по­ез­де. Я да­же спе­ци­аль­но ку­пи­ла че­мо­дан­чик для этих переездов.

- Что это будет за фильм?

- Пока скажу только, что придумал всё мо­ло­дой сце­на­рист. Он же и режиссёр. Я иг­раю украинскую жен­щи­ну – хозяйку большой семьи. Всё. Больше ничего не скажу...

Мы не успели попрощаться. Внезапно связь оборвалась. Я забыла, что предвосхищать творческие планы - дурной знак...

1 июля 2005 года Кларе Степановне Лучко исполнилось бы 80 лет.

Generic placeholder image
Маргарита Минеева
Люблю исследовать биографии интересных людей




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Подлинная легенда мировой поп-сцены
Посетило:446
Мэрайя Кэри
Самый известный силач прошлого века
Посетило:991
Джозеф Гринштейн
Величайший атлет XX века
Посетило:454
Джим Торп

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history